Для связи в whatsapp +905441085890

Идеальное государство Платона

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Актуальность философии Конфуция в наши дни
  2. Конфуций — личность и учение
  3. Специфика античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества
  4. Жизнь и личность Платона
  5. Философия Сократа и его судьба
  6. Этический рационализм Сократа
  7. Характерные черты средневековой философии
  8. Особенности средневековой философии
  9. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук
  10. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения

Введение

Первые исследования о различии между стремлениями человеческого общества и интересами государственной власти принадлежат Платону (428 или 427 гг. до н. э. — 348 или 347 гг. до н. э.), одному из основателей идеалистического течения в мировой философии.

Платон выделяет четыре несовершенные формы государства:

  • Тимократия — власть военачальников;
  • Олигархия, власть немногих богатых;
  • Демократия, власть большинства;
  • Тирания — неконтролируемая власть отдельного человека.

По мысли Платона, одна форма государства последовательно сменяет другую. Власть военачальников приводит к обогащению одних — возникает олигархия, недовольство существующим порядком, в котором большинство составляют бедные люди, приводит к беспорядкам и смене системы — к демократии и власти большинства. Усиление социального расслоения в демократическом государстве приводит к захвату власти тираном с последующим переходом к власти военачальников, т.е. к тимократии.

В каждом из вышеперечисленных случаев форма государства и методы управления в конечном итоге расходятся с желаниями общества, состоящего из отдельных членов. Стремление к личной выгоде каждого отдельного человека складывается в желание перемен определенной части общества, которое в своей критической массе приводит к изменению формы правления.

Социально-политические взгляды Платона и его «государство

Согласно Платону, лишь немногие, кто понимает истинную суть социальной справедливости, способны управлять государством.

О проблеме переустройства общества и государства, разработанной древними греками. Здесь Платон предстает как бы в двух ипостасях: как философ, теоретик государства и права, преемник Сократа наряду с Аристотелем; и как писатель, который в «Эвгемере» и «Иамбуле» разрабатывает новый жанр утопии.

Об объективных условиях возникновения государства.

Следует отметить, что Платон вместе с Ксенофонтом занимался проблемой хрематистики, то есть рациональной экономики, ориентированной на товарную прибыль, кульминацией которой стал вопрос о ценности вещи (хрематистики), позднее наиболее подробно изученный Аристотелем.

В контексте распада полиса Платон отказался называть современные греческие полисы государствами именно потому, что они утратили необходимое внутреннее единство. Платон в «Государстве» и вслед за ним Аристотель в «Политике» придерживались мнения, что греческие государства в принципе не могут быть объединены, поскольку представляют собой как бы два враждебных государства: Бедные и богатые.

Активная разработка программ по реконструкции общества и государства происходила по двум направлениям. Первым был Сократ, главной целью которого был сам человек. Вторая линия — это линия Платона и Аристотеля. Эта линия обогатила политическую мысль античности тщательно разработанными проектами государственного устройства — от идеального аристократического государства Платона до более сбалансированного.

Социально-политические взгляды Платона можно резюмировать следующим образом: Платон, с одной стороны, выступает как политический философ, с другой стороны, как утопист Писания.

Необходимо обратить внимание на два важных момента, связанных с поиском Платоном совершенных форм государственности и путей их реализации в жизни. Это, во-первых, сильное разочарование в способности современного государства к самосовершенствованию. Во-вторых, неверие в способность современных политиков успешно улучшить государство еще больше укрепило его в убеждении, что государственное устройство греков не может быть доведено до идеальных форм, пока народ не будет приведен к истинному знанию, а его умы не будут заняты рациональной теорией или философией. Отсюда известное положение Платона о том, что для содружества нужны либо мудрые философы, чтобы начать управлять государством, либо существующие правители овладели философским знанием и реализовали его принципы на практике.

Государство и личность у Платона

По словам Платона, «Государство возникает тогда, когда каждый из нас не может удовлетворить себя, но при этом нуждается во многих вещах». Далее Платон населяет свое государство земледельцами, ткачами, сапожниками, строителями и т.д. Рабочие в государстве «могут делать все в большем количестве, лучше и легче, если они выполняют один вид работы в соответствии с ее естественным назначением и в то же время своевременно, не отвлекаясь на другую работу.». Другими словами, согласно Платону, государство предназначено для человека, а не наоборот — «государства создают наши потребности». Однако в дальнейшем изложении происходит как раз обратное, и Платон постоянно говорит о послушании граждан правителям и законам и даже о послушании без соблюдения законов.

Платон не дает рационального определения понятию «человек», видимо, полагая, что человек выходит за пределы рациональности. Для Платона человек — это единство души — ее атрибута, бессмертной части, и тела — способа, тленной оболочки для души. «Душа дороже тела». «Душа старше всего, что рождается; она бессмертна и управляет всеми телами». Вот почему Платон подчеркивает воспитание и развитие души: «Хорош тот, у кого хорошая душа». Но поскольку душа уже заслужила определенную судьбу в своем предыдущем телесном воплощении, когда она выходит из рая и участвует в жребии своего нового телесного воплощения, у нее обычно происходит чередование добра и зла. После этого «Бог, сформировавший вас, при рождении примешал золото в тех из вас, кто способен править, и потому они наиболее ценны, в их помощников — серебро, а железо и медь — в крестьян и различных ремесленников». Иными словами, в человеке формируются три основы души: «Мы не без основания признаем эти основы двоякими и отличными друг от друга: одну, благодаря которой человек способен рассуждать, назовем рациональным началом души; вторую, благодаря которой человек влюбляется, испытывает голод и жажду и охвачен другими желаниями, назовем иррациональным и похотливым началом, близким ко всем видам удовлетворения и наслаждения. Что касается ярости ума, из-за которой мы гневаемся, то это третий вид».

«Для развития души и тела Бог дал людям два искусства: искусство слизи и гимнастику, но не ради души и тела (это только мимоходом), а ради сердитого и философского начал в человеке, чтобы они согласовывались друг с другом, иногда как бы напрягаясь, иногда расслабляясь, пока не будет достигнуто их надлежащее состояние, а также четыре науки: искусство счета (арифметика), геометрия, астрономия, музыка и диалектический метод.

Воспитание должно начинаться с детства: «душа должна стать невинной и непричастной к дурным нравам с юности». Поэтому «даже игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что если они станут беспорядочными и дети не будут следовать правилам, невозможно воспитать из них серьезных, законопослушных граждан». И «воспитание в конечном итоге определяет совершенно определенный и ясный результат: либо благо, либо его противоположность». Но «знание, насильно внедренное в душу, непостоянно». Поэтому необходимо «наблюдать за естественными наклонностями каждого». И «каждый из отдельных граждан должен быть поставлен на то дело, к которому он имеет склонность». Это очень легко осуществить в государстве, так как в нем можно найти работу и для мужчин, «обладающих физической силой, достаточной для тяжелого труда». Для «слабых телом и непригодных к другой работе», кроме торговли на рынке и бартерной работы.

Структура идеального мира

Мир идей формируется из определенного множества, поскольку содержит идеи всех вещей: Идеи эстетических ценностей, идеи моральных ценностей, идеи различных физических сущностей, идеи математических и геометрических формул и фигур и т.д. Такие идеи не порождаются ничем и никем; они неразложимы, неизменны, как существование Элеата.

Платон представляет себе мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи низшего уровня подчинены более высоким, и далее, до идеи на вершине, которая является условием всех остальных и не обусловлена ничем другим, то есть является абсолютной. Появляется понятие Блага, о котором Платон говорит: «Благо не есть субстанция или сущность, но стоит над ними, является в своем превосходстве достоинством иерархий и потенцией». Высшим началом для Платона было и Благо, и «Единое». Единое противопоставляется началу низшего ранга, оно понимается как безусловное и неограниченное начало множественности. Здесь проявляется принцип диады или дуализма — двойственности великого и малого, одновременно бесконечно великого и бесконечно малого. Единство влияет на неограниченную множественность в смысле ограничения и определения, обозначения границ, т.е. как формообразующий принцип, ограничение и границы.

Единое — это:

  • Принцип бытия (сущность, субстанция, идея);
  • Принцип истинности и познаваемости (детерминированное — духовное);
  • Принцип ценности (это ограничение, которое влечет за собой порядок, совершенство).

Из чувственного мира, посредством «второй навигации», мы совершили восхождение в мир духа, который следует понимать как его истинную причину. Как идеальный мир возникает из Единого как формального принципа и Диады как материального принципа, так и физический мир возникает из принципов идей, которые формальны и материальны, но доступны чувствам, то есть из начала неопределенного и неопределимого. Согласно Платону, объяснительная схема чувственно воспринимаемого мира ясна: модель (идеальный мир), копия (физический мир) и творец, создатель копии по модели. Творец, демиург, некий бог, взял за образец мир идей, сформировал материю, или хору, и дал начало физическому космосу. Согласно Платону, этот бог создал мир для добра и для любви к добру. Платон видит мир как наделенный жизненной силой и пониманием. Демиург наделил мир совершенной душой и телом. Мир, звезды и свечи как «видимые боги».

По Платону, божественное — это идеальный мир во всех его измерениях. Идея блага является божественной, но она не является божественно-личной. На вершине иерархии находится божественное существо, но это не бог-личность, это все безличные сущности. Платона можно считать основателем западной теологии в том смысле, что у него божественное — это сверхъестественное, нематериальное.

Теория идей

Средняя часть «Диалога о государстве» Платона, с конца пятой до конца седьмой книги, посвящена в основном вопросам чистой философии, в отличие от политики. Эти вопросы поставлены довольно категорично в следующем утверждении: «До тех пор, пока в государствах не будут править философы, или так называемые нынешние цари и правители не будут философствовать благородно и основательно, и это сольется в одно — государственную власть и философию, и до тех пор те люди — а их много — которые в настоящее время стремятся отдельно либо к власти, либо к философии, будут в обязательном порядке удалены, до тех пор… Государства не устранят зло, и да, это будет невозможно для человечества, и оно не увидит солнечного света этой системы государств, которую мы только что словесно описали.» Философия Платона основана на различии между реальностью и явлением, впервые введенном Парменидом. Аргументация Платона постоянно повторяет выражения и аргументы Парменида. Однако религиозный тон, который чувствуется в споре о реальности, более характерен для Пифагора, чем для Парменида; здесь много говорится о математике и музыке, что типично для учеников Пифагора. Это сочетание логики Парменида с потусторонним миром Пифагора и орфиков позволило создать теорию, которая удовлетворяла как интеллект, так и религиозные чувства. В результате получился очень впечатляющий синтез, который, подвергаясь различным изменениям, повлиял на большинство великих философов вплоть до Гегеля.

Заключение

Можно сделать вывод, что Платон видел идеальное государство во главе философов, созерцателей чистых и вечных идей, защищенных воинами и снабжаемых всеми жизненно важными ресурсами свободными земледельцами и ремесленниками.

Основной задачей трактата Платона «О государстве» является проблема благой и совершенной жизни общества в целом и его членов. Лучшее благо — обладать четырьмя основными добродетелями: Мудрость, мужество, воздержание, справедливость. Согласно Платону, именно в силу справедливости каждый класс и каждый человек получает для исполнения и реализации свою конкретную задачу, поскольку «люди по природе своей предназначены для выполнения одной операции», и они должны выполнять ее на протяжении всей своей жизни. Показательно, что Платон рассматривает смысл разделения труда не с точки зрения рабочего, который производит продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, которые принадлежат к классу рабовладельцев. В разделении труда Платон видит не только основу деления общества на классы, но и основной принцип устройства государства. Платон почти не касается вопроса организации жизни, труда, быта и нравов производящего класса. Он дает собственность рабочим и обуславливает только использование этой собственности так, чтобы они хорошо и в достаточном количестве производили все, что необходимо для двух высших классов. Проект Платона рассматривает разделение труда в государстве только среди его свободных граждан. Однако Платон не был равнодушен к рабству. Утопия Платона в конечном итоге отражает рабовладельческую основу периода упадка греческого полиса. В городе-государстве должны быть крестьяне, строители, ремесленники, скотоводы, наемные рабочие, купцы, посредники и скупцы. Все эти должности образуют низший класс граждан в иерархии идеального государства Платона.

Над низшим классом у Платона находится высший класс — воины (стражи) и правители (философы). Правителями могут стать только те, кто способен хорошо управлять государством, во-первых, благодаря природной одаренности и, во-вторых, благодаря длительному предшествующему образованию.

В идеальном государстве Платона не только рабочие подобны рабам, но даже представители высших классов не знают истинной свободы. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия; что же касается гражданина, то его предназначение состоит лишь в том, чтобы в качестве служащего члена внести свой вклад в красоту его структуры.

Платон дал на словах модель совершенного государства, понимая, что не в состоянии доказать возможность устройства такого государства. Однако он считает, что изменения произойдут, а именно: «Пока в государствах не будут править философы, или нынешние цари и правители не станут благородными и основательно философствующими, и это не сольется в одно — государственную власть и философию, только тогда возникнет идеальное государство по Платону.

Список литературы

  1. Канке В.А. Философия. — М.: Издательство «Омега-Л», 2008. — 411 с.
  2. Островский Е.В. Философия: учебник — М.: Вузовский учебник, 2009 г. — 313 с.
  3. Радугин. А.А. Философия: цикл лекций: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: издательство «Центр», 2009. — 270 с.
  4. Сапов В. В. Социологическое знание в социальной утопии Платона // Социс. 1993. № 9. уточнить идеализм Платона.
  5. Сафонов В. Н. Политические взгляды Платона //Социально-политический журнал. 1998. № 3.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия личности и проблема идентичности
  2. Антропология в русской средневековой философии
  3. Субъект познания в современной гносеологии
  4. Социальные группы как «субкомпоненты» общества. Основные типы социальных групп
  5. Эстетическое в различных формах творческой деятельности
  6. Русская философия имени (П. Флоренский, С. Булгаков, А.Ф. Лосев)
  7. Идеалы и ценности современного человека
  8. Политическое мировоззрение
  9. Нравственность как потребность оценочного отношения. Источники нравственных представлений
  10. Основные идеи социальной философии