Для связи в whatsapp +905441085890

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников — произведения искусства в разностороннем развитии ребенка дошкольного возраста

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей, поскольку предстает перед нами в виде произведений искусства, созданных художниками, скульпторами, писателями, музыкантами. Искусство расширяет наш социальный опыт, наше взаимодействие с природой и обществом, с людьми (собственно, в этом и проявляется его коммуникативная функция).

Изобразительное искусство включает в себя: Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Эти виды называются изобразительными искусствами потому, что художник выражает свои мысли, чувства через изображение человека, природы, предметов, через изображение видимого мира, и они воспринимаются зрителем через зрение. В отличие от литературы, театра, кино, музыки, которые способны передать движение и развитие в виде действия во времени, визуальные искусства воплощают реальность в одно мгновение. И только через этот единственный момент художник должен дать зрителю почувствовать, что предшествовало и что может предшествовать изображаемому моменту. Художественный образ в изобразительном искусстве является отражением действительности и в то же время не является ее буквальной копией. Феномен реальности, перенесенный в искусство, выражает отношение художника к изображаемому и тем самым утверждает его эстетические идеалы.

Визуальное искусство имеет свой собственный язык. Это помогает художнику выразить свои мысли, свое отношение к действительности. Язык изобразительного искусства разнообразен, каждая форма имеет свои особенности, свои законы. Знайте, что эти законы нужны не только художникам, но и всем нам. Зная язык, мы будем ярче и живее воспринимать художественные образы, у нас сформируется эмоциональное отношение к описываемым событиям и явлениям, что, в свою очередь, поможет нам глубже воспринимать окружающую действительность.

Знакомство человека с изобразительным искусством начинается в дошкольном возрасте и, по мнению Л.С.Выготского и А.В.Запорожца, проходит определенный путь развития. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое отношение к объекту включает в себя ряд познавательных моментов и, соответственно, способность соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый объект, способность, которая может возникнуть только на определенном этапе развития ребенка. На самом деле, восприятие произведения искусства детьми проходит несколько стадий развития: от поверхностного, чисто внешнего восприятия очертаний и ярких черт до постижения сути и глубины художественного содержания. Только в старшем дошкольном возрасте, когда накоплены впечатления, имеется определенный жизненный опыт, способность наблюдать, анализировать, классифицировать и сравнивать, ребенок может оценить объект искусства; распознать разницу между реальностью и ее отображением.

Поощрение творчества — одна из главных задач дошкольного образования. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заложен в изобразительной деятельности дошкольников. В данной работе рассматривается, как дети старшего дошкольного возраста воспринимают произведения изобразительного искусства и как искусство влияет на их художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников

Произведения искусства в разностороннем развитии ребенка дошкольного возраста

Душа ребенка — это тонкая материя, которая с самого рождения непрерывно впитывает информацию из внешнего мира. Ребенок воспринимает не только слова и действия окружающих его людей, но и звуки, запахи, цвета и осязаемые предметы. Таким образом, вся среда, которая окружает ребенка с младенчества, формирует его личность, характер, приоритеты в жизни, и происходит художественное воспитание детей. Чем разнообразнее информация, поступающая в голову ребенка, тем полнее он развивается.

Формирование личности в целом происходит под влиянием и взаимодействием многих составляющих факторов.

Одним из важнейших факторов воспитания является взаимодействие ребенка со всеми видами искусства, такими как музыка, живопись, прикладное искусство, танец и многое другое.

Живопись — один из видов изобразительного искусства, воспроизведение предметов и явлений реальной действительности красками на холсте, дереве, поверхности стены.

Об эстетическом восприятии детей дошкольного возраста написано много интересных и методичных книг и статей. Но сегодня есть необходимость взглянуть на прежний опыт с современной точки зрения, чтобы актуализировать некоторые проблемы.

В последние годы все больше внимания уделяется вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. Многие педагоги и искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса с помощью визуального искусства. В работах А.Н. Бурова, П.Н. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Хризман и других очевидна необходимость активного использования различных видов и жанров изобразительного искусства в работе с дошкольниками.

Исследования особенностей восприятия дошкольниками изобразительного искусства показывают, что с раннего детства у детей появляется интерес к различным видам и жанрам искусства, основанный на увлечении рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, развиваются познавательные потребности как структурные компоненты творческого потенциала ребенка. Он/она учится внимательно всматриваться в изображение картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.

Дубровская Е.А. и Козлова С.А. доказывают, что в процессе знакомства детей с различными видами изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточнение знаний об окружающей среде, общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие художественного образа в картинах помогает прояснить многие понятия, характерные для искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает средства выразительности каждого вида и жанра изобразительного искусства.

Изобразительное искусство обращается к реальности как к источнику формирования внутреннего духовного мира человека. Об этом свидетельствуют исследования следующих педагогов и искусствоведов: В.А.Разумного, М.Ф.Овсянникова, И.Б.Астахова, Н.А.Дмитриева, М.А.Когана.

Психолого-педагогические исследования показывают особенности умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. В частности, в работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьяков установил, что дошкольники способны выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и осмысливать их в своей продуктивной деятельности при восприятии художественных произведений живописи. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается способность находить способы самостоятельного решения творческих задач.

В процессе формирования эстетического отношения детей к живописи главным является эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Это доказано в исследованиях М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева.

Особенности восприятия изображений детьми дошкольного возраста

Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, часто оставляют неизгладимый след в душе ребенка. С годами это первоначальное влечение к прекрасному, не всегда осознанное, превращается в потребность познать и понять искусство. Одни исследователи считают, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет, другие утверждают, что восприятию поддаются даже изображения бытового жанра. Предмет живописи завораживает своим увлекательным содержанием, а жанр завораживает своей тематикой. При этом мальчиков интересуют спортивные, героические темы, девочек — о животном мире, природных явлениях. Примечательно, что натюрморт и особенно пейзажная живопись вызывают интерес благодаря изображению предметов, природных явлений и колорита. Когда на рассмотрение предлагаются два произведения искусства на одну и ту же тему, предпочтение отдается более яркому. Традиционность, однако, принимается только до определенного предела. В натюрморте больше привлекают те работы, которые близки по своим художественным особенностям к произведениям мастеров народного искусства. Это и понятно: красочность, сильные, часто контрастные цветовые сочетания. В картине жанра — реализм, в пейзаже — декоративные возможности цвета. Пейзажная живопись близка благодаря наблюдениям в природе, оказывает эмоциональное, эстетическое воздействие, которое проявляется в образных чертах, поразительных метафорах, сравнениях («осенние листья на земле, как осенний ковер»). Постепенно меняется восприятие жанровой картины — от неосознанного, фрагментарного понимания к адекватному, мотивированному логическими связями с художественными средствами выражения.

На наш взгляд, целесообразно знакомить детей с произведениями, в которых художественный образ трактуется по-разному: очень подробно (И. Шишкин — «Корабельная роща»; «Дождь в дубовом лесу (Дуб. Вечер)»; «Утро в сосновом лесу»; «Сумерки»; «Сосны, освещенные солнцем»; «Рожь»; «Лесные долины» и в более общем виде (А. Рылов — «Зеленый круг»). Рылов — «Зеленое кружево», «В голубом просторе», «Зеленый шум»; А. Куинджи — «Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине», «Днепр утром», «После грозы»; И. И. Левитан — «Вечерний колокол», «Осень», «Золотая осень», «Слобода», «Деревня зимой», «Лунная ночь», «Озеро. Сокольники», «Околица», «Река Истра»), условно-плоские, ближе к народному искусству (А. Ведерников, Б. Кустодиев работают в портретном жанре).

Восприятию образов должно предшествовать наблюдение в природе. Окружающая действительность поможет понять уникальную красоту, созданную художником, откроет колористические возможности. И тогда, работая над рисунком, ребенок сможет найти золотую гамму, характерную для осени, холодные цвета зимы, нежно-голубые, светло-зеленые оттенки весны. Многократные наблюдения, художественное слово, музыка не только накопят впечатления, но и воспитают культуру образного видения, способствуют формированию художественного образа в рисунках.

Требования к отбору произведений искусства для организации совместной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

В процессе ознакомления дошкольников с живописью важную роль играют знания и личность педагога. Интерес детей к живописи, их вхождение в мир искусства, понимание его сути во многом зависит от их знаний и умений, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Учитель должен уметь выбрать произведение искусства в соответствии с уровнем развития и образования детей.

Прежде чем представить произведение искусства детям, педагог должен изучить его, определить, о чем картина, установить связи между содержанием и средствами выражения, цветом и композицией, структурой и настроением картины, решить, что наиболее ярко выражено в произведении искусства, какую роль играет пейзаж.

После выбора картинки воспитатель определяет, как лучше, доступнее, интереснее познакомить детей с произведением, представить возможные варианты детских вопросов, подготовиться к ним.

Учитель должен научить детей видеть главное на картинке. Умение видеть — главное для понимания смысла картины, того, что художник хотел передать зрителю: свои мысли, чувства, переживания. Художественные образы в картинах должны стимулировать детей, вызывать чувства симпатии, радости, грусти, определенное отношение к натурщику.

Искусство развивает в детях способность видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться не только познать, но и изменить их, сделать жизнь более интересной, осмысленной и красивой. Степень воздействия искусства на ребенка во многом зависит от методов, используемых педагогами. Поэтому необходимо с большой ответственностью отнестись к выбору художественных произведений и продумать, как с ними знакомиться. Чтобы воспринимаемый объект искусства доставлял эстетический опыт, удовольствие, наслаждение. При выборе произведений искусства следует руководствоваться следующими требованиями.

Требования к картине для детей:

  • Фотография должна иметь высокий художественный уровень;
  • Картина должна правдиво и реалистично отображать действительность;
  • Картинка должна быть доступна для понимания ребенка;
  • Изображение должно быть четким, с передачей ярко выраженных особенностей объекта;
  • Изображение должно быть доступным с точки зрения средств выражения;
  • Художественное произведение должно передавать жизнь ясно, заметно;
  • Ему должно быть отведено самое типичное, самое важное;
  • Содержание произведения, на которое смотрят дети, должно быть им доступно и знакомо по опыту, иначе изображение не будет восприниматься достаточно полно и эмоционально и не даст желаемого эстетического эффекта.

Здесь приведены лишь основные требования к отбору произведений искусства, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Понятно, что педагог, знакомящий детей с пейзажной живописью, учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального, эстетического развития, возможность оснащения образовательного процесса наглядными пособиями, наконец, функционирование дошкольного учреждения, его месторасположение (город, село), где растет и развивается ребенок.

Будучи творческим, педагог будет совершенствовать технику отбора произведений искусства, с помощью которой он сможет открыть ребенку дверь в мир художественного видения.

Методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства

На этом этапе дети приобретают способность воспринимать произведения искусства разного содержания, то есть не только те, в которых изображено занимательное действие, поступок. В то же время дети теперь по-другому воспринимают сюжет картины: они могут многое угадать, многое представить, они легко определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, цвета, которые выбрал для изображения художник.

Очень полезно практиковать многократный просмотр картин: знакомое произведение вызывает яркие представления. Стоит отметить, что дети обязательно будут отмечать детали, которые они не заметили в первый раз. Цель разговора должна быть иной, то есть говорить не только о том, что изображено, но и о том, как это изображено. Учитель должен научить этому детей на примере истории.

Конечно, самим детям будет трудно связно изложить содержание картинки. Этому их научит учитель. Его рассказ должен быть максимально образным и выразительным, чтобы вызвать интерес, создать определенное настроение. По возможности учитель использует художественную литературу (читает стихи, отрывки из сказок, рассказов). Подводит детей к умению сравнивать изображения (старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу), например, И. Левитан. «Март» и А. Саврасов. «Крючки прилетели». С помощью вопросов: на какой картинке изображена ранняя весна, а на какой — поздняя? На какой картинке изображен солнечный день? — он обращает внимание детей на раскраску картинки — сочетание цветов, характерное для солнечного весеннего дня. После предварительного обсуждения он просит детей назвать сочетания цветов, которые отражают пасмурный день на картине «Грачи прилетели».

Беседа может начаться с рассказа самого учителя, а затем учитель привлекает детей к активному выражению своих впечатлений с помощью вопросов. Наконец, учитель высказывает свое мнение о картинке и обобщает ответы детей.

Книжная иллюстрация приводит детей к более глубокому восприятию текста, конечно, не сама по себе. Вдумчивые вопросы учителя помогают связать содержание картинки с прослушанным текстом. Например, анализируя картину о дяде Степе (С. Михалков. «Дядя Степа»), педагог, показывая иллюстрации, привлекает внимание детей, так как художник передает внешность персонажа, а затем с помощью вопросов раскрывает характер дяди Степы, его поступки. Учитель подводит детей к простым выводам, обобщениям, обращает их внимание на основные моменты. В результате таких занятий у детей развивается интерес к иллюстрациям, то есть к книжной графике. Этот интерес поддерживается возможностью самостоятельного рассматривания художественных открыток, иллюстраций, например, если организовать игру в «магазин», продающий открытки, где дети будут выбирать их сами.

Весной, после того как старшая группа систематически просмотрит картины, хорошо устроить выставку в групповой комнате или в зале. Все репродукции картин, которые дети видели в течение года, помещены под стекло или в картонные паспарту и красиво размещены на стенах. Они будут дополнены несколькими новыми картинами.

Когда выставка готова, учитель приглашает детей посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картинки к другой и рассматривают их. Учитель слушает, что говорят дети, проверяет, помнят ли они картинки, которые видели раньше, и замечает то, что для них ново. Затем она собирает детей вместе и проводит их по всей выставке. Дети говорят, какие картинки им больше всего понравились, какие запомнились, более внимательно рассматривают новые картинки, высказывают свое мнение об их содержании.

Если вы знакомы с декоративно-прикладным искусством, можно использовать и другие техники. Прежде всего, дети должны понимать уместность вещей, сочетание красоты с назначением и использованием вещей. Во всех случаях, когда это уместно, детям следует давать возможность обращаться с вещами, использовать их.

При рассмотрении узоров на вещах декоративные рисунки могут образовывать элементы игры: Учитель предлагает найти в узоре похожие или однородные элементы, указать, как они повторяются, отметить одинаковый цвет или различие в окраске одинаковых элементов. Учитель направляет детей, повторение элементов,

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Семья как источник образования
  2. Проблемы современного детства и воспитания
  3. Общая характеристика педагогической профессии
  4. Написание статьи как учебная дисциплина, ее использование на уроках русского языка и литературы
  5. Систематика нарушений в речевом развитии ребенка
  6. Методическое творчество
  7. Коррекция агрессивности
  8. Конфликты в образовательном учреждении
  9. Семья как педагогический феномен
  10. Методика выявления отдельных сторон речевого развития детей