Для связи в whatsapp +905441085890

Иллюзии восприятия — Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Восприятие — это отражение объектов и явлений в совокупности их свойств и частей, когда они действуют непосредственно на органы чувств. Она включает в себя прошлый человеческий опыт в форме идей и знаний.

Считай, что щенок играет на траве. Он имеет определенную форму, размер и цвет; он занимает определенное место в пространстве в каждый момент от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его попеременно в движении и в покое; он выглядит как плотное тело, то есть как объект, к поверхности которого можно прикасаться только, в отличие, скажем, от воды или неба. Окраска щенка является свойством поверхности его тела, то есть его поверхность имеет цвет. Когда он сталкивается с маленьким предметом, создается впечатление, что причиной его движения является щенок. Все это воспринимается нами из виду. Но мы также слышим, как он лает, и этот звук имеет определенную высоту тона, громкость и тембр, и исходит из определенной части комнаты, и из того места, где мы видим щенка. Мы воспринимаем это с точки зрения ряда свойств, и из нашего опыта мы знаем, что щенок перед нами — это щенок. Воспринимаемые свойства, такие как цвет, размер и т.д., остаются постоянными и не зависят, например, от изображения на сетчатке глаза, постоянно меняющегося. Таким образом, нам не кажется, что щенок в тени меняет цвет или что его размер увеличивается или уменьшается в зависимости от того, находится ли он ближе или дальше от нас.

Хорошо известно, что наше зрение несовершенно и что мы иногда не видим того, что существует в реальности. Но тот факт, что подавляющее большинство людей иногда получают одни и те же ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности нашего зрения и о том, что, дополненное размышлениями и практикой, оно дает нам относительно точную информацию об объектах внешнего мира. С другой стороны, тот факт, что разные люди по-разному способны ошибаться в процессе зрительного восприятия и иногда видят в предметах то, чего не замечают другие, говорит о субъективности наших зрительных впечатлений и их относительности.

Говоря в целом о причинах зрительных иллюзий (ошибок, обманов), следует прежде всего отметить, что иногда они возникают из-за специально созданных, особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при фиксированных осях глаз, наблюдение через щель и т.д. Такие иллюзии исчезают, когда устраняются необычные условия наблюдения.

Во-вторых, подавляющее большинство зрительных иллюзий возникает не из-за оптического совершенства глаза, а из-за неправильной оценки увиденного, поэтому можно предположить, что иллюзия здесь возникает из-за понимания зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при проведении простейших сравнительных измерений и при устранении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.

Наконец, известен ряд иллюзий, которые также обусловлены оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатки, нервных рефлексов).

К иллюзиям зрения относятся неоптические фокусные точки и таинственные призраки, создаваемые зеркалами, проекторами и другими техническими устройствами, а также интересные оптические явления, иногда наблюдаемые в природе (миражи, северное сияние). Появление последних обусловлено оптическими свойствами земной атмосферы. Во всех этих случаях наш глаз обманывает сам себя, потому что его намеренно обманывают либо технические устройства, либо особое состояние среды между глазом и объектом наблюдения. Не являются иллюзиями и перцептивные иллюзии, которые возникают у некоторых людей в сумерках и темноте, когда слишком мало света загораживает глаза, а особое настроение и искажение ощущений возникают в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных для большинства людей.

Иллюзии восприятия - Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Закройте левый глаз и посмотрите правым глазом на фигуру, изображенную слева, держа ее на расстоянии 15-20 см от глаза. При определенном положении фигуры относительно глаза, изображение правой фигуры перестает быть видимым.

Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатке глаза было впервые обнаружено в 1668 году известным французским физиком Э. Мариоттом. Дело в том, что сетчатка не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон в том месте, где глаз входит в зрительный нерв. Поэтому изображения объектов, попадающих в это место на сетчатке, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь объект, но в обычных условиях мы его не замечаем. Во-первых, потому что изображения объектов, попадающих на слепое пятно одного глаза, не проецируются на слепое пятно другого глаза; во-вторых, потому что части выпавшего объекта непроизвольно заменяются изображениями соседних частей или фона, окружающего этот объект (на рисунке исчезающая фигура заменяется белым фоном).

Облучение. Явление иррадиации (лат. «облучение») заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными по сравнению с их реальным размером, как будто они занимают часть темного фона. Когда мы смотрим на светлую поверхность на темном фоне, границы этой поверхности кажутся раздвинутыми из-за несовершенства хрусталика, и эта поверхность кажется нам больше, чем ее истинные геометрические размеры. При рисовании белый квадрат кажется намного больше из-за яркости цветов по сравнению с черным квадратом на белом фоне.

«Целое» и «Часть».

Очень многие ошибочные зрительные впечатления вызваны тем, что мы не воспринимаем фигуры и их части отдельно, а всегда в каком-то отношении к другим фигурам, окружающим их, к фону или среде. К этой области относится, пожалуй, самое большое количество оптических иллюзий, встречающихся на практике. Все они делятся на пять групп.

Во-первых, когда мы сравниваем две фигуры, одна из которых на самом деле меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры как меньшие, а все части большей фигуры как большие («целое больше — больше и его части»). Это хорошо видно на примере с линейкой: левый отрезок на ней кажется нам длиннее правого, хотя на самом деле они одинаковы. Это связано с психологическим аспектом восприятия. На двух других фигурах правые стороны больше левых сторон (фигуры в целом), но их обозначенные части равны обозначенным частям левых сторон, хотя они кажутся намного больше. Это происходит потому, что мы ошибочно переносим свойства таких фигур на их части.

Во-вторых, существуют случаи иллюзии того же типа, с той лишь разницей, что суждение о зрительном образе происходит в обратном направлении: не от «целого» к «части», а от «части» к «целому». На рисунке диаметр окружности кажется больше, чем расстояние между линиями AB и CD; в действительности он равен этому расстоянию.
В-третьих, при восприятии фигур в целом и их отдельных частей (линий, углов, отдельных деталей) зрительные иллюзии могут возникать из-за так называемого общепсихологического закона контраста, т.е. среды, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими частями фигуры. Вот пример: На рисунке слева круг, прилегающий к сторонам острого угла, кажется больше другого, хотя их размеры одинаковы. На другом изображении внутренний круг слева кажется больше, чем внутренний круг справа. Это связано не с яркостью или цветовыми контрастами, которые здесь незначительны или вообще отсутствуют, а с особенностями восприятия фигуры и фона.

Переоценка вертикальных линий

Благодаря историческому опыту, с одной стороны, и расположению линии, соединяющей глаза человека, в горизонтальной плоскости, с другой стороны, люди обладают способностью определять на глаз горизонтальные расстояния более точно, чем высоту объектов. Поэтому большинство людей обладают способностью преувеличивать вертикальные расстояния по сравнению с горизонтальными, что также приводит к зрительным иллюзиям. Если попросить нескольких человек провести вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев вертикальные линии будут короче горизонтальных. Когда вертикальная линия делится глазом пополам, обычно середина находится слишком высоко (это хорошо видно на рисунке выше).

Вертикальные параллельные линии, если они значительной длины, обычно слегка расходятся в верхней части, а горизонтальные линии сходятся.

В рассматриваемую группу иллюзий входят иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому скользит глаз, горизонтально удлиняется (см. рисунок). Например, на берегу моря все расстояния кажутся меньше, потому что безбрежный морской простор — это неразделенное пространство. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше, чем их реальный размер.

На другом рисунке нам кажется, что фигура справа более узкая и высокая (взгляд скользит по вертикали), чем фигура слева. На самом деле эти две фигуры представляют собой обычные заштрихованные квадраты с равными сторонами. Значит, заполненное пространство всегда кажется нам шире, чем незаполненное, как по вертикали, так и по горизонтали? Однако это не всегда так, и многое зависит от направления, в котором движется наш взгляд, чтобы воспринять фигуру.

преувеличение острых углов.

Многие иллюзии можно объяснить нашей способностью преувеличивать острые углы, которые мы видим в плоских фигурах. Этот тип иллюзии может быть связан с явлением иррадиации, когда мы увеличиваем количество света, который мы видим вокруг темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, что острый угол увеличивается из-за общего психологического контраста, поскольку острые углы часто находятся рядом с тупыми, а окружение оказывает влияние. Большое значение в этих иллюзиях имеет направление движения глаз и их подвижность в целом. При наличии перегиба линий наш глаз сначала «захватывает» острый угол, поскольку ось зрительного поля движется сначала вдоль кратчайшего направления, и только потом рассматривает стороны тупых углов.

Острые углы всегда кажутся больше, чем они есть на самом деле, и поэтому происходит некоторое искажение истинной пропорции частей видимой фигуры. На рисунке параллельные прямые линии кажутся непараллельными и изогнутыми из-за влияния фона.

Иногда наблюдается изменение направления линий и искажение формы, отчасти потому, что глаз следует направлениям других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, может быть сочетание причин, вызывающих иллюзию зрения, таких как преувеличение острых углов и психологический контраст, или одно из этих обстоятельств и то, что зрение скользит по фоновым линиям, которые его окружают. На приведенном выше рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся изогнутыми, а весь квадрат — деформированным.

Меняющийся рельеф и перспектива

Интересные зрительные иллюзии происходят в условиях рельефа или глубины рисунка, который мы видим. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть объекты на разных расстояниях, способностью воспринимать пространство через яркость объектов, их тени и количество мешающих объектов. С другой стороны, эти иллюзии создаются и в процессе осмысления увиденного. При восприятии объекта мозг искажает рельефное изображение, которое мы видим. Примером может служить данный рисунок: куб кажется увиденным сверху, затем сбоку; открытая книга кажется нарисованной спиной к нам, затем спиной от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно, а иногда даже против нашей воли.

Мы часто видим параллельные линии, сходящиеся вдали (железнодорожные пути, шоссе и т.д.). Это явление называется перспективой. Чтобы изобразить на картине часть пространства, заполненную объектами, так, чтобы картина производила впечатление реальности, необходимо уметь применять законы перспективы. Все линии на этом рисунке, которые действительно параллельны поверхности, должны сходиться в точке на горизонте, называемой «точкой схода». Линии, идущие под разными углами, должны сходиться по одну или другую сторону от «точки схода», чем дальше они от нее, тем больше углов к прямой линии зрения они проходят. Из этих точек особенно примечательна точка, в которой линии сходятся под углом 45 градусов к прямой линии зрения; эта точка называется «точкой расстояния». Примечательность этой точки в том, что рисунок кажется трехмерным, когда глаз располагается напротив нее, на расстоянии, равном расстоянию до точки схода. Перспективное восприятие пространства, выработанное в ходе длительной эволюции зрения, переносится человеком на изображения и фотографии, которые представлены на разных расстояниях. На рисунке коридор кажется трехмерным благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

«Иллюстрация» и «Фон».

Здесь мы рассмотрим ряд зрительных иллюзий, вызванных влиянием яркостного контраста, то есть отношения разницы яркости между объектом и фоном к яркости фона. Во-первых, мы видим светлые объекты на темном фоне и темные объекты на светлом фоне. Во-вторых, когда мы воспринимаем фигуру и фон, мы склонны видеть в основном участки меньшей площади, а также участки с более яркой «рельефностью», и чаще фон кажется нам более удаленным от нас, позади фигуры. Чем больше контраст яркости, тем лучше виден объект и тем отчетливее его очертания и формы. На рисунке большинство людей сначала видят вазу, а затем два силуэта.

Наконец, существует также явление, когда некоторые части фигур «исчезают на заднем плане». Так, если прямоугольный объект, окрашенный в черный цвет, как показано на рисунке слева, рассматривать с большого расстояния на белом фоне, он будет выглядеть примерно так, как показано справа. В этом случае белые пятна на объекте, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону по углам отходят на задний план, а форма объекта кажется искаженной. Глаз очень часто принимает темное пятно за тень других предметов, стоящих рядом. На этом принципе основана камуфляжная окраска объектов различными цветными пятнами в целях военной маскировки. Такая же «камуфляжная» окраска наблюдается в животном и растительном мире и служит для них защитной окраской.

Иллюзии при движении объекта

Когда объект наблюдения движется, также возникает ряд оптических иллюзий, вызванных некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с цветным сектором повернуть, то весь круг покажется нам цветным. Это можно объяснить способностью нашего глаза удерживать зрительное впечатление в течение долей секунды, даже если видимый объект уже исчез из поля зрения.

Существует иллюзия, которую можно назвать платоновской спиралью, или, проще говоря, спиральным эффектом. Если повернуть диск со спиралью по часовой стрелке, после длительной фиксации диска взглядом, создается впечатление, что все ветви спирали клонятся к центру; если повернуть спираль в обратном направлении, мы видим расхождение спиралей в обратном направлении от центра к периферии. После длительного наблюдения за движущейся спиралью, если мы посмотрим на неподвижные объекты, то увидим их движение в противоположном направлении. Так, например, после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода, если мы переведем взгляд на статичные объекты внутри поезда или парохода, нам покажется, что они тоже движутся, но в противоположном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися изображениями.

Кинематограф основан на свойстве нашего глаза «видеть» в течение 0,1 секунды то, что уже исчезло: если происходит обмен 24 изображениями в секунду и окно проектора в момент смены изображения загораживается специальным экраном (обтюратором), наш глаз не замечает этой смены и воспринимает не движение ленты, а замедленное движение фигур, проецируемых на экран. Телевидение также использует закон зрительного впечатления. При этом на флуоресцентный экран электронно-лучевой трубки поступает электронный луч, с очень большой скоростью как бы «рисующий» изображение видимого нами образа, двигаясь по горизонтальным линиям и смещаясь по вертикали от линии к линии. Благодаря высокой скорости движения электронного луча от верхней части экрана по линиям к его нижней части, мы не замечаем этого движения, а воспринимаем изображение как единое целое.

  1. иллюзии цветового зрения.

Самым важным свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одно из явлений — явление смещения максимального относительного зрения при переходе от дневного зрения к сумеречному — заключается в том, что при сумеречном зрении (при низких уровнях освещенности) не только в целом снижается перцептивная чувствительность глаза, но в этих условиях глаз имеет более низкую чувствительность к цветам длинноволновой части видимого спектра (красный, оранжевый), но более высокую чувствительность к цветам коротковолновой части спектра (синий, фиолетовый). Красный мак и василек кажутся близкими по яркости на изображении при дневном свете. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек — довольно ярким.

Иногда зрительные ошибки или иллюзии возникают, когда мы смотрим на цветные объекты. Во-первых, мы иногда ошибочно оцениваем интенсивность цвета по яркости фона или по цвету окружающих предметов. Законы яркостного контраста действуют и в этом случае: Цвет становится светлее на темном фоне и темнее на белом. Во-вторых, существует концепция цветовых контрастов, когда цвет объекта меняется в зависимости от фона, на котором мы его видим. Иллюзии такого типа возникают у нас следующим образом. Черный круг на изображении кажется слегка красноватым на зеленом фоне; если накрыть изображение тонкой калькой, иллюзорный красный цвет становится еще более выраженным (стирается резкость краев и уменьшается разница в яркости между полем и фоном, отчего эффект кажется еще более выраженным).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Симптомы психического расстройства у мужчин
  2. Эмоциональный интеллект
  3. Мышление и воображение
  4. Программа «школа 2100»
  5. Защитная организация личности в норме и патологии
  6. Психологическая характеристика личности
  7. Социально-психологические особенности профессионального выбора учащихся средней и старшей школы
  8. Ведущая деятельность в период раннего детства
  9. Принципы общей психологии
  10. Активность интеллекта — Интеллект уровня человека и сферы его деятельности