Для связи в whatsapp +905441085890

Христианская мораль и нравственные представления верующих и неверующих — Понятие морали и основные идеи о ее формировании

Мораль — это историческая концепция. Она принадлежит к тем общечеловеческим духовным ценностям, которые определяют содержание социального бытия с зари человеческой цивилизации и останется его важнейшим атрибутом до тех пор, пока есть человек и общество. Как одна из древнейших форм общественного сознания, нравственность формировалась в процессе отделения человека от животного мира в процессе формирования социальных отношений, формирования социальных коллективов и сообществ.

Христианство предлагало программу нравственного совершенства через постижение идеи Бога, помогая тем самым нравственности регулировать отношения между людьми в социально неоднородном обществе. Через тексты Библии христианство предложило свой собственный механизм регулирования поведения, который мог бы быть понятен массам. Христианство провозгласило идею нравственного равенства, уделило большое внимание отдельному человеку, его душе и тем самым заложило основы гуманизма; оно призывало человека возвыситься над повседневной рутиной своего существования и направить свои мысли к духовному совершенству; оно предлагало человечеству нравственный идеал очень высокого порядка по образу и подобию Иисуса Христа; оно формулировало простейшие нравственные правила (десять заповедей).

Христианская концепция происхождения нравственности утверждает, что нравственность дана нам напрямую, она не нуждается ни в размышлениях, ни в особых решениях, она кажется известной с самого начала, почти с рождения; она дремлет в человеке и пробуждается в нужный момент. На языке религии: «Мораль исходит от Бога» .

Христианство, несомненно, является одним из величайших явлений в истории человечества. Религиозная мораль — это совокупность моральных понятий, принципов и этических норм, сложившихся под прямым влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают вечность и неизменность своих нравственных принципов, свою вневременную природу.

Раннее христианство выдвинуло на первый план всеобщие заповеди милосердия, любви и свободы, и благодаря христианству эти заповеди стали известны многим народам Азии и Европы (а позже и другим континентам). Как заметил Бердяев, «мир до Христа не знал никакой универсальной религии; все религии были национальными и ограниченными» христианство, по словам Владимира Соловьева, «поставило человеку его абсолютный идеал, дало ему конечное задание для своего дела».

В христианстве, крупнейшей мировой религии, первостепенное значение придается этическим проблемам, а нравственность имеет религиозное происхождение. Основатель этой религии, Иисус Христос, является Творцом новой морали, которую можно определить как этику любви.

Христианская мораль и нравственные представления верующих и неверующих - Понятие морали и основные идеи о ее формировании

Понятие морали и основные идеи о ее формировании

Суть его учения заключается в том, что несчастье человека началось в тот момент, когда он отвернулся от Бога и вообразил, что он может решать, что такое добро, и бороться со злом, с насилием и обманом. Такое тщеславие лишь умножает зло в мире и доводит человечество до смертельного предела. Спасение заключается в осознании лживости разделения людей на добро и зло, а также необходимости борьбы со злом с помощью добра.

Все люди — дети Божьи, и в каждом из них есть искра Божья. Поэтому их отношения должны быть похожи на отношения между детьми в семье и основываться на любви. Любовь оригинальна и самодостаточна. В то же время, смысл любви глубже; она не ограничивается земной жизнью, а подразумевает стремление к Богу. Земная жизнь несовершенна, поэтому сердце не должно принадлежать миру и его ценностям. Истинно нравственные ценности заставляют человека стремиться к божественной духовности. Высшее духовное бескорыстие действует как символ божественной любви. Земной мир отмечен смертью, божественный мир вечен. Чем меньше человек хочет иметь, тем больше он будет иметь на небесах.

Идеал Христа — это этика любви. Его последним наставлением для ближайших учеников перед смертью было любить друг друга. Любовь смиренна и наполнена высшим человечеством — «люби врага своего». Гордость — первый грех человека. Любовь активна. Нравственность должна оцениваться по поступкам человека, а не по его словам. Любовь бескорыстна, когда она направлена к тем, от кого мы не можем получить пользу. Это обездоленные, униженные, обиженные, преследуемые. Под любовью подразумевается духовное единство людей.

Первая, высшая и фактически единственная заповедь христианской этики — это заповедь любви к Богу. Она стоит над любовью человека, над всеми земными узами и целями. Любовь Божья требует всего человека, всех его мыслей и поступков.

Любовь к ближнему — это, как бы, конкретизация любви к Богу. Мы должны любить наших соседей именно потому, что они богоподобны. Служа ближнему нашему, мы служим Богу. Любовь к ближнему во всех ее проявлениях есть не что иное, как любовь к Богу. Благотворительность оказывается смиренностью перед социальной несправедливостью: она призвана разрывать отчужденные формы связей между людьми, и становится их утонченным извинением.

Таким образом, когда мы говорим об общих нормативных принципах христианской этики, они фактически сводятся к единой заповеди любви к Богу. Следование этой заповеди — это содержание добродетельной жизни. Но что значит любить Бога, если мы сводим это к набору реальных действий. По своему эмпирическому содержанию любовь к Богу и ближнему означает отказ от погони за человеческим счастьем, от земного аскетизма. Этическое общение с миром превращается в отрицание мира до точки бегства от него, в самоуничтожение человека от его земного существа. Формула единения с любящим миром и отворачивающимся от мира в аскетизме», рассматриваемая в ее историческом содержании, не только закрепляет пропасть между нравственным началом и всем многообразием практически целенаправленной, объектно-детерминированной человеческой деятельности, но и одновременно с этим санкции, по-своему оправдывают аморальность социального и природного бытия. Из этого вытекает следующий главный вывод христианской морали, что нравственная судьба человека — его союз с Богом — возможен только в потустороннем мире и только по милости Божьей. Соглашаясь с мнением, что «спуск Божий к человеку — это одновременно и условие восхождения человека к Богу», необходимо сделать дополнение. Тот факт, что разрыв между Богом и человеком преодолевается Богом, в то же время является констатацией того, что это превосходит силу и возможности человека.

Нравственная концепция христианства как бы закрыта для идеи Бога. Бог — единственная творческая сила; Он сотворил мир и является его живительной сущностью. Весь мир развивается из него; он остается его непосредственным правителем. Бог является и конечной целью мира, и даятелем смысла. Что бы Бог ни сотворил, Он сотворит для Себя, «ибо все от Него, через Него и к Нему». Бог как Абсолютный (и только Он один) воплощает в Себе причину, норму и цель Своих действий. Все остальные живые существа не имеют автономии; они существуют благодаря Богу и за Бога. Человек — не исключение.

Человек, однако, не просто одно из Божьих творений, наряду с бесчисленными другими, он — привилегированное существо, обладающее относительной властью над миром, ибо он подобен Богу. Его богобоязненность выражается в том, что человек создан безвозмездно, и высшая цель служения Богу кажется ему долгом, задачей, которую он должен решить сам. В той мере, в какой человек наделен способностью не грешить, способностью подчиняться Богу свободным поступком, он уподобляется Богу как абсолютная личность.

Человек подобен Богу, но не тождественен Ему, ибо он принадлежит миру. Человек двойной. В своем реальном существовании он не тот, кем должен быть. Чтобы преодолеть эту двойственность, следовать его «истинной» сущности, является содержание нравственных усилий человека. Это христианское обоснование морали.

Человек безнадежно грешен. Христианство однозначно утверждает, что греховность человека непреодолима его собственными усилиями. Предполагается, что это происходит по Божьей милости, при непосредственном и непосредственном участии Бога.

Образ Иисуса Христа, Который есть и Бог, и человек, является ясной моделью нравственности в христианском смысле, нравственным идеалом. Следовать за Богом — значит следовать за Христом. С точки зрения христианской логики, как грех пришел в мир через грех Адама, так и благодать пришла в мир через благодать Христа.

Таким образом, доктрина постулирует божественное происхождение этики. Бог — источник, основа нравственности.

Нравственное христианство

Христианские богословы считают библейские заповеди божественными по своему происхождению и универсальными по своему нравственному значению, потому что Бог един. Христианская мораль находит выражение в конкретных идеях и понятиях нравственной и аморальной, в наборе конкретных нравственных норм (например, заповедей), в конкретных религиозных и нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т.д.) и некоторых качествах воли верующего (терпение, послушание и т.д.), а также в системах нравственного богословия или богословской этики. Все эти элементы вместе формируют христианское нравственное сознание.

Главной особенностью христианской (как и любой другой религиозной) морали является то, что ее основные положения помещены в обязательную связь с доктринальными догмами. Поскольку «явленные» догмы христианской доктрины считаются неизменными, основные нормы христианской морали также относительно стабильны по своему абстрактному содержанию и сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих. Это консерватизм религиозной морали.

