Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманизм эпохи возрождения — Исторические предпосылки Ренессанса

Ренессанс, Ренессанс (примерные границы — XIV-XVI века), является одним из самых ярких в истории человечества. То, что мы называем культурой Возрождения в Италии, началось еще в четырнадцатом веке и достигло своего пика в пятнадцатом веке. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским феноменом — особенно в Западной Европе. Этот период был отмечен беспрецедентным творческим подъемом в области искусства, литературы, науки, социальной и политической мысли. Это было время гениальных творцов, время решительного выхода человека за пределы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время острых контрастов и противоречий. Ренессанс дал миру десятки имен, составляющих славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразмус Роттердамский и многие другие.

Древнее культурное наследие сыграло большую роль в формировании ренессансной мысли. Одним из следствий возросшего интереса к классической культуре стало изучение древних текстов и использование языческих моделей для воплощения христианских образов. Название эпохи означает «возрождение древности».

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения Ренессанса была ориентация на искусство: если средневековье было религиозной эпохой, то Ренессанс был, прежде всего, художественно-эстетическим. И если в древности естественная и космическая жизнь была в центре внимания, то в средние века — Бог и связанная с ним идея искупления, то Ренессанс в центре внимания — человек. Поэтому философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим. Период Ренессанса — это революция в системе ценностей, в оценке всех вещей и в отношении к ним. Человек становится высшей ценностью, и это определило важнейшую особенность культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Философия Возрождения «реабилитировала» мир и человека, подняла, если не решала проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, потрясла ранее непоколебимое положение Церкви. Это ознаменовало путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.

Гуманизм эпохи возрождения - Исторические предпосылки Ренессанса

Исторические предпосылки Ренессанса

Время и место такого явления, как Ренессанс, не было случайным. Для того, чтобы понять Ренессанс, необходимо сначала дать краткий обзор ситуации в Европе, и в Италии в частности, в начале XIV века.

В отличие от XIII века, который был веком возникновения важных философских и богословских систем (работы Фомы Аквинского, Альберта Великого, Бонавентура, Р. Бэкона), XIV и начало XV веков характеризуются их упадком и падением. В политической сфере наблюдается заметное укрепление национальных государств. Между Церковью и светскими правителями разворачивается ожесточенная борьба за политическую власть. С развитием городов, ремесел и торговли растет интерес к естественным наукам и гуманитарным (экономическим) исследованиям. Выдающуюся роль в области культуры, науки и философии играли университеты, основанные в различных европейских городах (Прага 1348; Краков 1364; Вена 1365; Эрфурт 1378; Гейдельберг 1381 и т.д.), в то время как старые университеты утратили свое общеевропейское значение как монополисты.

Тринадцатый и четырнадцатый века отмечены новыми тенденциями в философии. Характерной чертой является растущий критический дух философии, проявляющийся в новых взглядах, в новом отношении к традиционным средневековым предметам. В рамках схоластики возникают противоречия между томистами и августинистами, лишая католическую идею единства и делая ее уязвимой для нападения.

Именно в этот период стал очевидным кризис католицизма в Европе. Этот кризис можно объяснить несколькими объективными причинами. Одним из них был подъем богатого купеческого класса и рост знаний среди мирян. Оба процесса начались в Италии, которая в этом отношении опережала другие западные страны вплоть до середины XVI века. В XIV в. северные итальянские города намного превзошли по богатству все северные, а класс мирян, особенно в области юриспруденции и медицины, стал более многочисленным. В северных итальянских городах царил дух независимости. Те же самые явления, хотя и в меньшем масштабе, существовали повсюду. Фландрия переживала период расцвета; процветали и ганзейские города. В Англии торговля шерстью принесла большие доходы. Папство, в высшей степени «секуляризованное», действовало прежде всего в качестве налогового органа, присваивая доходы, которые большинство стран хотели бы сохранить для себя. Папы больше не пользовались и не заслуживали морального авторитета, который давал им власть. Бонифейс VIII, в быке «Унамсанктэм», выдвинул такие крайние претензии, которые никогда раньше не выдвигал ни один из предыдущих пап. Он также учредил «Юбилейный год» в 1300 году, в течение которого все католики, которые посетили Рим и совершили определенные церемонии во время своего пребывания там, получили полное отпущение грехов. Дата первого «Юбилея» была 1300. — По словам Б. Рассел, может быть условно принят как первая веха в упадке папства. С середины 14 века до начала следующего, католицизм пережил большой раскол: два папы одновременно занимали папский престол, а в течение некоторого времени даже три. Все это значительно подорвало авторитет Церкви.

Ренессанс был отмечен развитием промышленности, торговли, судоходства, войны, то есть развитием материального производства, и, следовательно, развитием технологий, науки, механики и математики. Это потребовало освобождения разума от догматических принципов схоластической мысли и обращения к естественнонаучным знаниям о мире и человеке. Изобретения и открытия, ознаменовавшие переход к Новому веку — открытие Америки, создание новой астрономической системы Коперника, — изменили представление людей о мире и оставили глубокие следы во всем характере более поздней науки и философии.

Современные оценки роли гуманизма в философии Ренессанса

Гуманизм (латинский гуманизм, человечество) в широком смысле слова является стремлением человечества к созданию условий для жизни, достойной человека. Гуманизм начинается с размышлений о себе, о своей роли в мире, о своей природе и цели, о смысле и цели своего бытия.

Хотя термин «гуманист» (итальянский: гуманистический и его производные на различных языках) был придуман в середине XVIII века для обозначения учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии нравственности. Более того, уже в XIV веке для обозначения этих дисциплин было сказано: «studiahumanitatis» (гуманитарные дисциплины) и «studiahumaniora» со ссылкой на известные выражения Цицерона и Гелиуса, которые обозначали эти дисциплины.

В более узком смысле гуманизм определяется как идеологическое движение, сформировавшееся в эпоху Возрождения, содержание которого — изучение и распространение древних языков, литературы, искусства и культуры. Однако в этом понимании она относится только к интеллектуальной сфере; ее практический, динамичный аспект отсутствует. Поэтому следует отметить, что гуманизм был общественным движением и в этом смысле представлял собой большой исторический прогресс.

Существует огромное количество критической литературы о месте гуманизма в Ренессансе. Однако ученые не только не пришли к определенности и единодушному согласию в характеристике этого периода, но и постепенно запутались в клубке различных проблем. Вопрос усложняется тем, что в это время меняется не только философская мысль, но и все аспекты человеческой жизни: социальные, политические, моральные, литературные, художественные, научные и религиозные.

Вот два самых известных, по словам Дж. Реаля и Ди. Антисери, интерпретации термина «гуманизм», которые, по их мнению, охватывают весь спектр его философского значения.

P.O. Кристеллер пытался строго ограничить и даже устранить философский и теоретический смысл гуманизма. По мнению этого ученого, этот термин следует оставить с техническим значением, ограниченным сферой риторических и литературных дисциплин. Кристеллер считал, что гуманисты Ренессанса переоценивают и приписывают им новую мысль, которой на самом деле у них нет, ибо, если они занимались философией и наукой, то только косвенно. Гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что они вовсе не были философами. В качестве доказательства Кристеллер приводит тот факт, что на протяжении всего XV века итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы знаний другой, новой; напротив, они знали, что их область изучения занимала очень определенное и ограниченное место в общей системе знаний. Таким образом, по мнению Кристеллера, гуманизм может представлять лишь половину феномена «Возрождения».

Диаметрально противоположной является позиция Эудженио Гарана, который энергично отстаивал наличие в гуманизме философской «закваски», утверждая, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках Ренессанса является следствием того, что «философия чаще рассматривается как систематическое построение грандиозных пропорций, отрицая, что может быть, как философия, другой вид мышления, бессистемный, открытый, проблематичный и прагматичный». Одной из характеристик этого нового способа философствования является «чувство истории» и историческая размерность с соответствующей чувствительностью к объективности, осознание критического расстояния от объекта истории, знание исторических условий. Гарин видит новую гуманистическую философию в конкретном, конкретном моменте итальянской истории, обращая внимание на политические причины, которые повлияли на гуманистическую мысль во второй половине XV века.

Гуманистическая мысль в Ренессансе

Данте Алигьери (1265-1324) стоит у истоков гуманизма. В своей бессмертной «Божественной комедии» и в философских трактатах «Праздник» и «Монархия» он показал элементы нового, зарождающегося мировоззрения Ренессанса. Данте дает новый отчет об отношениях между божественным и человеческим. Бога нельзя противопоставить созидательным силам человека. Человек определяется Богом, с одной стороны, и природой — с другой. Смертная и бессмертная природа человека также устанавливает его двойную судьбу: внеземное существование и человеческое блаженство, реализуемое на Земле. Земная судьба человека реализуется в гражданском обществе; Церковь ведет человека к вечной жизни. Согласно Данте, Церковь должна иметь дело с «вечностью», в то время как земные дела предназначены для людей, которые должны попытаться создать социальный порядок, который помог бы реализовать человеческое существование, основанное на счастье, блаженстве и вселенском мире.

Франческо Петрарка (1304-1374) единодушно считается первым гуманистом. Блестящий промоутер древней культуры, он собирал подлинные классические тексты. Он подошел к древней культуре и историческому познанию и не видел в ней только ушедшего «золотого века» и потерянного рая. Петрарка был убежден, что он может достичь нового расцвета литературы, искусства и науки не путем слепого подражания идеям своих предшественников, а путем стремления достичь высот древней культуры, переосмыслив ее и в каком-то смысле переступив через нее.

Петрарка принимает христианство, но только в его несхоластическом толковании. В своем трактате «О личном невежестве и невежестве о других» он категорически отвергает стипендию Средневековья, против которой он нагло провозглашает своё «невежество», и показывает, что такая стипендия совершенно бесполезна для человека своего времени. Он склонен к идее активной самореализации человека. Петрарка в основном интересовали внутренние этические проблемы, характерные для Ренессанса, и в его работах есть призыв к переориентации философии на этот достойный объект знания.

Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в культуре, был друг Петрарки, флорентийский Джованни Бокаччо (1313-1375), который в своем Декамероне высмеивал глупое и лживое духовенство и восхвалял разум, энергию и жизненную силу нового городского класса. Его творчество отражает характерные черты Ренессанса: земной характер, физическую чувственность, практический утилитаризм, который он выражает ярким языком.

Колуччо Салутати (1331-1406) также успешно следовал по пути Петрарки. Ему приписывают заслуги в создании первой кафедры греческого языка во Флоренции, которая находилась под руководством Эммануила Хризолора, византийского ученого, приехавшего в Италию. Салютати в своих книгах «Письмо и о благородстве законов и медицины» иллюстрирует примат активной жизни над созерцательной жизнью: «Не думай, о паломник, что, избегая толпы, ты станешь отшельником, спрячься в изоляции, уйти в отшельник, тем самым найти путь к совершенству….. Кто был дороже Бога: отшельник и затворник Павел или активный Авраам? … Поверь мне, о паломник, что только тот, кто заботится о вещах мира, только тот, кто знает что-то о созерцании, так что есть много, кто называется, но мало кто избран». Идеалы Ренессанса выражаются также в его следующей мысли: «Я … всегда буду погружаться в действие, направленное на высшую цель, чтобы каждое мое действие было полезным и для меня, и для моей семьи, и, что более важно, чтобы оно принесло пользу моим друзьям и Родине, а затем оно также могло послужить примером для человеческого общества».

Социальные теории Возрождения

Свободный от диктата богословия оборот Ренессанса к человеку был заметен и в области общественно-политических теорий. Новые представления о государстве и праве исходили из иных, нежели в средние века, понятий: вместо одностороннего и однозначного религиозного оправдания они исходили из позиции естественного характера человека, из его земных интересов и потребностей.

С Никколо Макиавелли (1469-1527) началась новая эра политической мысли. Политическая философия Макиавелли имеет научный и эмпирический характер, она основана на его собственном опыте и направлена на то, чтобы показать средства для достижения желаемых целей, независимо от того, признаются ли эти средства хорошими или плохими.

В конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков Италия была потрясена постоянными войнами. Италия была потрясена постоянными войнами, которые препятствовали экономическому и культурному развитию общества. Италия была раздроблена на городские республики, князья боролись за власть, часто аморальными средствами, и не было власти для объединения страны. Политическая ситуация породила кризис моральных ценностей, новое видение политики.

Самое известное произведение Макиавелли, «Государь», было написано в 1513 году и посвящено Лоренцо де Медичи. Цель трактата — на основе опыта истории и современных событий показать автору, как приобретается княжеская власть, как она сохраняется и как она теряется. Образцовым правителем для Макиавелли был Чезаре Борджиа, который «может служить примером для всех, кто пришел к власти по милости судьбы и с помощью чужеземного оружия». Правитель не должен быть связан никакими априорными схемами, правовыми нормами, религией или собственным словом. Он должен руководствоваться реальными обстоятельствами, может быть жестоким, хитрым, грешным, безжалостным: «Государь, если он будет держать своих подданных в повиновении, не должен считаться с упреком в жестокости». «Нет нужды говорить, как похвальны у суверена верность своему слову, прямота и непоколебимая честность. Но мы знаем, что в наше время великие дела случались только с теми, кто не пытался держать свое слово и знал, как справиться с тем, кто был нужен, такие правители преуспели в конце концов гораздо больше, чем те, кто полагался на честность.

Следует отметить, что более масштабная работа Макиавелли — «Речи» — гораздо более республиканская и либеральная, и, не зная этого, можно получить одностороннее представление о взглядах Макиавелли. Он восхищается Чезаре Борджиа не за поставленные цели, а только за искусство, с которым он их преследовал; политической мечтой Макиавелли была единая Италия. Эти два чувства — культ искусства исполнения и патриотическое стремление к единству Италии — жили бок о бок в его сознании и ни в коем случае не сливались. «Суверенный» завершается страстным призывом освободить Италию от рук «варваров».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Бенедикт Спиноза
  2. Вильгельм Дильтей и его философия
  3. Общество как особая надприродная реальность
  4. Иоганн Шефлер
  5. Абсолютный идеализм Гегеля
  6. Вещь в себе и явление
  7. Томас Сэмюэл Кун — американский философ, историк науки
  8. Развитие общества как форма его социокультурной организации
  9. Общая характеристика немецкой классической философии
  10. Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях