Для связи в whatsapp +905441085890

Характеристика философии французского Просвещения

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Теория познания Декарта
  2. Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка
  3. Понятие субстанции в философии Нового времени
  4. Философия Нового времени
  5. Философия французского Просвещения
  6. Теория морали Канта
  7. Учение Канта о формировании самосознания развивающейся культурной жизни
  8. Философская религия Л. Фейербаха
  9. Понимание культуры в немецкой классической философии
  10. Специфика философского осмысления проблемы человека в философии

Введение

Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть общую характеристику философии французского Просвещения и ее основные проблемы, концепции человека и общества в трудах мыслителей Просвещения, а также необходимо раскрыть социально-философское значение французского Просвещения.

Эпоха Просвещения — одна из самых ярких в развитии человеческой философии и культуры. Его начало связано с 1718 годом, когда в Париже состоялось первое представление трагедии Вольтера «Эдип». Свободомыслящая, критическая трагедия отразила кризис христианской уверенности в себе в интеллектуальной жизни Франции в первой четверти XVIII века. Век. Права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма были противопоставлены господствующим основам католического сознания.

В это время появились оригинальные философские доктрины, отличающиеся новизной предлагаемых решений, рациональной ясностью рассуждений и стремлением достичь научного статуса.

Национальные школы эпохи Просвещения имели свои особенности. Философия французского Просвещения отличается своей радикально социальной и антиклерикальной направленностью. Она отличается блестящей литературной формой, в некоторых случаях создавая литературные и издательские шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При всем своем интересе к социально-историческим проблемам французские мыслители эпохи Просвещения не создают общей философии истории, растворяющей специфику исторического в природе с ее властью случая и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединила «Энциклопедия» (1751-1780) под руководством Дидро и д’Алембера. «Энциклопедия» стала своего рода эмблематическим актом Просвещения, поскольку сочетала в себе функции продвижения науки, просвещения граждан, восхваления творчества, объединения авторов в «партию» мыслителей Просвещения, эффективного практического предпринимательства и «полезной» эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях («Инаугурационная речь», «Энциклопедия») «хорошая» философия ставила перед собой задачу «с первого взгляда понять объекты спекуляции и операции, которые могут быть произведены над этими объектами» и сделать выводы, «основанные на фактах или общепризнанных истинах».

Философия французского Просвещения: общие черты и основные проблемы

Экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившиеся в более раннюю эпоху, стали мощной интеллектуальной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.

Одним из факторов, определивших направление философских учений этого периода, стал процесс активизации общественной жизни в европейских странах, вызванный усилением борьбы против сословно-феодальной государственности и церкви. Прогрессивная философия, заинтересованная в независимости научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля, выработала свое отношение к религии. Философия, выразив сущностные черты этой эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования.

Французское Просвещение, как и английское, выросло из успехов новой науки и само было мощным защитником и борцом за науку. Мыслители эпохи Просвещения во Франции идеологически подготовили революцию 1789 — 1793 годов. Их великим начинанием стало создание «Энциклопедии» (1751-1780), в которой все известное в истории человечества, все достижения ремесел, искусств и наук оценивались с позиций Просвещения. Это был гигантский труд, в создании которого участвовали все мыслители эпохи Просвещения Франции, и который возглавляли Дидро Дени и Д’Аламбер Жан.

Представителями первого поколения мыслителей Просвещения, стоявших у истоков французского Просвещения, были Вольтер и Шарль Монтескье.

Негативное отношение к абсолютистской монархии, нравам правящих классов духовенства и аристократии было выражено в «Персидских письмах» Монтескье, анонимно опубликованных в 1721 году. Антимонархическая и антиклерикальная направленность «Персидских писем» имела большой успех и способствовала росту движения Просвещения.

В 40-е годы XVIII века, когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии и философии перерастает в огромное движение интеллектуальной жизни, мысль Просвещения во Франции достигает своего пика. Именно в этот период формируется мировоззрение второго поколения мыслителей эпохи Просвещения — Ж.Ж. Руссо, Ж. Ламетрике, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Э. Кондильяка, Ж. Кондорсе.

Мы можем увидеть некоторые характерные черты философии французского Просвещения:

  • Ярко выраженная антиклерикальная ориентация, которая у некоторых философов Просвещения доходит до антитеологической, богоборческой и атеистической;
  • Неразрывная связь философских взглядов мыслителей эпохи Просвещения с достижениями естественных наук в XVIII веке;
  • Гуманистическая ориентация философии, в которой доминируют антропосоциальные вопросы;
  • Социально-критическая направленность взглядов философов Просвещения на изменение действительности во имя прогресса и «улучшения гражданского общества».

Радикализм французской философии эпохи Просвещения определил антиклерикальную направленность политических, правовых и других идей Просвещения. Они поставили перед собой задачу освободить человеческий разум от догм католической ортодоксии, от фанатичного религиозного суеверия.

Необходимость выполнения этой задачи была обусловлена тем, что католическая церковь в дореволюционной Франции была одной из самых могущественных организаций, обладавших огромными земельными владениями и капиталом. Церковь была религиозно нетерпима и безжалостно расправлялась с «еретиками» и «раскольниками». Только освободив «просвещенный разум» от религиозных предрассудков, можно перестроить общество на рациональных принципах. Такова была основная идея «Философских писем» Вольтера 1734 г. Они стали началом резкой критики феодально-клерикальной религии и деспотизма всей французской религиозной жизни.

C. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро и другие французские мыслители эпохи Просвещения в своих трудах осуждали культ и тиранию церкви над человеческим разумом.

Французские мыслители эпохи Просвещения противопоставили феодальным клерикальным догмам и религиозному фанатизму официальной церкви концепцию «естественной религии».

Под «естественной религией» французские мыслители эпохи Просвещения подразумевали ту, которая не противоречит человеческой природе и содержит общие для всех людей моральные принципы. Природа — храм единого божества и управляется универсальной моралью: «Делай то, что ты хотел бы делать по отношению к себе».

Характеристики французского века Просвещения

Культура эпохи Просвещения (к ней близко и американское Просвещение) имеет ряд характерных черт. Во-первых, для него характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, которая после своего создания подчинена естественному, логическому ходу вещей). Деизм как доктрина свободной мысли открывает возможность выступить против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б. Франклин и Т. Джефферсон в Америке и многие другие мыслители эпохи Просвещения) с иронией выступали против откровения и традиции, присущих христианству, подвергали сомнению чудеса и противопоставляли веру разуму. В эпоху Просвещения христианская идея утратила свою силу, и возникло желание освободить религию от церковной доктрины и слепой веры в историю и вывести ее из естественных знаний. Во-вторых, обращение мыслителей эпохи Просвещения к природе в отказе от христианской идеи привело к космополитизму. Она приняла форму осуждения любого национализма и веры в равенство возможностей для всех народов. В то же время распространение космополитизма вызвало снижение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. В. В результате патриотизм стал менее важным в общественной жизни, так что «Французская революция с самого начала была отмечена космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской…». Идеал тогда рассматривался скорее как абстрактный «человек», а вовсе не как родина» (Э. Фаге). В-третьих, для культуры Просвещения характерна так называемая «научность». Конечно, в XVII веке проявился некий «научный дух», но тогда он понимался как прогресс в области метафизических, математических и теологических исследований. Это было возможно только благодаря беззаветной любви к чисто интеллектуальным способам познания, примером которых служили гениальные творения Паскаля и Декарта. Расцвет математики постепенно способствовал развитию естественных наук. В конце девятнадцатого века естественные науки, освободившись от перипатетизма, пережили своеобразное возрождение благодаря деятельности выдающихся ученых. Наиболее характерной чертой ученых середины XIII века, по сравнению с предыдущими научными поколениями, была их четкая убежденность в необходимости объяснения всех природных явлений исключительно естественными причинами. В-четвертых, такая черта культуры Просвещения, как рационализм, ассоциируется с «научным духом» (не зря Просвещение называют веком Разума). Сам термин «Просвещение», который обозначает разрыв с прошлым, задуманный «философами», на самом деле не обозначает разрыва, но обнаруживает интересную мимикрию. Здесь напрашивается сравнение Евангелия от Иоанна с истинной природой Просвещения. Главные сторонники естественной религии (деизма) хотели провозгласить новое Евангелие, Евангелие разума, сводимое только к человеческому разуму. На этом фоне понятно, почему противостояние мыслителей Просвещения с религией вылилось в продолжение Религиозных войн. Из наук, особенно математики, рационализм, по мнению некоторых ученых (Дж. Кларк и другие), перекинулся на мировоззрение и политические системы.

