Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманизм как философская основа современного образования — Понятие гуманизма в рамках отечественной философской науки

Гуманизация образования. В переводе с латыни humanus означает «человечный», а гуманизм связывается с совокупностью взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни.22 Идея гуманизма, охватывая все стороны общественной жизни, естественно проецируется и на образование, требуя от него гуманного отношения к ребенку. В отечественном образовании идея гуманизма всегда выражала необходимость преодоления авторитаризма, коренного изменения отношения к ребенку, признания его в качестве полноценного субъекта образования. Особую остроту идея гуманизации приобрела в 80-е годы ХХ столетия и нашла свое наиболее емкое воплощение в «педагогике сотрудничества».

Сегодня постановка вопроса о гуманизации образования свидетельствует о признании гуманизма в качестве базовой идеи развития образования. Философской основой процессов гуманизации являются осознанные сегодня представления о характерных чертах духовной жизни постиндустриального общества, обрисовывающих идеалы и цели, достойные человека: развитие многосторонних способностей человека, расширение субъект-субъектных взаимодействий, обогащение трудовой деятельности проявлениями свободной творчески-созидательной активности.

Гуманизация образования выступает основной системообразующей тенденцией, предполагающей, что в центре внимания педагога должна быть целостная уникальная личность ребенка, открытая всему новому и способная на осознанный выбор «способа поступания» в различных жизненных ситуациях. Это означает, с одной стороны, понимание ребенка и принятие его таким, какой он есть, стремление поставить себя на его место, проникнуться его переживаниями и ощущениями, проявлять искренность и открытость. С другой стороны, гуманизация связана с созданием таких педагогических условий, которые бы раскрепостили внутренние силы ребенка, мобилизовали его личностный потенциал на осознание и реализацию своих потребностей и интересов.

Важно подчеркнуть, что отсутствие в образовательном процессе регламентации и предоставление ребенку возможности для избирательного реагирования на педагогические воздействия являются, по мнению психологов, наиболее благоприятными обстоятельствами для обогащения личностного опыта и становления ребенка как свободного субъекта жизнедеятельности. Такой подход приводит к тому, что образовательный процесс строится на началах творческого сотрудничества взрослого и ребенка, стимулирующего самодеятельность и саморазвитие школьника, исключающего авторитарность и менторский тон поведения учителя, а также расширяющего возможности диалоговых форм взаимодействия.

Вместе с тем усиление внимания к субъект-субъектным взаимоотношениям учителя и школьника не снимает со взрослого ответственности за ребенка. Более того, усиливается «окультуривающая» по сути своей педагогическая миссия учителя: к роли субъекта ребенка необходимо готовить, вводя его в соответствующую сферу культуры – культуру жизненного самоопределения. В противном случае «гуманизация» лишает образовательный процесс собственно образовательной значимости. И мы действительно часто становимся свидетелями того, как на уроке школьник, пытаясь продемонстрировать собственную оригинальность суждений, в раздраженном тоне отвергает мнение учителя, не желая вступить с ним в содержательный диалог, да и не имея для этого соответствующей культуры самоопределения. При этом учитель зачастую не обращает внимания на подобную ограниченность школьника, как бы умиляясь самобытностью ученических проявлений, и не предпринимает никаких педагогических действий, тем самым, потакая детскому несовершенству. Понятно, что в данном случае позиция учителя вряд ли обладает гуманистической направленностью, поскольку не только не стимулирует школьника к личностному росту, а, наоборот, препятствует его самосовершенствованию.

