Для связи в whatsapp +905441085890

Игровое сознание и его функции — Историческое развитие игры

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни: родители играют со своими детьми с самого рождения, дети играют друг с другом во все более сложные игры по мере взросления, подростки и взрослые участвуют в различных жизненных ситуациях, поведение в которых есть не что иное, как довольно сложная, запутанная игра. Иногда незаметно, иногда явно, но почти каждый день мы становимся свидетелями и/или участниками определенных социальных, политических, экономических, культурных и спортивных игр. Поэтому вполне естественно желание понять и определить роль игры как культурного и философского феномена в эволюции и современном состоянии человечества.

Перед нами стоит вопрос: что такое «игра»? Стоит только произнести это емкое слово, как на нас буквально обрушивается поток ассоциаций, образов, видений, как будто они не связаны между собой.

Существует множество видов игр: Спорт, телевидение, театр, компьютер и даже азартные игры. Однако значение слова «игра» не ограничивается чисто игровой деятельностью человека; оно вошло в лексикон и имеет невероятное разнообразие значений. Игра часто представляется нам как нечто веселое и легкое, отсюда такие выражения, как «Старик должен спать, а молодой — играть», «Шампанское играет», «Румяное лицо играет», «Мои глаза играют». Как известно, на музыкальных инструментах тоже играют, и очень трудно найти синоним и заменить его глаголом.

Мы называем футбол игрой, мы называем шахматы игрой, мы называем городки игрой. Известно, что мы играли в шаффл (хотя мы понятия не имеем, что это такое), играли в азартные игры. Мы можем играть в куклы, мигалки, грабельки, карты, домино, бильярд.

На ум также приходят понятия: «игра природы», «игра разума», «игра страсти» и даже «игра случая». А театр, кино … Актеры играют, но не только! Ведь мы сами «играем» свадьбу, без актеров. А иногда мы «разыгрываем комедию», или даже «разыгрываем кого-то», или «играем кому-то на руку».

Игра — один из самых привлекательных видов деятельности. Она позволяет совместить удовольствие и пользу, расширить кругозор, закрепить и углубить знания, развить память, находчивость, изобретательность, наблюдательность и другие индивидуальные способности.

Но самое интересное заключается в том, что, изучая феномен игры, мы можем прийти к выводу: Игра — понятие более древнее, чем культура, исключительное для человеческого сообщества. Ведь даже животные играют, причем не только маленькие — щенки, борющиеся друг с другом или бегущие за солнечным зайчиком, но и взрослые животные, которые устраивают определенные соревнования и розыгрыши, получая от игры не только формирование каких-то навыков, но и просто определенное удовольствие. Игра присуща как людям, так и животным, птицам и рептилиям. Таким образом, игра представляется более древним элементом жизни, чем рациональная деятельность, она появилась раньше, чем религиозные, социальные и культурные компоненты человеческого существования.

Современная культура пронизана игровым элементом, существование этих двух явлений по отдельности невозможно и парадоксально.

Цель данной работы — показать игровую концепцию культуры, феномен игры и ее роль в современной культуре человечества. Для достижения цели необходимо поставить перед собой следующие задачи:

Рассмотрите историко-культурный аспект возникновения игр и общие закономерности развития представлений о них;

Определите сущность феномена игры, дайте определение игре, ее природе и значению для общества;

Проанализируйте взаимосвязь игр и культуры, рассмотрите культуросозидающую функцию игры;

Укажите на важность различных видов игр на данном этапе социального развития.

Игровое сознание и его функции - Историческое развитие игры

Историческое развитие игры

Слова «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно полисемичны. Слово «игра» используется в смысле развлечения, в переносном смысле, например, «игра с огнем», и в смысле чего-то необычного — «игра природы» или случайного — «игра судьбы». ‘Playing’ употребляется в значении забавы, исполнения какого-либо произведения или роли в пьесе, в переносном смысле притворства — «разыгрывать комедию» или хлопотное действие — «играть на нервах»; занимать позицию — «играть главную роль»; рисковать — «играть жизнью»; быть безрассудным в чем-либо — «играть с огнем», «играть с людьми»; представать в особой живости, блеске — «солнце играет на воде», «волна играет». Хотя толковые словари различают прямые (основные) и переносные значения этих слов, различие не является достаточно четким. Почему, например, в выражении «играть на бирже» (заниматься биржевыми спекуляциями) слово «игра» употреблено в переносном смысле, а в выражении «играть в карты» — в прямом?

Трудно определить, какие виды деятельности и их атрибуты входили в первоначальное значение этих слов и как оно насыщалось все новыми и новыми смыслами.

Термин «игра» в целом различается у разных народов. Итак, у древних греков слово «игра» означало занятие, свойственное детям, и выражало в основном то, что мы сейчас называем «потаканием ребячеству». Среди евреев слово «играть» соответствовало идее шутить и смеяться. В переводе с римского «ludo» означает радость, веселье. На санскрите «клада» означает игру, радость. В немецком языке старогерманское слово «spilan» означало легкое, равномерное движение, похожее на качание маятника, которое в то же время доставляло огромное удовольствие. Позже слово «игра» во всех европейских языках стало обозначать широкий спектр человеческих занятий, которые, с одной стороны, не требовали тяжелого труда, а с другой — доставляли удовольствие и веселье.

Одно из первых определений игры в России было дано Далем (1801 — 1872). В «Толковом словаре живого великорусского языка» (1863 — 1866) он рассматривал «игру» и ее производное — «игрище» — только как средство развлечения, как «забаву, определяемую правилами». Под игрой он также понимал «с чем играют и что играют». В.И. Даль перечисляет такие популярные в те времена игры, как «игра в горелки, бильярд, кукурузная игра, кости, бабки, карты, дураки, вист, шахматная игра» .

Таким образом, в современном понимании в этот всеобъемлющий круг стало входить все: от детской игры в солдатики до трагического изображения героев на театральной сцене, от детской игры на орешках до биржевой игры на червонцах, от бега на палочке верхом на лошади до высшего искусства скрипача и т.д.

Тем не менее, исторические представления об азартных играх прошли несколько этапов: античность, средневековье, XVII — XX века. Древние греки классического периода уделяли большое внимание игре как эффективному средству воспитания и обучения для подготовки гражданина в античном полисе. Философ Платон (427 — 347 гг. до н.э.) считал человека «придуманной игрушкой Бога, и это стало его лучшим назначением». Всем людям предписано жить «самыми прекрасными играми». В «Законах», помимо священного характера игры («Человек должен всю жизнь играть в определенные игры… чтобы победить богов и отразить врагов»), он также рассматривал ее воспитательную и формирующую функции: «Человек, желающий стать достойным в любом деле, должен с ранней юности упражняться во всем, что к нему относится, сначала забавно, потом серьезно». Главную задачу воспитателя философ видел в том, чтобы подобрать для детей подходящие игры и в процессе игровой деятельности передать им «начатки необходимых знаний»: «Он [воспитатель] может стараться этими играми направить вкус и наклонности детей к той деятельности, в которой они впоследствии достигнут совершенства».

Сущность игры

Об игре часто говорят, что это «несерьезное» занятие. Однако утверждение, что социальная жизнь в значительной степени развивается в форме игры, никоим образом не подразумевает, что она «веселая» или не воспринимается участниками всерьез. С одной стороны, даже футбол и другие спортивные игры могут быть совсем не веселыми, сами игроки могут быть чрезвычайно серьезными и угрюмыми, а азартные игры могут завести игроков очень далеко, вплоть до летального исхода. С другой стороны, некоторые авторы включают в категорию «игры» такие макабрические обряды, как пиршества каннибалов. Таким образом, называть такие трагические формы поведения, как самоубийство, алкоголизм, наркомания, преступность или шизофрения «играми» вовсе не означает вести себя безответственно, игриво или варварски.

Тем не менее, психологи считают игру одним из основных видов человеческой деятельности наряду с работой и обучением. Мы все играем, учимся и работаем. Эти виды деятельности сопровождают нашу жизнь от рождения до смерти, но их роль на разных этапах жизни различна: в детстве на первом месте стоит игра, затем обучение, а потом работа.

Неудивительно, что слово «игра» чаще всего ассоциируется с детскими забавами: Куклы, оловянные солдатики, игрушечные машинки, перевоплощение в водителя, пилота, врача и неутомимая беготня детей. Однако не стоит забывать, что существует множество игр, в которые играют и взрослые. Это футбол и шахматы, бильярд и карты, рулетка и лото … Существует несколько сотен таких игр. Элементы игрового поведения встречаются в очень серьезных видах деятельности: военные учения, дипломатические переговоры, религиозные обряды, политические кампании.

Поэтому вполне резонно задать вопрос: Что такое игра, чем она отличается от других видов человеческой деятельности?

Мир игры настолько обширен и разнообразен, что трудно дать одно общее определение игры, которое охватывало бы все ее разновидности. Специалисты по «игрологии» — есть такой термин для науки об играх — по-разному объясняют суть игры, рассуждают о ее характеристиках, свойствах, функциях и т.д.

Культуролог и историк XX века Йохан Хейзинга, чья книга «Homo Ludens» («Человек играющий») является одним из самых известных исследований игры как культурного феномена, попытался определить основные черты, присущие различным типам игр. Эти особенности в самом общем виде характеризуют культурный сценарий игровой деятельности, который конкретизируется в различных играх и принимает специфические для этих игр формы. Давайте рассмотрим персонажей, указанных Хейзингой.

Все игры являются свободной деятельностью. Игра по команде больше не является игрой. Ничто не заставляет человека играть, кроме его собственного желания. Игра — это не необходимость и не обязанность. Без этого можно обойтись. Это своего рода избыток. Но игра может стать профессией, источником средств к существованию, и тогда она становится долгом. Но здесь долг является вторичным, чужеродным признаком, «прикрепленным» к игре и не входящим в ее суть [14, с. 711].

Игра не является утилитарной по своей природе. Он свободен от меркантилизма, жадного до денег стремления к прибыли; он не направлен непосредственно на удовлетворение каких-либо жизненных потребностей, материальных интересов. Она занимает более высокое место, чем добыча пищи, самосохранение и продолжение рода. Она украшает жизнь, доставляет удовольствие и в этом смысле имеет ценность для человека. Она может использоваться для получения определенных преимуществ или зарабатывания денег, но даже это не является ее обязательным, неотъемлемым качеством. Игра — это не вид продуктивной, практической деятельности. Он привлекает людей тем, что что-то означает, что-то символизирует, что-то обозначает. Это отдых, хобби и развлечение, а не ежедневная рутина, заботы и бремя.

Функции и значение игры

Игра — одна из первичных форм человеческой деятельности, важнейший элемент онтогенеза и филогенеза. Ребенок без игры, культура без форм игры — это исторический и повседневный нонсенс, порожденный экстремальными ситуациями выживания. Функции игры в обществе и отношение к ней служат показателем культурного и социального развития, социальных, политических и идеологических ориентаций.

Игра и социальная жизнь настолько тесно связаны, что некоторые ученые говорят о прямой зависимости между типом доминирующих игр и социально-экономическими структурами. Например, распространенность бриджа и шахмат характерна для обществ с развитой торговлей, а такая игра, как Avele, в которую играют дети африканского народа Baule, напоминает бартер.

Игра является индикатором цивилизационного и культурного развития. Ребенок не подозревает, что тип «оружия», с которым он играет, определяется уровнем технического развития: роли, которые играют его куклы, соответствуют социальному воспитанию. Когда взрослый начинает играть, он не задумывается о ее компенсаторной функции, дефиците игры в детстве, коммуникативном «голоде», других психологических и социальных детерминантах.

Игра — спонтанное учебное заведение. Эту функцию он взял на себя еще до школы и продолжает выполнять ее по сей день. Ребенок был бы безнадежно изолирован от общества, если бы не было игры, где он приобретает не только навыки и знания, но и систему ценностей, навыки общения, где развиваются механизмы творческого сознания. Не случайно детская игра является предметом самого точного научного анализа, поток исследований и диссертаций не прекращается.

Игра выполняла и продолжает выполнять важную функцию при переходе от одной возрастной группы к другой. В архаических и традиционных обществах игра — важный фрагмент ритуала инициации: проверка готовности ребенка к взрослой жизни, элемент социального праздника. В экономически развитых странах, где ритуалы отвергаются или игнорируются, юноши и девушки подвергают себя спонтанным испытаниям: в соперничестве дракам, мотогонкам, спорту, альпинизму, приключенческим сафари; наконец, приключенческий жанр фильмов, компьютерные игры — симуляции, испытания ради развлечения.

Особое «игровое» сознание молодых людей, живущих «взаймы» и зависящих от родителей и общества, в решающей степени формирует наиболее серьезные молодежные акции, такие как контркультура и вспышки молодежного протеста. Дух карнавала и праздника, игривость, с которой расправляются с господствующими идеями и нормами, привели к разговорам о «великой игре, имя которой — революция» (один из популярных лозунгов молодежных акций на Западе в 1960-х годах, получивших название «студенческая революция»).

Игра отнимает энергию у молодежи, а также способствует самореализации в образовании. Древние общества хорошо понимали это; достаточно вспомнить Элладу с ее многочисленными мучениями.

Игра все более интенсивно внедряется в практику психоанализа и психотерапии, способствует восстановлению психологического равновесия через активную самореализацию личности. Игра активизирует его познавательные, творческие, коммуникативные способности; носит группообразующий и сплачивающий характер. Ролевая игра является эффективным средством уравновешивания собственного и чужого опыта.

Игра, как пишет К.Б.Сигов, — это реализация «человека возможности». В нем «человек стремится преодолеть собственную ограниченность и зажатость, динамично раскрыть возможную полноту бытия».

Игра — это стратегическое поведение с запланированным результатом. Он широко используется в логике, математике и моделировании. Игровые модели используются для определения наиболее оптимальной стратегии и тактики военных действий.

Игровой элемент в жизни общества

Отмеченные Й. Хейзингой черты, которые в целом характеризуют сценарий игровой деятельности, встречаются во всех обрядах и ритуалах, существующих в любом обществе от глубокой древности до наших дней.

Таким образом, религиозные культы — это не что иное, как «священные игры». Культ, по выражению Хейзинги, «прививается» к игре. В действиях жрецов, шаманов, священников, жертвоприношениях богам, поклонениях и т.д. нетрудно обнаружить черты игрового сценария поведения: выходя за рамки повседневности, сфера действия замыкается пространством святилища или храма и его временной изоляцией от процессов «обычной» жизни, существуют строгие правила и порядок сакральных действий, формируется сообщество сорелигиозников. Особая одежда священнослужителей, религиозные символы, молитвенные формулы являются игровыми знаками посвящения в «потустороннюю» духовную стихию. Религиозная служба проводится в виде спектакля. Религиозные праздники облекаются в игровые формы — иногда «серьезные» (месса, процессия, молитвы за умерших), иногда юмористические (веселый праздник, рождественские песни, переодевания).

Поведение людей в повседневной жизни, в будни и праздники постоянно закрепляется в игровых формах. Мы постоянно играем свои социальные роли. Мы разыгрываем различные «хобби», застольные тосты, первоапрельские шутки. Существует множество игровых форм общения. Например, любовный флирт — это не что иное, как игра. Мужчина «флиртует» с женщиной или, наоборот, женщина с мужчиной, показывая свой интерес к партнерше. Усилия, направленные на победу в любовной игре, повышают ее ценность и в то же время служат для проверки чувств партнеров и корректировки поведения друг друга.

Важное место в отношениях между людьми занимают манипулятивные игры, типичные сценарии которых были описаны Э. Берном в его книге «Игры, в которые играют люди». Люди, которые играют в игры.

Каждый из нас хорошо знаком с игривым характером праздничных церемоний: новогодняя елка с обязательным бокалом шампанского, Дед Мороз с подарками и т.д.; свадебные крики «Горько!» и вальсы молодоженов. В большинстве случаев сценарии таких церемоний воспроизводят обычаи древних времен. В архаических культурах формы игр в честь значительных событий часто приводили к захватывающим состязаниям в гостеприимстве, щедрости, благородстве для всех участников.

Как уже говорилось ранее, элемент игры присутствует даже в таких трезвых сферах общественной жизни, как бизнес, правосудие, политика, дипломатия, военное дело и наука. Если мы обратимся, например, к военной истории, то увидим, что войны в прошлом обычно велись по правилам, которые воюющие стороны считали необходимым соблюдать, даже когда они вступали в смертельную схватку. Короли торжественно объявляли войну, объявляя о начале военных действий. Военачальники решали, когда и где должны происходить сражения. Существовали специальные ритуалы для контакта между противниками, отправки и получения заместителей друг друга, сдачи и капитуляции. Война была состязанием воинской доблести; победитель часто подчеркивал свое уважение к мужеству побежденного врага. Было принято представлять его как благородную рыцарскую игру. Многие выдающиеся генералы понимали его именно так.

В ходе исторического развития роль фактора игры в жизни общества меняется. Постепенно проводится более четкое различие между практической и игровой деятельностью. Если в первобытные времена культурные сценарии игрового типа существенно определяли деятельность людей практически во всех сферах социальной жизни, то в более поздних культурах люди склонны четко разграничивать «бизнес» и «игру». Как гласит русская пословица, «время для дела и время для игры». В архаических обществах, во время священных служб, мистерий, праздничных действ, люди самозабвенно отдавались во власть стихии игры, не осознавая, что играют и приносят в жертву игре реалии практической жизни, сгорающие в огне игрового разума. В современной цивилизации практичность, деловой смысл, трезвость суждений явно преобладают над «игривостью» и объективной необходимостью и целесообразностью — над непрактичным, бесполезным, а иногда и вредным стремлением к «честной игре» по правилам.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие теории механизмов и машин
  2. Движение и разнообразие форм развития. Критерии прогрессивного развития
  3. Взаимодействие духовного и материального начал в жизнедеятельности общества
  4. Истина как центральная проблема познания
  5. Человек и его бытие как центральная проблема философии
  6. Мораль, религия, право, искусство как духовные формы жизни общества
  7. Этическое и социальное в философии Конфуция
  8. Филон александрийский
  9. Иммануил Кант, родоначальник классической немецкой философии
  10. Философско-биологическая антропология