Основные идеи и принципы Просвещения

При всех своих национальных особенностях Просвещение имело некоторые общие идеи и принципы. Существует единый порядок природы, от знания которого зависят не только успехи науки и благополучие общества, но и нравственное и религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы делает возможным построение естественной морали, естественной религии и естественного права. Разум, свободный от предрассудков, является единственным источником знаний; факты — единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонировать с внешней природой и природой человека. Теоретическое знание неотделимо от практического действия, которое обеспечивает прогресс как высшую цель общественного существования.

Конкретные формы реализации этой программы в рамках Просвещения значительно расходились. Особенно значительным было расхождение во взглядах на религию: практический атеизм Ламетри, Гольбаха, Гельвеция и Дидро, рационалистический антиклерикальный деизм Вольтера, умеренный деизм д’Алембера, благочестивый деизм Кондильяка, эмоциональный «деизм сердца» Руссо. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. В то же время, однако, деизм эпохи Просвещения не исключал такие формы организации, как масонская квазицерковь с ее ритуалами. Эпистемологические различия были менее разнообразны: в большинстве своем мыслители эпохи Просвещения придерживались локковского эмпиризма с эмфатически сенсуалистической интерпретацией происхождения знания. Сенсуализм мог быть механико-материалистическим (Гельвеций, Гольбах, Дидро), но не исключалась и скептическая и даже спиритуалистическая версия (Кондильяк). Философов Просвещения меньше интересовала онтология: они оставили решение этих проблем конкретным наукам (в этом отношении философию Просвещения можно рассматривать как первую версию позитивизма) и зафиксировали лишь очевидность существования субъекта, природы и Бога-принципа. Только система природы Гольбаха дает догматическую картину атомистически-материального существования. В социальной сфере мыслители эпохи Просвещения пытались конкретизировать доктрину прогресса и связать ее с этапами экономического и политического развития общества (Тюрго, Кондорсе). Экономические (Турго), политические (Монтескье), правозащитные (Вольтер) идеи Просвещения сыграли значительную роль в формировании либеральной цивилизации современного Запада.

Просветители французского просвещения

Французские мыслители эпохи Просвещения MONTESQUE Одной из самых ранних фигур французского Просвещения по времени был Шарль Монтескье. Даже его «Персидские письма» (1721) и «Трактат о причинах величия и падения римлян» (1734) современники читали и перечитывали со смаком. Его «Дух законов» (1748) сделал Монтескье одним из величайших политических и правовых мыслителей не только во Франции, но и во всем мире. В «Рассуждениях» Монтескье идеализирует римский стоицизм. Понятие стоической эффективности у Монтескье сочетается с идеалами древнеримского республиканизма, противостоящего деспотизму императорской власти. Восхваляя консервативную, суровую храбрость римских землевладельческих кланов, Монтескье упускает из виду явное осуждение Монтескье французского абсолютизма, измельчавших и развращающих нравов французского общества. В «Духе законов» Монтескье развил общее учение о зависимости правовых норм государства и общества от законов, которая определяется типом государственного устройства — республиканским, монархическим или деспотическим. Первые концепции «духа законов» характеризуются рационализмом и натурализмом. Это концепция законов как необходимых отношений, вытекающих из природы вещей. Однако при детальной разработке учения о законах общества Монтескье не полностью привязывается к натуралистическим абстракциям. Его задача — юридическая, и решается она на широкой основе сравнения политической системы и законодательства Англии и Франции с республиканским и императорским Римом. Монтескье был первым ученым, применившим сравнительный метод к изучению права и правовой философии. Сравнительный метод дал Монтескье материал для обоснования его взглядов на основные типы правления, условия их расцвета и упадка. Метод изложения Монтескье — дедукция. Из того или иного принципа, который он трактует определенным образом — аристократическая республика, демократическая республика, монархия, деспотия — Монтескье выводит наиболее целесообразные законы и нормы правления, виды и пределы власти и т.д. В это юридическое исследование, однако, проникает мощный поток натуралистических взглядов на причины социальных явлений. Возможность существования различных типов государственных структур не объясняется Монтескье с точки зрения социально-исторических условий возникновения различных типов государств. Она возникает из соответствия между формой правления и физическими характеристиками страны, ее пространственной протяженностью, климатом, и только потом из образа жизни народа, его основных занятий, степени его материального благосостояния, его религиозных взглядов, его морали и т.д.

Специализация способствует процветанию ремесел и искусств, создает потребность в обмене. Но та же специализация увеличивает зависимость от работы людей других профессий, делает человека частью большого целого, создает крайнюю однобокость. Это создает не только отчуждение, разобщенность между людьми разных профессий, но и противоречие между личной и общественной деятельностью. По мнению Руссо, одной из главных причин человеческих страданий является противоречие между нашим состоянием и нашими желаниями, между нашим долгом и нашими склонностями, между природой и общественными институтами, между человеком и гражданином. «Сделайте человека снова цельным, — призывал Руссо, — и вы сделаете его настолько счастливым, насколько он может быть счастлив». Выражая эти идеи, Руссо предвосхитил возникновение проблемы так называемого отчуждения. Став сотрудником Энциклопедии, он вскоре порвал с ней, и одной из причин разрыва стала смелая пропаганда атеизма, которую вели энциклопедисты. В своем «Общественном договоре» Руссо утверждал, что единственным исправлением существующего социального неравенства — неравенства собственности и неравенства обязательств — может и должна быть свобода и безусловное равенство юридических прав. Эта идея, отражающая гражданский характер социологии Руссо, впоследствии была высоко оценена деятелями Французской революции. Весь программный раздел «Общественного договора» характеризуется буржуазным демократизмом и республиканизмом. Руссо признавал суверенитет народной воли и неделимость этого суверенитета как основы политической жизни общества. Французское Просвещение отличалось самыми радикальными взглядами на все вопросы политического и социального характера. Французские мыслители создали доктрины, отрицающие частную собственность (Руссо, Маблис, Морелли) и отстаивающие атеистические взгляды (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция на целое столетие стала центром мысли эпохи Просвещения и способствовала быстрому распространению прогрессивных идей по всей Европе — от Испании до России и Северной Америки. Эти идеи также были вдохновлены идеологами Французской революции, которая радикально изменила социальную и политическую структуру Франции.

Концепции человека и общества в работах мыслителей эпохи просвещения

Центральное место в философии французского Просвещения занимает проблема человека.

Несмотря на все различия, основной социально-философской концепцией французского Просвещения была концепция «человеческой природы». Они рассматривали человека как чисто физическое, природное, материальное существо. Поэтому главным пунктом философской антропологии французских мыслителей эпохи Просвещения было отрицание дуалистической природы человека и утверждение его материального единства.

Отвергая теологическое учение о душе, французские материалисты считали, что ощущение, мышление, «все способности души» полностью зависят от «телесной субстанции», разрушение которой приводит к прекращению всякой психической деятельности человека.

Душа, говорит Ламберт, — это бессодержательный термин, которым рациональный ум обозначает мыслящую часть нашего организма. Он подчеркивает зависимость всех способностей души от своеобразной организации мозга и всего тела. Ламетриер отвергает религиозный дуализм в понимании человека и рассматривает человека как особым образом организованную, сложную машину, наделенную способностями мышления, чувства и ощущения. Он не отрицает роли образования в организации человеческой машины. В книге «Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» Ламетри утверждал, что люди по своей природе вероломны, лживы и порочны, и поэтому плохих людей всегда больше, чем добродетельных, которые живут своим добром ради блага общества.

В отличие от Ламетри, Дидро разделяет теорию врожденной морали английского философа эпохи Просвещения А. Шафтсбери. Самым важным проявлением нравственного чувства Дидро считал стремление к взаимной любви и поддержке, к добродетели. Однако, по мнению Дидро, природная склонность к добру не исключает нравственного воспитания, которое лишь укрепляет природную добродетель и формирует моральные качества человека.

На примере Ламери и Дидро видно, что изучение естественных наук в целом оказало значительное влияние на стиль философской мысли французских мыслителей эпохи Просвещения.

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) считал, что «человек по природе своей существо доброе и хорошее, и только его собственные установления делают его злым и плохим». В своей диссертации «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) Руссо показал противоречивый характер развития цивилизации. Он противопоставил свой век — век классовых привилегий и лицемерия — простоте, невинности и добродетели первобытного человека.

В своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) Руссо утверждал концепцию гражданской свободы. Рассматривая равенство как естественное состояние человеческого общества, Руссо видит главную причину неравенства в возникновении частной собственности. Для смягчения неравенства философ предлагал ввести прогрессивный налог, ограничить передачу имущества и капитала по наследству, освободить от налогов тех землевладельцев, которые владеют только самыми необходимыми средствами труда.

Теория общественного договора Руссо претерпевает значительные изменения в работах Поля Гольбаха (1723-1789 — французский философ-материалист и атеист), в творчестве которого завершает свое формирование антропосоциальная философия французского Просвещения.

Гольбах видел сущность общества прежде всего в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью. Необходимость удовлетворения своих потребностей, писал Гольбах, заставляет людей объединяться, заключать договор с обществом. Условия самого общественного договора учитывают интересы гражданина и общества в целом. Долг общества — обеспечить счастливую жизнь своим членам, но в то же время сами граждане должны служить общественным интересам, предоставляя обществу все свои возможности.

Гольбах интерпретирует источник пороков и бедствий общества с точки зрения эпохи Просвещения. Это непонимание людьми своих истинных интересов, невежество, заблуждение и незнание путей, которые могут привести к благополучию.

С позиции умеренного деизма Вольтер рассуждал о слабости и ничтожности человека. В «Трактате по метафизике» и «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания» человека и интерпретирует концепцию человеческой судьбы на основе научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он лишает его возможности предопределять человеческую судьбу. Человек подчиняется законам природы, и в этом его судьба и несвобода. Вольтер рассматривает человека как социальное существо, «социальное животное», испытывающее потребность в обществе. Социальные качества, по мнению Вольтера, являются главной характеристикой человека.

Своеобразного понимания природы человека, основанного на материалистическом сенсуализме, придерживался К. Гельвеций. Он считал, что все в человеке сводится к ощущениям. Поэтому движущими силами его деятельности и поведения являются физические удовольствия и страдания. Но, как и Ламбертиус, он не отрицал «всемогущество образования».

Важным аспектом социально-философской концепции эпохи Просвещения был пацифизм эпохи Просвещения. Осуждение агрессивности, экспансионизма, захватнических войн стало основным лейтмотивом произведений Вольтера, Шарля Монтескье, П. Гольбаха. Рассматривая войну как состояние страха и насилия, «противоположное счастью общества», французские мыслители эпохи Просвещения выступали против прославления тех амбициозных монархов, которые предпочитали нести опустошение и смерть другим странам.

Французские мыслители эпохи Просвещения расходились во мнениях относительно источников социальных противоречий и катаклизмов, присущих обществу.

Если Руссо видел этот источник в возникновении частной собственности, то Вольтер, Гельвеций и Гольбах, напротив, считали, что дело не в частной собственности, а в естественном неравенстве сил и способностей людей, в действиях тиранов и несправедливых правителей, которые привели к неравномерному распределению общественного богатства.

Предлагая реорганизовать общество на принципах разума и справедливости, французские мыслители эпохи Просвещения в целом отстаивали нисходящие пути мирного реформирования общества через «просвещенных правителей».

Заключение

Восемнадцатый век вошел в историю как век Просвещения. Унаследованная от Локка и Лейбница, идея перестройки жизни по рациональным причинам была подхвачена рядом мыслителей в Англии, Франции, Германии и других европейских странах. Эта перестройка рассматривалась как результат распространения позитивных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких масс образованных людей.

Понимание природы мыслителями эпохи Просвещения в целом носило механистический характер. Одним из следствий механистического понимания природы стал механистический детерминизм.

Принципиально новой концепцией в натурфилософии этого периода стало утверждение материализма. Французский материализм XVIII века стал новым историческим этапом в развитии философии. Французские материалисты — Ламетрике, Гельвеций, Дидро, Гольбах — несли свои идеи в широкие круги общества и излагали свои философские взгляды в основном в виде общедоступных публикаций.

Значительное внимание в философии XVIII века. Век посвящен проблеме человека. Механические материалисты сводили сущность человека к его чувственной биологической природе. Философы эпохи Просвещения уделяли особое внимание образованию человека. Рассматривая человека как естественное существо, мыслители эпохи Просвещения пытались установить равенство людей.

Философия французского Просвещения подготовила интеллектуальную основу Французской гражданской революции 1789-1794 годов. В ней были сформулированы и обоснованы такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм. Философия французского Просвещения сумела на многие десятилетия утвердить веру в прогресс, веру в возможность переустройства общества в соответствии с принципами справедливости и гуманизма.

Список литературы

  1. Философия : учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е пересмотренное издание. М.: ЮНИТ-ДАНА, 2005 г. — 622с.
  2. Миголатьев А.А. Философия. Адаптированный учебник. В 20 ключевых темах. В философии 80 основных вопросов. — В: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 2-е пересмотренное издание. — 416с.
  3. Балашов Л.Е. Философия: учебник. — Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004 г. — 608с.
  4. Французское просвещение и революция. — М.: 1989
  5. «Мир философии», Издательство политической литературы. Москва. 1991.
  6. Верцман И.Е. «Ж.-Ж. Руссо». М.: Рослитиздат, 1958.