Для связи в whatsapp +905441085890

Хайдеггер Мартин, крупнейший немецкий философ 20 века — Бытие в беспочвенности и безграничности

Мартин Хайдеггер (1889 — 1976) — один из величайших философов, давший новое направление немецкой и мировой философии 20-го века. Он поставил перед собой задачу вернуть европейскую философию к проблеме бытия. Об этом свидетельствует название одного из его фундаментальных произведений — «Бытие и время» (1927). Он подверг критике абстрактно-теоретические понятия «разум», характерные для классической традиции европейского Просвещения. «Пытаясь построить онтологию на основе феноменологии Хюссерла, Хайдеггер пытался раскрыть «смысл бытия» через созерцание человека, так как только человек осознает бытие по своей природе…» . М. Хайдеггер открыл «экзистенциальности» творческого бытия и рассматривал их как составляющие смысла, т.е. дающие смысл. Раскрывая содержание термина «экзистенциальный», он пишет: «Быть в мире в более точно истолкованном смысле растворения в мире — экзистенциально». В М. Хайдеггере, например, экзистенциальность бытия — это открытость или естественный опыт. Они действуют как «необходимый структурный момент его существования». Существуют также такие понятия, как «быть в мире», «быть с» , «быть в мире», что включает в себя заботу о мире, тревогу.

Хайдеггер Мартин, крупнейший немецкий философ 20 века - Бытие в беспочвенности и безграничности

Бытие в беспочвенности и безграничности

M. Хайдеггер открывает бытие в беспочвенности и безграничности «присутствия» человека в мире, в беспочвенности и безграничности «бытия» человека. Человек — это не монада, а озарение, откровение мира. М. Хайдеггер отверг абстрактный методизм своих нео-кантийских учителей* и уничтожил формальный историзм (Historismus) XIX века. М. Хайдеггера обычно относят к той группе историков, в которой преобладает стремление к индивидуальной автономии. Другая группа историков является моделью гражданства (К. Маркс, Дж. Милл, Дж. Дьюи и др.). Об эффективности обеих точек зрения можно говорить в разных обстоятельствах. М. Хайдеггер вместе с С. Кьеркегором, Ф. Ницше, Бодлером, М. Прустом и В. Набоковым являются примерами индивидуального совершенства, которое все они создали сами.

В творчестве М. Хайдеггера есть не только разрушительный момент (его отношение ко многим прежним традициям), но и конструктивизм, созидание. Вслед за своим учителем Э. Гуссерлом М. Хайдеггер заложил основы современной герменевтики, философской науки понимания.

Следует отметить, что Хайдеггера можно назвать «учеником» Гуссерля лишь относительно. М. Хайдеггер слишком независим, оригинален и уникален. Настоящие талантливые ученики, однако, никогда не бывают такими, как их учителя. Э. Хусерл и М. Хайдеггер, несмотря на независимость теоретических суждений М. Хайдеггера, поддерживали чисто личную дружбу. Э. Хусерл знал, что проблема времени занимает большое место в творчестве М. Хайдеггера, и сделал символический подарок своему младшему другу — золотые часы.

Проблеме времени была посвящена одна из его фундаментальных работ «Бытие и время» (1927), а также лекция, которую он читал в Марбургском университете в 1925 году и которая подготовила основные идеи этой работы. Для того, чтобы показать проблему времени, М. Хайдеггер использует метод экзистенциального анализа, который является методом понимания бытия и состоит в попытке сделать прозрачным определенное существо и нас, которые находятся в поиске смысла бытия.