Особенности христианской морали

Другая особенность христианской морали, вытекающая из ее связи с догмами учения, заключается в том, что она содержит такие нравственные заповеди, которые не встречаются в системах нерелигиозной морали. Это, например, христианские учения о добрых страданиях, прощении, любви к врагам, неспособности противостоять злу и другие положения, противоречащие насущным интересам реальной жизни людей.

Христианская мораль включает в себя набор норм (правил), регулирующих отношения между людьми в семье, сообществе верующих и обществе. Это знакомые ветхозаветные заповеди, Евангелие «Блаженства» и другие нравственные заповеди Нового Завета. Вместе они образуют то, что можно назвать официальным, утвержденным церковью кодексом христианской морали.

В христианском мире происхождение основных нравственных норм описывается с точки зрения передачи десяти заповедей Моисею Самим Богом. Нравственные нормы христианина не исчерпываются заповедями Моисея, а дополняются пониманием необходимости и возможности духовного возрождения, провозглашенного Иисусом Христом в Нагорной проповеди в учении о Блаженстве.

При создании своего морального кодекса христианство также включало в себя некоторые простые универсальные моральные нормы. Самые простые общие требования к индивидуальному поведению в обществе, отраженные в ветхозаветном декалоге, были выработаны на основе коллективного опыта задолго до того, как они были включены в тексты еврейской Торы. Такие обычаи, как запрет на убийство человека из племени или запрет на вступление в брак внутри племени, возникли из глубины племенного уклада.

Отношение к нравственности

Первые четыре заповеди десяти заповедей не имеют прямого отношения к нравственности. В них содержатся религиозные и церемониальные предписания ивритской религии, но нет никаких моральных норм. Истинная мораль — это человечность. Интересы коллективной человеческой жизни требуют дружбы, взаимопомощи между людьми.

Остальные шесть заповедей ветхозаветного декалога напрямую связаны с моралью. Они отражают некоторые элементарные правила человеческого сообщества: заповедь уважения к родителям, запрещение убийства, половой распущенности, воровства, клеветы, зависти. В целом, принятые явным большинством голосов, заповеди — это моральные нормы — «Не убивай», «Не кради», «Не прелюбодействуй», «Не лжесвидетельствуй против ближнего своего», «Чти отца своего и мать свою», «Не желай дома ближнего своего <…> всего того, что есть у ближнего своего».

Несмотря на то, что не все люди верят в Бога, а потому не верят в божественное происхождение нравственных заповедей христианства, подавляющее большинство людей в современных западных и восточных славянских цивилизациях принимают общие базовые нравственные нормы в версии, которая как-то близка к десяти заповедям. Общие для всех — верующих и неверующих, богатых и бедных, молодых и старых, мужчин и женщин, представителей разных национальностей и разных уровней образования — это не все десять заповедей, а только их часть, потому что другая часть, как было сказано выше, принадлежит к чисто религиозным постулатам.

Христиане считают свою религию воплощением истинной человечности. Христианские проповедники подчеркивают гуманистический аспект евангельской заповеди: «Люби ближнего твоего, как самого себя».

Через устные и печатные проповеди, через эмоциональные ритуалы, настроенные на важнейшие события в жизни верующего, кодекс христианской морали воздействует на нравственное сознание человека, а через него и на его практическую нравственность. Этот кодекс дает верующему идеал праведной жизни с точки зрения христианства, который ставит печать на все поведение человека, его привычки, его повседневную жизнь.

Основой любого морального кодекса является определенный исходный принцип, общий критерий моральной оценки действий людей. У христианства есть свой критерий для разграничения добра и зла, нравственности и безнравственности. Христианство выдвигает свой критерий — заинтересованность в спасении личной бессмертной души для вечной, блаженной жизни с Богом. Христианские богословы говорят, что Бог вложил в души людей универсальный, незыблемый, абсолютный «нравственный закон». Христианин «чувствует присутствие божественного нравственного закона»; достаточно услышать голос Божества в его душе, чтобы быть нравственным.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философский анализ
  2. Философия и религия
  3. Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического
  4. Наука как социальный институт
  5. Взаимоотношение абсолютной и относительной истины в научном познании. Практика как критерий истины
  6. Понятие как основная форма рационального познания
  7. Изменение представления об истине в философии — Классическая концепция истины
  8. Пьер Абеляр
  9. Понятие субстанции в метафизике 17-18 века, в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница. Критика понятия субстанции Юмом
  10. Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии