Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманизм и гуманитарность педагогической деятельности — Идеи свободы, демократии и гуманизма в педагогических учениях Нового времени

В основе осуществления педагогической деятельности лежит идея гуманизма.

Гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) понимается как система воззрений, признающая ценность человека как личности, необходимость защиты её достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости — нормой отношений между людьми. Гуманность — одна из ведущих нравственных ценностей, проявляющаяся в человечности, человеколюбии, уважении к людям и их переживаниям, которая должна формироваться у любого современного человека в процессе его образования, социализации, а у будущего педагога – в первую очередь.

Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок получает значение общечеловеческого идеала и, с этой точки зрения, стратегическая цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т.е. свободной и самостоятельной личностью, ответственной за все происходящее с ним самим, с его ближайшим окружением, со страной, где он проживает, с миром, который нужно беречь всё больше и больше.

Так, ещё в XIX в. основоположник русской шко­лы научной педагогики К.Д.Ушинский, подчеркивая высокую соци­альную роль учителя в обществе, и гуманистическую природу его деятельности писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровших­ся за истину и за благо. Он чувствует себя живым зве­ном между прошедшим и будущим»

Л.Н. Толстой подчеркивал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе лю­бовь к делу и ученикам, он — совершенный учитель»

Гуманистическая природа педагогической деятельности определяет её направленность на достижение главной цели — создание условий для всестороннего, гармонического развития личности человека. Гуманистический идеал человека – понятие, возникшее в античной Греции, а затем неоднократно возрождавшееся в общественном сознании на протяжении человеческой истории, представление о совершенном человеке как всесторонне образованном и развитом, осознающем свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей. Современные педагогические подходы возвращаются к этим представлениям, придавая большое значение нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердце, чувства, волю.

Гуманистическая природа педагогической деятельности предполагает создание её субъектом благоприятных педагогических условий для каждого обучающегося, воспитанника в развитии всех без исключения его личностных качеств, предостерегает от односторонней направленности воспитания и тем самым служит гарантией неотъемлемого права человека на его полноценное развитие, исходя из его реальных возможностей и потребностей. Однако при этом следует помнить, что гуманизм не означает поощрение индивидуализма, он, напротив, противоречит ему в силу того, что предполагает признание каждой личностью ценности личности других людей. Гуманизм — это не «себялюбие», а «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общению и общности с другими людьми, к взаимодействию с ними. В общественном сознании народов России такое понимание гуманизма традиционно. Идея соборности, например, является одной из ведущих идей русского национального самосознания.

Гуманизм и гуманитарность педагогической деятельности - Идеи свободы, демократии и гуманизма в педагогических учениях Нового времени

Идеи свободы, демократии и гуманизма в педагогических учениях Нового времени

Английская буржуазная революция (1640-1660 гг.) открыла новую эру в истории человечества. Усиливаются противостояния между богатыми и бедными, народами и странами. Вновь становятся популярными идеи преобразования мира через воспитание и образование. Возникает потребность во всеобщем начальном образовании. Особое внимание обращается на воспитание человека–гражданина.

Не случайно, что именно в этот период педагогика становится самостоятельной отраслью научного знания. Ян Амос Коменский (1592– 1670 гг.) по праву считается её основоположником. Его выдающийся труд «Великая дидактика» открывается словами – «содержащая универсальное искусство учить всех всему». В них раскрывается все величие гуманизма и демократизма учения чешского педагога – все дети равны в способностях к обучению и имеют на это равные права: учить всех детей, без ограничения, за исключением тех, у кого Бог «отнял разум»; учить и мальчиков, и девочек; воспитание нужно всем, чтобы «человек стал человеком». Педагогика важна и полезна родителям, учителям, учащимся, школе и государству. Этим перечнем педагог утвердил неразрывную взаимосвязь педагогики с политикой, школы с государством; очертил комплекс социальных функций школы и её роль для общества и государства. «Человек должен быть воспитан для человечности!», – таков девиз педагогики Я.А. Коменского.

Для этого образование должно быть всеобщим и обязательным, на родном языке: оно будет вооружать народ знаниями, которые ему необходимы для материального и духовного благосостояния, поэтому школа должна быть «мастерской мудрости»; воспитание готовит к самостоятельной жизни и труду, поэтому школа должна быть «мастерской трудолюбия»; все образование направлено на воспитание «человека в человеке», поэтому школа должна быть «мастерской гуманности».

Цель воспитания – подготовка к загробной жизни (Я. Коменский одновременно был и епископом). Однако человек – не заложник судьбы, он – «прекрасный микрокосм». Главные добродетели — мудрость, умеренность, мужество и справедливость. В основе его педагогики лежат четыре фундаментальные идеи — народности, природосообразности, пансофии и пангармонии. Идея народности реализуется через принцип связи воспитания с жизнью и трудом по нескольким направлениям: обучение на родном языке, трудовое воспитание, опора на народные традиции и др. Комплексно идея народности была реализована им в его «Материнской школе», которая предваряется словами: дети «являются драгоценнейшим даром Божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем», они не могут расти наподобие «дикого леса»: они нуждаются в родительском воспитании и попечении, мать – первый воспитатель ребёнка. Идея природосообразности реализуется через принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей человека. Она взаимосвязана и взаимодействует с идеями пансофии и пангармонии, которые определяет главную задачу воспитания — гармонизацию взаимодействия и взаимоотношений человека с обществом, природой и самим собой. Его педагогика содержит идею приоритета обучения и воспитания на родном языке. Педагог обосновал и реализовал идею универсальной организации школы – идею классно-урочной системы.

Я.А. Коменским были сформулированы основополагающие принципы педагогики: эволюционности и преемственности; всеобщности и обязательности; научности; связи воспитания и обучения с жизнью и общественно полезным производительным трудом; учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей; взаимодействия семьи и школы; дисциплины; принципы гуманизма, демократизма, педагогического оптимизма и др. Он сформулировал систему дидактических принципов — наглядности, системности, доступности, последовательности и др.; ввёл понятие «учебный год», каникулы и т.д. Им сформулировано «золотое правило» дидактики: чтобы обучение было успешным, интересным, быстрым и основательным, необходимо максимально задействовать все органы чувств. Им был разработан проект переустройства мира через воспитание, решения проблем гармонизации взаимоотношений от личностного уровня до международного, который он представил в своем итоговом труде – «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

Он высказал исключительно важную идею: воспитание имеет целью не только совершенствование человека самого по себе, но и подготовку его к усовершенствованию окружающей жизни. Создание счастливой жизни на земле зависит от самих людей, их «силы разума». Я.А. Коменский обосновал и утвердил идею непрерывного образования. Систему школ он соотносил с четырьмя возрастными периодами: дошкольник, младший школьник, подросток, юноша; каждому периоду — своя школа. Я.А. Коменский создал целостную педагогику (управление, обучение, воспитание), построенную на научной основе. Влияние его идей непреходяще.

Гуманизм педагогической теории и практики Песталоцци

Песталоцци (1746—1827) демократ, идеалист, сенсуалист, народник, просветитель.

Родился в Швейцарии. Образование сначала получил в начальной, а затем в латинской средней школе и в вузе гуманитарного направления – коллегиуме- на филологическом и философском отделениях, основоположник теории формального образования. Песталоцци собрал у себя около 50 детей, которым он самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, обучая их летом полевым работам, а зимой — ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали у Песталоцци приличную одежду, родители уводили детей и забирали себе деньги, которые зарабатывали дети. Песталоцци закрыл школу, на её содержание у него не хватало средств. Большой успех имела «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781). Это рассказ о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия» можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

К старости Песталоцци пришлось вернуться к своей педагогической деятельности. Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Песталоцци, предоставило ему полуразрушенные войной зданий монастыря урсулинок в Станце. Песталоцци снова собрал вокруг себя детей, оставшихся после войны без присмотра. Не имея помощников, Песталоцци сам справлялся с сотней не самых примерных детей. Песталоцци был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и Песталоцци вынужден был закрыть школу.

Гуманизм в педагогической концепции А.С. Макаренко

Создание сплоченного и работоспособного воспитательного коллектива как содружества педагогов и воспитанников, руководство его развитием составляет в логике технологии основной педагогический процесс, в котором реализуются цели воспитания, та самая программа личности, о которой речь шла выше. Начать этот процесс, направлять его развитие — вот главная задача любого педагога, воспитателя, директора школы, руководителя кружка и любого трудового и творческого объединения детей. А для этого нужно педагогическое мастерство.

А.С. Макаренко первым поставил в полном объеме вопрос о мастерстве в педагогике. Если бы он сделал одно только это, он навсегда остался бы в науке о воспитании значительной фигурой. Это особенно ясно в наши дни, когда в ряде педагогических вузов появились кафедры педагогического мастерства, а одноименные спецкурсы читаются чуть ли не во всех педагогических учебных заведениях.

И как символично, что первая кафедра педагогического мастерства была создана в Полтавском пединституте. В том самом, который прежде был учительским и который в июле 1817 г. окончил Антон Семенович, а через 21 год его выпускником стал другой выдающийся педагог-гуманист — Василий Александрович Сухомлинский.

И все же опять следует признать, что макаренковская концепция педагогического мастерства до сих пор не принята на вооружение в ее полном объеме, трактуется узко, сводится к так называемой «педагогической технике» или в лучшем случае к мастерству педагогического воздействия.

