Для связи в whatsapp +905441085890

Идея «целевой причинности» в современной социальной философии — Философия сознания

Философия сознания, идея «целевой причинности» в современной социальной философии

Причинность – это тип связи между явлениями, когда существование каждого явления обуславливается другим явлением.

Понятие причины и следствия формируется на границе принципов всеобщей связи и развития.

С точки зрения принципа всеобщей связи причинность может быть определена в качестве одного из основных видов связи – генетической связи явлений, в которой причина при определенных условиях может порождать следствие.

С точки зрения принципа развития причинность – это любое изменение и тем более развитие, то есть изменение, направленное на появление какого-то нового качества, имеет свою причину и следствие.

Причинно-следственное содержание не характерно следующему типу связей:

  • пространственно-временная корреляция;
  • функциональная зависимость;
  • отношение симметрии.

При этом любое явления обязательно находится в причинно-следственных отношениях с каким-либо другим явлением.

Замечание 1. Характерная черта причинности – непрерывность действия причинно-следственных связей. Цепь причинных связей не имеет ни начала, ни конца.

Причинность не может быть рассмотрена только в качестве однонаправленного действия со стороны причины на следствие. Следствие влияет только на причину, которая его произвела, видоизменила, истощила или увеличила силы, особенно, если причинно-следственная связь континуальна, а не мгновенна. Так работает принцип обратной связи. То есть причинность – это взаимодействие, а не просто связь.

Известно несколько видов классификации причинности:

  • По внутреннему субстанциальному содержанию. Внутренний механизм причинности в первую очередь связан с переносом материи, энергии и информации, поэтому выделяют материальные, идеальные, информационные и энергетические причины, которые могут подразделяться на физические, биологические, химические, социальные и психологические.
  • По способу проявления причинно-следственной связи: однозначные и вероятностные, например, квантовая механика.
  • Гносеологические классификации – выделение общих причин, специфических и главных; объективных и субъективных, непосредственных и опосредованных; всеобщих, особенных и единичных.
Идея «целевой причинности» в современной социальной философии - Философия сознания

Теоретическое обоснование причинности

Определение 2. Причинность, или казуальность – это важнейшая форма связи явлений, в которой принимают участие причина и следствие.

Определение 3. Причина – это явление, действие которого вызывает возникновение еще одного явления, которое называется следствием.

Академик-математик Александров А.Д. выдвинул несколько причин сложности установления причинно-следственных связей между явлениями:

  • Часто к полученному результату, или следствию приводит несколько причин, а не одна. Например, первая мировая война была вызвана не только межимпериалистическими противоречиями, но и иными причинами: национализмом великих и малых народов, амбициями правителей и пр.
  • Разный уровень причин и важности. Например, включение Эльзаса и Лотарингии в Германскую империю в 1871 году может считаться захватом, так как его осуществили вопреки воле большинства жителе, несмотря на большое количество разноуровневых мотивов за и против включения – исторических, географических, экономических и пр.
  • Причина времени предшествует следствию, но следствие также влияет на причину, особенно это касается длительного взаимодействия, например, если мирные переговоры, являющиеся следствием войны, ведутся долго, а военные действия при этом не прекращены.
  • В жизни, в которой все явления взаимосвязаны, следствие превращается в причину, которая вызывает очередное следствие – и так продолжается бесконечно. Например, причинно-следственный метод: возникновение межимпериалистических противоречий – Первая мировая война – Парижский мир 1919 года – противоречия между победителями и побежденными – Вторая мировая война.
  • Чтобы понять причину необходимо знать условия в которых эта причина возникла, так как одна и та же причина, возникшая в разных условиях, может вызывать разные следствия.
  • Нужно отличать причину от повода. Повод – это разовое явление, которое способствует появлению причины.

Факт становится историческим не изолированно, а только при условии наличия связи с другими фактами. Такие связи могут абсолютно разными: пространственно-временными, то есть все, что происходит в данный момент может происходить только в данное время и в данном пространстве; причинно-следственными и пр.

Особенный интерес у ученых разных областей вызывают причинно-следственные связи, без которых у людей был бы лишь набор разрозненных фактов. Только причинно-следственные связи помогают превращению отдельных фактов в целостную науку. Поиск причинности выступает как одна из важнейших задач для исследователя.

Казуальность и детерминизм очень близкие причинности понятия. Оба они объясняют вопросы взаимосвязи явлений из прошлого. Отличаются они тем, что детерминизм более резко подчеркивает причинную определяющую исторических событий, их неизбежность, обусловленность и закономерность.

Противники детерминизма смешивают его с фатализмом, так как если влияние экономики, например, неизбежно, и она выступает как определяющий фактор исторических событий наряду с провиденциализмом, который обуславливает ход событий божественной волей. Однако марксистским детерминизмом признается также роль личного фактора и свободы воли, а также выбора в действиях.

Рассматривая философский подход целевой причинности к тем или иным событиям, необходимо говорить о целесообразности выбора наиболее приемлемой для рассмотрения системы.

Необходимо соблюдать принципы исследовательской деятельности, так как забвение историзма может вызвать модернизацию прошлого, отказ от идеала объективности, что вызовет исследовательский произвол, а при игнорировании причинно-следственных связей изложение материала любой науки будет хаотично.

Принцип целевой причинности

  • Принцип целевой причинности является одной из актуальных проблем современной науки и культуры. Под целевой причинностью или телеологическим принципом имеется в виду такая причинно-следственная связь, в которой действует цель (конечное состояние, финал процесса).

Для жизни людей, для культуры в целом телеология естественна. Мы строим жизнь, работаем, занимаемся творчеством, ставя перед собой цели и идя к ним. Высшая способность в нас – разум, требует ответа на вопрос ЗАЧЕМ, обращенный в будущее. Не случайно сам разум Кант называет “способностью целей”.

Сейчас в науке господствует парадигма, в которой элиминирован принцип целевой причинности. Действие цели (будущего состояния) на настоящее невозможно в существующей картине мира. Наука отказалась от целевой причинности сравнительно недавно – с Нового времени, тогда как античный и средневековый взгляды на природу предполагают существование телеологического принципа. Понимание целевой причинности Аристотелем и Кантом рассмотрено в работах П.П. Гайденко. Около трехсот лет назад появился научный метод, позволивший совершить рывок в познании фундаментальных законов устройства окружающего мира. Весь мир представлялся состоящим из изолированных от Универсума механических тел, связанных причинно-следственной связью, над которыми ставится эксперимент, причем, причина – это то, что действует сейчас, а следствие – это то, что после причины. В результате появилась первая научная картина мира, получившая образ: мир как механические часы. А затем механика Ньютона превратилась в механистическое или научное мировоззрение, в котором по Декарту весь род целевых причинностей не должен существовать в описании физических и естественных явлений.

И вот к началу ХХ века установилось мнение, что Вселенная вечна и бесконечна, материя никогда не возникала и способна сама создать жизнь и человека. Бесконечно-длинный причинно-следственный ряд явлений привел к тому, что появился человек – самая совершенная материя, объект для исследования. Лозунг известного ученого “Знание – сила” стал символом европейского антропоцентризма.

  • Наука, представляющая мир состоящим из отдельных тел, потеряла целостность мира. Наука, питающая рассудок ответами на вопрос КАК, не ставящая вопрос ЗАЧЕМ, противопоставляет себя всей культуре в целом, которая никогда не переставала думать о мире, как о целом, и человек никогда не мог существовать, мыслить, творить вне целевой причинности.

Наращивание силы, технологической мощи человечества, претензии на всестороннее господство над обстоятельствами привели цивилизацию на грань выживания. Цивилизация создала мировоззрение, которое, как показывают глобальные кризисы конца ХХ века, несовместимо с существованием самой цивилизации.

  • Целевая причинность в науке. Существует ли в неорганическом мире экспериментальный материал, который мог бы свидетельствовать о существовании в природе целевой причинности?

Вода. Физико-химические свойства ее “выпадают” из общего порядка вещей, свойственного всем химическим веществам – это называется аномалией.

Только вода в природе существует в трех агрегатных состояниях – жидкость, пар, лед, причем объем льда больше объема жидкой воды, а зависимость объема воды от температуры имеет ярко выраженный минимум. У воды аномально высокое поверхностное натяжение и аномально низкая сжимаемость, воду нельзя сжать. Аномальна вязкость воды. Она существенно ниже, чем у всех веществ, а с ростом давления вязкость уменьшается, тогда как у всех остальных веществ – возрастает. Почему вода ведет себя так? В чем причина аномальных свойств воды? Подробному анализу этого вопроса посвящен ряд работ А.В. Панкратова. Чтобы найти причину, необходимо рассмотреть вопрос о том, какую миссию выполняет вода в природе. Природная миссия воды состоит в том, что она тесно связана с жизнью, можно сказать, “настроена” на жизнь.

Анализ физико-химических свойств и роли воды в природе приводит к мысли о том, что свойства воды оказывают такое воздействие на природу, потому что они определенным образом согласованы.

Например, чтобы появились почвы, необходимо было согласование следующих свойств: тройная точка на Р-Т диаграмме воды, находящаяся внутри условий существования жизни, в сочетании с аномально низкой вязкостью и сжимаемостью.

Или, жизнь в водоемах зимой сохраняется согласованием свойства увеличения объема твердой фазы воды с наличием максимальной плотности при +4° С (оба свойства аномальны).

Согласование свойств воды – согласование целеполагающее к выполнению условий существования жизни. Можно допустить, что в природе существует такая система взаимодействий, сила, которая ведет к цели, в данном случае к жизни.

Классификация причинности

В большинстве случаев легко определить, есть причинная связь или нет. Определение простой причинной связи не вызывает сложностей — цепочка действий (бездействий) составляющих противоправное деяние.Между просрочкой поставщика и простоем оборудования есть причинная связь. Нечего было обрабатывать, оборудование простаивает. Не вызывает сомнения причинная связь. Или окурок, выброшенный из окна жилого дома, упал на гражданку, которая проходила в норковой шубе, шуба была испорчена. Между противоправным поведением и результатом есть прямая причинная связь, которая ни у кого не вызывает сомнения. А между просрочкой поставщика и расходами по разгрузке поставленной продукции, которые несет покупатель, нет причинной связи. Потому что даже если бы он поставил в срок, все равно пришлось бы ее разгружать. Это обычные ситуации. А бывают более сложные ситуации.

Сложная причинная связь представляет собой случайную совокупность нескольких противоправных деяний, которые вместе являются необходимым условием наступления вредных последствий. Это взаимосвязанная цепь ситуаций, в которой вред причиняется совокупностью противоправных деяний разных лиц, при этом первое деяние не обусловливает с необходимостью второе, второе — третье и так далее. Например, хулиган нанес удар ножом гражданину в брюшную полость. Его поместили в больницу. А когда сестра готовила к операции, она нарушила инструкцию и не произвела очистку брюшной полости. В результате во время операции больной умер. Хотя если бы она произвела очистку, все было бы нормально, удар не был смертельным.

Шофер передал в управление самосвал несовершеннолетнему мальчику, и тот, не умея управлять, нанес убытки имуществу другого гражданина. Кого считать причинетелем вреда, существует ли причинно-следственная связь между неправильным поведением шофера и нанесенным ущербом?

Еще один характерный пример из учебника гражданского права:

«… злоумышленник, пользуясь отсутствием должной охраны, вскрыл один из стоявших на железнодорожных путях рефрижераторных вагонов с мясопродукцией и похитил из него некоторое количество мяса. В результате его действий было задержано дальнейшее движение состава, получатели груза не смогли вовремя передать его своим контрагентам (розничным торговым организациям), а те, в свою очередь, реализовать его. Впоследствии злоумышленник был задержан и возник вопрос о том, какой объем убытков причинен его действиями. Суд учел бездействие перевозчика, не принявшего необходимых мер по охране груза, и обоснованно решил, что имущественная ответственность «причинителя» должна ограничиваться размером похищенного и стоимостью ремонта запорного устройства вагона».

Вышеназванные примеры позволяют, наряду с простой и сложной причинной связью вывести прямые и косвенные связи.

Прямой считается такая связь, в которой причина и результат связаны непосредственно, т.е. вслед за причиняющим фактором наступает и данный результат. Например, спортивное сооружение рушится из-за плохого качества сварки узлов подрядчиком. Прямая причина чаще всего и юридически значима. Она может быть и единственной, но замыкающей цепь причин и поэтому приобретающей, при прочих равнодействующих причинах, дополнительную силу непосредственно действующей.

Косвенной считается такая связь, которая потенциально в скрытом виде уже имеется, но в момент наступления вредоносных последствий проявляется не непосредственно, а опосредованно и складывается из нескольких составляющих.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философские воззрения декабристов — Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов
  2. Философия человека в средние века
  3. Вильгельм Дильтей, немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики
  4. Тема мистического познания в русской философии 19-20 вв.
  5. Просвещение
  6. Идеализм
  7. Киево-могилянская сообщество философов: Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович, Антоний Радивиловский
  8. Проблема соотношения культуры и цивилизации
  9. Философия постмодернизма
  10. Философия эллинистической эпохи