Для связи в whatsapp +905441085890

Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга — Философия Шеллинга в общих чертах

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг Представитель классического немецкого идеализма, вошел в историю как 23-летний профессор, который в начале своей карьеры обратился к изучению природы. Учителями Шеллинга в философии были Кант и Фихте.

Шеллинг родился 27 января 1775 года в вюртембергском городке Леонберг. В шесть лет Фридрих пошел в начальную школу, а в восемь начал изучать древние языки. Через два года его отправили в латинскую школу в Нюртенгене. В возрасте пятнадцати лет, на три года раньше, чем было разрешено законом, Шеллинг был принят в Теологический колледж в Тюбингене, благодаря заступничеству своего отца. Во время учебы он подружился с Гегелем и поэтом Гёльдерлином. Их сближение началось на почве политического свободомыслия. В 1795 году Шеллинг завершил свое обучение. Ему предстояло разделить судьбу всех классиков немецкого идеализма — в роли наставника в период между академической подготовкой и академическим преподаванием.

В 1797 году, в качестве проводника идей своей «Wissenschaftslehre», молодой Шеллинг привлек внимание Фихте, который уже разрабатывал новую систему, натурфилософию. В том же году появились идеи Шеллинга по натурфилософии, а годом позже вышло исследование, получившее восторженное одобрение Гете, «О вельце». Гипотеза высшей физики для объяснения универсального организма». С помощью Фихте и Гете Шеллинг получил должность доцента в Йене в 1798 году.

Его личная жизнь любопытна и романтична. Из него — только одно: любовь к умной, талантливой женщине. Он влюбился в жену А.В. Шлегеля — Каролину, которая, в свою очередь, полюбила Шеллинга и стала его женой. И его творческая жизнь пульсировала. Каролина слушала и обсуждала с Шеллингом все его рукописи, давала мудрые советы, переписывалась. Это было сияющее, горящее, творческое общение двух страстно влюбленных сердец. Все шло блестяще… И вдруг Каролина заболела, и вскоре ее не стало. Она радикально изменила жизнь и творчество Шеллинга. Он долго молчал… Затем он погрузился в религиозную жизнь.

После смерти Каролины Шеллинг поверил в бессмертие и все же придерживался своего неприятия идеализма. Помимо литературной работы, он находил утешение в переписке с Полиной Готтер, дочерью близкого друга Каролины. Она называла его жену своей второй матерью.

Они переписывались некоторое время, прежде чем Шеллинг договорился о встрече с ней. Девушка производит на него приятное впечатление. 11 июня 1812 года она выходит за него замуж.

В мае 1827 года он назначается генеральным администратором научных коллекций. В августе он становится президентом Академии наук.

В феврале 1853 года Шеллинг страдает от старческого недомогания, его силы катастрофически падают. Он решает подвести итоги, написать интеллектуальное, философское завещание. Это список рукописей и указания относительно их судьбы.

Он обрел вечный покой 20 августа 1854 года в швейцарском курортном городке Рагац. Он был похоронен там. Здесь ему установлен памятник с надписью: «Первый мыслитель Германии».

Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга - Философия Шеллинга в общих чертах

Философия Шеллинга в общих чертах

Немецкий философ (1775) — один из главных представителей объективного идеализма.

Философия Шеллинга развивалась поэтапно: Натурфилософия, практическая философия, иррационализм. Одни идеи сменялись другими, но идея творчества была единой — постижение абсолюта. Природа представляет собой Абсолют, а не индивидуальное «Я» — это вечный дух, абсолютное тождество субъективного и объективного. От субъективного идеализма Фихте Шеллинг переходит к созерцательному объективному идеализму, перенося свое исследование с общества на природу. Он развивает идею тождества идеального и материального. Материя — это свободное состояние абсолютного духа и разума; они тождественны.

В конце XVIII века были сделаны открытия в области магнитных и электрических явлений и их влияния на организм, и родилась теория формирования живой природы и ее развития от низших форм к высшим. Возникает необходимость в философском синтезе этих открытий, и Шеллинг пытается найти общее для всех них.

Шеллинг представляет идею идеальной природы, нематериальной природы своей деятельности. Размышляя о связях, которые открыла естественная наука, он занял позицию сущностного единства сил, обуславливающих эти связи, и единства природы. Согласно Шеллингу, вся природа, живая и неживая, представляет собой единый организм; природа «абсолютна», она является первопричиной и истоком всего. Материя и дух — это одно и то же и являются свойствами природы. Природа — это вечный дух, единство субъективного и объективного.

Противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа упраздняются в Абсолюте, который является тождеством идеального и реального. Согласно Шеллингу, этот Абсолют реализуется в процессе интеллектуального созерцания и в искусстве. Проблемы философии искусства занимают особое место в творчестве Шеллинга.

Одной из важнейших эпистемологических проблем для Шеллинга является противоречие между теоретическим и практическим. Эту проблему можно решить только с помощью высшей формы искусства — творчества.

Натурфилософия Шеллинга подорвала идеи субъективного идеализма Фихте, произошел поворот классического немецкого идеализма к объективному идеализму и его диалектике.

В практической философии Шеллинг главной проблемой считал проблему свободы, он полагал, что создание правового порядка должно происходить одновременно во всех государствах, все должны объединиться в федерацию, а ее главной целью должно быть достижение состояния мира между народами. Шеллинг понимал, что достичь состояния мира между народами таким путем нелегко, но стремиться к этому необходимо.

Одним из направлений в творчестве Шеллинга является проблема человеческой свободы и ее отношения к Богу, начиная с человеческой воли. Шеллинг подходит к проблеме самоутверждения свободы, отделяя ее от всеобщего начала (Бога), которое само по себе является началом зла. В результате человек должен стремиться к воссоединению с Богом.

Решая проблему отчуждения в истории, Шеллинг приближается к открытию природы исторической закономерности. Он утверждает, что на пути исторической необходимости существует огромное количество индивидуальных целей и субъективных стремлений, которые мотивируют человеческую деятельность.

В своей «Метафизике истории религии» он разработал основы позднейшей науки о религии.

Шеллинг начал насыщать свою философию тождества бытия и мышления теософским смыслом, обращением к Абсолюту, а также к Богу, придавая всей философской системе иррационалистический и мистический характер — отрицание логики и закономерности в истории восприятия действительности как необъяснимого хаоса.

Философия «тождества» — новая форма объективного идеализма

В своей системе трансцендентального идеализма Шеллинг пытается объединить субъективный идеализм Фихте с объективным идеализмом своей собственной системы. По его словам, философия должна ответить на два вопроса: 1). Как развитие бессознательно-духовной природы приводит к появлению сознания? 2). С другой стороны, как сознание, которое само по себе является только субъектом, становится объектом? На первый вопрос отвечает «натурфилософия», на второй — доктрина «трансцендентального идеализма».

В отличие от субъективного идеализма Фихте (исхождение от субъекта), последний в «Философии природы» выдвигает объективное как первичное. Под субъектом в данном случае Шеллинг понимает не сознание отдельного человека, а непосредственное созерцание объекта самим разумом, «интеллектуальную интуицию». В отличие от Фихте, Шеллинг распространил интеллектуальную интуицию на все стадии рефлексии («Nachdenken») сознания над собственной деятельностью. Развивая свою концепцию дальше, он позже присоединился к реакционному крылу романтической школы, считая, что интеллектуальная интуиция — удел немногих избранных. Понимая свою спонтанность, сознание осознает себя одновременно и как подчиненное необходимости, и как свободное. Через свободные действия людей должен действовать и проявляться естественный процесс, в котором разум и природа, субъект и объект, свобода и необходимость объединены в одно целое. Однако этот процесс, по Шеллингу, открывается не знанием, а только верой, и гарантия исторического и нравственного прогресса лежит только в Боге. Задуманная как диалектика необходимости и свободы в истории, но развитая на основе идеализма и мистицизма, доктрина Шеллинга фактически свелась к фатализму и полному отрицанию предвидения в истории.

От натурфилософии и системы трансцендентального идеализма Шеллинг переходит к философии тождества, новой форме объективного идеализма. В ней идея тождества объекта и субъекта становится главной проблемой; закон тождества индивидуального духа с самим собой провозглашается как высший закон. В абсолютизме происходит процесс самопознания идентичности — переход от единичного ко многим. Учение Шеллинга о свободе получило дальнейшее развитие в «Философских исследованиях о природе человеческой свободы и связанных с ней предметах». Шеллинг, как и Фихте, понимал свободу как познанную необходимость, видел в феномене свободы не достижение индивида, а достижение общества. Однако в противоречии с этим взглядом Шеллинг мистифицирует проблему свободы: она связывается с проблемой зла в мире; конечный корень свободы провозглашается чисто личностным, источник которого находится в потустороннем «мыслимом» мире. Примерно с 1815 г. Шеллинг перешел к новой и последней фазе своей работы, мистической «Философии мифологии и откровения». Здесь он уже заклеймил позором любую философию, основанную на разуме. Он противопоставил ее «философии откровения», которая ищет истину за пределами разума — в «религиозном опыте». Энгельс в своих брошюрах указывал на реакционный характер позиций Шеллинга, на научную несостоятельность его «философии откровения». Учение молодого Шеллинга оказало влияние на Гегеля, многих естествоиспытателей, а также на русских философов, особенно на московский кружок «мудрости», славянофилов, Чаадаева.

