Идея народности – основа педагогической системы К.Д.Ушинский

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации детей
  2. Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема
  3. Нравственно – эстетическое развитие воспитанниц женских учебно- воспитательных заведений закрытого типа в России до начала 20 века
  4. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие просвещения России
  5. Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов
  6. А.С.Макаренко воспитании детей в семье
  7. Организация процесса воспитания в системе А.С.Макаренко
  8. Гуманистическая основа педагогической концепции В.А.Сухомлинского
  9. Становление и развитие негосударственного высшего образования в России 19- начала 20 вв.
  10. Экспериментальная педагогика Марии Монтессори

Введение

Качественно новый этап педагогической мысли в России, современная педагогика, имеющая направление на формирование всесторонне развитой, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, определил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики для понимания ее идеалов, Начало 90-х годов определило необходимость обращения к истокам отечественной педагогики, понять ее идеалы, духовные и культурные ценности, ее применение в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с корректировкой по времени, уточнением, углублением и пересмотром вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской народной педагогики и реформатора начальной школы — К. Д. Ушинского (1824, 1824) пересмотреть. Д. Ушинский (1824-1871). Следует помнить, что в большинстве исследований, проведенных в годы советской власти, педагогическая система Ушинского анализировалась однобоко и тенденциозно, с точки зрения партийной науки и коммунистической идеологии. При этом игнорировались гуманные ценности всего человечества. Духовно-педагогическое значение основ воспитания личности, разработанных Ушинским, преуменьшалось. При раскрытии содержания образования, методов обучения и воспитания учащихся были предприняты попытки сопоставить его положения с теорией и практикой коммунистического воспитания. Не была признана ведущая тенденция в развитии педагогического мировоззрения — тенденция движения к гуманистической педагогике. В свете вышесказанного новое прочтение творчества Ушинского становится актуальным с точки зрения гуманистических ценностей, народной культуры и активной реализации его идей в практике духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского в воспитании на основе традиционной народной культуры и успешное создание им системы воспитания в гармонии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского.

Многочисленные работы дореволюционных и советских исследователей были посвящены всестороннему анализу педагогической системы К.Д. Ушинского. Такие выдающиеся педагоги досоветского периода, как Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.И. Демков, К.В. Елпицкий, В.Е. Ермилов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, В. П. Острогорский, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.И. Чернышев, а также советские исследователи Г.П. Белозерцев, Н.К. Гончаров, М.А. Данилов, Н.К. Крупская, Д.О. Лордкипанидзе Е.Н. Медынский В.Я. Струминский, Н.А. Константинов. Повышенный интерес к педагогическому наследию прошлого привел к возрождению и целенаправленному изучению идей К.Д. Ушинского в конце 20 века. Различные аспекты наследия великого педагога, в частности, идея народного образования, послужившая основой для создания самобытной русской педагогики, учение о роли родного языка в духовно-нравственном воспитании и образовании детей, начальная школа, являются предметом изучения в работах Е.П. Белозерцева, С.Б. Каменецкой, Н.И. Лифинцева, В.М. Меньшикова, Л.А. Ковалева, В.В. И. Мищенко, Л.С. Подымова, Л.В. Чернова, Ю.И. Юдин и другие.Учитывая вышеизложенное цель реферата следующая: раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идее народного образования, его элементах, единстве общечеловеческого и национального образования.В соответствии с целью реферата ставятся следующие задачи:

  1. Раскрыть идею народного воспитания как центральную идею педагогической теории К.Д. Ушинского.
  2. Обсудить проблему единства общечеловеческого и национального воспитания в учении К.Д. Ушинского.
  3. Проанализировать элементы принципа народности воспитания в учении К.Д. Ушинского (труд, родной язык, национальная школа и женское образование).

Идея народного воспитания является ключевой идеей в педагогической теории К.Д. Ушинского

Единство универсального и национального образования.

В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшей частью нравственного совершенствования личности является, как утверждает К.Д. Ушинский. Ушинского, идея народности, которую он выдвинул во многих работах, таких как «О нравственном элементе в русском образовании», «Три элемента школы», «Труд в его духовно-воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы», «Вопросы о начальных школах», «Общий взгляд на возникновение наших начальных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в народном образовании» Он заявил, что «образование, если оно не бессильно, должно быть народным», что «образование, созданное самим народом и основанное на народных принципах, обладает той воспитательной силой, которая отсутствует в лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Он рассматривал образование как «творение истории», как социальное, общественное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, знание которых необходимо для рационального осуществления деятельности педагога. Но для того, чтобы знать и соблюдать эти законы, необходимо сначала разобраться с самим «объектом воспитания». «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его также во всех отношениях», — писал Ушинский.

Ушинский считал, что воспитание имеет решающее значение в этом процессе и что развитие ребенка завершается в процессе его воспитания и образования. Человек становится личностью благодаря образованию. «Воспитание, — писал Ушинский, — может, совершенствуясь, далеко простирать пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». Воспитание — это процесс становления человека.

Воспитание понимается Ушинским как целенаправленный, сознательный процесс «управления личностью», цель которого — подготовить человека к жизни и активной деятельности, воспитать гармонически развитую личность, способную сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из областей воспитания огромную роль играет, по мнению Ушинского, нравственное воспитание, оно — центр его педагогической концепции. Это важнее, чем наполнить головы знаниями. Ушинский пишет, что обогащение знаниями принесет много пользы, но, к сожалению, я никак не верю, что ботанические или зоологические знания? может сделать гоголевского Городничего «сытым человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное нравственной силы, разрушает человека. Важно воспитать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, характер и волю как мощный рычаг, способный изменить не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания также необходимо преодолевать такие чувства и качества, как упрямство, лень, скука, карьеризм, лицемерие, лень.

Важными задачами нравственного воспитания являются:

  • Формирование мировоззрения, нравственных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которые Ушинский считает важнейшим способом поведения человека;
  • Развитие нравственных чувств, особенно эстетических. Высшим, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом», Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним опускается даже в злодея». Чувство переводит сознание, убеждение в поведение человека;
  • формирование навыков и привычек поведения. По словам Ушинского, благодаря хорошей привычке человек «строит нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс его формирования длительный и требует настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, скучных «словесных увещеваниях». Методы и средства образования зависят от его содержания и целей. Что касается метода веры, то его нужно использовать умеренно, не навязывать свои убеждения, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. В то же время он предостерег от навязчивых увещеваний и уговоров, которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств нравственного воспитания К. Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду учащихся, их разнообразной деятельности.

Образование, считал он, если оно хочет счастья человека, должно способствовать тому, чтобы дети были духовно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, должны культивироваться и развиваться в соответствии с принципом узости.

Ушинский учил, что образование достигнет цели и будет способствовать развитию национального самосознания, жизни народа в целом, если оно будет иметь национальный характер. Под народностью он понимал такое образование, созданное самим народом и основанное на народных принципах, которое выражает стремление народа сохранить свою национальную самобытность и способствовать ее прогрессивному развитию во всех сферах социально-экономической жизни. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направление образования с его собственными ценностями и идеалами.

Образование должно быть самобытным, национальным, дело национального образования должно находиться в руках самого народа, который будет его организовывать, руководить и управлять школой, народ определяет содержание и характер образования, все население должно быть вовлечено в образование, а истинная национальность выражается прежде всего в родном языке. Принцип народности связан с задачами формирования личности и воспитания у детей любви к Родине, Отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, силы воли, чувства собственного достоинства в его правильном понимании и эстетического отношения к жизни. Все эти качества идут от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен реализовываться через преподавание краеведения в школе: истории своей страны, географии, изучение творчества русских писателей и поэтов (литературы), природы России.

K. Д. Ушинский рассматривал национальность как источник деятельности и развития, выражение стремления народа к сохранению своих национальных особенностей и утверждал, что национальность объединяет ушедшие и будущие поколения и дает народу историческое бытие.

Ушинский критиковал всех тех, кто недооценивал богатый, многовековой опыт великого русского народа в области образования и, игнорируя интересы народа, механически навязывал европейскую, особенно немецкую, педагогическую теорию и практику. Только народное образование, развивавшееся веками, сохраняет свою самобытность и уникальность. «Напрасно мы хотим изобрести образование: Образование существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним он родился, с ним вырос, отразил в себе всю свою историю, все свои лучшие и худшие качества. Это та почва, из которой вырастали, сменяя друг друга, новые поколения России. Ее можно оплодотворить, улучшить, приспособить к ней, к ее собственным требованиям, силам, недостаткам, но воссоздать ее невозможно», — писал Ушинский.

Русская аристократия, как известно, подражала вкусам и манерам иностранной аристократии, имела нигилистическое отношение ко всему отечественному, воспитывала детей в своих семьях по французскому, английскому, немецкому образцу, отчуждая их от всего отечественного как «простых людей». Такая тенденция преобладала в школах-интернатах, где знание французского языка и литературы были показателями «этикета». Чуждое всему русскому направление образования вторглось в гимназии, где господствовали классицизм и гербартианская педагогика. Мало внимания уделялось изучению национального языка, национальной литературы, истории и географии. Все это препятствовало развитию образования на собственной национальной основе. Истинное воспитание, подчеркивал педагог К.Д. Ушинский, сохранилось в простом народе, народе тружеников и патриотов, дорожащих всем родным — языком, его устным творчеством, песней, природой, героическим прошлым, стремлением к свободе. «Удивительно ли… что образование, созданное самим народом и основанное на принципах этого народа, обладает той воспитательной силой, которой не хватает лучшим системам, основанным на абстрактных идеях или заимствованным у другого народа?».

Элементы принципа народного образования по К. Д. Ушинскому

Работа — основа образования

Наиболее полно и фундаментально идею трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX века в социально-педагогическом аспекте рассмотрел К.Д. Ушинский в статье «Труд в его духовно-воспитательном значении». Кроме того, в «Родном слове» и в «Детском мире» Ушинский ярко отразил принцип составления учебников для начальной школы на основе связи трудового воспитания с умственным, физическим и нравственным развитием детей.

Как мы уже знаем, Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Для него, во-первых, труд — это основа и средство человеческого существования, а во-вторых, это источник физического, умственного и морального совершенствования человека. Поэтому труд является основным фактором и средством воспитания человека в духовном, физическом, социальном (гражданском) и нравственном аспектах.

К.Д. Ушинский определял труд как «свободную деятельность человека, сообразную с христианской нравственностью, на которую он выбирается из крайней необходимости для достижения той или иной истинно человеческой цели жизни».

Указание на важность работы по подготовке учащихся к практической деятельности. Ушинский занял абсолютно правильную позицию: «Воспитание должно не только привить ученику уважение и любовь к труду: оно должно привить ему привычку к труду».

Для того чтобы воспитать в детях эти качества, необходимо связать все воспитание и обучение с жизнью народа, с его трудовой деятельностью. Эта связь должна улучшить как саму жизнь, так и самого студента.

Придавая большое значение теории и практике воспитания в вопросе о том, считать ли обучением трудовую деятельность, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. А заглядывая в будущее, он рассматривал одну из важнейших проблем в организации труда — взаимосвязь и соотношение физического и умственного труда. Он отметил, что одинаково вреден для взрослого и ребенка чрезмерный физический и умственный труд, который разрушительно действует на молодой организм. Школа труда должна органично сочетать интеллектуальный и физический труд. Интеллектуальная работа активизирует нервную систему и тем самым способствует кровообращению и пищеварению, но она значительно снижает потребность и возможность физических упражнений; в свою очередь, физическая работа без умственного напряжения, без мысли об усилиях, превращает человека в робота, придаток машины. Тем более полезным для человека, заметил учитель, будет сочетание умственного и физического труда.

Создавая материальное благо, труд должен способствовать развитию нравственности, возвышению души, тогда он оказывает освежающее и бодрящее воздействие на чувства человека.

Но чтобы воспитание и обучение были подготовкой к жизни, дети должны получать знания не только со слов учителя и из книг, но они должны непосредственно наблюдать окружающую действительность и участвовать в работе людей, и таким образом получить определенную способность к труду. Ушинский настаивал на том, что дети должны не только учиться, но и работать, не только умственно, но и физически.

Само преподавание, как и любая работа, по словам Ушинского, — дело серьезное и трудное. Она сопровождается как страданием, так и удовлетворением. Но именно преодоление трудностей и сопровождающие их страдания придают произведению необычайную силу красочности и удовлетворения. Ушинский знает следующий постоянный психологический закон, имеющий решающее значение для совершенствования человека: «Наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою ценность, но и быстро опустошают человеческое сердце и постепенно лишают его всех лучших добродетелей».

Кроме того, студент должен понимать, что достижение удовлетворения и удовольствия в результате работы предполагает напряжение физических, умственных, моральных, духовных и других сил и способностей. Не бывает работы без трудностей; наличие препятствий «является необходимым условием существования деятельности». Отсутствие трудностей и проблем в деятельности человека лишает эту деятельность ее воспитательной и психологической ценности: в процессе преодоления этих препятствий, требующих напряжения и мобилизации ресурсов человеческой психики, формируются и закаляются характер и воля, рождаются логика и сила разума, приобретаются нравственность и гуманизм. Таким образом, учитель определялся общей педагогической линией в организации и реализации идеи трудового воспитания: Работа студента без преодоления им трудностей антипедагогична. Это порождает лень и скуку, слабость воли и апатию, воспитывает безнравственное отношение к себе и другим людям. Вы не всегда можете вести ребенка «на помощь». Погружая его в посильные трудности, создавая условия для активности и самостоятельности, учитель тем самым способствует его воспитанию, обучению и развитию.

На основании приведенных аргументов К.Д. Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: «Воспитание само по себе, если оно хочет угодить человеку, не должно воспитывать его к счастью и готовить его к труду жизни….. Образование должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность найти работу для себя в жизни». Здесь кроется квинтэссенция его педагогики: воспитывая в единстве умственного и физического труда, школа создает условия для развития творческого потенциала детей и для того, чтобы они впоследствии нашли свое место в обществе; рабочая школа должна заложить основы социальной жизни, достойной человека.

По мнению Константина Дмитриевича, другое, не менее важное следствие, вытекающее из воспитательного и психологического значения труда, «заключается в правиле, что образование должно не только развивать интеллект человека и давать ему определенное количество сведений, но должно разжигать в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Потребность в труде — врожденное качество человека, но оно удивительным образом «способно вспыхивать или гаснуть в зависимости от обстоятельств, и особенно в соответствии с влияниями, которые окружают человека в детстве и юности».

Ушинский подчеркивает очень положительное влияние физического труда на физическое развитие ребенка.

Одним из важнейших условий умственного и физического развития ребенка Ушинский считает правильное чередование умственного и физического труда. Чередование деятельности — суть отдыха: отдых после умственной работы заключается не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы сменить дело, физическая работа — это не только приятный, но и полезный отдых после умственной работы». С помощью разнообразной деятельности ребенка можно успешно обучить его полезным занятиям, требующим больших усилий и внимания.

Родной язык как средство образования

В центре педагогической системы Ушинского — его учение о родном языке как главном источнике, — факторе и средстве воспитания человека. Язык — это творение самого человека, творение народа, его истории, он воплощает жизнь самого народа, его историю, его чаяния. «Язык — это самое живое, самое богатое и самое прочное звено, которое связывает выжившие, живущие и будущие поколения людей в великое, исторически живое целое. Она не только выражает жизненную силу народа, но и сама является этой жизнью».

В слове, в языке народа скрыты все мысли и чаяния народа, его характер, его стремления, все его историческое прошлое, на котором строится настоящее и путь в будущее. В языке передается вся мудрость народа, которая обогащает и воспитывает последующие поколения. Он подчеркнул огромное значение народного искусства для воспитания и образования детей. На первое место он поставил русские народные сказки, пословицы, идиомы и загадки.

Ушинский считал, что язык — это сокровище, накопленное в процессе трудовой деятельности народа на протяжении всей его истории, поэтому он считал родной язык не только имеющим величайшее значение для жизни народа и его развития «величайшим учителем», но и неисчерпаемым источником духовно-нравственного воспитания, развития детей в духе народности. Ушинского: «Родное слово есть основа всякого духовного развития и сокровищница всякого знания: с него начинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается».

Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса образования и воспитания состоит в том, чтобы строить его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатств должно быть одной из главных целей всякого образования и воспитания, если это образование служит интересам народа.

Ушинский считал родной язык очень важным и для изучения природы родного края и воспитания в детях любви к родине. Он считал, что без помощи родного слова нельзя не только понять природу, но и особенно воспитать в себе ту воспитательную силу, которой обладает природа родного края. Язык, который охватывает чуждую детям природу, чуждую жизнь, не только не может принести пользу делу воспитания, но, наоборот, тормозит развитие ребенка.

Подчеркивая роль родного языка в общем развитии ребенка, Ушинский писал: «Не условные звуки только усваивает ребенок, изучая родной язык, но напитывается духовной жизнью и силой родной груди родного языка. Она объясняет природу так, как не мог бы объяснить ее ни один натуралист; она знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, в котором он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить его ни один историк; она знакомит его с народными верованиями, с национальной поэзией, как не могла бы познакомить его ни одна эстетика; она дает, наконец, такие логические понятия и философские взгляды, какие, конечно, ни один философ не мог бы передать ребенку».

Таким образом, Ушинский придавал большое воспитательное значение — изучению родного языка. Но не меньшую, если не большую роль Ушинский отводил родному языку и для нравственного воспитания детей. Отдавая решающее значение родному языку в развитии детей, Ушинский, конечно, главное внимание уделял построению начального образования исключительно на родном языке. Он рассматривал родной язык не только как основной предмет, но и как основу для всех предметов в начальной школе. Он утверждал, что школа, в которой преподавание ведется на иностранном языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

По словам Ушинского, родной язык — это «величайший народный наставник, который учил народ, когда не было ни книг, ни школ», и который продолжает учить его даже тогда, когда появилась цивилизация. Исходя из того, что родной язык «есть единственный инструмент, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а затем передаем их дальше», К.Д. Ушинский считал главной задачей начального образования овладение родным языком. По мнению Ушинского, родной язык в государственной школе должен быть «самым важным, центральным предметом, который входит во все другие предметы и собирает их результаты».

Строительство начальной школы в соответствии с принципами популярности

В духе идеи народности Ушинский поставил и решил вопрос о школьном образовании, его роли и целях. Поэтому в некотором смысле его учение о школе можно назвать учением о народной школе.

Ушинский исходил из того, что хорошо организованное и целенаправленное воспитание имеет решающее значение для формирования человеческой личности. Поскольку человек — существо социальное, его подготовка к жизни лучше и легче всего осуществляется с помощью общественного образования. Основным органом этого образования должно быть специально созданное учебное заведение — школа. «Без помощи государственной школы ребенок вырастает и успевает состариться и умереть, возможно, даже не став мужчиной или полезным гражданином….. Сколько борьбы им придется пережить, сколько искушений, когда они будут делать свои первые шаги в водовороте всех млечных расчетов повседневной жизни и всевозможных обманов. Откуда они возьмут силы, чтобы укрепить себя — в этой упорной борьбе, и выйдут ли они из нее победителями, если не вынесут эти силы из начальной школы».

К.Д. Ушинский отметил, что организация народного образования необходима для обращения к самому народу. Чтобы решить вопрос о школах для народа, необходимо тщательно изучить его жизнь, научиться понимать народ, породниться с ним, сделать его нужды своими, помочь ему проложить исторический путь. К. Д. Ушинский считал необходимость народной школы требованием, продиктованным развитием жизни в стране и мнением народа. Народное образование, углубляя национальность человека, способствует развитию сознания людей, оказывает сильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры.

Он считал необходимым устранить опеку Министерства образования над государственными школами и требовал, чтобы открытие и содержание школ было предоставлено самим людям. Он имел в виду не только земскую управу, но и городские и сельские общины, различные демократические общественные организации, частную инициативу отдельных представителей демократической интеллигенции.

Ушинский был уверен, что школа, построенная на основе идеи народности, поможет изменить условия народной жизни, а хорошо организованное народное образование окажет влияние на подъем уровня экономической жизни.

Исходя из такой важности начальной школы, Ушинский призывал к введению обязательного всеобщего начального образования, начиная с семилетнего возраста. «Странно, — писал он, — что идея обязательного образования вызвала такую сильную оппозицию среди некоторых наших прогрессивных журналов. Видимо, им уже не нравилось слово: «принудительный и обязательный», и они не понимали, что под этим словом скрывается одна из самых либеральных идей. Обязательное образование смущает не того ребенка, который учится, а родителей, которые в силу этой обязанности должны обучать своих детей. Обязанность воспитывать детей является самым справедливым ограничением отцовского каприза и самым справедливым требованием общества к человеку. Тот, кто имеет детей, обязан готовить из них хороших, полезных членов для общества, в котором он живет». Родители должны нести ответственность перед обществом за образование детей, правильно реализованное обязательное школьное образование позволит найти «разумные формы социальной жизни».

Он считал создание начальных школ «самым общественным делом» и рассматривал начальную школу как первый этап в дальнейшем развитии народного образования. Он был сторонником единой системы общего образования, для него начальная школа была не тупиком, а первой ступенью народного образования, важнейшим звеном всей системы образования. К. Д. Ушинский утверждал, что народную школу нельзя рассматривать в отрыве от других частей школьной системы, от «общей системы народного образования», которая постепенно формировалась самим обществом.

Ушинский считал обязательное образование очень важным не только с узко педагогической точки зрения, но видел в нем, прежде всего, мощный фактор прогресса народа и страны. Прежде всего, он подчеркнул огромное значение начальной школы для изучения культуры в деревне. Народная школа, по словам Ушинского, призвана дать народу основательное базовое образование, открыть ему глаза на действительность. В свете этих соображений Ушинский горячо поддерживал развитие сети земских школ. Отдавая этим школам большое преимущество перед официальной государственной системой образования, Ушинский выразил уверенность, что земская школа поможет человеку идти по широкой дороге, будет способствовать пробуждению дремлющих в нем талантов.

К. К.Д. Ушинский придавал первостепенное значение необходимости изучения родного языка и литературы, родной истории, природы в начальной школе. Он с горечью отмечал, что из русских школ выходили в жизнь люди, менее знакомые с тем, что должно быть им ближе всего — родной землей и тем, что имеет к ней непосредственное отношение. «Только русский, — писал он, — поражает иностранца своим безукоризненным ударением на иностранных языках, в то же время часто плохо говорит на родном языке и почти всегда пишет с грубыми ошибками», знает историю других стран и народов в деталях, но думает «глубоко о веке, в котором жил Иван Грозный»; возможно, помнит, что Мадрид находится на реке Манзанарезе, но часто не знает, на какой реке находится Самара, и что любая река (например. Tscheremshana, например), он ничего не может сказать, если только ему самому не приходилось купаться в ней». И это верно, подчеркнул учитель, для тех русских, которые учились в России, окончили русские гимназии и университеты, стали русскими учителями и профессорами, подготовили себя к общественной деятельности на родине.

Подлинная национальность, которая является основой воспитания, выражается, прежде всего, в родном языке и литературе. Родной язык — лучшее средство развития, познания и самопознания. Родной язык К. Д. Ушинского составляет основу обучения. «За изучением родного языка мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих личность и природу, а именно: истории, географии, математики, естествознания; за ними ставим изучение новых иностранных языков, а в изучении древности видим специальность, необходимую только для известной отрасли научных занятий». 1, с. 129-130. Во всех педагогических системах К.Д. Ушинский отводит особую роль родному слову. Изучение родного слова служит средством развития мышления ученика, через родное слово познается, прежде всего, вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное слово связывает ребенка со своим народом и всем его духовным богатством.

Идея народности К.Д. Ушинского, которая является демократической идеей, определила новый творческий подход к развитию педагогики и образования. Вся система народного образования должна, прежде всего, отражать жизнь народа, быть связанной с его жизнью и максимально способствовать улучшению его жизни. Оно должно готовить людей к творческой и созидательной жизни. Задача школьного образования — познакомить людей с жизнью своей страны. Для этого необходимо знать жизнь Родины, как она существует, как исторически развивалась и как эту жизнь надо улучшать, исходя из потребностей и интересов народа.

Заключение

Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отечественной школы и педагогики. С его именем связано создание русской начальной школы и обучение в России педагогике как науке. Его классические работы, такие как «Человек как объект воспитания», «Собственное слово», «Мир детей» и многие другие, были хорошо приняты и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы. Он внес ценный вклад в развитие педагогического мировоззрения. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области, обобщил развитие педагогики других народов. Он заложил идею народного образования, которая послужила основой оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в духовно-нравственном воспитании и образовании детей, о начальной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современных педагогов, но и на последующие поколения педагогов многонациональной России. Многие педагогические высказывания Ушинского были ответом на критические вопросы того времени, критикой неудовлетворительного состояния воспитательной работы в школе и семье и практическими предложениями по ее улучшению. Работы Ушинского полностью отвечали растущим потребностям образовательных реформ в России и были направлены на решение важнейших социальных и педагогических проблем того времени.

Список литературы

  1. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. — M., 1974.
  2. Гревцева Г.Ю.. К.Д. Ушинский о народном образовании/ К.Д. Ушинский и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции. — Челябинск, 2004.
  3. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. — Тбилиси, 1974.
  4. К.Д.Ушинский о содержании и методах воспитания школьников/ Великий русский педагог К.Д.Ушинский. Тезисы докладов, прочитанных на конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К.Д. Ушинского 26 февраля 1974 года в Минске.
  5. Салтанов Е.Н. Труд и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского // Педагогика. 4. 2004 г.
  6. Усова А.В. К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни/ К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. 26 октября 1999г. — Челябинск, 2000.
  7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 томах. Т. 1 / Составлено по. С.Ф. Егоров. — Под редакцией С.Ф. Егорова. М.: Педагогика, 1998.
  8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 томах. Том 8, М., 1950 9.
  9. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Ушинский К. Д. Ушинский / Сост. П.А.Лебедев. — M., 1998.
  10. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола / антология гуманитарной педагогики. Ушинский. — M., 1998.
  11. Ушинский К.Д. О национальности в народном образовании/Антология гуманитарной педагогики. Ушинский. — M., 1998.
  12. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. Том 1 / под редакцией А.И. Пискунова. — Под редакцией А.И. Пискунова, 1974 г. М., 1974 13.
  13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Том 2 / под редакцией А.И. Пискунова. — M., 1974 G.
  14. К.Д. Ушинский: наука и искусство воспитания / под ред. С. Ф. Егоров — М., 1994.