Для связи в whatsapp +905441085890

Идеализм Шеллинга — Понятие «природа»

Понятие «природа»

Понятие «природа» занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Этот термин имеет несколько интерпретаций и в философии употребляется в трёх значениях (широком, узком, специальном), каждое из которых, даже если оно непосредственно и не оговаривается, обычно вытекает из контекста. Так, употребляя данное понятие в широком смысле, им обозначают всё сущее, весь мир во всём его многообразии форм. Другой, более узкий контекст понимания природы стал складываться с прошлого столетия в результате подходов к осмыслению проблем возникновения жизни на Земле, а также в связи с осознанием человеком своего особого положения в окружающем его мире. В этом смысле термин «природа» сузился до вполне определённого объёма и стал охватывать лишь ту часть объективной реальности, которая в 1802 г. Французским учёным Ж. Ламарком предшественником Ч.Дарвина была названа биосферой, т.е. «областью жизни» . Наконец, специфический (специальный) контекст употребление термина «природа» состоит в том, что в философии зачастую возникает необходимость выявить суть, основное содержание того или иного предмета, тела, существа и т.п. Понятие «природа» здесь имеет вполне конкретное значение, раскрывающее корни, фундаментальные начала того, о чём идёт речь. Речь идёт о природе данного объекта или явления в том смысле, что устанавливается его сущность, а также связь с остальной объективной реальностью — природой в широком смысле слова.

Идеализм Шеллинга

Немного из биографии Ф.В.Й. Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854).

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, представитель классического немецкого идеализма, вошел в историю как 23-летний профессор, который в начале своей карьеры обратился к изучению природы. Преподавателями Шеллинга по философии были Кант и Фихте.

Шеллинг родился 27 января 1775 года в Вюртемберге, в городе Леонберг. В возрасте шести лет Фридрих поступил в начальную школу, а в восемь лет начал изучать древние языки. Два года спустя его отправили в латинскую школу в Нюртенгене. В возрасте пятнадцати лет, на три года раньше разрешенного законом срока, Шеллинг был принят в Богословский колледж в Тюбингене благодаря заступничеству своего отца. Во время учебы он подружился с Гегелем и поэтом Хёлдерлином. Их сближение началось на почве политической свободы мысли. В 1795 году Шеллинг закончил учебу. Он должен был разделить судьбу всех классиков немецкого идеализма — в роли наставника в период между академической подготовкой и академическим преподаванием.

В 1797 году, как путеводитель по идеям его «Wissenschaftslehre», молодой Шеллинг привлек внимание Фихте, который уже разрабатывал новую систему, естественную философию. В том же году появились идеи Шеллинга о природной философии, а через год вышло исследование «Über die Weltseele», получившее восторженное одобрение Гёте. Гипотеза высшей физики для объяснения универсального организма». С помощью Фихте и Гёте Шеллинг в 1798 году получил должность доцента в Йене.

Его личная жизнь любопытна и романтична. Из этого — одна вещь: любовь к умной, талантливой женщине. Он влюбился в жену А. В. Шлегеля — Каролину, которая, в свою очередь, влюбилась в Шеллинга и стала его женой. И его творческая жизнь пульсировала. Кэролайн слушала и обсуждала с Шеллингом все его рукописи, давала мудрые советы, переписывалась. Это было сияющее, горящее, творческое общение двух сердец, страстно влюбленных. Все шло блестяще… И вдруг Кэролайн заболела, и вскоре ее уже не было. Она радикально изменила жизнь и работу Шеллинга. Он долго молчал… Затем он погрузился в религиозную жизнь.

После смерти Каролины Шеллинг поверил в бессмертие и все же твердо держался своего неприятия идеализма. Помимо литературной деятельности, он нашел утешение в переписке с Полиной Готтер, дочерью близкого друга Каролины. Она назвала его жену его второй матерью.

Они переписывались некоторое время до того, как Шеллинг договорился о встрече с ней. Девушка производит на него приятное впечатление. 11 июня 1812 года она вышла за него замуж.

В мае 1827 г. назначен генеральным хранителем научных коллекций. В августе он становится президентом Академии наук.

В феврале 1853 года Шеллинг страдает от старческого недомогания, его сила катастрофически падает. Он решает подвести итог, написать интеллектуальное, философское завещание. Это список рукописей и инструкций, касающихся их судьбы.

Вечный покой он обрел 20 августа 1854 года в швейцарском курортном городе Рагац. Он был похоронен там. К нему прикреплен памятник с надписью: «Первый мыслитель Германии».

Философия природы Шеллинга

В своих гипотезах Шеллинг очень часто запутывался в противоречиях. Он разворачивает панораму существовавших тогда точек зрения на то, что такое природа. Философ выдвигает новое понимание природы как ступени, предшествующей духу, как целостности организующей сама себя и организуемой не из принципов привносимых извне (из интеллекта или из моральной воли), а из принципов, заключённых в ней самой. Природа духовна, она обладает душой.

Шеллинг кладёт в основание своей философии не бесконечную активность морального сознания, а абсолютное тождество субъекта-объекта, непосредственное единство идеального и реального, существующего в природе бессознательно и достигающего сознания в разуме.

Шеллинг нередко называл свою философскую систему исторической или генетической философией, призванной раскрыть генезис природных процессов и сознания. Приняв в исходном пункте первоначальное тождество субъекта и объекта, Шеллинг вводит идею прогрессирующего развития, как в натурфилософию, так и в учение о сознании. Дух проходит у Шеллинга ряд состояний от своего бессознательного существования в природе, до осознания воплощения в разуме. Дух развёртывается в природе, а природа воплощает его в себе. Самосознание — основной фактор развития научно-теоретического и философского знания. Развертывание продуктивных потенций природы неразрывно связанно с развитием форм самосознания духа. Восхождение природы по ступеням организованности дополняется в философии Шеллинга восхождением духа к самому себе.

Фундаментальные принципы и идеи натурфилософии Шеллинга

Шеллинг ставит перед собой задачу — задачу построения натурфилософии, т.е. философского постижения объективной природы.

Фундаментальным принципом натурфилософии Шеллинга является принцип развития через поляризацию.

“Каждая действительность уже предполагает раздвоение. Там, где существуют явления, существуют и противоположные силы. Следовательно, учение о природе предполагает в качестве непосредственного принципа всеобщую двойственность, а для того чтобы понять её — всеобщее тождество материи. Истинным нельзя считать ни принцип абсолютной неразличённости ни принцип абсолютного тождества, истина заключается в соединении того и другого.”.

Ведущий принцип натурфилософии — свести всю природу к полярности, к дуализму сил. Все природные процессы раздваиваются; их изначальное тождество поляризуется, а противоположные процессы должны быть поняты как тождественные. Природа пронизана полярными процессами: материя обусловлена силами притяжения и отталкивания, магнетизм — полярностью полюсов, электричество — противоположностью положительного и отрицательного электричества, химические процессы — противоположностью таких соединений, как кислород и радикал, кислота и щелочи, жизнь — полярностью возбудимости торможения, сознание — противоположностью субъекта и объекта.

Развитие через поляризацию есть основной принцип развития природы и духа. Из исходного недифференцированного состояния возникают полярные противоположности. Суть развития и состоит в прогрессирующей дифференциации и превращение различий в полярность, их преодолении и постижении их тождества. В конечном счете, различие между полярными противоположностями оказывается у Шеллинга чисто количественными. Оно не только растворяется в абсолютном тождестве, но и не ведёт к чему-либо качественно новому. По сути дела и развитие здесь сведено лишь к нарастанию того, что уже ранее предпослано и существовало в недифференцированном виде.

Другой фундаментальной идеей натурфилософии Шеллинга была идея единства или взаимосвязи магнетизма, электричества и химических процессов.

Природа рассматривалась им как многообразие и единство сил и процессов. Предвосхитив открытия в электрохимии, сделанные Дэви, в электромагнетизме — Эрстедом и Фарадеем, Шеллинг выдвинул идею, нашедшую подтверждение в естествознании его времени — идею единства сил природы. Явление химического сродства он объяснил их электрической природой, то нашло своё опытное подтверждение в открытиях Дэви и Берцелиуса.

Х.К. Эрстед, воодушевлённый философией природы Шеллинга, обнаружил магнитные свойства электричества, а позднее Фарадей показал возникновение электрического тока при изменении магнитного поля.

За полярностью увидеть единство — такова основная посылка натурфилософии Шеллинга. За альтернативными теориями в физике увидеть их взаимосвязь — такова натурфилософская посылка в анализе конкурирующих теорий, в частности, корпускулярной и волновой теории света. “Когда я утверждаю материальность света, я не исключаю этим противоположного мнения, а именно, что свет есть феномен движущейся среды… Насколько мне известно, как сторонники Ньютона, так и сторонники Эйлера признаются, что каждая из этих теорий сталкивается с определёнными трудностями, отсутствующими в другой. Разве не лучше было бы, поэтому рассматривать эти мнения не как противоположные, как это делалось до сих пор, а как взаимно дополняющие и таким образом соединить преимущества обоих в одной гипотезе?”.

В этих идеях натурфилософия Шеллинга обогнала естествознание своего времени.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Категории в философии
  2. Л. Н. Гумилев о факторах этногенеза
  3. Общетеоретические и методологические принципы анализа социальных систем
  4. Проблема соотношения части и целого в истории философии
  5. Римский стоицизм и его влияние на раннехристианскую философию — Греческие корни римского стоицизма
  6. Философское, научное и обыденное познание
  7. Кризис в физике
  8. Человек как особая форма бытия
  9. Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ
  10. Свобода воли как философская проблема нового времени