Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности — Личность как научный объект исследования

Рассматривая различные теории личности, можно отметить, что большинство исследователей так или иначе сходятся во мнении, что личность — это особый феномен, связанный с особенностями адаптации человека к обществу, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным способностям действовать и изменять мир. Другими словами, личность нужна человеку для чего-то. Человек должен быть личностью. Последний выполняет определенные функции в жизнедеятельности человека.

Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса. Они почти никогда прямо не используют термин «функция личности», но их работы действительно посвящены основным функциональным целям личности: В создании средств психологической безопасности личности, в идентификации с определенной группой, в близких значимых отношениях с другим человеком, в получении социального признания и поддержании внутреннего статуса самооценки, в поиске истины и смысла жизни, в реализации моральных и эстетических идеалов доброго и прекрасного, речь идет о функции поддержания жизнедеятельности человека на определенном уровне духовности в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования индивида, в глубоком понимании бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, соответствующей представлению о ценности самого себя, в прояснении своей жизненной ситуации и расставленных в ней приоритетов, в автономии бытия и свободы, в богатстве опыта.

Когда психологи обращаются к изучению личности, возможно, первое, с чем они сталкиваются, — это разнообразие черт характера и их проявлений в поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные характеристики, отношения между сознанием и бессознательным (подсознанием) и многое другое — вот неполный перечень характеристик, с которыми мы должны иметь дело, когда пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

В современной психологии существует семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о характеристиках и структуре личности, свои методы ее измерения. Поэтому мы можем исходить из следующего схематичного определения: Личность — это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Различают психодинамические, аналитические, гуманистические, когнитивные, поведенческие, деятельностные и диспозиционные теории личности.

Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных «элементов» личности, компонентов («блоков») личности и свойства личности в целом. Соотношение черт и блоков личности на всех трех уровнях называется структурой личности. Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной теории, рассматривают не все уровни, а только один из них. В этом случае названия элементов и блоков сильно отличаются. Индивидуальные черты часто называют признаками, чертами, диспозициями, чертами характера, качествами, размерностями, факторами, шкалами личности, а блоки — компонентами, сферами, инстанциями, аспектами и подструктурами. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь некоторые, в основном диспозиционные, построены с использованием современных математических методов.

Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности

Личность как научный объект исследования

Личность — это относительно устойчивая совокупность ее внутриличностных качеств: симптомокомплексов психических свойств, формирующих ее индивидуальность, мотивов, направленности личности; особенностей темперамента, способностей (работы Теплова, Небылицына, Мерлина).

Личность как включенность индивида в пространство межиндивидуальных связей, где отношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут быть интерпретированы как носители Л. ее участников. Это позволяет преодолеть, например, ложную альтернативу понимания межличностных отношений либо как феномена группы, либо как феномена личности. Личное выступает как группа, группа — как личное.

Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширить сферу своей деятельности, действовать за пределами требований ситуации и ролевых спецификаций, ориентацией на устойчивую доминирующую систему мотивов, интересов, убеждений и т.д., Более глубокие смысловые образования — «динамические смысловые системы» по Выгодскому, формирующихся в совместной деятельности групп и коллективов, степень осознания своих отношений к действительности: установки (установки по Узнадзе и др.), диспозиции (по Ядову) и др.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает бессознательной психической регуляции некоторых важных аспектов деятельности личности. Субъективно личность для индивида — это его «Я» (образ «Я», «Я-концепция»), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессе деятельности и общения, которая обеспечивает единство и идентичность его личности и проявляется в самооценке, чувстве самоуважения, уровне стремлений и т.д. Образ «Я» представляет собой то, как человек видит себя в настоящем, в будущем, каким бы он хотел быть, если бы мог, и т.д. Соотнесение «Я-образа» с реальными жизненными обстоятельствами человека позволяет ему изменить свое поведение и реализовать цели самовоспитания. Обращение к самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания.

Личность, как «идеальное представление» индивида в жизнедеятельности других людей, даже вне их актуального взаимодействия, в результате активно осуществляемых индивидом содержательных преобразований интеллектуальной и аффективной сфер личностей других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную «потребность быть личностью». «, то есть вкладывать себя в жизнедеятельность других людей, продолжать свое существование в них, и раскрывает способность быть личностью, реализующей себя в социально значимой деятельности.

Развитие личности происходит в деятельности в условиях социализации и целенаправленного воспитания индивида. Задачей коммунистического воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности человека со всесторонним характером (духовным, трудовым, нравственным, эстетическим, физическим) при ведущей роли школы, семьи и общества.

Важную роль в этом процессе играет воспитание на производстве, прежде всего через вовлечение в трудовые коллективы, где создаются необходимые условия для формирования общественно ценных качеств Л. в производительном труде. (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.). Закономерности, а также возрастная периодизация развития личности, как правило, описываются с учетом общих закономерностей и возрастной периодизации психического развития индивида.

Особенности гуманистической теории личности

Преимущественно американская гуманистическая психология, получившая распространение на Западе в последние десятилетия, на первый взгляд, кажется несколько антитетичной психоаналитическому направлению в своем понимании личности и ее деятельности. Однако, как станет ясно позже, они совпадают по своим основным характеристикам.

В отличие от психоаналитиков, которых в поисках источника активности волнует прошлое, впечатления и переживания ребенка, подавленные в бессознательном, гуманистическая психология, развитие которой связано с работами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и других, рассматривает тенденцию к 6v эстену, к максимальной самореализации (самоактуализации) как основной фактор активности личности.

В понимании гуманистической теории личности природа человека в основном хорошая или, по крайней мере, нейтральная. Человек свободен и ответственен за свои решения. Человек — существо активное, ориентированное на далекие цели, способное вести себя туда. Тенденция к самоактуализации, или потребность человека в реализации своих врожденных потенциалов, считается основной движущей силой функционирования личности. Одной из важных особенностей гуманистической теории является ее феноменологический и целостный подход.

Согласно первому, личность основывается на психологической реальности, то есть на субъективном опыте, в соответствии с которым интерпретируется реальность. Согласно ей, человек представляет собой единое целое, не сводимое к отдельным частям его личности.

Согласно гуманистической теории, отношение значимых других, особенно родителей, важно для развития личности. Когда ребенок получает полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание) от значимых других, его формирующаяся Я-концепция соответствует всем его врожденным потенциалам. В зависимости от того, какое положительное внимание человек испытал в своей жизни, формируется определенный тип личности.

Согласно гуманистической теории Роджерса, существуют два противоположных типа: «полностью функционирующая личность» и «неупорядоченная личность».

  1. признание того, что человек стремится к самоактуализации, то есть как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этой стадии, достигает полного использования своих способностей и талантов. Самореализация человека невозможна без постепенного удовлетворения потребностей от низших к высшим.

Выделяют следующие потребности: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации.

  1. признание приоритета творческой стороны в человеке, которая присутствует в каждом из нас с рождения.
  2. сосредоточение внимания на характеристиках здорового человека. Изучение здорового человека в психологических терминах с целью создания универсальной науки психологии.
  3. внимание к настоящему опыту. Признание влияния предсказаний на поведение человека.

Природа человеческих затруднений связана с фрустрацией основных потребностей в детстве, а также с потребностями в любви и самоуважении.

Кроме того, возникновение дискомфорта, тревоги и невротических реакций связано с несоответствием между самовосприятием человека и его текущим опытом. Обычно такое несоответствие вызвано условным принятием со стороны родственников в детстве.

Основной подход к терапии — это подход, ориентированный на клиента. Клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности. В связи с этим используются менее директивные методы размышления и объяснения.

Теория личностных черт Г. Олпорта

К диспозиционному направлению часто относят теорию Гордона Олпорта (1897-1967), согласно которой: 1) люди имеют широкий спектр предрасположенностей реагировать на различные ситуации типичным образом; 2) каждый отдельный человек уникален и отличается от других людей своим психологическим оснащением (системой характеристик).

В своей персонологической концепции Г. Г. Олпорт рассматривает личность как сложную «открытую» систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром — условные рефлексы, способности, черты личности, системы черт, которые варьируются в разных случаях и образуют множественные Я-личности.

Особое место в этой сложно организованной системе занимает сфера мотивации и потребностей. В нем есть два уровня функционирования: уровень мотивов потребностей и уровень высших мотивов или мотивов развития.

Принцип так называемого гомеостаза — стремление к устранению напряжения — применим только на самом низком уровне мотивационной системы (мотивы потребности). Формы подлинно личностного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, реализация собственной инициативы и чувства ответственности и т.д.) не укладываются в формулу гомеостаза. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию — характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов проникают в центральное ядро личности — самость — и трансформируются в системы ценностей индивида. Стремление к самоактуализации и самореализации являются мотивами развития и частью присущих человеку потребностей. Мотивы развития порождают систему целей, ориентированных на будущее, реализация которых обеспечивает формирование новых способностей человека. Человек, по мнению Олпорта, обращен к своему будущему.

«Для того чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, какой она может быть в будущем, потому что каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей».

Согласно Олпорту, развитие личности связано с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека сохраняются связи между старыми и новыми мотивами, а характер этих связей носит исторический, но не функциональный характер. Функционально они не идентичны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы человеческой психики, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).

Вводя этот принцип, Олпорт противопоставляет свой взгляд на мотивационную структуру личности бихевиористскому взгляду, согласно которому новые мотивы (драйвы) возникают в результате сочетания того или иного стимула с удовлетворением врожденных потребностей, т.е. с точки зрения бихевиористской психологии высшие, психические потребности человека являются производными от его органических состояний. Так, по словам нео-бихевиористов Н. Миллера и Д. Доллард, вторичные мотивы «служат фасадом, за которым скрываются функции врожденных мотивов».

Олпорт объясняет формирование новых мотивов путем преобразования средств деятельности в ее цели и мотивы. Другими словами, объекты и действия, которые когда-то служили человеку лишь средством для достижения определенных целей, сами начинают вызывать интерес и приобретают собственную мотивационную силу.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) основана на изучении психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, составляющих так называемую «восходящую вершину» общества.

Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых, как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертхаймер.

Научные поиски Маслоу были многогранны. Он занимался поведением приматов с точки зрения бихевиоризма, женской сексуальностью, антропологическими исследованиями индейцев; проводил тренинговые группы.

А. Маслоу критически относился к психологии того времени, которая изучала психику человека в основном на патологическом материале. Говорили, что он имеет дело только со здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считал, что психику следует рассматривать как единое целое, чтобы избежать «анализа по частям».

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отвергая психоаналитическую трактовку потребностей и мотивов, он формулирует позицию, согласно которой социальность присуща самой природе человека и выступает как ее биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости обусловлены не природой, а негуманными условиями воспитания и жизни индивида, какими-то традициями, свойственными обществу.

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им как тенденция, нарушающая психологическое равновесие индивида. Именно это нарушение гомеостаза приводит к личностному росту, развитию и самоактуализации, то есть к желанию, которое Маслоу определяет как стремление человека быть тем, кем он может быть. Концепция самоактуализации занимает в его концепции первостепенное место.

Хотя желание человека быть тем, кем он может быть, является врожденным, оно остается потенциальным, пока не возникнут особые условия для его реализации. Это условие — удовлетворение всех остальных (базовых) потребностей человека: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. «Если все потребности не удовлетворены и в организме преобладают физиологические потребности, то все остальные потребности могут просто перестать существовать или отойти на второй план. Неудовлетворение базальных желаний приводит к неврозам и психозам.

В более поздних работах положение о порядке удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он приобретает способность постоянно переносить лишения в этой области и реализовывать себя, несмотря на неблагоприятные условия. Основными компонентами психического здоровья человека являются: 1) стремление быть всем, чем может быть человек, 2) стремление к гуманистическим ценностям.

Существуют положительные и отрицательные стороны самоактуализации, последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии. С положительной стороны самоактуализации, определенная относительная независимость от других, присущая здоровой личности, конечно, не означает отсутствие взаимодействия с ними; это лишь означает, что в такого рода контактах цели индивида и его собственное бытие являются главными определяющими факторами.

В целом, он описывает здоровую личность как автономную, склонную принимать других, спонтанную, чувствительную к красоте, юмору и склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека с больным, он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавилось, а потому, что он ничего не потерял в ходе своей индивидуальной жизни.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сущность общения и его основные виды
  2. Влияние Карен Хорни на психоанализ
  3. Нейропсихологические основы познавательной деятельности — Раскрытие сущности понятия «познавательная активность»
  4. Политическая психология
  5. Возрастные страхи
  6. Труды Веккера в области психических процессов
  7. Особенности инфантилизма в период ранней взрослости — Общие характеристики инфантилизма
  8. Специальная психология
  9. Эмоциональная направленность личности младших школьников
  10. Этапы становления психологической науки