Выступая однажды перед учителями, Антон Семенович сказал, что стал настоящим воспитателем, когда научился простенькую фразу «иди сюда» произносить с 15—20 оттенками в голосе. Однако владение такой, с позволения сказать, актерской техникой не исчерпывает мастерства педагога, хотя и является одним из его элементов. Как мастерское владение напильником еще не делает слесаря, гак и выразительная демонстрация своих чувств еще не делает педагога мастером.

Мастерство педагога в понимании Макаренко — это сложнейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем стоит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного коллектива. Воспитатель, если он действительно хочет воспитывать, призван организовывать педагогически целесообразную жизнь детей, организовывать коллектив, руководить им. Для этого он должен быть хорошим организатором. Такова первая составная часть педагогического мастерства. Но этого мало.

Воспитатель — всегда учитель и наставник. Работая с детьми, он тоже вооружает их мастерством в том или ином конкретном деле, передает им свое мастерство, а это очень непросто. Причем одно дело — хорошо, мастерски выполнять какую-либо работу, и другое — уметь передать свое мастерство и сноровку другому человеку. Для этого нужно особое мастерство — мастерство наставника. Антон Семенович хорошо это понимал. Однажды, готовясь к педсовету, на котором обсуждался вопрос об организации клубной работы в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, он на машинке напечатал свои советы товарищам по работе, озаглавив их «Вроде методического плана клубной работы».

Принципиальные характеристики содержания гуманитарной подготовки

Можно выделить два приоритетных направления гуманитаризации. Цель первого состоит в том, чтобы очеловечить традиционные предметы, цель второго — ввести в круг равноправных учебных предметов собственно «Человекознание».

О необходимости первого направления можно судить на примере уроков литературы, истории и др., которые превращались в занудное выискивание в творчестве писателей и поэтов, в деятельности исторических личностей признаков классовой борьбы, попыткам делить их на плохих и хороших, нужных и ненужных с точки зрения классовых интересов пролетариата. Человек отошел на второй план, уступив первый народным массам, борьбе классов, великим конфликтам эпохи. Все образование было построено на классовых стереотипах, несовместимых с гуманитарным образованием. Такой подход подавляет и разрушает у учащихся естественный живой интерес к человеческой проблематике, формирует варварское и аморальное обращение с правом каждого человека иметь собственные взгляды по общественно-историческим и вообще любым вопросам, внушает вульгарную модель человека как безликого экземпляра, воплощающего в себе дух определенной эпохи и среды. Безусловно и то, что каждый человек имеет определенную национальность, живет в определенную эпоху, принадлежит к определенному классу или социальной группе и вынужден принимать национальные традиции, испытывать влияние эпохи, действовать по правилам класса к котором принадлежит и т.д. Но, во-первых, человек всегда имеет свободу выбора и история знает немало примеров, когда выходцы привилегированных классов становились на сторону угнетенных.

Во-вторых, именно гуманитарное образование дает возможность выразить принцип: «не человек для общества, а общество для человека». Современный человек — это поистине индивид всемирно-исторический. В его формировании активно участвуют наряду с местной социальной средой и традицией, факторы глобального порядка, диалог культур и цивилизаций, всемирное духовное производство в виде науки, искусства и массовых коммуникаций.

Второе направление гуманитаризации — это разработка и внедрение «Человекознания». Следует отметить, что введение нового предмета не ущемит уже существующие учебные дисциплины, не отнимет у них великой миссии передачи культуры человеческой деятельности — культуры эстетического восприятия и понимания, культуры речи, мышления и поведения, культуры сохранения природы и самих культурных ценностей, культуры политического и экономического анализа общественных явлений и т.д. Именно ему по силам создать понятийную базу, необходимую для личностного восприятия знаний на уроках истории, литературы, биологии, географии, а в дальнейшем философии, экономики, политологии, социологии и т.д.

Суть гуманитаризации в том, что человек должен быть образованным, а образование — человечным. Это понимал, например, В.А. Сухомлинский, ставивший вопрос о «гуманитарном человеческом образовании»: «Почему человек вообще не стал для каждого молодого человека важнейшим объектом познания, почему именно познание человека не стало… самым интересным познанием?»6 Актуальность этой проблемы прогрессивно возрастает. Современный подросток, обитающий в нашем рукотворном хаосе и в силу личностной незрелости не обладающий спасительными нормами и ценностями, как никто другой нуждается в антропоцентрированном и гуманистическом мировоззрении, дающим ориентировку в средствах развития своей личности.

По определению мировоззрение — это совокупность обобщенных взглядов на мир, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Классификация инновационных моделей
  2. Современные проблемы науки и образования
  3. Управление воспитательным процессом
  4. Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования
  5. Образовательные технологии
  6. Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
  7. Образовательные технологии и общество
  8. Учебно-диагностическая практика в группах раннего возраста
  9. Утренняя гимнастика как средство формирования навыков ходьбы и бега младших дошкольников
  10. Коммутативная грамматика, ее роль в педагогике