Давайте рассмотрим концепцию времени, предложенную М. Хайдеггером. Сразу отметим, что язык М. Хайдеггера очень сложный, на самом деле он предлагает свой особый язык. Во многом именно сложность этого языка затрудняет проникновение в ход его мыслей. М. Хайдеггер раскрывает «фундаментальную роль понятия времени». Он пишет, что не только история, но и природа «имеет временный характер». Эта временная реальность в целом обычно противопоставляется вневременным объектам, которые являются, например, предметом математических исследований. Кроме этих вневременных предметов, математика также имеет сверхвременные — вечные — предметы в метафизике или богословии. Это уже показано — достаточно схематично и грубо — тем, что время — это единый «указатель», который различает и разграничивает субъектов в целом. Понятие времени раскрывает нам путь и возможность такого разграничения универсальной сферы бытия. Эта концепция каким-то образом становится… руководство по вопросу о бытие и его возможных регионах; однако эта основополагающая роль четко не усвоена … Таким образом, понятие времени — это совершенно особая концепция, связанная с фундаментальным вопросом философии. Согласно Хайдеггеру, это «вопрос бытия».

Фундаментальный тезис концепции Хайдеггера

Один из фундаментальных тезисов концепции Хайдеггера заключается в том, что он предлагает, чтобы для понимания сущности времени, мы должны соотносить темпоральность с присутствием, которое понимает Бытие. Речь идет о присутствии человека в мире, его погружении в бытие. При этом М. Хайдеггер подчеркивает, что для этого необходимо «ограничить понятие времени, оторванное таким образом от повседневного понимания времени». Под повседневным пониманием времени он подразумевает такое толкование времени, которое сложилось в традиционном понимании времени от Аристотеля до Бергсона и далее. философа Хайдеггера Мартина

В некотором смысле подобная, но гораздо более ранняя идея была выражена Августином Блаженным . В суждениях Августина четко прослеживается мысль о том, что есть, так сказать, два изображения или два представления времени, которые нужно различать — одно формируется на уровне обычного сознания, оно доступно всем. Практика основана на этой общей концепции времени; эта концепция в некотором смысле одинакова у разных людей, и этот факт является основой для согласованной общей деятельности людей. Другой взгляд требует теоретических знаний, он основан на научных данных и связан с глубоким пониманием, с проникновением в суть вещей. Мы показали, что в своих работах М. Хайдеггер обращает внимание на различие между этими двумя взглядами на время, более того, он показывает, что стратегия понимания самого явления должна основываться на анализе путей перехода от обычных понятий к теоретическим. Необходимо понять процесс возникновения научного знания из обычных и примитивных знаний. Исследователи творчества М. Хайдеггера отмечают, что представления человека о времени существуют на уровне прелогического, предвзятого мышления.

Рассмотрим более подробно вопрос о знаниях о времени на предконцептуальном, прелогическом уровне. Давайте сформулируем вопрос следующим образом: Что такое реакция на время у животных? Поскольку животные имеют лишь предпосылки для мыслительной деятельности, они сознательно не отражают мир в абстрактных категориальных формах.

Этот вопрос довольно сложный. Тем не менее, это не должно быть проигнорировано. Во многих исследованиях биологов используется понятие «биологические часы». Исследователи, изучающие реакцию животных организмов на височные ритмы как внутри организма, так и во внешней среде, обнаруживают, что в организме существуют своеобразные «биологические часы». Установлено, что такие факторы внешней среды, как свет, температура, давление воздуха, играют решающую роль в жизнедеятельности организмов. Но поскольку в некоторых случаях эти факторы характеризуются определенными ритмами, определенным временным порядком, то естественным образом может возникнуть иллюзия, что живой организм реагирует непосредственно на время и обладает «биологическими часами».

Вот пример. Зоологи наблюдали за поведением жука в пустыне. Ночью жук зарылся в песок, а утром ровно в то же время поднялся на поверхность. Исследователи зафиксировали не только время, когда жук достиг поверхности, но и температуру песка. Утром, после восхода солнца, песок нагревался, достигалась определенная температура, и на поверхности появлялся жук. Исследователи провели следующий эксперимент. На поверхность песка была помещена лампа, чтобы нагреть его. Лампу включили чуть раньше времени, когда жук обычно просыпается, и обнаружили, что когда температура песка была такой же, как температура, при которой жук вышел на поверхность, жук начал просыпаться, хотя время было раньше обычного. Был сделан вывод, что жук реагирует не на время, а на температуру песка и температуру поверхности. В научной литературе описываются ситуации, которые условно можно назвать «ложной пружиной». Известно, что зимой, когда случаются длительные и сильные оттепели и резкое повышение температуры, некоторые растения начинают цвести.

