Для связи в whatsapp +905441085890

Игровая зависимость — Понятие, сущность, виды зависимости от азартных игр

Азартные игры, скорее всего, зародились на заре человечества. В различных формах она существовала во многих обществах и культурах. Присущее человеку стремление испытывать сильные ощущения, эмоциональные всплески, а также опора на «теорию вероятности» делают азартные игры всегда и везде актуальными и успешными. Его связь с макро- и микросоциальными процессами, особенности социально-психологической, экономической и медицинской ситуации в России привлекают особое внимание к проблеме в нашей стране. Затяжной кризис, приведший к сильной экономической поляризации населения, в том числе молодежи, и акцент на «богатстве», приобретенном преступным путем, привели к утрате когнитивных, интеллектуальных, этических, эстетических и других высших мотиваций и возникновению культа власти, авторитета и денег, последнего из которых в сознании многих «можно и нужно добиваться простыми средствами».

Беспрецедентно агрессивное внедрение в повседневную жизнь игорных технологий, включая казино (что было экзотикой в России 10-12 лет назад) и салоны игровых автоматов, которые особенно популярны среди молодежи, привело к резкому росту числа людей с неконтролируемыми игорными инстинктами. Отмечено, что число людей, обращающихся к врачу с подобными жалобами, значительно меньше их реального количества, что связано с недостаточной информированностью населения об этом расстройстве, фактическим отсутствием медицинских учреждений и специалистов, занимающихся исследованием и лечением игровой зависимости — гамбомании, или, как ее еще называют, лудомании (от латинского «ludus» — игра), или патологической игромании.

Опыт зарубежных стран показывает, что во всех цивилизованных странах давно разработана система борьбы и профилактики зависимостей. Социальные учреждения, психологическая помощь, психологические тренинги, специальные сайты, просвещающие общественность о возможных последствиях чрезмерного увлечения азартными играми, форумы в Интернете, где пострадавшие могут поделиться своими проблемами и тут же получить профессиональную психологическую помощь. Кроме того, во многих странах вопрос профилактики игровой зависимости поднимается на уровень государственного регулирования. Практика социальной защиты «игорных наркоманов» активно используется, например, в Швейцарии и Германии. В этих странах уже введена в действие обязательная социальная концепция по борьбе с игровой зависимостью. Эта концепция была разработана специальным институтом — Высшей школой социальных проблем в Люцерне. И эта социальная программа поддерживается законодательством.

Алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, компьютерная зависимость и игровая зависимость — все эти термины стоят в одном ряду. Механизмы развития всех зависимостей одинаковы. В их основе обычно лежат идентичные психологические механизмы.

Многие авторы высказывали мнение, что все виды аддиктивного поведения являются неконструктивными, то есть непродуктивными, неэффективными защитами против жизни: против трудностей, против сложностей, против трудностей. И очень важно заниматься медицинскими проблемами игровой зависимости, особенно у детей и подростков, потому что они — будущее нации. Здоровые дети сейчас — будут здоровыми и полноценными членами общества через 5 — 10 лет. В этом контексте изучение компьютерной зависимости как наиболее распространенной игровой зависимости среди несовершеннолетних имеет особое значение.

Игровая зависимость - Понятие, сущность, виды зависимости от азартных игр

Понятие, сущность, виды зависимости от азартных игр

Борьба с игровой зависимостью и негативным отношением к ней имеет долгую историю. Более двух тысяч лет назад древнегреческий философ Демокрит сказал — «Кто не может устоять перед соблазном денег, никогда не будет счастлив». Более близкий к нам по времени и менталитету царь Петр I не любил карты, но относился к ним спокойно и даже разрешал карточные игры на деньги с проигрышем не более 1 рубля медью.

Как правило, игровая зависимость или «лудомания» возникает в тех странах, где игорный бизнес хорошо развит и разрешен.

Игровая зависимость сегодня признана серьезным заболеванием, которое стоит в одном ряду с наркотической и алкогольной зависимостью. Кстати, очень часто азартные игры (gamble — англ. рискованное дело, азартная игра) существуют параллельно с одной из этих зависимостей. Популярное название «азартные игры» легко и незаметно затягивает в свою паутину. Очень часто игровые автоматы от компьютерных игр переходят — срабатывает психология уверенности в себе: «Если я преуспеваю в компьютерных играх, значит, я счастлив, я могу выиграть и в автомате или казино». Однако нет никаких доказательств того, что все любители компьютерных игр склонны к азартным играм. Но склонность к риску, к различным авантюрам, фанатизм в спорте могут быть психологическим предиктором зависимости.

Изучение игровой зависимости в нашей стране началось десять лет назад, когда в 1996 году был основан Институт Бехтерева. Институт Бехтерева с жалобами на невозможность контролировать игровую зависимость. К сожалению, большинство азартных игроков не задумываются о своей зависимости и не спешат обращаться за медицинской помощью (да и не принято в нашей стране решать проблемы с помощью традиционной медицины). Запросы в институт росли год от года, поэтому российские ученые начали серьезно изучать эту проблему. А пропаганда и реклама казино и игровых автоматов только увеличивают число их пациентов. Зависимость от азартных игр стала серьезной проблемой в последние годы, особенно с тех пор, как развитие сетей игровых автоматов распространило проблему азартных игр за пределы крупных мегаполисов.

В исследовании игровой зависимости США опережают нашу страну, где она считается серьезной проблемой. Другое название игровой зависимости — «аддикция» — это название болезни, которая внесена в списки болезней под международным кодом F63.0 и была квалифицирована как отдельное заболевание Американской психиатрической ассоциацией в 1980 году. Однако ни в Европе, ни в США, ни в России значительных успехов в лечении пока не достигнуто, вероятно, потому, что игромания (как и интернет-зависимость) — это психиатрическая зависимость, которую очень трудно лечить: Только три процента тех, кто обратился к психологам, полностью излечились от игровой зависимости.

Проанализировав множество игорных практик, канадские аналитики разделили их на 4 категории:

Во-первых, это фиксированные игры, включая местные лотереи, бинго и казино. Они также включают ставки на скачки, ставки на спорт и видеолотереи.

Вторая категория — это различные денежные ставки и ставки между друзьями и коллегами по работе. Это могут быть спортивные ставки, политические ставки, карточные ставки, ставки на пул и абсолютно любые виды ставок, и они занимают значительное место в культурной и социальной жизни населения.

Третья категория — это ставки в нелегальных букмекерских конторах, нелегальных игорных заведениях для карточных игр и рулетки, а также казино в Интернете.

К последней категории относятся азартные игры, которые носят характер азартных игр и не относятся к профессиональным обязанностям.

Патологические азартные игры как вариант зависимости

Из-за своей распространенности, социальных и медицинских последствий патологическая игровая зависимость (патологический гэмблинг — от английского слова gamble — рискованное предприятие, азартная игра) привлекает большое внимание. В то же время она занимает одно из видных мест в концепции болезни аддиктивного поведения.

Важность этой проблемы подтверждается следующим:

пострадавших в молодом возрасте;

быстрая десоциализация этих людей, что влечет за собой значительный прямой и косвенный экономический ущерб для каждого из них, их семей и общества в целом

высокий социальный риск этого расстройства — криминализация и виктимизация пациентов

наличие большой когорты коморбидных расстройств и лиц;

отсутствие единого понимания природы, психопатологии, клинической динамики, подходов к лечению и профилактике этого расстройства.

Критерии для диагноза F 63.0 (по МКБ-10) «Патологическая игровая зависимость» включают:

Повторные эпизоды азартных игр в течение одного года;

Повторение этих эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды; ухудшение социальной и профессиональной адаптации;

невозможность контролировать сильную игровую зависимость, прервать ее усилием воли;

постоянная фиксация мыслей на азартных играх и всем, что с ними связано.

Патологическая игровая зависимость объясняется ненормальным функционированием мозга.

У патологических игроманов нарушены такие психические функции, как сила воли и способность принимать решения. Эти функции связаны с префронтальной корой головного мозга.

Именно нарушение процессов принятия решений и торможения приводит к тому, что хронический игроман стремится к мгновенному удовлетворению, не обращая внимания на серьезные последствия, такие как разрушение семьи, потеря работы и т.д. Мария Рока и Факундо Манес из Института нейронаучных исследований Рауля Карреа предложили 11 патологическим игрокам и 10 нормальным людям различные задания, оценивающие навыки принятия решений, фиксацию внимания и т.д. В заданиях на принятие решений игроманы принимали решения хуже, чем нормальные люди, а в тестах на внимание и мастерство они допускали больше ошибок. «Наши результаты подтверждают важную роль префронтальной коры в патогенезе нервно-психических расстройств. Также важно, что мы обнаружили волевые нарушения у игроков, это может помочь в разработке методов лечения и реабилитации», — объясняет Факундо Манес.

Синдром измененной реактивности проявляется в повышении толерантности — увеличении продолжительности и частоты азартных эксцессов, изменении форм азартных игр — переходе от эпизодических эпизодов к периодическим или систематическим, окончательном формировании преимущественных азартных игр. По аналогии с изменением форм опьянения можно говорить о том, что на первый план выходят расслабляющий, гомеостабилизирующий и тонизирующий компоненты психотропного эффекта.

Поведенческие предикторы патологического гемблинга включают отношение к спортивным событиям (в том числе увлеченность самого пациента спортом и феномен «спортивного фанатизма») и отношение к азартным играм в семье пациента.

На доклинической стадии через многократные азартные игры накапливается своеобразный «опыт» игрового поведения и формируется определенное предпочтение к играм. Все опрошенные пациенты, говорящие об «азартных играх», определяют их как сочетание чувства риска, опасности и желания выиграть (деньги на «халяву»), не прилагая для этого никаких усилий. При осуществлении желаемого создается иллюзорно-компенсаторное восприятие реальности, что делает ее привлекательной и приводит к увеличению частоты и продолжительности азартных эксцессов. По современным наблюдениям, продолжительность этой стадии составляет от 2 до 5 лет. На клинической стадии клиника достигает своей структурной завершенности и приобретает сходство с «синдромом большого препарата».

Аддиктивное поведение как компонент игровой зависимости

Суть аддиктивного поведения заключается в том, что люди, стремясь уйти от реальности, пытаются искусственно изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности и восстановления равновесия. Существуют различные типы аддиктивного поведения, как фармакологические, так и нефармакологические. Они представляют серьезную угрозу здоровью (как физическому, так и психологическому) не только для самих наркоманов, но и для окружающих их людей. Межличностным отношениям наносится значительный ущерб.

Аддиктивное поведение — это форма деструктивного поведения, проявляющаяся в стремлении уйти от реальности путем изменения своего психического состояния посредством употребления определенных веществ или постоянной фиксации внимания на определенных объектах или занятиях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс захватывает человека настолько, что начинает доминировать в его жизни. Человек становится беспомощным перед своей зависимостью. Усилие воли ослабевает и делает невозможным сопротивление зависимости.

Зависимая личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания — бегство от проблем. Естественные адаптационные способности наркомана нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих расстройств является чувство психологического дискомфорта. Психологическое благополучие может быть нарушено по целому ряду причин, как внутренних, так и внешних. Перепады настроения всегда сопровождают нас в жизни, но люди по-разному воспринимают и реагируют на эти состояния. Одни люди готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другим тяжело переносить даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди плохо переносят фрустрацию. Они выбирают зависимость как способ восстановить свое психологическое благополучие и стремятся искусственно изменить свое психическое состояние, чтобы сохранить субъективно приятные эмоции. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Такой способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с реальностью. Привлекательность зависимости заключается в том, что это путь наименьшего сопротивления. Возникает субъективное впечатление, что, зацикливаясь на определенных объектах или действиях, можно избежать размышлений о своих проблемах, забыть о своих заботах и уйти от трудных ситуаций, используя различные средства реализации аддикций.

Желание изменить свое настроение в соответствии с механизмом привыкания достигается с помощью различных веществ, вызывающих зависимость. К ним относятся вещества, изменяющие психическое состояние человека: Алкоголь, наркотики, лекарства, токсичные вещества. Занятие любым видом деятельности также способствует искусственному изменению настроения: Игры, компьютеры, работа, длительное прослушивание музыки.

Деструктивный характер зависимости отражается в том, что метод реализации аддикции постепенно превращается из средства в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в сложных ситуациях периодически необходимо каждому, но в случае аддиктивного поведения это становится стилем жизни, в ходе которого человек оказывается в ловушке постоянного бегства от реальности.

Аддиктивное поведение вытесняет дружбу, любовь и другие занятия. Она поглощает время, энергию и эмоции до такой степени, что зависимый не в состоянии поддерживать баланс в жизни, заниматься другими видами деятельности, веселиться с людьми, увлекаться, расслабляться, развивать другие аспекты личности, проявлять сочувствие, сопереживание, эмоциональную поддержку даже к самым близким людям.

Специфика игровой зависимости среди несовершеннолетних

Компьютерная зависимость — это неоспоримый факт компьютерной зависимости, компьютерных игр. Страдает не только психическое здоровье, ведь зависимость, созависимость, уход от реальности, перегрузка, говоря словами компьютерщиков, перегрузка в виртуальной реальности, а это, особенно в детстве, приносит нарушение адаптации или дезадаптации — это снижение успеваемости, это неспособность поддерживать минимум знаний с ориентиром на будущее, в будущем это неспособность к социализации, неспособность стать полноценным членом общества с полным использованием своих сил, способностей, знаний, которые, кстати, и Но помимо психологической зависимости, точнее, помимо психологических проблем, которые неизбежно возникают у индивида, эти проблемы возникают, накапливаясь, в обществе, это социальные, экономические, криминальные проблемы. По сути, это все повторение информации, которая обычно сопровождает алкоголизм, наркоманию. Механизмы одинаковы, оба разрушают личность психологически и физически. Что касается детей — долгое сидение за компьютером разрушает не только умственную, но и физическую сферу, влияет на зрение, нервную систему и вызывает дисбаланс в нервных процессах, нарушение опорно-двигательного аппарата. Когда воздействию подвергается взрослый организм, он менее чувствителен, чем растущий, развивающийся детский организм.

Наркотики и алкоголь наполнены негативными посланиями — мы все знаем, что они плохи, вредны и иногда смертельно опасны, в то время как компьютер часто является символом престижа, моды и современности. Опасность заключается в том, что зависимость подкрадывается к нам.

В обществе появился целый класс людей, которые являются поклонниками компьютерных игр. В разговоре с этими людьми выясняется, что для многих из них увлечение компьютером не приносит пользы, а некоторые нуждаются в серьезной психологической помощи. Большинство из них — люди с известными психологическими проблемами: Отсутствие успешной личной жизни, неудовлетворенность собой и, как следствие, потеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственная ценность для них — это компьютер и все, что с ним связано.

Компьютерные игры позволяют человеку максимально «войти» в виртуальность, оторваться от реальности (по крайней мере, на время игры) и погрузиться в виртуальный мир. Следовательно, компьютерные ролевые игры оказывают значительное влияние на личность: решая проблемы в виртуальном мире, чтобы «спасти человечество», человек приобретает проблемы в реальной жизни.

Зависимость от компьютерных игр как особенность подростковой игровой зависимости

В последнее время в исследованиях игровой зависимости наметилась тенденция, суть которой заключается в рассмотрении психологических аспектов игровой зависимости по аналогии с психологическими аспектами наркотической, алкогольной и других «традиционных» зависимостей. Такие параллели полезны для научного изучения игровой зависимости, поскольку в случае демонстрации эквивалентности этих видов зависимости можно будет проецировать все знания, накопленные в области «традиционных» видов зависимости, на зависимость от компьютерных игр. Однако следует отметить, что не все «подходит» для сравнения этих видов зависимости. Можно отметить специфику игровой зависимости.

Понятно, что уровень зависимости возрастает со временем, то есть без специального терапевтического вмешательства зависимость усиливается психологически. Такой факт, как спонтанное уменьшение наркотической зависимости или ее полное исчезновение, можно считать редким исключением из общего правила, которое обусловлено скорее индивидуальными особенностями человека, чем механизмами самой зависимости.

Давайте теперь рассмотрим динамику зависимости от компьютерных игр. Представленные здесь теоретические положения основаны на опросе, проведенном среди 15 компьютерных геймеров с большим игровым «стажем» (от 5 до 10 лет). Применение более серьезных методов, способных обеспечить объективные и подтвержденные научные выводы, таких как лонгитюдные исследования, в данном случае очень затруднительно. Это связано не столько с длительным периодом исследования, сколько с высокими темпами развития технологий компьютерных игр и, соответственно, постоянным появлением игр качественно нового уровня, в связи с чем подобное исследование не даст желаемой объективности и правдивости результата.

По субъективному мнению 80% опрошенных, они прошли «пик» увлечения компьютерными играми, но увлекаются ими и сегодня. Это подтверждается их собственными цифрами: Если несколько лет назад, в период максимального увлечения, они могли играть 30-50 часов в неделю, а продолжительность игры могла достигать 14-18 часов, то сегодня они играют 20-30 часов в неделю, а продолжительность игры составляет не более 4-5 часов.88% испытуемых также утверждают, что в настоящее время они более избирательны в отношении игр, а не играют во все игры, как раньше; 66% испытуемых имеют особую привязанность к конкретной игре, в основном к «старым», выпуск которых пришелся на «пик» увлечения.

Исходя из этих результатов, можно предположить, что динамика развития компьютерной зависимости имеет следующие этапы.

С начала увлечения происходит период своеобразной адаптации, человек «приобретает вкус», затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости. В результате роста величина зависимости достигает определенной максимальной точки, расположение которой зависит от индивидуальных особенностей личности и факторов окружающей среды. Тогда сила зависимости остается стабильной в течение некоторого времени, затем идет на спад и снова закрепляется на определенном уровне и остается стабильной в течение длительного времени.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимосвязь тревоги и депрессии
  2. Социально-педагогическая поддержка подвергшихся насилию детей
  3. Влияние семейного воспитания на формирование Я-образа ребенка — Роль семьи в социализации личности
  4. Общение как средство речевого развития дошкольников — Роль речевого общения в развитии детского языка
  5. Виды клинической психологии
  6. Взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР — Психофизиологические характеристики детей с общим нарушением языкового развития
  7. Взаимосвязь между поведением и социальными установками — Социальные установки
  8. Понятие развивающего обучения
  9. Схема структуры общения
  10. Невротические депрессии и их отличие от эндогенных — Невротическая депрессия и её характеристика