Для связи в whatsapp +905441085890

Идея общественного процесса в истории социальной мысли — Цели истории психологии

Цели истории психологии

Психология как наука изучает факты, механизмы и законы психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы были открыты человеческим разумом.

Цель истории психологии:

  • Изучить закономерности развития знаний о психике.
  • Показать связь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.
  • Прояснить зависимость генерирования и восприятия знаний от социально-культурного контекста.
  • Изучить роль личности, ее индивидуальный путь в становлении самой науки.

Психология прошла несколько этапов своего развития. Преднаучный период заканчивается примерно в VII-VI веках до н.э., то есть до начала объективного, научного исследования психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, сказках и первых религиозных представлениях, которые связывали душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология развивалась в этот период в рамках философии, поэтому она получила условное название философского периода. Ее продолжительность также определена несколько условно — до появления первой психологической школы (ассоциативизма) и определения актуальной психологической терминологии, отличающейся от используемой в философии или естествознании.

Из-за условности периодизации психологии, которая воспринимается как само собой разумеющееся практически в каждом историческом исследовании, возникают некоторые неясности в определении временных границ различных фаз. Иногда появление независимой психологической науки связано со школой В. А. Вернера. Школа Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука была определена как самостоятельная наука гораздо раньше, поскольку признавала самостоятельность своего субъекта и уникальность своего положения в системе наук — как наука, изучающая как гуманитарные, так и природные явления, а именно: внутренние и внешние (поведенческие) явления психики. Такая самостоятельная позиция психологии утвердилась и с появлением ее в качестве предмета изучения в университетах уже в конце XVIII — начале XIX века. Поэтому правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки этого периода и отнести возникновение экспериментальной психологии к середине XIX века.

Период существования психологии как самостоятельной науки намного короче, чем период ее развития в потоке философии. Конечно, этот период не является однородным, и за более чем 20 веков психологическая наука претерпела значительные изменения. Изменились также предмет психологии, содержание психологических исследований и связь психологии с другими науками.

Идея общественного процесса в истории социальной мысли

Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования

Психология прошла долгий путь развития, произошли изменения в понимании объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы его развития.

I этап — психология как наука о душе. Это определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Они пытались объяснить все непонятные явления в человеческой жизни присутствием души.

II этап — психология как наука о разуме. Он появился в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называлась сознанием. Наблюдение за человеком само по себе и описание фактов считалось основным методом его исследования.

Третья стадия — это психология как наука о поведении. Она возникает в XX веке. Задача психологии — проводить эксперименты и наблюдать то, что можно наблюдать непосредственно, а именно поведение человека, его действия и реакции (мотивы, вызывающие действия, не рассматривались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные законы, проявления и механизмы психологии.

Психология одновременно является одной из старейших и одной из самых молодых наук. Еще в V веке до н.э. греческих мыслителей интересовали многие проблемы, которыми психология занимается и по сей день — память, обучение, мотивация, восприятие, мечты и патология поведения. Но если предшественником психологии была наука древности, то считается, что современный подход начал формироваться в 1879 году.

Современная психология отличается от «старой» философии прежде всего методами исследования. До последней четверти XIX века философы изучали природу человека на основе собственного ограниченного опыта, через размышления, интуицию и обобщения, а затем начали использовать тщательно контролируемые наблюдения и эксперименты, совершенствуя методы исследования для достижения большей объективности.

Процесс развития психологии можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, с точки зрения «персоналистского» подхода, историю психологии можно рассматривать как цепь достижений индивидуумов: все изменения в науке происходят под влиянием уникальных индивидуумов, способных в одиночку определять и изменять ход истории. С другой стороны, с точки зрения «натуралистического» подхода, «дух времени» определяет возможность или невозможность самореализации конкретного гения; наука существует в контексте интеллектуальной среды.

На сегодняшний день психология сложилась как своеобразная система психологических школ. Психологическая школа — это группа ученых, разделяющих теоретическую направленность и работающих над общими проблемами, основанными на определенной системе представлений. Таким образом, психология все еще находится в предпарадигматической стадии развития: ни одна из точек зрения еще не смогла объединить все существующие платформы.

Каждая новая школа возникала прежде всего как протестное движение против господствующей системы взглядов. Расцвет и господство большинства учений были лишь временными, но все они играли важную роль в развитии психологии.

История развития психологической мысли в эпоху античности и Средневековья

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского anima — дух, душа) — древнейшими представлениями, согласно которым все, что существует в мире, имеет душу. Душа воспринималась как сущность, независимая от тела, управляющая всеми живыми и неживыми объектами.

Позднее философские учения древности касались психологических аспектов, разрешенных с точки зрения идеализма или материализма. Например, древние материалистические философы Демокрит, Лукретий, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как строение тела, состоящее из сферических, малых и высокоподвижных атомов.

Согласно греческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н.э.), ученику и последователю Сократа, душа — это нечто божественное, отличное от тела, и человеческая душа существует прежде, чем соединяется с телом. Это образ и процесс души мира. Душа невидима, возвышена, божественна, вечна. Душа и тело находятся в сложных отношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Но иногда тело забирает душу в свои цепи.

Великий философ Аристотель в своем трактате «О душе» выделил психологию как некое знание и впервые выдвинул идею неразрывности души и живого тела. Аристотель отказался рассматривать душу как вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу отдельно от материи (живых тел). По мнению Аристотеля, душа нематериальна: это форма живого тела, причина и конец всех ее жизненных функций. Аристотель предложил концепцию души как функции тела, а не как внешнего явления. Душа, или «психика», является двигателем, который позволяет живому существу осознать себя.

Таким образом, душа проявляется в различных факультетах деятельности: питательной, чувственной, мыслительной. Высшие факультеты возникают из и через нижние факультеты. Первичная способность человека к познанию — это ощущение; она предполагает формы чувственно воспринимаемых объектов без их материи, точно так же, как «воск предполагает отпечаток печати без железа». Чувства оставляют след в виде представлений-образов тех объектов, которые ранее действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы связаны в трех направлениях: по сходству, по непрерывности и наоборот, указывая на основные типы связей — ассоциации психических явлений. Аристотель считал, что человеческие знания возможны только через знание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, психология на первом этапе функционировала как наука о душе.

В средние века преобладало мнение, что душа — это божественный, сверхъестественный элемент; поэтому изучение жизни души должно быть подчинено задачам богословия. Только внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру, может столкнуться с человеческим судом. Величайшие тайны души доступны только в религиозном (мистическом) опыте.

История развития психологической мысли в эпоху Возрождения и Новое время (XVII в.)

С 17 века началась новая эпоха в развитии психологических знаний. В связи с развитием естественных наук началось изучение закономерностей человеческого сознания с помощью экспериментальных методов. Способность думать и чувствовать называлась сознанием. Психология начала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить психический мир человека главным образом с общей философской, умозрительной позиции, без необходимой экспериментальной основы. Р. Декарт (1596-1650) пришел к выводу о различии между душой и телом человека: «Тело всегда делимо по природе, а разум неделим». Однако душа способна производить движение в теле. Эта противоречивая дуалистическая доктрина привела к проблеме, называемой психофизической: Как связаны физические (физиологические) и психические (психологические) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, поступающая от органов чувств, проходит через сенсорные нервы «дырки в мозге», которые расширяют эти нервы таким образом, что «души животных», расположенные в мозге, протекают через тончайшие трубки — моторные нервы — в мышцы, которые раздуваются и тем самым вызывают оттягивание раздраженной конечности или выполнение определенного действия. Таким образом, больше не было необходимости прибегать к душевным объяснениям того, как возникают простые поступки. Декарт, имея центральное представление о рефлексе как об узорчатой моторной реакции организма на внешний физический раздражитель, заложил основы детерминистической (причинно-следственной) концепции поведения. Этот картезианский дуализм состоит из тела, действующего механически, и «умной души», управляющей им, локализованной в мозгу. Таким образом, понятие «душа» стало понятием «ум», а позже — понятием «сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я думаю, поэтому я существую» стала основой для постулата о том, что первое, что человек узнает о себе, — это его сознание. Существование сознания является существенным и безусловным фактом, и главной задачей психологии является подчинение состояния и содержания сознания анализу. На основе этого постулата развивалась психология, которая делала сознание своим объектом.

Попытка воссоединить тело и душу человека, которые были разделены учением Декарта, была предпринята голландским философом Спинозой (1632-1677). Нет никакого особого духовного происхождения, это всегда одно из проявлений расширенной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза считал, что такой подход позволяет рассматривать явления психики с той же точностью и объективностью, с какой линии и плоскости рассматриваются в геометрии. Мышление — это вечное свойство вещества (материи, природы), поэтому в какой-то степени мышление присуще камню и животным, и в значительной степени оно присуще человеку и проявляется в виде интеллекта и воли на уровне человека.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) отверг равенство психики и сознания, установленное Декартом, и ввел понятие бессознательного. В душе человека существует постоянная скрытая деятельность духовных сил — бесчисленное множество «маленьких восприятий» (ощущений). От них возникают сознательные желания и страсти.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Киево-могилянская сообщество философов: Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович, Антоний Радивиловский
  2. Проблема соотношения культуры и цивилизации
  3. Философия постмодернизма
  4. Философия эллинистической эпохи
  5. Человек как предмет философской рефлексии
  6. Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса
  7. Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)
  8. Искусство и эстетическое освоение действительности
  9. Предмет и объект философии. Структура философского знания
  10. Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм