Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Объективный идеализм Платона. Теория идей
  2. Античная атомистическая философия
  3. Философское учение Аристотеля
  4. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии
  5. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума
  6. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона
  7. Рационализм Р.Декарта. Рассуждение о методе
  8. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека
  9. Основные идеи философии Просвещения ХVIII века
  10. Этическое учение Э.Канта

Введение

Ренессанс, эпоха Возрождения (примерные границы — XIV-XVI века), является одной из самых ярких в истории человечества. То, что мы называем культурой Возрождения в Италии, началось уже в четырнадцатом веке и достигло своего пика в пятнадцатом веке. В шестнадцатом веке культура Возрождения стала общеевропейским явлением — особенно в Западной Европе. Этот период был отмечен небывалым творческим подъемом в области искусства, литературы, науки, социальной и политической мысли. Это было время гениальных творцов, время решительного выхода человека за рамки традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий. Ренессанс дал миру десятки имен, составляющих славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Эразм Роттердамский и многие другие.

Античное культурное наследие сыграло важную роль в формировании мысли эпохи Возрождения. Одним из следствий возросшего интереса к классической культуре стало изучение древних текстов и использование языческих моделей для воплощения христианских образов. Название эпохи означает «возрождение древности».

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения Ренессанса был его акцент на искусстве: если Средневековье было религиозной эпохой, то Ренессанс — прежде всего художественно-эстетической. И если в античности в центре внимания была природная и космическая жизнь, в Средние века — Бог и связанная с ним идея искупления, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим. Эпоха Возрождения — это революция в системе ценностей, в оценке всех вещей и отношении к ним. Человек становится высшей ценностью, и это определило важнейшую особенность культуры Возрождения — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в социальной жизни.

Философия Возрождения «реабилитировала» мир и человека, подняла, если не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного, поколебала ранее незыблемые позиции церкви. Это обозначило путь дальнейшего развития философии, культуры и науки.

Основные идеи философии эпохи Возрождения

Важнейшей особенностью философии Возрождения является ее сосредоточенность на человеке. В центре внимания античных философов был животворящий космос, в средние века — Бог, а в эпоху Возрождения — человек.

Возникли новые философские течения, такие как деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневное вмешательство в жизнь природы и общества. Деизм представлял Бога как производителя мира, безличное существо, которое передало миру свои законы и действовало независимо от него после сотворения. Многие деисты основывали свое мировоззрение на новой отрасли естествознания и выступали за независимость науки от религии.

Деизм позволял, под видом признания Бога, рассматривать законы природы и общества вне божественного предопределения.

В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых, кто обратился к пантеизму, был Николай Куза. Рассматривая Бога как бесконечную максиму, а природу — как ограниченную максиму, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских доктрин, которые были направлены против религиозной доктрины о сотворении Богом мира из ничего. По учению пантеистов, Бог, оставаясь бесконечным и невидимым Абсолютом, все больше сливался с природой, пока, по сути, не стал ее псевдонимом. Тезис Дж. Бруно гласит: «Природа есть не что иное, как Бог в вещах». Все это свидетельствует о том, что в XVII веке сформировалось сознание, заметно отличающееся от античного. Если для древнегреческой философии полное и целое было прекраснее неполного, то для философа эпохи Возрождения движение и становление были предпочтительнее неподвижности и неизменности.

Он больше не нуждается в Божьей благодати, без которой, согласно церковной доктрине, он не мог бы существовать. Теперь он сам является творцом. Поэтому на все виды деятельности в эпоху Возрождения смотрели иначе, чем в раннем Средневековье и даже чем в античности.

Инженер и художник был уже не просто «техником» или «ремесленником», как в античности и средневековье, а настоящим творцом. В творениях Бога, то есть в вещах природы, он стремится увидеть закон их устройства и выразить его в научном знании. Так Николай Коперник разрушил важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, основав гелиоцентрическую систему мира, согласно которой, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, что объясняет чередование дня и ночи и движение звездного неба; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, которое Коперник поместил в центр мира; в-третьих, космос бесконечен, неизменен и безграничен.

Таким образом, философская мысль, зародившаяся 2500 лет назад, постоянно развивается и совершенствуется, проходя периоды подъема и упадка, пытаясь выработать знания об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и его месте в нем. Обусловленная социальной реальностью, философия оказывает активное влияние на общественное бытие и способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией нового времени.

Философскую мысль эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцентрическую.

Гуманизм в эпоху Возрождения

Гуманизм (Humanismus, человеколюбие, любовь к человеку) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения. Она охватывает период около ста лет, с середины 14-го до середины 15-го века. В противовес христианскому богословско-религиозно-аскетическому пониманию человека как «образа Божьего», которое унижало человека и внушало ему мысль о его слабости и беспомощности, гуманисты того периода провозгласили человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью, восхваляя свободно действующую, всесторонне развитую, живую человеческую личность, объединяющую природное и духовное начала, обладающую широкими творческими возможностями и способностью к безграничному прогрессу. Этот человек имеет право на наслаждение и счастье в земной жизни, на все земные удовольствия, которые соответствуют его «человеческой природе». «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо» — таков был главный лозунг гуманистов. Мыслители эпохи Возрождения сосредоточились на человеке и поставили на первый план его, а не Бога. Именно поэтому эта философия называется антропоцентрической, с принципиально новым пониманием человека, которому суждено не «спасаться» во имя вечной жизни, а заниматься земными делами.

Гуманисты придавали особое значение человеческому интеллекту, его безграничным возможностям. Они превозносили творческие устремления интеллекта, который в то же время был способен властвовать над всеми импульсами чувств, над всеми добрыми принципами человеческой природы. Наряду с политической свободой гуманисты стремились к свободе от господства церкви, они также стремились к интеллектуальной свободе, которая позволила бы людям развивать свои таланты и творческие способности и создать новую светскую культуру, которая противостояла бы культуре церкви Средневековья. Гуманисты были убеждены в силе человеческого знания, поэтому жадность к всестороннему накоплению знаний была одной из их отличительных черт. Они стремились возродить античную культуру, вернуться к истокам древней мудрости, изучали Платона, Аристотеля и других античных мыслителей, уделяли большое внимание античному искусству, истории, литературе, науке. Гуманисты выдвинули новое жизнеутверждающее мировоззрение. Стремление к более высокому культурному и нравственному развитию разнообразных человеческих способностей в сочетании с мягкостью и гуманностью — то, что Цицерон уже называл гуманизмом, — стало целью мыслителей эпохи Возрождения.

Жанром гуманистической философии была литература, открыто выраженная в аллегорической и литературной форме. Самые известные философы-гуманисты были также писателями.

У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). «Последний поэт Средневековья и одновременно первый поэт нового времени», Данте был выдающимся мыслителем, заложившим в своих произведениях (особенно в бессмертной «Божественной комедии», а также в философских трактатах «Пир» и «Монархия») основы нового гуманистического учения о человеке.

Данте был глубоко увлечен современной философией, теологией и наукой. Он принимал различные течения философской культуры своего времени. Картина мира, представленная читателю в его структуре, еще вполне средневековая. Здесь речь идет не только о принятой с древности геоцентрической космологии, согласно которой Земля является центром Вселенной, но и о том, что создателем мира и его устроителем является Бог. И все же, по сравнению с Библией и идеями философов раннего средневековья, картина мироустройства гораздо сложнее и иерархически детализирована. Принимая догмы христианства как непостижимую и неизменную истину, Данте идет своим путем в интерпретации взаимоотношений между естественным и божественным началами — как в мире, так и в человеке. Идея постепенного, опосредованного перехода от божественного первоначала к элементам «нижнего» мира является существенной частью его видения мироустройства.

Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения

Гуманизм (лат. humanus — человечество) — это, в широком смысле, стремление к человечности, к созданию условий для жизни, достойной человека. Гуманизм начинается с размышлений о себе, своей роли в мире, своей природе и судьбе, а также о смысле и цели своего существования.

Хотя термин «гуманист» (итальянский: humanista и его производные на разных языках) возник относительно недавно, он был введен в середине XV века для обозначения преподавателей грамматики, риторики, поэзии, истории и моральной философии. Более того, уже в четырнадцатом веке для обозначения этих дисциплин говорили: «studiahumanitatis» (гуманитарные дисциплины) и «studiahumaniora» со ссылкой на известные выражения Цицерона и Гелия, обозначающие эти дисциплины.

В более узком смысле гуманизм определяется как идеологическое движение, сформировавшееся в эпоху Возрождения, содержанием которого является изучение и распространение древних языков, литературы, искусства и культуры. Однако в таком понимании она относится только к интеллектуальной сфере; ее практический, динамический аспект отсутствует. Поэтому следует отметить, что гуманизм был социальным движением и в этом смысле представлял собой большой исторический прогресс.

Существует огромное количество критической литературы о месте гуманизма в эпоху Возрождения. Однако ученые не только не достигли определенности и единодушия в характеристике этого периода, но и постепенно запутываются в клубке различных проблем. Вопрос осложняется тем, что в это время происходят изменения не только в философской мысли, но и во всех сферах человеческой жизни: социальной, политической, моральной, литературной, художественной, научной и религиозной.

Вот два самых известных, по мнению Дж. Реале и Д. Античери, интерпретации термина «гуманизм», которые, по их мнению, охватывают весь спектр его философского значения.

Мнение 1 . P.O. Кристеллер попытался серьезно ограничить и даже устранить философское и теоретическое значение гуманизма. По мнению этого ученого, за термином следует оставить техническое значение, ограниченное сферой риторических и литературных дисциплин. Кристеллер считал, что гуманистов эпохи Возрождения переоценивают и приписывают им обновление мысли, чего на самом деле не было, поскольку если они и занимались философией и наукой, то лишь косвенно. Гуманисты не были настоящими реформаторами философской мысли, потому что они вообще не были философами. В качестве доказательства Кристеллер приводит тот факт, что на протяжении пятнадцатого века итальянские гуманисты не претендовали на замену средневековой энциклопедической системы знаний другой, новой, но, напротив, осознавали, что их область исследований занимает вполне определенное и ограниченное место в рамках всей системы знаний. Таким образом, согласно Кристеллеру, гуманизм может представлять собой лишь половину феномена «Ренессанса».

Мнение 2. Диаметрально противоположной является позиция Эудженио Гарана, который энергично защищал наличие философской «закваски» в гуманизме, утверждая, что отрицание философского содержания в гуманитарных науках эпохи Возрождения является следствием того, что «философия чаще всего рассматривается как систематическая конструкция грандиозных масштабов, отрицая, что в качестве философии может существовать другой вид мышления, несистематический, открытый, проблематичный и прагматичный». Одной из характеристик этого нового способа философствования является «чувство истории» и историческая размерность с соответствующей чувствительностью к объективности, осознанием критической дистанции по отношению к объекту истории, со знанием исторических условий. Гарин рассматривает новую гуманистическую философию в конкретный, конкретный момент итальянской истории и обращает внимание на политические причины, повлиявшие на гуманистическую мысль во второй половине пятнадцатого века. Не случайно великие гуманисты в большинстве своем были государственными деятелями, активными гражданами, чье свободное творчество в общественной жизни было востребовано их временем.

Концепция пантеизма

Пантеизм — религиозно-философская доктрина, связывающая, а иногда и отождествляющая Бога и мир.

Пантеизм выражает идею о том, что «Бог» лучше всего понимается в единстве со Вселенной. Пантеисты не верят в личного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на различные течения, существующие в пантеизме, центральные идеи остаются неизменными в большинстве форм пантеизма: Вселенная как всеобъемлющая сущность и священность природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм и признает фундаментальное единство всего живого и необходимость благоговения перед природой. телеология философия ренессанс пантеизм.

Многие писатели, философские школы и религиозные течения выражали подобные пантеистические идеи.

Среди них были досократики, такие как Гераклит и Анаксимандр. Стоики были пантеистами, начиная с Зенона Китийского и в развитии более позднего стоицизма философом и императором Марком Аврелием. В дохристианской Римской империи стоицизм был одной из доминирующих философских школ, наряду с эпикурейством и неоплатонизмом. Ранний даосизм в Лао-цзы и Чжуан-цзы также является пантеистическим.

Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения в Джордано Бруно (был предан сожжению в 1600 году). «Этика» Бенедикта Спинозы, завершенная в 1675 году, была основным источником, через который пантеизм распространился в Европе (хотя сам Спиноза не использовал термин «пантеизм»). Джон Толанд находился под влиянием как Спинозы, так и Бруно. В 1720 году он написал «Пантеистикон: или способ празднования Сократовского общества» на латыни.

В эпоху Возрождения философия вновь обратилась к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается в конце XV — начале XVI веков, когда пересматривается средневековый взгляд на природу как на сферу несамостоятельности. На первый взгляд, это возвращение к космоцентризму античной мысли. Но и в своем понимании природы, и в своем отношении к человеку философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика наиболее очевидна в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого «пантеизм» означает «все боги». Христианский Бог здесь теряет свой трансцендентный характер; он сливается с природой, и последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые не были так свойственны ей в древности. Натурфилософы эпохи Возрождения, такие как знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541), рассматривали природу как живое целое, пронизанное магическими силами, которые проявляются не только в структуре и функциях живых существ — растений, животных, людей, ангелов и демонов, но и в неживых элементах. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движением небесных тел — с другой. Вся природа, согласно Парацельсу, должна быть понята на основе трех алхимических элементов: ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера — душе, а соль — телу. Как душа человека отвечает за все телесные функции, так и каждая часть природы содержит некое одушевленное начало, архей, и поэтому, чтобы овладеть силами природы, необходимо понять этот архей; установить с ним своего рода магический контакт и научиться управлять им.

Такое магически-алхимическое понимание природы характерно для пятнадцатого и шестнадцатого веков. Хотя в ней есть точки соприкосновения с античной концепцией природы как целостного и даже одушевленного космоса, она существенно отличается от нее своим активистским духом, стремлением контролировать природу с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы эпохи Возрождения критиковали античную науку, особенно физику Аристотеля, которую они считали слишком рационалистической и приземленной, поскольку она была почти лишена магических элементов и строго различала одушевленные существа и неодушевленные элементы — огонь, воздух, воду и землю.

Заключение

Философия эпохи Возрождения — это особый этап в истории западноевропейской философии, характеризующийся становлением новой, специфической формы философствования, основанной на принципиально иных традициях и независимой от философской схоластики. Идейными источниками философии Возрождения являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения и в некоторой степени арабские и византийские мыслители. Формированию натурфилософских идей, характерных для эпохи Возрождения, способствовали научные открытия (концепция гелиоцентризма Коперника, астрономические открытия Кеплера и Галилея) и изобретения, которые в XVI веке пережили своего рода научную революцию в таких областях знаний, как астрономия, механика, география, геометрия. Главным результатом научного прогресса считается переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, открытие бесконечной Вселенной. В основе развития философии эпохи Возрождения также лежала идеология гуманизма — мировоззрения, представлявшего идеал деятельного человека как творца своего земного бытия, способного понять и использовать для себя все богатство окружающего его мира. В эпоху Возрождения возник гуманизм как система идей, независимое общественное движение, которое опрокинуло моральное мировоззрение Ренессанса.

Гуманизм эпохи Возрождения положил начало эпохе напряженной борьбы между философией и схоластикой за новый стиль и образ философии, которая возрождала свободный диалог, дебаты и поиск истины. Гуманисты обратились к первоисточникам как древних христианских, так и языческих традиций. Они представили христианство как универсальную этическую норму, которая продолжила и улучшила, но не отбросила достижения античной культуры.

Ренессанс был временем первых восстаний зарождающихся средних классов против экономических и политических рамок феодализма, что пробудило интерес к пониманию социально-политических практик. В «буржуазном гуманизме» доминировали идеи патриотизма, служения государству и социальной активности; он подчеркивал, что только участие в общественной жизни дает человеку возможность полностью раскрыть свои способности. В этот период появились такие крайние политические теории, как концепция абсолютной власти Макиавелли и Бодена и первые социальные утопии Мора и Кампанеллы.

Философия эпохи Возрождения стала чрезвычайно важным этапом в формировании философии нового времени и заложила основу для последующей, еще более радикальной критики схоластики и формирования новой концепции мира и человека. Предложенная им схема организации Вселенной все еще была во многом наивной и даже причудливой по сравнению с более строгой механистической концепцией мира Нового времени. Философия эпохи Возрождения характеризовалась своим переходным характером, но многие из ее новаторских идей получили дальнейшее развитие во всей философской и научной традиции последующих веков.

Список ссылок

  1. Антология мировой философии. Т.2. — М.: 1990.
  2. Введение в философию. В 2 частях. Ч. 1/ Под редакцией И.Т.Фролова. — Москва: Политиздат, 1989.
  3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:,1980.
  4. История философии в кратком изложении. — М.И.Богута, М.: Мысль, 1991.в Философской истории: Запад — Россия — Восток (книга вторая: философия XV-XIX веков). — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шикалин, 1996.
  5. Калъный И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов / под ред. И.И. Калъного. — СПб.: Издательство «Лань», 2003.
  6. Канка В.А. Философия. В книге «Философия в историко-систематическом курсе». — М.: Логос, 2002.
  7. Кузанский Н. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. — М.:, 1980.
  8. Макиавелли Н. Государство. М.: 1990.
  9. Новейший словарь по философии. — Мн: Книжный двор, 2003.
  10. Рассел. В книге «История западной философии. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
  11. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средние века. — ТК «Петрополис», 1994.
  12. Спиркин, А.Г. Философия. — Москва: Гардарики, 2002.
  13. философия / под редакцией В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. — ПОД РЕДАКЦИЕЙ ФИЛОСОФИИ / ПОД РЕД. ЛАВРЕНЕНКО Н.Н. И РАТНИКОВ П.П.; МОСКВА: ЮНИТИ, 2001.
  14. Философия / под редакцией О.А.Митрошенкова. — Под ред. О.А.Митрошенкова. Москва: Гардарики, 2002.
  15. Читатель по истории философии: учебник для вузов. Ч.1. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.