Для связи в whatsapp +905441085890

Идеи античной классики (этическая концепция Сократа, объективный идеализм Платона, философская система Аристотеля — Развитие древней философии

Развитие древней философии

Древняя философия делится на древнюю греческую философию и древнюю римскую философию. Древняя философия сформировалась под влиянием и воздействием до-философской греческой традиции, которую условно можно считать ранней стадией самой древней философии, а также взглядов мудрецов Египта, Месопотамии, древних восточных стран.

Пик развития греческой философии приходится на период со второй половины V в. до конца IV в. до н.э. Это период наивысшего расцвета классической греческой рабовладельческой демократии, основанной на политической форме города-государства — полиса.

Благодаря трем самым выдающимся представителям греческой классической философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины стали центром греческой философии примерно на 1000 лет. Сократ впервые в истории ставит вопрос о человеке, чьи решения продиктованы его совестью и ценностями. Платон создает философию как целостную идеолого-политическую и логико-этическую систему; Аристотель создает науку как исследовательско-теоретическое исследование реального мира.

Древнегреческая философия оказала решающее влияние на всю историю западной и в некоторой степени даже мировой философии вплоть до наших дней. Термином «философия» мы уже обязаны античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V-IV века до н.э., а ее отголоски затухают еще на тысячелетие.

В Византии и на землях ислама доминирующее влияние греческой философии продолжалось на протяжении всего следующего тысячелетия; затем, в эпоху Возрождения и гуманизма в Европе, произошло возрождение греческой философии, которое привело к появлению новых творческих формаций, от платонизма и аристотеллианства в эпоху Возрождения до влияния греческой философии на все развитие европейской философской мысли.

Идеи античной классики (этическая концепция Сократа, объективный идеализм Платона, философская система Аристотеля

Философские взгляды Сократа

Сократ (ок. 469 г. до н.э. — 399 г. до н.э.) — древнегреческий философ, учение которого ознаменовало поворотный момент в философии — от рассмотрения природы и мира до рассмотрения человека. Его работа является поворотным пунктом в древней философии. Своим методом концептуального анализа (маевтика, диалектика) и идентификации добродетели и знаний он обратил внимание философов на безусловную важность человеческой личности.

Сократ занимает важное место в истории древней философии. «Диалектика, да и вообще диалектика в положительном смысле, в постоянном поиске объективной истины, — это то новое, что Сократ резко отличается от старой природной философии и софистики», — так писал о нём Платон.

И далее, ссылаясь не только на Сократ, но и на Софистов и Платона, А.Ф. Лосев справедливо заключает: «Без этой диалектики, без вечного поиска истины и правды не было бы ни древней философии, ни древней литературы в той форме, в которой они оказывали влияние на все последующие культуры и в которой мы воспринимаем их до сих пор в XX веке». [3, C.23].

Для Сократа характерна разнообразная и интенсивная философская деятельность, которая выражается главным образом в изложении его учения в форме бесед.

Сократ отличился тем, что противопоставлял себя софистам, но в то же время выражал в своих работах и взглядах те черты философской деятельности, которые были свойственны софистам. Сократ не допускал проблем, характерных для философов своего времени: о природе, ее происхождении, творчестве и т. п. Для Сократа философия должна быть не о созерцании природы, а о человеке, его нравственных качествах и природе знания. Вопросы этики — главная забота философии, и это также было главной темой бесед Сократа.

Для обоснования своих взглядов Сократ использовал разработанный им метод, вошедший в историю философии под именем демократов, а именно диалектику, искусство диалектического аргументации. Диалектика — это метод, с помощью которого этические идеи представляются и развиваются, оправдываются.

Для Сократа философия — это рассмотрение определенного нравственного феномена, в ходе которого мы приходим к определению того, что представляет собой этот феномен, то есть определению его сущности.

Все диалектические рассуждения проводятся по принципу разделения общего понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика заключается в том, чтобы дать различные определения понятию с разных сторон. В этом, по словам Сократа, истина рождается. Этот метод философии также называют майотикой — акушерским методом, выраженным в форме вопроса — «что это и что это? (доброта, справедливость или какая-то другая этическая концепция).

Ответы на эти вопросы часто отвергались один за другим, затем Сократ впервые начал использовать индуктивный метод доказательства в этих диалектических аргументах и рассуждениях. Использование диалога для достижения истины — величайшее достижение Сократа в истории философии, как и все предыдущие философы постулировали свои позиции. Диалектика Сократа также олицетворяла его антиогматизм и плюрализм. Он не считал себя «отцом мудрости», но стремился пробудить в человеке стремление к истине. Сократ был известен тем, что говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие тоже не знают».

Таким образом, метод Сократа направлен на выявление различных противоречий в аргументации собеседников, отсеивание всего неуместного и демонстрацию истинной природы рассматриваемого явления, особенно нравственной.

Объективный идеализм Платона

Платон (427 г. до н.э. — 347 г. до н.э.) — великий древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма, то есть философской доктрины о том, что мысли и понятия существуют объективно, независимо от сознания человека. Он родился в аристократической семье. Настоящее имя Платона — Аристокл, «Платон» — прозвище (от греческого слова «plaius» — широкое, широкоплечевое), которое, по преданию, он получил от своего учителя — Сократа. В юности он занимался спортом, музыкой, живописью и особенно поэзией, где имел большой успех. После встречи с Сократом (407 г. до н.э.) он сжег все свои стихи; эта встреча изменила весь его внутренний мир. После смерти Сократа (399 г. до н.э.) Платон покинул Афины и отправился в путешествие. Его пребывание на Сицилии почти закончилось рабством. Деньги на выкуп, собранные его друзьями, не понадобились, так как Платон был освобожден. И на эти деньги он купил сад в афинском пригороде, который носил имя героя Академии, и основал там школу — Академию, которая дала свое название современным научным обществам. Академия просуществовала почти 1000 лет (до 529 года). Школа уделяла большое внимание математике, поэтому над входом стоял баннер: «Негеометр не должен входить». Платон умер в день рождения на свадебном банкете.

Теория познания Платона также основана на его доктрине души. Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа бессмертна. Когда человек умирает, его душа начинает свободно путешествовать по небесному царству. Во время этого путешествия он вступает в контакт с миром идей и думает о них. Поэтому, по мнению Платона, суть процесса познания состоит в том, что душа вспоминает о тех идеях, которые она созерцает. Только мышление дает истинное знание. Мышление — это абсолютно самостоятельный процесс запоминания, независимый от сенсорных восприятий. Только мышление дает знания об идеях. Сенсорные восприятия дают только мнения о вещах. В этом контексте процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство речи, искусство задавать вопросы и отвечать на них, создавать воспоминания. Этот принцип лег в основу работы Академии, основанной Платоном.

Идеи Платона о процессе познания наиболее полно объясняются в мифе о «пещере». Человеческое познание, говорит этот миф, напоминает то, что узники видят, когда сидят в пещере и отворачиваются от истинной красоты жизни. Тени, которые идут перед ними, это жалкие проекции людей, вещей. Судьба большинства людей, которые цепляются за устоявшийся жизненный опыт, — это пещерное знание теней.
«…Думайте о людях, как о жителях подземной пещеры со светлым входом, открытым сверху и длинным по всей пещере. Пусть люди живут в ней с младенчества, привязанные к ногам и шее, чтобы, находясь здесь, они могли видеть только то, что перед ними, и не могли отворачивать головы от оков…».
Истинное знание может быть получено только теми, кто способен преодолеть последствия чувственных вещей, освободить свою душу от физического угнетения и подняться в мир вечных идей. По словам Платона, только мудрые философы способны на такой подход. Задача философии — направить умственную деятельность человека в сторону абсолютных ценностей, в сторону потустороннего идеала. Философия стремится понять, что необходимо, что является общим для всего, что существует, что наиболее важно в жизни человека и для него. Мудрость заключается в том, чтобы ухватить неизменную трансцендентную реальность, царство идей, и смотреть на все природные вещи и человеческие дела с этих сверхчувствительных позиций. Таким образом, эпистемология Платона пронизана интеллектуальным аристократизмом. В этом контексте философия трактуется как любовь к мудрости ради мудрости, свойственная только избранной природе.

Философская система Аристотеля

Аристотель, величайший древнегреческий философ, ученик и верный противник Платона, родился в 384 г. до н.э. в Стагире, городе на северо-западном побережье Эгейского моря.

Он критиковал доктрину идей и, подобно Спеусипу, сводил идеи к математическим сущностям — числам. «Если, тогда, идеи означают любое число, кроме математического, — пишет он, — оно вовсе не доступно для нашего понимания». Как простой человек может понять любой другой номер?» В то же время Аристотель опроверг взгляды пифагорейцев и платона, утверждая, что физические точки не могут образовывать линий или даже нескольких тел. В этой же работе он писал о двойном происхождении веры в богов: по вдохновению, нисходящему на душу во сне, и по наблюдению за упорядоченным движением небесных тел. В то же время поучительно переосмысление образа «пещеры». Платон в своем «Состоянии» сравнивал наш мир с пещерой, в которой сидят прикованные цепями заключенные, которые видят перед собой только тени вещей, которые существуют в «реальном» мире, то есть мире идей. Эти заключенные ничего не знают о реальном мире. Аристотель говорит, что жители самой красивой и самой оснащенной пещеры, которые слышали только о богах, выходящих только на поверхность земли и видящих красоту земного мира, «поистине поверят, что есть боги и что все это дело рук богов». Так что не созерцание трансцендентного мира идей, а наблюдение и исследование нашего земного мира ведет к высшей истине. Это различие в теоретических позициях Платона и Аристотеля послужило основной причиной их расхождений.

Зрелые произведения Аристотеля, составляющие Corpus Aristotelicum, традиционно делятся на восемь групп:

  1. логические произведения («Орган»): «Категории», «По интерпретации», «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «По софистическим размышлениям».
  2. естественная философия: физика, или лекции по физике, на небесах. «О происхождении и разрушении», «О небесных феноменах». («Метеорология»). К числу философских произведений природного происхождения относится псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, еще в I веке до нашей эры.
  3. психология: «О душе», а также «Малые труды по естествознанию», которые содержат трактаты: «О восприятии и восприятии», «О памяти и воспоминаниях», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении, приходящем во сне», «О продолжительности и краткости жизни», «О жизни и смерти» и «О дыхании». Сюда же входит и неаутентичная работа «На уме», которая появляется посередине. III век до н.э.
  4. Биологические работы: «О частях животных», «О движении животных», «О происхождении животных».
  5. Первая философия: «Метафизика».
  6. Этика: «Никомаченская этика», «Великая этика», «Эвдемианская этика».
  7. Политика и экономика: «Политика», «Экономика». Школа Аристотеля описала государство 158 греческих городов-государств. В 1890 году был найден папирус, содержащий текст «Афинской политики» Аристотеля
  8. риторика и поэтика: искусство риторики, за которым следует инофренический трактат «Риторика против Александра», ранняя перипатетическая работа. За ним следует трактат «Поэзия».

Работы Аристотеля чудесным образом сохранились, так сказать. После смерти философа они перешли к Феофрасту, а затем к его ученику Нолулею. До 1-го века н.э. они лежали в подземном книгохранилище, подвергаясь «грызущей критике мышей», а затем направились в библиотеку Апелликона Феоса в Афинах. Затем они оказались в Риме, где их опубликовал Андроник Родосский, глава тогдашних перипатетиков. Произведения Аристотеля (за исключением «Афинской политики») цитируются по изданию И. Беккера (1831).

Сам список произведений Аристотеля показывает энциклопедический характер его учения. Она не только охватывает все отрасли знания того времени, но и делает первичную классификацию, так что впервые специальные науки отличаются от философии как таковой. Каждой работе Стагирита предшествует краткая экспозиция и критический анализ предыдущих учений на эту тему. Таким образом, делается первый подход к проблеме, который затем решается в духе собственного учения Аристотеля. Последний, таким образом, выступает в качестве первого историка науки, хотя его изложение учения древних требует критического подхода.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. С. Кьеркегор и его философия
  2. Общая характеристика эпохи просвещения
  3. Проблема человека в истории философии
  4. Диалогическая антропология М. Бубера
  5. Философия религии П. Тиллиха
  6. Научная революция: естественнонаучное содержание, мировоззренческие предпосылки и последствия
  7. Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)
  8. Точки соприкосновения и расхождения
  9. Проблема определения понятия «гуманизм» в философии
  10. Идея закона в философии