Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманистическая психология: Карл Роджерс — Появление гуманистической парадигмы в рамках гуманистической психологии

Гуманистическая психология возникла в США в конце 1950-х годов. Она возникла как союз ученых, разделявших некоторые общие взгляды на человека и на методологию психологических исследований, основанный, по сути, на протесте против двух подходов — психоанализа и бихевиоризма. В этих подходах именно высшие проявления бытия, свойственные человеку, остаются вне рассмотрения. Именно их становление гуманистической психологии поставило в центр своего интереса.

Основатели гуманистической психологии хотели построить новую методологию познания личности, принципиально отличную от естественнонаучной. Но разногласия внутри самого движения создавали трудности на пути к консолидации, так как, по словам Д.А. Леонтьева, «оппозиция бихевиоризму и психоанализу до сих пор является единственной цементирующей основой движения». Сами гуманистические психологи указывают на расхождения во взглядах основателей гуманистической психологии. Например, в конце 1980-х годов Дж. Роуэн в своей статье «Две гуманистические психологии или одна?» указал, что в рамках гуманистической психологии существуют по крайней мере две школы мысли, которые различаются своими взглядами на состояние человека.

«Гуманистическая психология — это течение в западной психологии, признающее своим главным объектом личность как уникальную целостную систему, которая является не чем-то заданным заранее, а открытой возможностью самореализации, присущей только индивиду.

В качестве сторонников гуманистических взглядов, рассматривающих человека как активного творца собственной жизни, свободного в выборе и развитии стиля жизни, ограниченного только физическими или социальными влияниями, можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли Роджерс, но именно Абрахам Маслоу общепризнан выдающимся представителем гуманистической теории личности. В его теории самоактуализации личности, основанной на изучении здоровых и зрелых индивидов, четко прослеживаются основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Гуманистическая психология основана на предпосылке, что стремление понять истинные ценности бытия и реализовать их на практике является необходимым фактором для полноценного развития человека. Она видит главное направление преобразования общества и его социальных институтов в том, чтобы дать возможность каждому ребенку, приходящему в мир, максимально развить свои потенциальные возможности и реализовать их на благо общества и на свое собственное благо. Она фокусируется на проблеме воспитания и развития гармоничной и компетентной личности до полного раскрытия ее потенциала для личностного и социального роста. В качестве метода решения этой проблемы он предлагает теорию самоактуализации.

В основе личности, по мнению К. Роджерса, лежит чувство собственного достоинства человека, или «Я-концепция», которая создается в процессе взаимодействия с другими людьми. Благодаря К. Роджерсу феномены самовосприятия и самооценки, их функции в поведении и развитии субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований.

Появление гуманистической парадигмы в рамках гуманистической психологии

Гуманистическая линия в психологии как культурное явление возникла в ответ на вторжение и замену культуры «милитаризацией» американского общества. «Две мировые войны, произошедшие за относительно короткий промежуток времени, поставили перед человеческой наукой ряд вопросов, к которым она оказалась не готова. Крах оптимистического взгляда на прогресс человечества, беспрецедентный уровень жестокости, агрессии и разрушений заставил вновь задуматься о природе человека, о его движущих импульсах и о взаимоотношениях между личностью и социальными структурами».

Первые работы гуманистических психологов относятся к 1950-м годам, хотя расцвет этого направления пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. По словам прокурора Леонтьева, «Американская ассоциация гуманистической психологии в первые годы своего существования выдвинула следующее довольно расплывчатое определение: «Гуманистическая психология может быть определена как третья основная ветвь психологических исследований (две другие ветви — психоаналитическая и бихевиористская), занимающаяся в первую очередь теми человеческими способностями и потенциями, которые не нашли места ни в позитивистской, ни в бихевиористской, ни в классической психоаналитической теории. Например, творчество, любовь, самость, развитие, организм, удовлетворение базовых потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, привязанность, естественность, тепло, трансценденция эго, объективность, автономия, ответственность, психическое здоровье и связанные с ними понятия. Этот подход также может быть представлен работами К. Гольдштейна, Э. Фромма, К. Хорни, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта, А. Энгиала, С. Буллера, К. Мустакаса и других, а также некоторыми аспектами работ К. Юнга, А. Адлера, эго-психологов психоаналитического направления, экзистенциальных и феноменологических психологов.

Однако эта несколько пространная цитата описывает проблемную область, в которой развернулась гуманистическая психология, а также теоретиков и практиков, участвовавших в развитии этих идей. Гуманистическая психология — это течение в западной психологии, признающее своим главным объектом личность как уникальную целостную систему, не что-то данное заранее, а открытую возможность самореализации, присущую только индивиду.

Основные понятия: Роджерс К., Маслоу А. утверждают, что человек обладает присущей ему внутренней силой — тенденцией к самоактуализации, которая направляет его развитие к наиболее полному раскрытию, разворачиванию присущих ему возможностей, сил и способностей. В этом подходе говорится, что человек обладает некоторыми заданными потенциями, заданной природой, позитивной по своей сути, которая реализуется в процессе развития. Развитие — это раскрытие того, что уже заложено в человеке.

К. Роджерс относил определение направленности развития к биологической природе человека, которая содержит определенный набор способностей. То, что человек приобретает в процессе социализации, не может улучшить его, а лишь искажает его истинную природу. Маслоу А. говорит о важности культурных влияний, но тенденция к самоактуализации, по его мнению, также является врожденной.

Гуманистические психологи предполагают, что человек вступает во взаимодействие с миром, уже обладая определенными характеристиками. Соответственно, единицей анализа является человек с присущими ему потенциями. В прошлом считалось, что социальное влияние скорее мешает, чем помогает реализации. В последнее время считается, что другие люди являются необходимым условием для развития личности и что культура может оказывать как положительное, так и ограничивающее влияние на самоактуализацию. Однако внешние факторы рассматриваются как условия, предпосылки развития.

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология — это особое направление, отличающееся от других школ рядом принципиально важных положений для понимания природы человека. Она традиционно включает такие концепции, как теория черт личности Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу. Теория Маслоу, теория К. Роджерса и непрямая психотерапия, идеи Ш. Бюлера о жизненном пути человека и идеи Р. Мэя.

Каждая из перечисленных теорий использует свой понятийный аппарат, создает оригинальные концепции внутреннего мира человека и его развития на протяжении жизни, верифицирует и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Однако различия, существующие между теориями, не являются препятствием, которое не позволяло бы рассматривать их с позиции общих методологических принципов.

Такими принципами являются:

  • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию в силу наличия врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самореализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
  • Принцип целостности, который позволяет рассматривать личность как сложную, открытую систему, направленную на реализацию всего своего потенциала.
  • Принцип гуманности, утверждающий, что человек по своей природе добр и свободен, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной природы, делают его агрессивным и отчужденным.
  • Принцип целенаправленного детерминизма, который предполагает изучение черт личности в связи с ориентацией человека на будущее, то есть в связи с его ожиданиями, целями и ценностями, отвергая при этом идею каузального детерминизма.
  • Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт меняет отношение клиента и помогает ему взять на себя ответственность за себя, но не читает нотаций и не инструктирует его.
  • Принцип неэкспериментального изучения личности, в основе которого лежит идея цельности, а значит невозможность адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой является и личность) обычно обладает свойствами, которые не содержатся в ее отдельных частях.
  • Принцип репрезентативности, который означает, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, поскольку задача изучения нормальной и полноценно функционирующей личности реализуется в отборе здоровых, самоактуализированных индивидов.

С точки зрения гуманистической психологии, только сам человек несет ответственность за свои решения. Это не означает, что люди, которым предоставлена свобода выбора, обязательно будут действовать в своих интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного лица, которое свободно выбирает между предложенными вариантами.

Гуманистическая психология предполагает, что человек психически здоров и гармоничен и стремится достичь вершины личностного развития — самоактуализации. Для такого человека характерны самые высокие метапотребности: Истина, добро, красота, мудрость, справедливость, любовь и т.д.

Гуманистическая теория личности К. Роджерса

Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение о том, что люди используют свой опыт, чтобы очертить себя, определить себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, на основе которых он разрабатывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений.

Эмпирическое поле уникально для каждого человека; это эмпирическое поле, или «феноменальное поле», содержит «все, что происходит внутри телесной оболочки в любой данный момент и потенциально доступно сознанию». Оно включает события, восприятия, ощущения, влияния, которые человек может не осознавать, но мог бы осознать, если бы сосредоточился на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать или не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

«Слова и символы имеют такое же отношение к миру реальности, как карта к территории, которую она представляет… Мы живем по воспринимаемой «карте», которая никогда не является самой реальностью». C. Роджерс.

Внимание в основном сосредоточено на том, что человек воспринимает как свой мир, а не на общей реальности. Область опыта психологически и биологически ограничена. Мы склонны фокусировать свое внимание на непосредственной опасности или на том, что безопасно и приятно, вместо того чтобы замечать все раздражители в окружающей среде.

В поле опыта находится самость. Это не стабильная, неизменная сущность. В то же время, когда мы смотрим на себя в конкретный момент, кажется, что оно стабильно. Это происходит потому, что мы, в некотором смысле, «замораживаем» фрагмент опыта, чтобы созерцать его. Роджерс говорит, что «мы имеем дело не с медленно растущим образованием, не с постепенным, поэтапным обустройством … В результате, очевидно, получается гештальт, конфигурация, в которой изменение одного небольшого аспекта может полностью изменить всю фигуру». Самость — это организованный, целостный гештальт, который постоянно находится в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Подобно тому, как фотограф «останавливает» что-то, когда оно меняется, «я» — это не один из «неподвижных снимков», которые мы делаем, а текучий процесс, стоящий за ним. Другие теоретики используют термин «самость» для обозначения того аспекта личности, который является неизменным, стабильным и даже вечным. Роджерс, с другой стороны, использует этот термин в отношении непрерывного процесса становления сознания. Это различие, этот акцент на изменениях и текучести, лежит в основе его теории и веры в то, что человек обладает способностью к росту, к изменениям, к личностному развитию. Я или самовосприятие — это представление человека о себе, основанное на прошлом опыте, настоящих данных и будущих ожиданиях.

Идеальное «я» — это «представление о себе, которое человек хотел бы иметь больше всего и которому он придает наибольшее значение». Как личность, она представляет собой меняющуюся, развивающуюся структуру, которую необходимо постоянно переопределять. Степень отклонения Я от идеального Я является показателем дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким бы он хотел быть, является признаком хорошего психического здоровья. Такое принятие не является покорностью, отказом от своих позиций; это способ приблизиться к реальности, к своему настоящему состоянию. Образ идеального «я», в той степени, в которой он значительно отличается от реального поведения и ценностей человека, является препятствием для личностного роста. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Студент собирается покинуть колледж. Он был лучшим учеником в начальной и средней школе и очень хорошо учился в колледже. Он уходит, как он объясняет, потому что получил плохую оценку по определенному предмету. Его самооценка как «всегда лучшего» была подорвана.

Тенденция к самоактуализации

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает людей двигаться к большей конгруэнтности и более реалистичному функционированию. Этот драйв, кстати, присущ не только людям, но и всем живым существам. «Это стремление, которое проявляется во всей органической и человеческой жизни — стремление расширяться, распространяться, становиться автономным, развиваться, созревать — стремление выражать и использовать все возможности организма в той мере, в какой это действие улучшает организм или самость». Роджерс предполагает, что в каждом из нас есть стремление стать настолько компетентным и способным, насколько это биологически возможно для нас. Как растение стремится стать здоровым, как семя несет в себе стремление стать деревом, так и человек стремится стать цельным, полным, самоактуализирующимся человеческим существом.

Стремление к здоровью не является непреодолимой силой, сметающей все препятствия. Она легко притупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что это доминирующий мотив в человеке, который «функционирует свободно, не скованный прошлыми событиями или текущими убеждениями, которые поддерживают несоответствие». Маслоу приходит к аналогичным выводам: Он называет эту тенденцию слабым внутренним голосом, который нетрудно заглушить. Посылка о том, что рост возможен и занимает центральное место в структуре тела, является основополагающей для мышления Роджерса.

Согласно Роджерсу, тенденция к самоактуализации — это не просто один мотив среди других. «Следует отметить, что тенденция к самоактуализации — единственный мотив, постулируемый в этой теоретической системе … Например, «я» — это важное понятие в нашей теории, но «я» ничего не «делает»; это просто выражение общей тенденции организма вести себя так, чтобы поддерживать и улучшать себя».

Реляционная ценность является центральной темой в работе Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруэнтными или служить фокусом ценностных условий. Более поздние отношения могут восстановить или отсрочить конгруэнтность.

Роджерс предполагает, что взаимодействие с Другим позволяет человеку непосредственно обнаружить, пережить или встретиться со своим настоящим «я». Наша личность становится видимой для нас через наши отношения с другими людьми. В терапии, в ситуации группы встреч, человек может найти опыт себя через обратную связь с другими.

«Я считаю… что главным препятствием для общения между людьми является наша естественная склонность судить, оценивать, одобрять или не одобрять то, что говорит другой человек или группа людей». C. Роджерс.

Когда мы пытаемся представить себе людей, не состоящих в отношениях с другими, мы видим два противоположных стереотипа. Первый — это вынужденный затворник, который не способен общаться с другими людьми. Второй — это созерцатель, который удалился от мира, чтобы заниматься другими интересами.

Ни один из этих типов не удовлетворяет Роджерса. Он считает, что отношения создают наилучшую возможность для «полноценного функционирования», гармонии с собой, другими и окружающей средой. В отношениях могут быть удовлетворены основные органические потребности человека. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей тратить невероятное количество энергии на отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

«Все наши тревоги, — говорит один мудрый человек, — проистекают из того, что мы не можем быть одни. И это очень хорошо. Мы должны уметь быть одинокими, иначе мы станем жертвами. Но когда мы становимся способными к одиночеству, мы понимаем, что только для того, чтобы вступить в отношения с другим человеком — или даже с одним и тем же человеком — все люди должны быть разделены, как полюса телеграфного аппарата, это нонсенс.» C. Роджерс.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические проблемы в обществе
  2. Психологическая коррекция подростковой агрессивности
  3. Организационная психология
  4. Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание
  5. Психопатология обыденной жизни
  6. Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием
  7. Виды психических процессов, их группирование
  8. Психические процессы у детей с ЗПР
  9. Проблема психологической готовности ребенка к школе
  10. Педагогика и методика дошкольного образования