Несомненно, гуманизация образования невозможна без обращенности образовательного процесса к целостной личности, к системе ее потребностей, мотивов, ценностно-смысловых установок и убеждений. «Иллюзия состоит … в том, что то, как думает, как чувствует человек и к чему он стремится, кажется нам зависящим от того, каковы его мышление, его чувства, его стремления. Но ведь мыслит не мышление, чувствует и стремится человек. Значит, главное заключается в том, чем для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем, те стремления, которые мы у него возбуждаем»23. Поэтому и гуманизация образования предполагает такую его организацию, при которой школьники открывают для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивают содержание учебных дисциплин. При этом школьник имеет право на свободный творческий поиск, который стимулируется не отметкой или наказанием, а побудителями духовно-нравственного плана, возвышающими человека и формирующими у него проявления культурного существа. В таком контексте необходимо говорить о другой особенности современного образования – его гуманитаризации.

Гуманизм как философская основа современного образования - Понятие гуманизма в рамках отечественной философской науки

Понятие гуманизма в рамках отечественной философской науки

В отечественной науке сложились различные подходы, в рамках которых понятие гуманизма трактуется неоднозначно. Согласно одному из них гуманизм рассматривается как характеристика морали. Такой подход реализован при определении понятия гуманизм в «Большой советской энциклопедии», в которой она раскрывается как «взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей моральные качества». Имеются подходы, в которых гуманизм выступает как черта марксистской идеологии и практики рабочего класса. Так, в «Философской энциклопедии» дано определение гуманизма как черты последовательного научного мировоззрения и практики рабочего класса, цель которого – освобождение трудящихся всех рас и наций от классового и национального гнета и неравенства, утверждение действительной свободы и счастья человека путем создания коммунистического общества».

Гуманизм в «Философском словаре» (под ред. М. М. Розенталя) определяется как «совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, из всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни». В «Словаре по этике» (под ред. И. С. Кона) гуманизм рассматривается как «принцип мировоззрения (в т. ч. нравственности), в основе которого лежит убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества».

Таковы определения понятия «гуманизм», которые содержатся в различных словарях. Однако еще более многообразны они в научной литературе, анализ которой позволил установить, что понятие «гуманизм» употреблялся еще по крайней мере в десяти смысловых значениях: название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; обозначение нравственных качеств личности – человечности, доброты, уважения; определение важнейшего фактора гармонического развития личности; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности, как к цели; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др.

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм». В публикациях гуманность, как и гуманизм, называют одновременно мировоззрением, чертой характера, качеством, принципом, элементом морали, составной частью воспитания. Отсюда в психолого-педагогических работах появляются словосочетания, употребление которых является неправомерным (например, воспитание гуманизма). В учебниках и учебных пособиях по педагогике также нет четкого разделения понятий «гуманизм» и «гуманность», а «воспитание гуманизма» и «воспитание гуманности» употребляется как синонимичные.

В связи с понятийной неопределенностью гуманизм рассматривается то как фактор воспитания нового человека или его принцип, то как средство воспитания гуманных отношений. Попытки развести понятия «гуманизм» и «гуманность», однако, в литературе встречаются. Так, Н. Д. Левитов, пытаясь развести понятия «гуманизм» и «гуманность», отмечал, что гуманизм – понятие идеологическое и поэтому его исследование прежде всего входит в компетенцию философских наук, а гуманность – понятие не только идеологическое, но и психологическое, поскольку гуманность – одна из важнейших черт направленности или, по другой терминологии, системы отношений личности. На необходимость различения понятий «гуманизм» и «гуманность» указывала М. И. Петросян, которая считала, что «гуманизм часто отождествляется с гуманностью и рассматривается лишь как черта или принцип коммунистической нравственности, идеологии. Такое понимание вопроса неполно. Понятие гуманизм… гораздо шире, чем гуманность, человечность». Естественно, что такая терминологическая неупорядоченность негативно сказывается в ситуациях использования аксиологического подхода к изучению проблем личности и образования. В этой связи проставляется целесообразным обращение к этимологическому толкованию этих слов.

Гуманизм и гуманность – латинские слова (humanus и humanitas). Humanus – человеческий, свойственный человеку; человечный, человеколюбивый; высокообразованный. Humanitas — человеческая природа, человеколюбивый; человеческое достоинство; человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, тонкость обращения, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность. Сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба они связаны выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека. Однако слово humanitas в большей степени отображает готовность помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода. «Гуманность», по-видимому, является первичным понятием по отношению к «гуманизму», хотя последнее представляется гораздо шире первого.

Понятие гуманизации

Проведенный анализ содержания понятий «гуманизм» и «гуманность» позволяет определить и содержание понятия «гуманизация». Как производное от предшествующих, данное понятие выступает социально-ценностной и нравственно-психологической основой общественной жизни, отношений между людьми.

В настоящее время перед всем человечеством стоят актуальные задачи гуманизации труда, гуманизации личности и отношений. Решение этих задач во многом зависит от преобразований в такой важной сфере культуры, которой является образование. Таким образом, гуманизация является магистральной линией гуманизма, основным путем достижения его главных целей.

Идея гуманизации является на сегодняшний день и в России самой плодотворной идеей, давшей жизнь многим современным концепциям развития школы.

Суть данной идеи заключается в повороте школы к человеку, в том числе к человеку, формирующемуся в условиях школьной жизни. С человека как наивысшей ценности должны начинаться все педагогические решения. Но ни в коем случае нельзя сводить это широкое понятие до узкого понятия «ребенок». «Гуманизированная школа – это школа, в которой счастливо живется каждому человеку: ребенку и учитeлю, директору и техническому работнику. Было бы опасным рассматривать всех взрослых как средство развития и воспитания ребенка, а ребенка единственного как цель этого развития и воспитания. Любая ситуация, когда на глазах ребенка другого человека используют в качестве средства для достижения цели, является дегуманизирующим фактором».

Поэтому в расширенном толковании гуманизация подразумевает всё, что способствует расцвету человечного, человеческого в человеке и в окружающем мире.

Таким образом, гуманизация в образовании как процесс, результатом которого должна стать сформированность гуманистического мировоззрения и воспитанность гуманистических качеств развития личностей – субъектов взаимодействия – педагогов и воспитанников. Здесь не случайно мы употребили слово «качеств» (во множественном числе), поскольку гуманность сегодня представляет собой сложное личностное образование, интегративное качество, включающее в себя когнитивные, эмоционально-мотивационные и поведенческие характеристики, о чем подробнее будет рассказано в следующем параграфе. Здесь же в нашу задачу входит разграничение и установление взаимосвязей между основными понятиями, связанными с предметом нашего исследования.

Гуманизация образования соответственно может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования. Сущность данного феномена выявляется на пересечении нескольких смысловых координат.

По своим целевым функциям гуманизация образования является условием (фактором) гармоничного развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности. Гуманизация образования составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе. И, наконец, гуманизация – аксиологический компонент педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом данного процесса является развитие личности как единства непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального становления.

Итак, мы рассматриваем «гуманизм» как определенное мировоззрение; «гуманность» — как качество личности, являющегося идеалом гуманизма; а «гуманизацию» — как процесс формирующий данное качество и характеризующий данное мировоззрение.

Высшими элементами любого мировоззрения являются ценности и идеалы. Уровень принятия этих ценностей и идеалов отражается в принципах и нормах поведения и отношений людей, а усвоение этих норм и принципов конкретным человеком свидетельствует о сформированности соответствующих качеств или социально-психологических характеристик личности.

Среди других понятий, связанных с проанализированными здесь, необходимо также отметить следующее:

· «гуманист» — деятель или сторонник гуманизма, гуманный человек;

· «гуманитарный» — обращенный к человеческой личности, правам и интересам человека;

Гуманитарный означает также человеческую природу, образованность. «Представляется, что образование вообще и образованность человека есть прежде всего его компетентность в сферах человекознания, а потом уже следует конкретная специализация в той или иной области знаний вообще и их практическом использовании».

Тренинг как основа внешкольных занятий по формированию гуманизма у подростков

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия. Тренинг, направленный только на получение знаний, называется часто семинаром. На семинаре слушатели получают информацию и знания в определённой области или по определённому вопросу.