Диалектика в философии Шелллинга

Доктрина Шеллинга, как справедливо замечает Гайм, может быть изложена только в ее постепенном развитии и на основе тех трудов, в которых он представил свои научные изыскания перед глазами публики, как бы переходя от одной точки зрения к другой. В настоящем очерке о развитии диалектики, однако, достаточно отметить только те переходы, которые повлияли на понимание и развитие диалектического метода.

Согласно Шеллингу, о достоинстве любой философии следует судить по тому, насколько совершенна концепция природы ее автора. С этой точки зрения Шеллинг подверг суровой критике систему Фихте. Концепция природы Фихте полностью негативна. Природа для Фихте — это то, что не существует, но что должно быть. Оно рассматривается исключительно в той мере, в какой оно способно — как необходимое препятствие — служить целям практической индивидуальной воли. Такая природа — чистый продукт мысли, воображения, поэтому между человеком и ней не может быть никакого реального взаимодействия. Но природа — это реальный объект, а не просто воображаемый. Поэтому философия должна найти достойное место для природы в своей системе. В своей исходной точке, однако, Шеллинг придерживается непосредственно Фихте, его доктрины тождества. Если, как учил Фихте, самость предполагает как самость, так и несамость, если абсолютная самость содержит в себе все, то и наоборот: все должно существовать в самости. Но это означает, что природа также должна состоять из абсолютного Я. По своей природе не сразу Я; поэтому оно должно было развиться из Я, и мир должен быть понят философией именно как развитие. Тот, кто понял эту задачу, тем самым открыл перед собой путь в свободное и открытое поле объективной науки.

Но Шеллинг не просто поставил перед собой новую задачу; он признал, что натурфилософия должна предшествовать философии разума. Правда, он согласился с Фихте по основному идеалистическому тезису: что нет ни одного объекта, который не существовал бы для Я. Природа и разум одинаково существуют для познающего субъекта. Природа не является чем-то абсолютно чуждым сознанию; если бы это было так, то переход от нее к сознанию был бы невозможен; и все же природа должна быть поставлена на первое место. История разума показывает, что ясное сознание, которое философия нашла в человеке, является продуктом развития природы. Сам человек — явление природы, и организация его сознания должна пониматься как результат развития. В отличие от Канта и Фихте, для которых природа противостоит человеку как враждебная, ограничивающая сила, для Шеллинга она является ступенью, предшествующей духу.

Этими взглядами Шеллинг был обязан Гердеру, который в своих «Идеях по философии истории» утверждал, что тот же закон, который мы видим во всех природных явлениях, действует и в исторических событиях, и что человеческая история есть не что иное, как естественная история человеческих способностей, поступков и инстинктов, подверженных влиянию местных и временных условий. Это положение, что развитие природы предшествует развитию разума, является чрезвычайно важным моментом в развитии идеалистической диалектики и представляет собой несомненную заслугу Шеллинга. Смещение акцента на природу впоследствии лопнул огромный пузырь «сознания», в который философы-идеалисты хотели включить и мир человека с его эго. Но сам Шеллинг все еще оставался в кругу идеалистов. Он считал, что сама материя должна быть духовной, и представлял переход от природы к духу как движение — поэтапное — от бессознательной духовности к духовности ясного сознания человека. Природа в своем бессознательном творческом стремлении порождает дух. «Природа, — писал Шеллинг в одной из своих юношеских работ, — не есть нечто отличное от законов нашего понимания»; она «сама есть не что иное, как видимость вечной деятельности бесконечного понимания». Вся природа управляется одним и тем же стремлением «к одному и тому же идеалу целесообразности, — стремлением выразить до бесконечности один и тот же прообраз, то есть чистую форму нашего разума». Это учение Шеллинга было прямым продолжением отчасти идей Фихте о бессознательном интеллекте Я, отчасти учения Лейбница о постепенном разворачивании бесконечной и вездесущей жизни, восходящей от бессознательного к интеллекту.

Проблемы теории тождества

Выведение природы из абсолютного «я» вообще является, как мы видели, камнем преткновения для идеализма. У Шеллинга эти общие трудности были умножены особенностями его философии. Чем конкретнее становились проблемы развития, тем больше обязательств брал на себя следователь. Но особые трудности таятся в понятии идентичности. Чем больше Шеллинг подчеркивал идею тождества, тем труднее становилось понять, как из абсолютного безразличия «я» и «не-я», субъекта и объекта природа может развиваться во всей полноте своих конкретных явлений. Позже мы увидим, что в системе Шеллинга эти трудности остались непреодоленными. Сам Шеллинг, однако, не считал их непреодолимыми. Идея идентичности не только не казалась ему противоречащей развитию, но даже наоборот, он считал, что идея развития вытекает именно из идеи идентичности. «Содержание принципа тождества, — говорит Шеллинг, — не есть то единство, которое, вращаясь в кругу безразличия, нечувствительно, непрогрессивно и безжизненно. Единство, о котором говорит закон тождества, есть непосредственное творческое единство». «Бытие воспринимает себя только в становлении». «В отношении субъекта к предикату уже содержится отношение причины к следствию…». «Поэтому вечное в своей непосредственности и, поскольку оно есть само по себе, должно быть также и причиной». Но еще до всякого двуединства, а значит, до всякого основания, до всякого бытия, в Абсолюте должно существовать бытие, которое Шеллинг называет беспочвенным бытием. Беспочвенное бытие — это не тождество, а абсолютное безразличие обоих начал (т.е. основы и бытия). Это безразличие «не является продуктом противоположностей и не содержит их имплицитно, но является особым бытием, отдельным от всех противоположностей, в котором все противоположности аннигилированы и поэтому не существуют; поэтому его единственным предикатом является невозможность предикатов» (48, 66).

Если бы беспочвенное было абсолютным тождеством обоих начал: земли и бытия, то оно содержало бы их одновременно в себе. В этом случае оба начала должны были бы быть приписаны бесплотному как противоположности, существовать в нем и, таким образом, вновь образовать единое целое. «Но именно потому, что безосновное есть совершенное безразличие по отношению к обоим началам, оно относится к обоим в равной степени». Таким образом, безразличие Абсолюта «не есть ничто, не есть фикция». Она не только вполне реальна, но, более того, только она может объяснить феномен

развитие. «Без безразличия, то есть без беспочвенности, не было бы бинарности начал».

Сам Шеллинг прекрасно понимал, в чем состоит главная трудность проблемы становления, если взять за основу понятие тождества. С одной стороны, все вещи находятся в Абсолюте и исходят из Абсолюта, то есть существуют благодаря основанию, которое находится в Абсолюте. С другой стороны, поскольку все вещи бесконечно отличны и отделены от Абсолюта, они должны возникать из основания, которое отлично от Абсолюта. Поэтому становление природы из Абсолюта возможно только в том случае, если в Абсолюте существует нечто, что само не является Абсолютом. Из этого Шеллинг делает вывод, что необходимо отличать основание вещей от их существования. Эти термины составляют дуальность, которая необходима для понимания всего становления.

Следовательно, понятие беспочвенного не только не уничтожает это различие (различие между основанием и экзистенцией), но подтверждает и устанавливает его. Различие между основанием и экзистентом оказывается не чисто логическим или вспомогательным, а, напротив, «очень реальным различием…». На основании того, что безразличие Абсолюта одинаково относится к основанию и к существованию, одновременно становятся возможными и тождество Абсолюта (Бога), и развитие природы (существование из основания), и отношение между природой и Абсолютом (через отношение безразличия основания — к основанию и существованию).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Общественное сознание: сущность, уровни и активная роль в жизни человека и общества
  2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
  3. Атеизм
  4. B.C. Соловьев: Учение о Софии. «Смысл любви» — Идея всеединства
  5. Эволюция постмодернизма
  6. Бенедикт Спиноза
  7. Вильгельм Дильтей и его философия
  8. Общество как особая надприродная реальность
  9. Иоганн Шефлер
  10. Абсолютный идеализм Гегеля