Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманистический подход в психологии личности — Особенности гуманистического подхода к пониманию личности

В 1960-х годах в американской психологии возникло новое направление, названное гуманистической психологией или «третьей силой». Это направление, в отличие от неофрейдизма или необихевиоризма, не было попыткой пересмотреть или адаптировать к новым условиям одну из уже существующих школ. Напротив, как отражено в названии «третья сила», гуманистическая психология намеревалась выйти за рамки дилеммы бихевиоризм-психоанализ и открыть новый взгляд на природу человеческой психики.

Каждое новое направление в науке определяет свою программу, противопоставляя ее установкам уже сложившихся школ. При этом гуманистическая психология видела ущербность других психологических школ в том, что они избегали столкновения с реальностью, переживаемой человеком, и игнорировали такие составляющие личности, как ее целостность, единство и уникальность. Гуманистическая психология призывала к пониманию человеческого существования во всей его непосредственности, на уровне ниже разрыва между субъектом и объектом, созданного философией и наукой нового времени.

Цель исследования — рассмотреть основные теории личности гуманистической психологии.

Предметом исследования являются гуманистические теории личности.

Предмет исследования — основные положения каждой из изучаемых теорий личности в гуманистической психологии.

Цели исследования:

  • Выявить особенности гуманистического подхода к пониманию личности;
  • Рассмотреть основные теории личности в гуманистической психологии:
  • теория самоактуализации А. Маслоу;
  • теория личностных черт Г. Олпорта;
  • теория Роджерса.

Вопросам изучения теорий личности в гуманистической психологии посвящено множество работ. Материал, представленный в учебной литературе, носит в основном общий характер, а многочисленные монографии по данной теме посвящены более узким вопросам проблемы.

Оценивая гуманистические теории личности, следует отметить, что их разработчики впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные моменты в поведении человека, но и на положительные аспекты развития личности. В работах ученых этой школы изучались достижения личного опыта, раскрывались механизмы формирования личности и пути ее саморазвития и самосовершенствования. Следует отметить, что это направление было более распространено в Европе, чем в США, где традиции экзистенциализма и феноменологии не так сильны. Появление новых тенденций в развитии психологии в конце 20 века, направленных на сближение лучших достижений различных психологических школ, нашло отражение и в содержании теорий гуманистической психологии, поскольку их трансформация происходит не только в логике того или иного течения, но и в более комплексном подходе к психологии личности. Каждая из вышеперечисленных теорий использует свой понятийный аппарат, создает оригинальные концепции внутреннего мира человека и его развития на протяжении жизни, проверяет и обосновывает данные, которые получает в ходе эмпирических исследований и психотерапевтической работы с клиентами.

В гуманистической психологии люди движимы своей внутренней сущностью в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если этому не препятствуют экстремальные обстоятельства окружающей среды. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди являются высокосознательными и разумными существами без доминирующих бессознательных потребностей или конфликтов.

В целом, гуманистические теории рассматривают человека как активного творца своей собственной жизни, со свободой выбора и развития образа жизни, ограниченной только физическими или социальными влияниями.

Гуманистический подход в психологии личности

Особенности гуманистического подхода к пониманию личности

Гуманистическая психология объединила философов, психологов, социологов и педагогов, которые искали более позитивные и обоснованные методы анализа и изучения целостной природы психической жизни человека. В гуманистической психологии человек как объект исследования не «разбивается» на дискретные элементы — рефлексы, когнитивные процессы, интеллектуальные знания, бессознательные фиксации или проекции невроза.

Психоаналитическое направление, которое впервые поставило вопрос о необходимости изучения мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших особенностей, как качественная уникальность личности каждого человека, способность сознательно и целенаправленно развивать определенные аспекты самовосприятия и формировать отношения с другими людьми. Ученые также опровергли идею психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показали, что формирование личности происходит на протяжении всей жизни.

Бихевиористский подход к изучению личности также нельзя считать удовлетворительным. Ученые, разработавшие этот подход и сосредоточившиеся на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, личностного опыта и изучения тех врожденных характеристик, которые формируют ролевое поведение человека.

Осознание этих недостатков традиционных психологических течений привело к возникновению новой психологической школы — гуманистической психологии.

Гуманистическая психология уходит своими корнями как в гуманитарные, так и в естественные науки, однако особое значение для нее имеют философия и литература. В нем особое внимание уделяется проблемам человеческого опыта, поиску смысла и интеграции бытия, целенаправленному и ценностно-ориентированному поведению, самоактуализации, творчеству, свободе выбора, ответственности, целостности, глобальному мышлению и новым подходам к гуманитарным наукам. В нем способность человека направлять свое собственное развитие считается главной.

Основатели гуманистической психологии стремились исправить искажения бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более правильную психологию, то есть более полезную для жизни. Преобладающим стало понимание здоровой творческой личности — цель, которую не преследовала ни одна другая школа. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как предполагает психоанализ, а самореализация (С. Бюлер) и самоактуализация (К. Гольдштейн, А. Маслоу) (17). Как третья ветвь психологии, гуманистическая психология обращается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или отсутствуют как в бихевиористской, так и в классической психоаналитической теории: Любовь, творчество, самость, рост, удовлетворение основных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, эффективность, смысл, честность, психическое здоровье и связанные с ними понятия. В дальнейшем фокус становится более практическим, а не теоретическим, особенно в контексте психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря такой практической направленности эта психология становится влиятельной и широко используемой.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отвергая психоаналитическую трактовку потребностей и мотивов, он формулирует позицию, согласно которой социальность заложена в самой природе человека и проявляется как биологически обусловленная характеристика индивида. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости обусловлены не природой, а нечеловеческими условиями воспитания и жизни индивида, некоторыми традициями в обществе.

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им как тенденция, нарушающая душевное равновесие индивида. Именно это нарушение гомеостаза приводит к личностному росту, развитию и самоактуализации, то есть желанию, которое Маслоу определяет как стремление человека быть тем, кем он может быть. Концепция самоактуализации занимает видное место в его концепции.

Хотя желание человека быть тем, кем он может быть, является врожденным, оно остается потенциальным, пока не возникнут особые условия для его реализации. Это условие — удовлетворение всех остальных (базовых) потребностей человека: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. Неспособность удовлетворить базальные желания приводит к неврозам и психозам.

В более поздних работах положение о порядке удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности человека в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он приобретает способность стойко переносить лишения в этой области и реализовывать себя, несмотря на неблагоприятные условия. Основными компонентами психического здоровья человека являются: 1) стремление быть всем, чем человек может быть, и 2) стремление к гуманистическим ценностям.

Существуют положительные и отрицательные стороны самоактуализации, причем последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии….. С положительной стороны самоактуализации, определенная относительная независимость от других, присущая здоровой личности, конечно же, не означает отсутствие взаимодействия с ними; это лишь означает, что в такого рода контактах цели индивида и его собственное бытие являются главными детерминантами.

В целом, он описывает здоровую личность как автономную, склонную принимать других, спонтанную, чувствительную к красоте, юмору и склонную к творчеству.

Сравнивая здорового человека с больным, он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавилось, а потому, что он ничего не потерял в процессе своей индивидуальной жизни.

Помимо личностных характеристик, он подчеркивает когнитивные и перцептивные особенности самоактуализирующегося человека — ясное и отчетливое восприятие окружающей действительности, его невозмутимость, нечастое использование защитных механизмов и высокие прогностические способности. Такие люди чувствуют себя наиболее комфортно в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, они успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности.

Также подчеркиваются особые социально-психологические и коммуникативные черты самоактуализирующейся личности — проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.

Теория личностных черт Олпорта

К диспозиционному направлению часто относят теорию Гордона Олпорта, согласно которой: 1) люди имеют широкий спектр предрасположенностей реагировать на различные ситуации типичным образом; 2) каждый человек уникален и отличается от других людей своим психическим оснащением (системой черт).

В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает личность как сложную «открытую» систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром — условные рефлексы, способности, черты личности, системы черт, которые варьируются в разных случаях и образуют несколько Я-личностей.

Особое место в этой сложно организованной системе занимает сфера мотивации и потребностей. В нем выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов потребностей и уровень высших мотивов, мотивов развития.

Принцип так называемого гомеостаза — стремление к устранению напряжения — применим только на самом низком уровне мотивационной системы (мотивы потребности). Формы подлинно личностного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, реализация чувства инициативы и ответственности и т.д.) не укладываются в формулу гомеостаза. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию — характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов проникают в центральное ядро личности — самость — и преобразуются в системы ценностей индивида. Стремление к самоактуализации и самореализации являются мотивами развития и частью присущих человеку потребностей. Мотивы развития порождают систему целей, ориентированных на будущее, реализация которых обеспечивает формирование новых способностей человека. Человек, по мнению Олпорта, сосредоточен на своем будущем.

Олпорт связывает развитие личности с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в ходе развития человека сохраняются связи между старыми и новыми мотивами, природа которых имеет исторический, но не функциональный характер. Функционально они не идентичны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как отдельные образования человеческой психики, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).

Согласно Олпорту, развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных поведенческих способностей приводит к формированию основных черт личности, которые он называет чертами. Черта характера — это предрасположенность вести себя одинаково в различных ситуациях. Это психологические черты, которые преобразуют многие стимулы и обуславливают многие эквивалентные реакции. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие; застенчивый человек воспринимает всех как потенциальных критиков, моральных авторитетов. Черты рассматриваются Олпортом как единицы анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиненными, другие приобретают характер кардинальных и центральных. Эти два фактора вместе образуют фокус личности.

Теория личности Роджерса

Одним из важных постулатов теории К. Роджерса является оценка того, что человек существует в постоянно меняющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Это не мир предметов и вещей, а включает в себя все, что чувствует человек (организм), независимо от того, является ли это чувство осознанным или неосознанным. Восприятие того или иного чувства он назвал символизацией объекта. В личном мире человека сознательно переживается лишь малая его часть, причем некоторые содержания опыта легко запечатлеваются в образах, а другие остаются неартикулированными основаниями нового опыта. Истинное значение индивидуального опыта известно только самому человеку.

Тело реагирует на окружающую среду так, как она дана ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера — восприятие событий — является реальной. Другими словами, человек реагирует не на некую абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это раскрывается следующими тремя принципами:

1) поведение человека нельзя понять с точки зрения объективного наблюдателя, а с точки зрения самого человека, его субъективного восприятия и познания действительности;

2) люди сами определяют свою судьбу, свободны в выборе и принятии решений

3) Люди по своей природе добры и стремятся к совершенству.

В психологическом смысле реальность — это личный мир восприятия человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психологической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими.

Тело реагирует на конкретное феноменальное поле как организованное целое. Эта позиция Роджерса контрастирует с функционализмом, который разбивает личность и когнитивные процессы на отдельные компоненты, которые сами по себе не составляют этой целостности.

Личность имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, поддерживать и укреплять организм как среду опыта, развиваться к зрелости. Тело движется к большей независимости и ответственности, к самоуправлению, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самореализации присуща каждому человеку от рождения, но воспитание и нормы, установленные обществом, заставляют человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении кроется источник аномального поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить в поведении общую картину своего феноменального мира; чем меньше защитных, искажающих содержание переживаний, тем адекватнее они выражаются в общении.

Все переживания и события в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые из них адекватно символизируются по отношению к Я, некоторые игнорируются, не осознаются, не имеют отношения к удовлетворению потребностей, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой Я, остальные отрицаются, имеют прямое отношение к удовлетворению потребностей.

В своей теории личности Роджерс использовал особую систему понятий, в которой люди могут формировать и изменять свое восприятие себя и своих привязанностей. Терапия использует ту же систему, чтобы помочь людям изменить себя и свои отношения с другими. Как и у других сторонников гуманистической психологии, центральным для Роджерса является идея ценности и уникальности человеческой личности. Он считает, что опыт, который человек получает в течение жизни и который он называет «феноменальным полем», является индивидуальным и уникальным.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развивающие игры как средство подготовки детей к обучению в школе
  2. Психолого-педагогическая деятельность в детских и молодежных объединениях
  3. Исследование внимания в когнитивной психологии
  4. Высшие и низшие психические процессы
  5. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии
  6. Методы сознания
  7. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
  8. Взаимоотношения ученика и учителя. Конфликты — Педагогический конфликт, его содержание, виды и функции
  9. Практическая психология
  10. Профессиональная деятельность социального педагога в различных сферах жизнедеятельности общества