Для всестороннего рассмотрения этой темы остановимся на одном из таких фактов. В Московском государственном университете была группа студентов, потерявших способность видеть и слышать. (Следует отметить, что «…глухота не создает даже самой микроскопической проблемы, которая не была бы универсальной проблемой». Глухота — только усугубляет, иначе ничего не делает»). Эти студенты выступали в зале. Беседа была косвенной, через своего рода «переводчика». Переводчик» общался с этими учениками, прикасаясь к их руке, и на специальном «языке» этих прикосновений передавал им вопросы. Итак, вопрос был задан этим студентам: «Что такое время?» Один из студентов ответил следующим образом: «Время — это когда ты встаешь, ешь и спишь.» Ключевым понятием в ответе является понятие «время», «время». В этом понятии время — это единство представлений о качественных изменениях, о своеобразных «фазовых переходах» (от сна к бодрствованию и наоборот). Изменение, согласование определенных функций, связанных с жизнедеятельностью людей, является тем содержанием, которое наполняет «предконцептуальное» понятие времени и выражается словами «время», «понятие».

Интересны также вопросы маленьких детей в связи с понятиями времени. Иногда дети задают вопрос: «Куда вчера ушли? Учителя отмечают, что очень трудно научить умственно отсталых детей пользоваться часами и календарями.

В этом контексте важно отметить, что одной из особенностей научных, теоретических понятий является то, что эти понятия органично вписываются в систему других понятий данной теории, содержание этих понятий во многом определяется «местом», которое они занимают в системе данной области знаний. Например, хорошо известно, что многие свойства химических элементов зависят от положения данного элемента в системе Менделеева. Что касается «предконцептуальных», «предконцептуальных» идей, то они формируются в тесной связи с практической деятельностью, с человеческим «существом» и связаны с процессом жизнеобеспечения человека.

Процессы жизнеобеспечения человека

Необходимо подчеркнуть, что М. Хайдеггер соотносит бытие, присутствие человека в мире с темпоральностью, и в этом случае обрисовывается очень важная, фундаментальная функция времени. М. Хайдеггер пишет, что настоящее — это способ понимания чего-то вроде бытия.

Давайте сосредоточимся на понятии «быть похожим». Присутствие (существование) всегда связано с темпоральностью, темпоральностью. Из этого можно сделать вывод, что именно темпоральность обеспечивает отражение «подобно бытию». Не вполне адекватное отражение, не «удвоение» Бытия, а производство «подобия Бытия»; это одна из функций феномена времени. М. Хайдеггер утверждает здесь, что категория времени способна выполнять функцию своеобразного зеркала. Давайте попробуем прояснить эту мысль.

Очевидно, что желательно принять позицию, согласно которой понятие времени может выполнять ряд функций. Функция зеркала не является единственной и, более того, эта функция может определенным образом коррелировать с другими функциями. Сама идея зеркала, аналогия с зеркалом во многом метафизична. Дело в том, что весь внешний мир отражается во внутреннем мире субъекта, точнее, все представления о внешнем мире должны быть «преломлены» во внутреннем мире субъекта. Человек может взаимодействовать с объектами во внешнем мире только в том случае, если он начинает с этих представлений.

Для облегчения задачи понимания этих взаимозависимостей рассмотрим некоторые аспекты взаимодействия внешнего и внутреннего, а также роль, которую играет в этом взаимодействии временной фактор.

Временной фактор — это своего рода фильтр. На самом деле, отражение, как и любая модель, всегда является неполным отражением, намеренно неизоморфным. Эта незавершенность, «дефективность» того, что отражено, может быть несколько прояснена термином «фильтр». Фильтр пропускает что-то, и что-то остается позади. Сам механизм фильтрации содержит в себе нечто, согласующееся с представлениями о рефлексии. Механизм фильтрации зависит как от устройства самого фильтра, так и от характера фильтруемого материала. (В связи с этим интересно знать, что почти все важные внутренние органы человека имеют функцию фильтрации).

Взаимодействие функций «фильтр» и «зеркало» лучше всего просматривается на примерах поведения человека в экстремальных ситуациях. М. Хайдеггер, анализируя ситуацию, в которой человек испытывает страх, показывает изменения, происходящие в отношениях между представлениями о способе действия времени в сознании. М. Хайдеггер пишет, что «тревожное ожидание — это страх…», т.е. страх….. это всегда страх… в нем лежит мировоззренческое свойство страха. Его экзистенциально-временной смысл состоит в забывчивости; в запутанном отказе от фактической способности быть, так как угрожаемое бытие в мире имеет отношение к коварному. М. Хайдеггер продолжает раскрывать природу вынесенных решений. Другими словами, сознание человека «сужается», он не думает о далеких перспективах, а фокусируется на том, что происходит сразу. Оказывается, однако, что потеря способности включать в созерцание даже не очень далекое прошлое и будущее приводит к потере ориентации в настоящем.

Хайдеггер ссылается на наследие Аристотеля, который определяет тревогу как своего рода гнет, смятение. Хайдеггер отмечает, что репрессии толкают присутствие обратно в заброшенность, но таким образом, что последнее оказывается точно закрытым. Почему он закрыт? Мы уже отмечали выше, что теряется способность думать даже о ближайшем прошлом и будущем. Путаница вызвана забывчивостью. Тревожная забота, потому что она забывает о себе и поэтому не выбирает ни одной из определенных возможностей, прыгает с ближайшей на ближайшую. В этом суждении особенно важно подчеркнуть, что существуют, так сказать, два одновременных процесса: «забыть о себе» — это один процесс, и способность сделать правильный выбор, т.е. сориентироваться в будущем, теряется. Вывод фундаментальный: ориентация во времени происходит «через себя», через субъект.

Перед личностью в ситуации растерянности существуют «все возможные», т.е. также невозможные, возможности. Тревожный человек не останавливается ни на одном из них, «окружающий мир» не исчезает, но он сталкивается в нем с чем-то вроде более-неблагополучного. «Самозабвение в тревоге сопровождается запутанной актуализацией первого пойманного». Хорошо известно, например, что жильцы горящего дома часто «спасают» самое безразличное, что приходит в голову. Забывчивость актуализации путаницы восходящих возможностей приводит к путанице, которая создает настроение страха. Забывчивость в замешательстве также меняет ожидания. Ожидание приобретает характер подавленного, соответственно смущенного ожидания, которое отличается от чистого ожидания».

В ситуации паники и тревоги происходит искажение представлений о прошлом и будущем, а именно: прошлое забывается, невозможные ситуации включаются в построение будущих моделей и т.д.

Но могут быть и такие стрессовые ситуации, когда время переживается как нечеткое целое, в котором исчезают любые представления о модальностях времени. Так, в знаменитом романе К.К. Роман МакКаллоу «Пение в Блэкторне» описывает ситуацию огромного счастья, переживаемую человеком, который вновь встречает свою любимую жену после долгой разлуки: «Время уже не считало секунд, оно затопляло и теряло свой смысл, существовала лишь глубина неизвестного измерения, более реальная, чем истинное время».

Известный лингвист Б.Ворф показал, что существует корреляция между способностью человека делить время на моду (т.е. прошлое, настоящее и будущее) и уровнем культурного развития.

Не все, не каждое представление времени коррелирует с категорией причинности, а только такое представление, в котором выделяются его режимы: Прошлое, настоящее, будущее. А. Эйнштейн в письме к своему другу М. Бессо писал: «Для нас, убежденных физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим является лишь иллюзией, хотя и довольно навязчивой». И далее: «В случае асимметричного поля мне кажется очевидным особый характер пространственно-временной близости.

Если в одной точке рассмотреть два противоположных временных направления, то, возможно, можно сказать, что одно из них направлено в будущее, а другое — в прошлое. Но законы этой области не отдают предпочтения ни одному из этих направлений. Ситуация похожа на классическую теорию с позитивными и негативными направлениями во времени. Такое разграничение имеет смысл только на основе второго закона термодинамики и при этом основывается не на форме элементарных законов, а только на граничных условиях (вероятность или порядок в отрицательном направлении увеличения времени)».

Проблему взаимосвязи режимов времени принято называть проблемой становления. Этой теме уделяется внимание в ряде исследований, среди которых следует особо отметить работу А. «Философские проблемы пространства и времени» . Проблема становления обычно рассматривается с включением понятий прошлого, будущего и «настоящего». М. Хайдеггер также привлекает такое понятие, как «интратментальность». Раскрывая структуру этого понятия, он обращает внимание на содержание термина «сейчас». Известно, что стоики соотносили идею о том, что время состоит из непрерывного «сейчас» с таким метафорическим изображением времени, как хронос. М. Хайдеггер не противопоставляет серию непрерывных «сейчас» серии «пасты» или «фьючерсов». Элементы, фрагменты непосредственного прошлого можно охарактеризовать как «тогда», в то время как «тогда» или «раньше» — как «сейчас не сейчас». Слова «тогда» или «позже» эквивалентны выражению «сейчас-не-ещё». Слово «сейчас» как бы держит в себе частицу прежнего существа во времени и в то же время раскрывает горизонт для осуществления того или иного действия в ближайшем будущем. Вот несколько примеров: «После того, как они сняли пальто в гримерной театра, отец сказал сыну, что теперь можно идти в зрительный зал». Или: «После того, как гости сели за праздничный стол, хозяин предложил, чтобы теперь Тостмастер произнес тост».

Анализ Хайдеггером «внутривременности» может быть дополнен суждением, что, строго говоря, «сейчас» скрывает не только преемственность событий, но и их синхронность и одновременность. Есть понятие «реальность». Что такое «его время»? — Время для бизнеса и час для удовольствия. Но это не единственное. Вернемся к примеру с тостом за праздничным столом. Время тостов — особое время, у него есть свое «место». Ошибочно произносить тост в коридоре, когда гости еще не вошли в комнату и не сидят за столом. Давать тост в самом конце пиршества тоже ошибка. Слово «сейчас» можно заменить на «сейчас самое время», «сейчас самое время». Здесь уместен термин «самообъективность»; как будто само событие «знает», в каком отрезке времени или в какой нише оно должно быть сделано.

Суть экзистенциально-аналитического взгляда

М. Хайдеггер вкладывает содержание возможности и проекции в слово «существование»; человек всегда носит с собой «свой проект». Поэтому в структуре времени по отношению к его режимам (настоящему, прошлому и будущему) для М. Хайдеггера фундаментальным является будущее. Существенная особенность экзистенциализма — видеть себя на фоне будущего. Однако, поскольку М. Хайдеггер соотносит жизнедеятельность человека, прежде всего, с состоянием тревоги, он устанавливает связь между видением будущего и беспокойством. Волнение предвосхищает возможности, вырастает из прошлого и подразумевает будущее. Все три вида времени — прошлое, настоящее, будущее — имеют смысл быть «вне себя». Давайте проясним, что было сказано: Будущее стремится; настоящее — с вещами; прошлое — возвращение к фактам и принятие ситуации. М. Хайдеггер называет все режимы времени ЭКСТАТИВНЫМ, как то, что существует вне себя. Приход, становление и настоящее раскрывают темпоральность как чистый ЭКСТАТИКОН.

Временновременность — это изначальное небытие само по себе. Вот почему М. Хайдеггер называет феномены прихода, становления и настоящего экстатической темпоралью.

В то же время, М. Хайдеггер говорит следующее о природе прошлого и настоящего. Хайдеггер говорит следующее. Прошлое отвергает пассивное восприятие традиции и требует доверия к возможностям живой традиции. Настоящее — это момент, когда человек, понимая неаутентичность своего окружения, отрицает его, наконец, решает свою судьбу.

Аутентичное время — это материальное время. Аутентичное существование (страх) показывает незначительность всех человеческих проектов. Человек живет, принимая дух своего времени и людей, и все же, находясь в мире, он также вне его, имея предвосхищающий опыт смерти, которая раскрывает небытие человеческого существования. Однако Хайдеггер утверждает, что история и бытие являются единым целым в своей онтологической структуре. Но важно подчеркнуть, что это лишь одна из концепций Хайдеггера, она была разработана на основе экзистенциальной аналитики, от которой сам М. Хайдеггер отделился в тридцатых годах XX века.

В работе «Кант и проблемы метафизики» (1929) М. Хайдеггер возвращается к проблеме связи прошлого, настоящего и будущего с познавательными способностями человека. В очень оригинальной интерпретации Кантской философии Хайдеггер говорит не о трех формах времени, а о «тройном единстве времени», в котором три формы соответствуют трем способам синтеза трансцендентной субъективности: прошлому как таковому (а не образам вещей, когда-то увидевших его). ) — результат деятельности трансцендентального воображения, настоящее, «настоящее» — результат чистой созерцательной деятельности, а будущее — результат синтеза в понятии, т. е. чистого мышления. По мнению М. Хайдеггера, сущность трансцендентной субъективности — это само временное единство, формирующее то, что называется историческим временем (а отнюдь не физическим, «ирреальным» временем). Но, как пишет П.П. Гайденко: «Здесь возникает трудность, неразрешимая с точки зрения традиционных рационалистических трактовок деятельности мысли. Как мышление может иметь временный характер, если мы следуем традиции Канта и всему рационализму вплоть до Гуссерля? Потому что эта традиция противопоставляет чистому разуму все временные отношения как нечто преходящее. По Канту, здесь вообще не может быть вопроса о темпоральности, не говоря уже об определенном режиме времени — будущем. В этот момент, следуя своим намерениям, Хайдеггер должен совершить радикальный поворот в концепции Канта, переосмыслить структуру и функцию мысли, чтобы сделать «Критику Чистого Разума» «онтологией конечного знания», «Есть водораздел между Кантом… и рационалистической метафизикой Декарта…»

Концептуальный синтез

По мнению М. Хайдеггера, концептуальный синтез, а значит и само будущее, в каком-то смысле является основой других синтезов, потому что без синтеза в понятии (через который сама реальность становится субъектом) ни созерцание, ни воображение не были бы возможны, они были бы объективны.

Завершая анализ представлений Хайдеггера о времени, мы подчеркиваем, что философ не рассматривает человеческий Дезин, его экзистенциальность, как вещь, текущую во времени, а, наоборот, видит в нем само время. Как пишет П. П. Хайденко, «темпоральность» оказывается последним словом в философии М. Хайдеггера; в этой философии нет места вечному», время объявляется им экзистенциальным, более того, оно отождествляется с субъектом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Разумный уровень познания
  2. Общество как едино-цельная система определенного множества народа
  3. Материализм
  4. Революция и реформы в жизни общества — Реформы и революции как формы социальных изменений
  5. Культурная модернизация
  6. Роль религии в общественном процессе. Значение религии для человека и человечества.
  7. Наука как высшая форма знания. Особенности современной науки
  8. Легизм и юснатурализм
  9. Понятие истории. История как реальный процесс развития и взаимодействия конкретных стран, народов и цивилизаций
  10. Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека