Для связи в whatsapp +905441085890

Гуссерлинцы Шпет и Лосев — русские философы — Особенности и периодизация Русской философии

Русская философия, пожалуй, одна из немногих философий, имеющих ярко выраженный национальный характер, выдвигающих на передний план национальные проблемы и вопросы о месте и роли России в мировом философском процессе. Русская философия очень самобытна. Его основные особенности заключаются в следующем.

русская философия — интеллектуальный наследник византийской мысли. Через Византию Древняя Русь переняла лишь некоторые элементы древней культуры в виде переведенных источников. Но это настолько далеко, насколько это возможно. Позднее начало истории, молодость восточнославянских обществ и относительно поздний этап социально-экономического развития препятствовали развитию культуры. В силу исторических обстоятельств русская мысль не имеет философских традиций, она сама их создавала.

русская философия почти всегда развивалась в глубинах религии. Религиозно-философские формы общественного сознания возникли примерно одновременно. «Русская мысль», — справедливо писал В.В. Зенковский, — всегда (и навсегда) оставалась связанной со своей религиозной стихией, со своим религиозным обоснованием; вот был и есть главный корень своеобразия, но и различных сложностей в развитии русской философской мысли».

русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной ориентацией. Она всегда характеризовалась глубоким и существенным религиозным интересом к человеку, его судьбе и его путям, целям и смыслу его жизни.

4 Русская мысль традиционно имеет дело с проблемой «правды», потому что она объединяет правду и справедливость в единое целое. Истина заключается не в отдельных эмпирических аспектах жизни, не в решении одного общественно-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа.

5 Российских философов всегда интересовали поиски смысла истории, ответа на вопрос о месте России в глобальном историческом процессе. Многие русские мыслители верили в исключительную роль России, указывая на то, что она является единственным носителем православия. Ни в одной другой стране мира философы не уделяли столько внимания национальным проблемам. Русские мыслители искали «русскую идею» — идею, на основе которой можно было бы построить и реализовать русский проект любого цивилизационного масштаба.

Периодическая периодизация:

период дофилософии (XI-XVII вв.) характеризуется глубокими и тесными связями философских элементов с религиозным элементом древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. Среди мыслителей Просвещения: Кирилл и Мефодий, Илларион Киевский, Климент Смолятич, Владимир Мономах, Кирилл Туровский, Даниил Заточник и др.

философия Русского Просвещения в XVII-XVIII веках. В этот период сформировалась светская философия: возникновение секуляризма и западнорусского влияния. Среди преподавателей: Ф. Скорина (1490 — 1551), А. М. Курбский (1528 — 1588), М. Смотрицкий (1577 — 1633), Феофан Прокопович (1681 — 1736) и В. Н. Татищев (1686 — 1750) — идеологи «научного кружка» Петра Великого.

первая половина 19 века. В этот период были заложены основы русского типа философии, сформулированы основные проблемы русской философии и намечены пути их решения. Главным лейтмотивом этого периода является спор между западными и славянофилами.

Среди западных жителей были П.Ю.Чаадаев, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, Н.Г.Чернышевский, В.П.Боткин и др.

вторая половина девятнадцатого века — десятилетие двадцатого века. — Цветущий период русской философии. В этот период, наконец, формируется оригинальная национальная философия, ядром которой является русская философия религии выдающихся представителей Соловьева, Бердяева, Булгакова, Лосского, Шестова, Федорова и других.

20-80-е годы 20 века. — Период советской философии, основой которой является марксистско-ленинская философия, признанная в СССР единственно правильной философской системой. Среди философов этого периода выделяются А. Лосев, М. Бахтин, М. Мамардашвили, А. Зиновьев.

Гуссерлинцы Шпет и Лосев - русские философы - Особенности и периодизация Русской философии

Истоки возникновения русской философии

У истории русской философии, как и у истории русского государства, есть свои проблемы. На протяжении многих десятилетий ведутся дебаты о национальной идентичности и дате возникновения русской философии. Предмет спора может быть кратко сформулирован следующим образом: Когда появилась русская философия как самостоятельное направление? Можно ли считать, что она берет свое начало на Древней Руси, или время ее возникновения можно отнести к гораздо более позднему периоду?

Некоторые исследователи (В.В. Зенковский, А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет и др.) полагают, что независимая национальная философская мысль возникла в России только во второй половине XVIII и в начале XIX века. До того времени, до петровской эпохи, они утверждают, что Россия, из-за ее отсталости, не имела и не могла создать свою собственную философию. Другие (А.А. Галактионов, М.Н. Громов, П.Ф. Никандров, А.Д. Сухов) придерживаются противоположного мнения. Они помещают происхождение русской философии в X-XI веках и связывают ее непосредственно с принятием христианства[1].

В истории русской философии можно выделить два относительно самостоятельных периода: дофилософский и философский.

Период дофилософии (XI-XVII вв.) характеризуется глубокими и тесными связями элементов философского творчества с религиозным элементом древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. В литературных и религиозных текстах этого периода четко прослеживаются философские проблемы. Чтобы понять предысторию русской философии, мы, наверное, не должны руководствоваться традиционными нормами, а должны учитывать ее специфику. Определение философии как научного знания не соответствует древнерусской философской мысли. Как вид интеллектуальной деятельности, она носила в основном морально-эстетический характер, в то время как современная философия несет в себе очень важные теоретические и формально-логические принципы. В этом последнем смысле русской философии до XVIII века действительно не существовало. Век действительно не существовал, но этот факт не является основанием для отрицания существования философской мысли в целом. Термин «древнерусская философия» следует понимать не как сложившуюся теоретическую систему, а как совокупность идей, образов и понятий философского порядка, содержащихся в памятниках культуры X-XVII веков[2] .

Следует подчеркнуть, что и в наши дни существует мнение, при котором под философией понимается только наука, научно-теоретическая мысль. Если это так, то можно ли вообще говорить о Сократе и Платоне как о философах и исключить из списка философов такого великого немецкого мыслителя, как Ф. Ницше? И, наконец, законно ли было бы вообще включать в «научную философию» представителей западной, восточной и русской мистики?

Вся история мировой философии убеждает нас в том, что философия, как справедливо полагает С. Честно говоря, является не только наукой по своей сути, но и прежде всего в ее основах сверхнаучной, всеохватывающей мировоззренческой доктриной, тесно связанной с религиозным сознанием. Когда мы видим философию в таком широком и глубоком духовном контексте, мы можем с полным правом говорить о русской философии.

Второй период, собственно философский, начинается в XVIII веке и находится не только под влиянием «французского просветления и абсолютизма» (А. Лосев). Она также в значительной степени была подготовлена предшествующим развитием национальной интеллектуальной культуры.

Советская философия в России

Судьбы оставшихся в России философов Серебряного века развивались по-разному, некоторые из них (Флоренский, Шпет, Лосевский, Чижевский и др.) были подвергнуты репрессиям. В любом случае, примерно с конца 1920-х годов они были

больше не могли публиковать свои философские работы с «немарксистским» содержанием. Например, Флоренский в этот период опубликовал только работы по технологии и истории искусства, Спетц — работы по лингвистике и филологии, а Лосев — только работы по эстетике во второй половине 20 века.

К 1930-м годам сложилась ситуация, когда философия марксизма в форме марксизма-ленинизма и марксизма-ленинизма-сталинизма была провозглашена единственной истинной и научной философией. При этом марксизм стал почти религией, а коммунизм выглядел как атеистическое «Царство Божье на Земле», о котором люди мечтали веками. Тезис об уникальной исторической судьбе России получил новое толкование: Россия — это страна, которая прокладывает путь к лучшему будущему для всего человечества. Построение «светлого будущего» на научной (марксистской) основе, основанной на «открытых» законах общественного развития, породило социальный оптимизм и привлекло многих людей, искренне веривших в эти идеи. Именно они сформировали «костяк» советских философов. Главным произведением философской мысли в этот период было «переосмысление» всей истории философии с точки зрения марксизма. По масштабу и характеру эта работа (проводимая в течение нескольких десятилетий) сопоставима с пересмотром древнего наследия в христианской и мусульманской философии (которая продолжается уже несколько столетий). Однако, к сожалению, они не могут быть даже сопоставлены с точки зрения результатов (создание оригинальных философских концепций).

Но даже в таких условиях многим талантливым людям удалось добиться значительных успехов. В 1930-е и 1960-е годы продолжилось развитие русского космонавтики (Вернадского, Чижевского). Самым значительным мистическим произведением этого периода (в некотором смысле последовавшим за российским космизмом) стала «Роза мира» Д.Л. Андреева, написанная во время его заключения (1947-1957), но опубликованная только в 1991 году. К оригинальным произведениям «немарксистского» содержания также относятся книги и статьи М.М. Бахтина, посвященные философии культуры, философии языка, герменевтики.

В 1960-е и 1980-е годы, благодаря хрущевской оттепели, философская мысль обрела некоторую свободу (пусть и небольшую). Именно в этот период возникли и развивались оригинальные философские идеи М.К. Мамардашвили. Е. В. Ильенков развивает собственное понимание диалекта Гегеля.

Гегелевская диалектика. Я.М. Лотман и возглавляемая им Тарту-Московская школа активно занимаются развитием семиотики и философии культуры. В эти же годы разворачивается активная работа в области теории общих систем, философской антропологии, логики и др. В целом можно сказать, что философская деятельность велась в основном в «нишах», где идеологическое давление было наименьшим1 .

Говоря о философии советского периода в России, следует также отметить тот факт, что философские идеи нашли свое выражение в творчестве величайших писателей и поэтов, театральных и кинорежиссеров, композиторов и художников.

Третий, постсоветский, период (с 1991 года по настоящее время).

Этот период едва ли превышает десять лет, поэтому в развитии философии мы пока не можем найти никаких особенно разительных отличий от предыдущего периода. Среди особенностей, которые уже проявились:

Во-первых, марксистская философия утратила свою официальную позицию лидера; она больше не считается «единственной истинной научной философией» и подвергается постоянной критике со стороны различных кругов;

Во-вторых, интерес русских философов к различным философско-идеалистическим доктринам (особенно заметен, в отличие от советского периода, интерес к мистическим доктринам) значительно вырос (или «вышел из подполья»)

Основные особенности отечественной философии

Многовековая история философии в России является неотъемлемой частью глобального историко-философского процесса.

Отечественная философия, прошедшая оригинальный путь развития, отражает культурное и историческое развитие нашей страны. Возникшая позже, чем в соседних странах, русская философская мысль оказала сильное влияние, сначала на византийскую и древнюю, затем на западноевропейскую философию.

Есть некоторые общие черты в национальной философской мысли.

Во-первых, русская философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, художественными и религиозными произведениями. Отсюда и публицистический характер многих философских произведений, авторами которых были общественные деятели, писатели и ученые. Философское значение имело также визуальное искусство — средневековая иконопись (так князь Е.Н. Трубецкой называл «спекуляцию в красках»), а позднее — русский авангард начала XX века (Кандинский, Малевич, Филонов). В то же время доля институционализированной мысли в русской философии была незначительной — университеты и подобные им церковные учебные заведения создавались только в эпоху Просвещения; преподавание философии неоднократно ограничивалось или даже запрещалось. В результате российская философия приобрела такое качество диффузии, которое означает, что она лишь пронизывает всю интеллектуальную культуру и формально не изолирована от нее, как это часто бывает в Европе.

Во-вторых, русская философия не занимается конкретно теоретико-познавательными проблемами, познание становится объектом исследования в связи с проблемами бытия — в этом проявляется онтологичность русской философии.

В-третьих, особое внимание уделяется проблеме человеческого бытия, в этом отношении российская мысль антропоцентрична.

В-четвертых, проблема человека тесно связана с социально-историческими проблемами: смыслом истории, местом России в мировой истории. Русская философия историофильна.

В-пятых, русская философская мысль этически ориентирована, что выражается в нравственном и практическом характере решаемых ею проблем и в большом внимании к внутреннему миру человека.

В целом русская философская мысль неоднородна, вышеуказанные особенности неравномерно представлены в учениях разных мыслителей.

Следует помнить, что некоторые исследователи выделяют оригинальную русскую философию в рамках русской философии, которая по существу является религиозной и мистической. По мнению А.Ф. Лосева, «русская оригинальная философия — это постоянная борьба между западноевропейским соотношением и восточнохристианским, конкретным, богочеловеческим логотипом».

Основные этапы русской философии:

1-е XI-XVII века. Появление русской философии в связи с эллинизмом, древней диалектикой платонизма, византийским христианством и восточным патриотизмом. Основными проблемами здесь являются отношения между верой и разумом, здравым смыслом и интуицией, философией и богословием, идеалом аскета и идеалом мирянина. Это период, когда в учении старшего Филофея «Москва — третий Рим» и возникли поиски культурной идентичности.

философская мысль 18 века дифференцируется на антропологию, гносеологию и социальные взгляды, развиваются идеи просветительского гуманизма (Г.С. Сковорода, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир). Это эпоха появления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога и человеческой души.

философская культура XIX в. приобретает ярко выраженный социальный акцент: большой резонанс получает спор между западниками и славянофилами об исторической судьбе России; развиваются материалистические взгляды (Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев); распространяется популистская идеология (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский). Значительный вклад в философию вносит В. С. Соловьев, чьи труды составляют основу русской религиозно-философской мысли.

Философия в советский период истории

К сожалению, в советский период российской истории (1917 — 1991 гг.) философская мысль не имела возможности полноценного самостоятельного существования и развития в виде различных типов, направлений и течений. В отсутствие свободы интеллектуального творчества и под строгим контролем государства и правящей партии философия постепенно стала рабом политики. Она служила теоретическим обоснованием законности советской системы и указывала на ее предполагаемые исторические преимущества и большие перспективы. На развитие философской мысли в нашей стране чрезвычайно негативно повлияла высылка в 1922 г. за границу большой группы философов (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др.), не занимавших коммунистических постов. Таким образом, уровень философии в советском обществе значительно снизился, что негативно отразилось на всей интеллектуальной культуре общества.

В СССР в 20-е годы марксизм постепенно стал единственным философским движением, которое со временем приобрело статус официальной доктрины. В первые годы советской власти Ленин играл важную роль в ее развитии. Произведения классиков марксизма — К. Маркс и Ф. Энгельс — были опубликованы и широко распространены в стране. Маркс и Ф. Энгельс, был основан Институт философии.

В 20-30-х годах философия активно подчинялась политике. Яркие и достаточно самостоятельные личности (Н.И. Бухарин, А.В. Луначарский и др.) были вытеснены из сферы философской деятельности, а на их место пришли тусклые и малообразованные личности, которые, однако, заняли позиции «революционного сознания» и «классового подхода». Разнообразие мнений и течений сменилось единообразием и даже прямым администрированием. Журнал «Под знаменским марксизмом» («Под знаменем марксизма»), изданный в 1920-е годы группой А.М. Деборина (ученика Плеханова), был закрыт, а ведущие философы подверглись преследованиям и даже репрессиям. Сторонники Сталина (М.Б. Мишин, П.Ф. Юдин и др.) становились все более напористыми на «философском фронте». В 1938 году был опубликован «Краткий курс истории Коммунистической партии Всесоюзного (большевистского)» с крупной статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Пропаганда объявила его «кульминацией» творческого марксизма и сделала его основой преподавания философии в учебных заведениях и методики научного познания. На практике это задушило инакомыслие в философии на десятилетия и помешало появлению новых отраслей знания (генетика, кибернетика и т.д.). В довоенные годы философия в СССР была по существу сведена к вышеупомянутой статье Сталина. Ряд философов других философских направлений либо погибли в лагерях (П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет), либо были подавлены навсегда (А.Ф. Лосев).

После смерти Сталина и официального осуждения его культа (1956 г., XX съезд партии КПСС) в обществе наступила кратковременная «оттепель», которая в некоторой степени способствовала существованию философии. Помимо журнала «Вопросы философии» начал выходить журнал «Философские науки», а в 1960-х годах вышла в свет пятитомная «Энциклопедия философии». В ряде университетов страны были открыты философские факультеты, советские философы стали участвовать в международных симпозиумах и конгрессах.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Нравственный идеал – недостижимое, но необходимое условие индивидуального и общественного бытия
  2. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии
  3. Людвиг Фейербах, немецкий философ
  4. Позитивизм
  5. Техническое наследие Античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре»
  6. Эрих Фромм, немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма
  7. Н.Федоров и его философия
  8. Философия как самосознание культуры
  9. Космическая этика К.Э. Циолковского — Космозм Циалковского и его основные этапы
  10. Патристика и схоластика: этапы развития — Основные этапы развития средневековой философии