Тренинг, направленный, в основном, только на получение навыков, называется навыковым тренингом или просто тренингом (навыковый тренинг невозможно представить без приобретения знаний). На навыковом тренинге участники развивают умения, приобретают навыки и получают знания о том, как лучше и эффективно разбираться в вопросе, которому посвящён тренинг.

Тренинг, направленный на воспитание, часто называется вводным. Такие тренинги проводятся, например, для вновь прибывших членов трудового коллектива в компаниях. В течение таких мероприятий, участникам прививается культура общения, принятая внутри коллектива, рассказывается о правилах поведения, история компании, её структура.

Виды тренингов:

По заказчику тренинга, различаются персональный, когда заказчиком является физическое лицо; институциональный, когда заказчиком является некий институт (государство, компания, группа людей); смешанный, когда заказчиком выступают одновременно физическое лицо и институт.

По способу набора различаются корпоративные тренинги, когда участниками тренинга могут быть только сотрудники определенной компании или социальной группы, и открытые, когда участниками тренинга могут стать люди, не связанные между собой принадлежностью к одной компании или социальной группе.

По продолжительности различаются кратковременный (несколько часов), однодневный и многодневный тренинги.

По основному навыку, который является целью тренинга, различаются множество различных тренингов, например: продаж, коммуникативный, переговоров, т. п.

На эффективность проведения тренинга влияет также состав группы: присутствие в одной группе участников с разным статусом или не совпадающими профессиональными задачами возможно, однако этот фактор необходимо учитывать – осложнит ли он ход тренинга, во многом зависит от тематики обучения.

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

1) соблюдение ряда принципов групповой работы;

2) нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

3) наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

4) определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

5) акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

6) применение активных методов групповой работы;

7) объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

8) атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Тренинг, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем

В чем же состоят основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения?

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.

Образование как педагогический процесс

Отметим, что поскольку образование как пред­мет педагогики — это педагогический процесс, то словосочета­ния «образовательный процесс» и «педагогический процесс» бу­дут синонимичными. В своем первом приближении к определе­нию педагогический процесс — это движение от целей образова­ния к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной характеристикой, поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.

Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет уви­деть в нем, прежде всего систему — педагогическую систему (Ю. К. Бабанский).

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой обра­зовательной целью развития личности и функционирующих в цело­стном педагогическом процессе.

Педагогический процесс, таким образом, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удов­летворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимо­действие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, пред­ставляет собой преднамеренный контакт (длительный или времен­ный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием кото­рого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющу­юся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).

Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре, как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента — педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволя­ет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, вли­яющих на его ход и результаты.

Традиционный подход отождествляет пе­дагогический процесс с деятельностью педагога, педагогической деятельностью — особым видом социальной (профессиональной) дея­тельности, направленной на реализацию целей образования: переда­чу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Цель образования как совокупность требований общества в сфе­ре духовного воспроизводства, как социальный заказ является детерминантной (предпосылкой) возникновения педагогических систем. В рамках же этих систем она становится имманентной (внутренне присущей) характеристикой содержания образования. В нем она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личностного развития и раз­вития коллектива и т.д. Она в явном и неявном виде присутству­ет в средствах, а в педагоге и воспитанниках цель образования функционирует на уровне ее осознания и проявления в деятель­ности.

Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е. внешней по отношению к ней силы. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъек­тах — педагогах и воспитанниках.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Мышление в младшем школьном возрасте
  2. Понятие содержания образования
  3. Технология педагогического общения
  4. Технология проектного обучения
  5. Воспитание семейных ценностей в школе
  6. Нарушение письменной речи, влияние на общее развитие, воспитание и обучение ребенка
  7. Обучение детей пересказу литературных текстов
  8. Особенности детей раннего возраста
  9. Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака
  10. Образование и образовательная среда в ДОУ