Для связи в whatsapp +905441085890

Идеи социальной философии в эпоху Возрождения — Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

За Средними веками последовал период Возрождения или Возрождения (XIV-XVII века). В этот период в социально-экономическом плане произошел переход от феодализма к капитализму. Эта эпоха характеризуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, инженерного дела, естествознания, механики, математики, небывалым творческим подъемом в искусстве, литературе, науке, общественно-политической мысли. Рассмотренные особенности социально-экономического и культурно-научного развития дали основные черты философского прогресса. Само название эпохи предполагает возрождение интереса к античной философии и культуре, которая воспринимается как образец для современности. Христианская традиция переосмысливается, а общественная жизнь и культура секуляризируются (секуляризируются). Философия больше не является служанкой теологии. Идеалом является не религиозное, а светское знание. В эту эпоху новое философское мировоззрение было выработано благодаря работам целого ряда мыслителей: Франческо Петрарка, Мишель Монтень, Марсилио Фичино, Николай Куза, Леонардо да Винчи, Пико делла Мирандола, Джордано Бруно, Телезио, Томас Кампанелла, Никколо Макиавелли и др.

Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения:

  • Человекоцентризм (антропоцентризм). В то время как средневековая философия фокусировалась на отношениях между Богом и человеком, философия эпохи Возрождения сосредоточилась на личности. Формально центром мироздания оставался Бог, но преобладающее внимание уделялось человеку, его бытию, его независимости, его красоте, его творческим способностям, его формам самоутверждения;
  • Концентрация на искусстве и постулирование творческого бытия человека. В процессе творческой деятельности человек создает новый мир и высшее, что есть в мире, — самого себя по законам красоты. Не случайно именно в этот период в философии появляется идея прометеизма;
  • Ориентация на личностно-материальное понимание мира. Все сущее воспринимается в проекции на человека с максимальным учетом телесного принципа (тело не является «оковами души», как говорили в средние века, ценна сама физическая жизнь). Эстетика Ренессанса характеризуется синкретизмом духовного и личностно-материального (живопись, скульптура изображают прежде всего человеческое лицо и человеческое тело в гармонии с духовным);
  • Ориентация на гуманизм (от лат. humanus — «человек»), на признание человека как личности, его права на творчество, свободу, счастье.

Эпоха Возрождения характеризовалась не только повышенным интересом к личности, но и большим интересом к проблемам государства, устройству общества и взаимоотношениям между церковными и государственными институтами и верующими. Эти проблемы нашли отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными течениями которой были:

  • Философия Реформации;
  • Политическая философия;
  • Социалистическая утопическая философия.

Целью Реформации была реформа католицизма, демократизация церкви, установление более справедливых отношений между Богом, церковью и верующими.

Условиями для возникновения этого движения были:

  • кризис феодализма;
  • возникновение и консолидация торгово-промышленной буржуазии;
  • ослабление феодальной раздробленности, образование европейских государств;
  • незаинтересованность лидеров этих государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, наднациональной, общеевропейской власти Папы и католической церкви;
  • кризис, моральное разложение католической церкви, ее оторванность от народа, отсталость от жизни, практика выдачи индульгенций;
  • распространение идей гуманизма в Европе;
  • рост личного сознания, индивидуализма..;
  • рост влияния антикатолических религиозно-философских доктрин, ересей, мистицизма, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

  • гражданско-евангельский;
  • народный.

Лидерами гражданско-евангелической Реформации были М. Лютер, В. Цвингли и Ж. Кальвин.

Народная Реформация характеризовалась движением Т. Мюнцера, анабаптистов, диггеров и др.

Идеи социальной философии в эпоху Возрождения - Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени

С 17 века понятие «общество» стало отождествляться с нацией и национальным государством. В этот период широкое распространение получили теории естественного состояния человека и общественного договора. Теории общественного договора основывались на представлении о различии между естественным и гражданским состоянием человека. Общественный договор — это соглашение между людьми, на основе которого происходил переход от одного состояния к другому или от «естественного» общества к «гражданскому».

Теории общественного договора были многочисленны и разнообразны. Гуго Гроций в своей работе «О праве войны и мира» сделал большой акцент на предложенном Аристотелем делении права на естественное и волевое. Источником естественного права является рациональная природа человека как социального существа. Возникновение государства и внутреннего права (законов) является неизбежным следствием естественного права. Государство — это чисто человеческий институт. В социальном смысле государство — это соглашение большинства против меньшинства, союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных. Среди форм правления Гроций назвал королевскую (самодержавную) власть, власть знатных господ, свободную буржуазную общину, демократическую республику и т.д. Он отдавал предпочтение индивидуальной и аристократической формам правления, отвергал тиранию.

В книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства, церковного и гражданского» Томас Гоббс сформулировал оригинальную концепцию о природе человека и государства. Согласно Гоббсу, символы государства и права могут быть выведены из естественной природы человека. По своей природе человек жаден, эгоистичен и амбициозен. Такие человеческие качества порождают вражду между людьми и ведут к «войне всех против всех». Такое состояние человеческих отношений невозможно. В то же время человек является рациональным существом. Таким образом, проявляются две крайности — стремление к равенству и вражда. Выходом из этого состояния является создание «общей державы», способной обеспечить мир, гарантировать жизнь и ее безопасность. Процесс перехода человека от состояния природы к буржуазному состоянию, т.е. к государству, происходит через общественный договор. Это своеобразное совпадение состояния воли и состояния духа подданных, которое выражается в признании политической власти. Политическая власть, вокруг которой формируются отношения господства и подчинения, является, согласно Гоббсу, основной характеристикой государства. Основная функция государства — обеспечение благосостояния народа, а его цель — обеспечение безопасности. Так, согласно Гоббсу, существует два основных состояния общества: 1) естественное, негосударственное, в котором царят рабство, вражда, ненависть и страх, и 2) государственное, гражданское, в котором совершенствуется человеческая природа, господствуют разум, мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, утонченность, наука, добро.

Следующим шагом в развитии общественно-политических взглядов стали исследования Джона Локка, величайшего представителя английского Просвещения. В своих работах «Исследование естественного права» и «Два трактата о правлении» он отстаивал идею английского либерализма как своего рода компромисса между буржуазией и дворянством. Идеалом политической организации он считал конституционную монархию парламентского типа. Д. Локк видел главную цель правительства в защите естественных прав человека: природного равенства, свободы и собственности. Основой частной собственности является труд. Локк отделяет государство от общества и признает его относительную независимость. Создание государства — это триумф разума. Этот процесс требует сочетания интересов отдельных лиц и других людей. Заключается договор для поддержания порядка среди людей — создается гражданское общество. Он был создан для того, чтобы помочь людям лучше пользоваться своими правами и защищать свою свободу.

Идеи гуманизма в работах мыслителей Возрождения

Мыслители эпохи Возрождения продвигали идею всестороннего развития человека — физического и духовного. И еще больше внимания уделялось формированию духовной природы человеческой личности. В те времена считалось, что такие отрасли знаний, как литература, философия, история, риторика наиболее полно развивают духовный мир. Уже в 14 веке эти области человеческого знания и творчества назывались гуманитарными дисциплинами, а преподаватели истории, литературы, философии и риторики — гуманистами (от итальянского «humanista» — «человечность»).

Идеи гуманизма были впервые выражены в эпоху Возрождения, поэтому мыслителей этого периода называют гуманистами, а 14-16 века часто называют эпохой гуманизма. В целом, гуманизм с тех пор существует как направление социально-политической и философской мысли. Гуманистическая тенденция может быть выявлена в различных конкретных философских и социально-политических учениях разных времен и разных авторов.

Новое понимание проблемы человека также повлияло на новое понимание проблемы Бога мыслителями эпохи Возрождения. Вместе с антропоцентризмом на смену теоцентризму пришел пантеизм. Пантеизм — это философская доктрина, признающая слияние Бога с природой, при этом Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как сверхъестественная сила, существующая во всех природных объектах. Действительно, пантеистические мыслители уже обожествляли саму природу и считали, что божественная сила так же вездесуща в природе, как и в самом человеке.

Такое отношение к идее Бога отразилось и на их отношении к церкви. Гуманисты не были атеистами, то есть они не отрицали необходимость веры. Однако многие из них критически относились к церкви и считали, что официальная Римско-католическая церковь неправильно трактует понятие Бога и поэтому ведет всех верующих людей по ложному пути. Поэтому для эпохи Возрождения были характерны антиклерикальные настроения. Антиклерикализм — это критика церкви как организации, которая взяла на себя обязанность обеспечивать верующим общение с Богом. Антиклерикальные идеи проявились во многих произведениях четырнадцатого и шестнадцатого веков. Например, знаменитый «Декамерон» Джованни Боккаччо буквально напичкан сатирическим изображением образа жизни монахов, священников и церковников в целом.

Новое понимание идеи Бога, критическое отношение к официальной церкви повлияли и на то, что в эпоху Возрождения начинается резкая критика официального католического учения. С точки зрения гуманистов, схоластическая философия совершенно неправильно трактовала основные религиозные проблемы. Прежде всего, преуменьшается роль научного и философского знания, поскольку благодаря Фоме Аквинскому наука, по мнению гуманистов, стала лишь служанкой теологии. Принципы и методы познания античной философии были возведены гуманистами в абсолют, а научное знание поставлено на один уровень с религией.

Гуманисты были убеждены, что наука должна стать основой новой религии. Гуманисты обратились к тайным путям познания — магии и оккультизму — как к основным инструментам для открытия божественных истин. Они считали магию и оккультизм высшими формами научного знания. Поэтому возрождение интереса к древней культуре сопровождалось появлением интереса к древним религиозным и мистическим учениям.

В шестнадцатом веке произведения древних мистиков — Гермеса Трисмегиста, Зороастра и Орфея — были переведены на латынь и стали чрезвычайно популярны. Гуманисты считали авторов этих сочинений историческими личностями, современниками Моисея из Ветхого Завета. Согласно большинству ренессансных мыслителей, Бог передавал Моисею законы человеческого сообщества, а Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей — некие тайные истины, понятные только через особые религиозно-мистические пути. Поэтому знание трудов древних мистиков и выполнение магических обрядов дает возможность прикоснуться к величайшим божественным тайнам, которые недоступны обычным христианам.

Теории общественного договора

С 17 века понятие «общество» стало отождествляться с нацией и национальным государством. В этот период широкое распространение получили теории естественного состояния человека и общественного договора. Теории общественного договора основывались на представлении о различии между естественным и гражданским состоянием человека. Общественный договор был соглашением между людьми, на основе которого происходил переход от одного государства к другому или от «естественного» общества к «гражданскому».

Теории общественного договора были многочисленны и разнообразны. Гуго Гроций в своей работе «О праве войны и мира» придавал большое значение предложенному Аристотелем делению права на естественное и волевое. Источником естественного права является рациональная природа человека как социального существа. Появление государственного и внутреннего права (законов) является неизбежным следствием естественного права. Государство — это чисто человеческий институт. В социальном смысле государство — это соглашение большинства против меньшинства, союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных. Среди форм правления Гроций назвал королевскую (самодержавную) власть, власть знатных господ, свободную буржуазную общину, демократическую республику и т.д. Он отдавал предпочтение индивидуальной и аристократической формам правления, отвергал тиранию.

В книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства, церковного и гражданского» Томас Гоббс сформулировал оригинальную концепцию природы человека и государства. По мнению Гоббса, символы государства и права могут быть выведены из естественной природы человека. По своей природе человек жаден, эгоистичен и честолюбив. Такие человеческие качества порождают вражду между людьми и ведут к «войне всех против всех». Такое состояние человеческих отношений невозможно. В то же время человек является рациональным существом. Таким образом, проявляются две крайности — стремление к равенству и вражда. Выходом из этого состояния является создание «общей державы», способной обеспечить мир, гарантировать жизнь и ее безопасность.

Следующим шагом в развитии общественно-политических взглядов стали исследования Джона Локка, величайшего представителя английского Просвещения. В своих работах «Исследование естественного права» и «Два трактата о правлении» он отстаивал идею английского либерализма как своего рода компромисса между буржуазией и дворянством. Идеалом политической организации он считал конституционную монархию парламентского типа. Д. Локк видел главную цель правительства в защите естественных прав человека: естественного равенства, свободы, собственности. Основой частной собственности является труд. Локк отделяет государство от общества и признает его относительную независимость. Создание государства — это триумф разума. Этот процесс требует сочетания интересов отдельных людей и других людей. Для поддержания порядка между людьми заключается договор — создается гражданское общество.

Жан-Жак Руссо также был выдающейся фигурой эпохи Просвещения. У него есть блестящая работа «Об общественном договоре». Руссо считал, что люди обладают врожденными правами и свободами в их естественном состоянии. Появление частной собственности сыграло важную роль в процессе возникновения социального неравенства, государства и права. Во имя мира и благосостояния между каждым членом общества и созданным государством заключается общественный договор. Согласно этому договору, люди передают часть своих прав государственной власти и принимают на себя обязательство подчиняться ей, а государство обязуется защищать неотъемлемые права человека, то есть право на собственность, свободу и безопасность. Согласие народа является основой законной власти. С точки зрения договорной теории, государство возникло в результате сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это первый социально-политический институт, созданный людьми, который оказывает большое влияние на жизнь отдельных людей, групп, классов, всего общества. Его можно систематически совершенствовать, трансформировать и адаптировать к изменяющимся условиям. Договорная теория заложила основу для доктрины народного суверенитета, подконтрольности, подотчетности народу всех государственных и правительственных структур, их взаимозаменяемости.

Понятие «гражданское общество» в немецкой классической философии

В рамках немецкой классической философии, особенно с Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, социально-политическая мысль вновь приобретает черты чисто философской аргументации. Принципы и законы развития общественного бытия И. Кант рассматривал в своих работах «Идея всеобщей истории в плане всемирного гражданства», «Об изначальном зле в человеческой природе», «О вечном мире», «Метафизика нравов» и др. Философ указал на важность просвещенности человека, но еще более важным фактором является способность к самостоятельной творческой деятельности. Природа дала общий план развития человека, но реализовать его можно с помощью творчества. Так возникла идея о роли труда в жизни общества, развитии культуры и цивилизации. Кант разделял мнение Гоббса о том, что человек зол по своей природе. Социальная среда играет важную роль в реализации скрытого потенциала человека. Преодолеть пороки можно, подчинив человека воле гражданского общества и законам государства. И. Кант считал, что правовое гражданское общество — это особая социальная система, в которой на основе разума формируются законы и соответствующие механизмы их реализации. В государстве должны быть законы и власть, правитель должен подчиняться законам, чтобы не впасть в тиранию. Правовое гражданское общество должно иметь всемирный характер. Кант отводит большую роль экономическим отношениям в процессе его формирования. Таким образом, концепция Канта содержит анализ человека и общества, культуры, цивилизации, морали и права. Он обобщил идеи своих предшественников и разработал теоретическую картину существующего буржуазного общества.

Величайшим представителем немецкой классической философии был Г.В.Ф. Гегель. Свою концепцию общественного развития он изложил в работах «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Эстетика», «История философии» и др. Гегель выдвинул идею закономерности исторического процесса. Согласно человеческой диалектике, государство, гражданское общество, правовые, религиозные, политические, философские и эстетические идеи прошли долгий путь исторического развития. У Гегеля государство отлично от буржуазного общества, оно становится условием возможности существования буржуазного общества. Гражданское общество — это сфера, в которой люди пытаются удовлетворить свои потребности посредством работы в рамках государственности. Без государственности возможен возврат к естественному состоянию, т.е. «войне всех против всех». Только верховенство закона обеспечивает существование гражданского общества. Важнейшим элементом государства как организации, помимо гражданского общества, является семья. Семья и государство предшествуют гражданскому обществу. В то же время государство является условием возможности существования гражданского общества; без государства гражданское общество саморазрушается. В то же время гражданское общество — это общество социальных антагонизмов, которые могут быть разрешены политическим путем. Согласно Гегелю, гражданское общество — это особая ступень в поступательном диалектическом развитии человечества. Критерием прогресса является развитие понятия «свобода». Самая низкая ступень, у народов Древнего Востока, это когда «один свободен» (деспот, фараон и т.д.). В эпоху античности «многие» (рабовладельцы) были «свободными». Среди германских народов Европы «все свободны». Таким образом, Гегель рассматривал три типа общественных формаций, каждая из которых представляла собой этап в развитии свободы: семья, буржуазное общество и государство.

Концепция Гегеля оказала большое влияние на современное понимание гражданского общества. Гражданское общество сегодня понимается как — сфера спонтанного самовыражения свободных индивидов и добровольно созданных объединений и организаций граждан, защищенная необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольного регулирования со стороны государственных органов.

Признаками гражданского общества являются:

  • Концентрация жизни населения в городах и городских поселениях (горожанин — городской житель);
  • Демократическое устройство государства;
  • Автономия личности, которая понимается не просто как личная свобода, а как единство внутренних и внешних возможностей развития
  • Доминирование частного и гражданского права, которое развивается одновременно с институтом частной собственности и рыночной экономикой.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Справедливость: понятие, проявление и сферы
  2. Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты
  3. Способы представления человека в индийской философии
  4. Античная философия и ее роль в культуре древней Греции
  5. Мартин лютер, основатель лютеранства
  6. Основные понятия эстетического компонента духовной жизни общества
  7. Философия науки и техники
  8. Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии
  9. Необходимость и случайность
  10. Человек в философии и культуре Древнего Востока