Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманистическая психология — Основные принципы гуманистической психологии

Маслоу назвал гуманистическую психологию «третьей психологической силой». Это подчеркивало его оппозиционный характер по отношению к бихевиоризму и психоанализу.

Гуманистические теоретики подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего собственного поведения и жизненного опыта. Человек — это мыслящее существо, которое свободно принимает решения и выбирает свои действия. Таким образом, гуманистическая психология предполагает ответственного человека, который свободно выбирает из предложенных вариантов.

Наиболее важной концепцией, которую гуманистические психологи переняли у философов-экзистенциалистов, является концепция становления. Человек никогда не бывает статичным, он всегда находится в динамике, в движении. Будучи свободным существом, человек несет ответственность за реализацию максимально возможного количества жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения, поиск истинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются становиться и тем самым лишают себя возможности полностью проявить свою человечность, некоторым не хватает смелости постоять за себя, другие предпочитают принимать то, что диктуют им друзья, родители и общество в целом. Преодоление этой проблемы может мотивировать человека на совершение значимых поступков. Люди должны взять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, поскольку они ответственны только за одну жизнь — свою собственную. Кроме того, экзистенциальная философия позволила развить феноменологическое направление в психологии. Центральное место в этом направлении занимает понимание того, что человек подвержен воздействию субъективной, а не объективной реальности. Субъективный опыт является первичным явлением в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение вторично по отношению к непосредственному опыту и переживаниям. Ничто не заменит опыт и его переживания. Г. Олпорт сосредоточился прежде всего на стремлении человека к будущему, к свободной реализации своих потенциальных возможностей. Для А. Маслоу отправными точками являются творчество и потребность каждого человека в самореализации. Для К. Роджерса это укрепление веры в себя и возможность достичь идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых были разработаны психотерапевтические направления, которые получили название «личностно-центрированная терапия», «экзистенциальная терапия», «логотерапия» и так далее.

Гуманистическая психология предлагает новый подход к изучению человеческой природы. В его рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и несводимая система, которая находится или может находиться в процессе постоянного формирования. Человек несет ответственность за использование возможностей, которые предоставляет ему жизнь. Психология человека уделяет особое внимание вопросу о природных основах человека. Биологические и социальные факторы служат истоком, фоном и средой для развития человека и, как таковые, не ограничивают свободный ценностный выбор и направление личности.

Метакогниции и метапотребности (пиковые ценности и потребности) занимают особое место в гуманистической психологии. Обширный эмпирический материал доказал, что для сохранения психического здоровья личности необходимо помочь ей выбрать такой путь развития, при котором эти ценности и потребности могут быть сформированы и реализованы. Особое значение и уникальность имеет экзистенциальный (жизненный и смысловой) опыт каждого человека.

Психология человека помогает решить проблемы «экзистенциального вакуума» и смысла жизни. В рамках экзистенциально-гуманистической психологии была разработана система понятий и принципов, доказавших свою практическую эффективность как в психотерапии, так и в прояснении природы человеческой психики и индивидуального поведения.

Гуманистическая психология

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология — это особое направление, отличающееся от других школ рядом принципиально важных положений для понимания природы человека. Она традиционно включает такие концепции, как теория черт личности Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу. Теория Маслоу, теория К. Роджерса и непрямая психотерапия, идеи Ш. Бюлера о жизненном пути человека и идеи Р. Мэя.

Каждая из перечисленных теорий использует свой понятийный аппарат, создает оригинальные концепции внутреннего мира человека и его развития на протяжении жизни, верифицирует и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Однако различия, существующие между теориями, не являются препятствием, которое не позволяло бы рассматривать их с позиции общих методологических принципов.

Такими принципами являются:

  • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию в силу наличия врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самореализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
  • Принцип целостности, который позволяет рассматривать личность как сложную, открытую систему, направленную на реализацию всего своего потенциала.
  • Принцип гуманности, утверждающий, что человек по своей природе добр и свободен, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной природы, делают его агрессивным и отчужденным.
  • Принцип целенаправленного детерминизма, который предполагает изучение черт личности в связи с ориентацией человека на будущее, то есть в связи с его ожиданиями, целями и ценностями, отвергая при этом идею каузального детерминизма.
  • Принцип активности, позволяющий принимать субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития. Психотерапевт меняет отношение клиента и помогает ему взять на себя ответственность за себя, но не читает нотаций и не инструктирует его.
  • Принцип неэкспериментального изучения личности, в основе которого лежит идея целостности, а значит невозможность адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (как и личность) обычно обладает свойствами, которые не содержатся в ее отдельных частях.
  • Принцип репрезентативности, который означает, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, поскольку задача изучения нормальной и полноценно функционирующей личности реализуется в отборе здоровых, самоактуализированных индивидов.

Каждый опыт в жизни человека, даже если он оценивается им как негативный, является полезным, значимым опытом, уже содержащимся во внутренней жизни личности, достойным уважения и признания — хотя бы как урок, который, возможно, дорого нам обошелся, но который защищает нас от многих ошибок в настоящем и будущем.

Теория личностных черт Г. Олпорта

К диспозиционному направлению часто относят теорию Гордона Олпорта (1897-1967), согласно которой: 1) люди имеют широкий спектр предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый отдельный человек уникален, отличается от других людей своим психологическим оснащением (системой характеристик) (см. учебник 4.2).

В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает личность как сложную «открытую» систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром: условные рефлексы, способности, черты личности, системы черт, которые варьируются в разных случаях и образуют множественные Я-личности.

Особое место в этой сложно организованной системе занимает сфера мотивации и потребностей. В нем выделяют два уровня функционирования: уровень мотивов потребностей и уровень высших мотивов или мотивов развития.

Принцип так называемого гомеостаза — стремление к устранению напряжения — применим только на самом низком уровне мотивационной системы (мотивы потребности). Формы подлинно личного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, реализация собственной инициативы и чувства ответственности и т.д.) не укладываются в формулу гомеостаза. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию — характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов проникают в центральное ядро личности — самость — и трансформируются в системы ценностей индивида. Стремление к самоактуализации и самореализации являются мотивами развития и частью присущих человеку потребностей. Мотивы развития порождают систему целей, ориентированных на будущее, реализация которых обеспечивает формирование новых способностей человека. Человек, по мнению Олпорта, обращен к своему будущему.

«Для того чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, какой она может быть в будущем, поскольку каждое состояние личности ориентировано на будущие возможности».

Согласно Олпорту, развитие личности связано с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека сохраняются связи между старыми и новыми мотивами, причем характер этих связей носит исторический, а не функциональный характер. Функционально они не идентичны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы человеческой психики, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).

Вводя этот принцип, Олпорт противопоставляет свой взгляд на мотивационную структуру личности бихевиористскому взгляду, согласно которому новые мотивы (драйвы) возникают в результате сочетания того или иного стимула с удовлетворением врожденных потребностей, т.е. с точки зрения бихевиористской психологии высшие, психические потребности человека являются производными от его органических состояний. Так, по словам нео-бихевиористов Н. Миллера и Д. Доллард, вторичные мотивы «служат фасадом, за которым скрываются функции врожденных мотивов».

Олпорт объясняет формирование новых мотивов путем преобразования средств деятельности в ее цели и мотивы. Другими словами, предметы и действия, которые когда-то служили человеку лишь средством для достижения определенных целей, начинают вызывать интерес к себе и приобретают собственную мотивационную силу.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) основана на изучении психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, составляющих так называемую «восходящую вершину» общества.

Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых, как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертхаймер.

Научные поиски Маслоу были многогранны. Он занимался поведением приматов с точки зрения бихевиоризма, женской сексуальностью, антропологическими исследованиями индейцев; проводил тренинговые группы.

А. Маслоу критически относился к психологии того времени, которая изучала психику человека в основном на патологическом материале. Говорили, что он имеет дело только со здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психику следует рассматривать как единое целое, и избегает анализа по принципу «один к одному».

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отвергая психоаналитическую интерпретацию потребностей и мотивов, он формулирует позицию, согласно которой социальность присуща человеческой природе и проявляется как биологически обусловленный атрибут. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости обусловлены не природой, а нечеловеческими условиями воспитания и жизни индивида, некоторыми традициями, присущими обществу.

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им как тенденция, нарушающая душевное равновесие индивида. Именно это нарушение гомеостаза приводит к личностному росту, развитию и самоактуализации, то есть к желанию, которое Маслоу определяет как стремление человека быть тем, кем он может быть. Концепция самоактуализации занимает видное место в его концепции.

Хотя желание человека быть тем, кем он может быть, является врожденным, оно остается потенциальным, пока не возникнут особые условия для его реализации. Это условие — удовлетворение всех остальных (базовых) потребностей человека: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. «Если окажется, что все потребности не удовлетворены и в организме преобладают физиологические потребности, то все остальные потребности могут просто перестать существовать или отойти на второй план.

В более поздних работах позиция о порядке удовлетворения потребностей была пересмотрена и дополнена следующим положением: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, то он приобретает способность стойко переносить лишения в этой области и добиваться успеха, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Основными компонентами психического здоровья человека являются: 1) стремление быть всем, чем может быть человек, и 2) стремление к гуманистическим ценностям.

Существуют положительные и отрицательные стороны самоактуализации, последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии. С положительной стороны самоактуализации, определенная относительная независимость от других, присущая здоровой личности, конечно, не означает отсутствие взаимодействия с ними; это лишь означает, что в такого рода контактах цели индивида и его собственное бытие являются главными определяющими факторами.

В целом, он описывает здоровую личность как автономную, склонную принимать других, спонтанную, чувствительную к красоте, юмору и склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека с больным, он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавилось, а потому, что он ничего не потерял в процессе своей индивидуальной жизни.

Понятие конгруэнтности  личности в теории К. Роджерса 

Важным постулатом теории К. Роджерса (1902-1987) является представление о том, что человек существует в постоянно меняющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Это не мир предметов и вещей, но включает в себя все, что человек (организм) чувствует, независимо от того, осознанно это чувство или нет. Восприятие того или иного чувства он назвал символизацией объекта. В личном мире человека сознательно переживается лишь малая его часть, причем некоторые содержания опыта легко облекаются в образы, а другие остаются неартикулированными основаниями нового опыта. Истинное значение индивидуального опыта известно только самому человеку. Полное и непосредственное знание и понимание мира опыта возможно лишь потенциально.

Тело реагирует на окружающую среду так, как она дана ему через опыт и восприятие. Именно эта сфера — восприятие событий — является реальной. Другими словами, человек реагирует не на абсолютную реальность, а на свое собственное восприятие этой реальности. Эта позиция является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.

Она раскрывается в следующих трех принципах:

1) поведение человека нельзя понять с точки зрения объективного наблюдателя, а с точки зрения самого человека, его субъективного восприятия и познания действительности;

2) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения

3) Люди по своей природе добры и стремятся к совершенству.
В психологическом смысле реальность — это личный перцептивный мир человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психологической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими.

Тело реагирует на конкретное феноменальное поле как организованное целое. Эта роджерсианская позиция противопоставляется функционализму, который разбивает личность и когнитивные процессы на отдельные компоненты, которые сами по себе не составляют этой целостности.

Личность имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, поддерживать и укреплять организм как среду опыта, развиваться к зрелости. Тело движется к большей независимости и ответственности, к самоуправлению, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самореализации присуща каждому человеку от рождения, но воспитание и нормы, установленные обществом, заставляют человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении кроется источник аномального поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить в поведении общую картину своего феноменального мира; чем меньше защитных, искажающих содержание переживаний, тем адекватнее они выражаются в общении.

Со временем, став частью личного мира человека, его представления начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру — Я-концепцию. Самость — это символизированная часть опыта, возникающая в результате того, что некоторые чувства о себе были обозначены и выделены в отдельную сущность. «Я-концепция» — это восприятие человеком самого себя, или то, что человек имеет в виду, когда говорит «я» или «мне». Первоначально Я-концепция обычно формируется в основном на основе личного опыта, то есть событий, происходящих в феноменальной сфере и идентифицируемых индивидом как «Я» или «самость», по крайней мере, на довербальном уровне… Более того, люди развивают Я-концепции, взаимодействуя с другими значимыми для них людьми, рассматривая их как отдельные «я».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Перспективы клинической психологии
  2. Архетипы мужчин — Концепция архетипов по Юнгу
  3. Мышление, сознание, язык и речь
  4. Копинг-стратегии у студентов, обучающихся творческим профессиям
  5. Гипноз-психотерапия
  6. Развитие самооценки учащихся подросткового возраста педагогом-психологом
  7. Понятие и виды педагогических систем
  8. Психологические механизмы разрешения конфликтов в индивидуалистических и коллективистских культурах
  9. Понятие коллектива в психологии
  10. Формирование навыков по осуществлению процесса групповой психодиагностики