Для связи в whatsapp +905441085890

Индивидуальная психология А. Адлера — Основные положения индивидуальной психологии

Глубинная психология — это направление психологии, представленное тремя школами: Центральным психологическим течением глубинной психологии является психоанализ 3. Фрейда, классической глубинной психологией являются концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Глубинная психология отстаивала идею независимости психики от сознания и пыталась доказать и исследовать реальное существование этой психики независимо от сознания.

Эта психология отличается от эмпирической психологии сознания своими представлениями о форме существования психики: психика существует вне и независимо от сознания, и именно бессознательное, являющееся глубиной психики, составляет ее объект и ее общую проблему. Он также не отрицает сознание: Это качество, присущее психике только в определенные моменты. Глубинная психология также сталкивается с проблемой личности, поскольку содержание бессознательного играет решающую роль в объяснении ценности личности.

Теория Адлера была своего рода антитезой фрейдовской концепции человека и оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

После окончания Венского университета Адлер (1870-1937) начал свою практику, сначала как офтальмолог, но вскоре его внимание переключилось на психиатрию.

Столкнувшись с большими трудностями в лечении неврозов, Адлер обратился к новому подходу Фрейда, особенно высоко оценив его «Толкование сновидений». Он считал эту книгу своим величайшим вкладом в понимание человеческой природы. Она подверглась ожесточенным нападкам, особенно утверждения о сексуальной этиологии неврозов. Адлер выступил в печати и защитил Фрейда. Фрейд узнал об этом выступлении и пригласил Адлера присоединиться к психоаналитическому кружку.

В 1902 году Адлер стал одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления Фрейда. Однако вскоре между ним и Фрейдом возникли глубокие теоретические разногласия, самым важным из которых было отрицание Адлером сексуальной этиологии неврозов и других явлений. В течение следующих нескольких лет Адлер разработал свою собственную версию психоанализа, которая по ряду пунктов заметно отличалась от системы Фрейда. Он также позволил себе открыто критиковать Фрейда за переоценку роли сексуальных факторов.

В 1910 году Фрейд выдвинул Адлера на пост президента Венского психоаналитического общества, очевидно, чтобы урегулировать их разногласия. Адлер занял свой пост, но продолжал развивать идеи, которые противоречили некоторым основным идеям Фрейда. Когда эти разногласия усилились, его попросили изложить свои взгляды, что он и сделал в 1911 году, после чего сложил с себя полномочия президента Общества.

Таким образом, в 1911 году произошло неизбежное разделение. Отъезд был весьма драматичным. Адлер назвал Фрейда мошенником, а психоанализ — «мерзостью и непристойностью». Фрейд тоже не оставался безучастным, называя Адлера «ненормальным», «человеком, который сошел с ума из-за собственных амбиций».

Индивидуальная психология А. Адлера - Основные положения индивидуальной психологии

Основные положения индивидуальной психологии

Согласно Адлеру, поведение человека в первую очередь определяется социальными, а не биологическими факторами. Он ввел понятие социального интереса и определил его как врожденный потенциал, направленный на сотрудничество с другими людьми и достижение личных и общественных целей. Такой интерес, по его мнению, развивается в детстве по мере накопления опыта. В отличие от Фрейда, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности. Он уделял больше внимания сознательным факторам поведения, чем бессознательным.

Если Фрейд делил личность на несколько частей (ид, эго и суперэго), то Адлер, напротив, подчеркивал единство и целостность личности. В основе его концепции — идея единой движущей силы, лежащей в основе структуры личности и направляющей все ее ресурсы на достижение главной цели, которая придает смысл всей сущности личности. Этой целью, по его мнению, является стремление к превосходству или самоутверждению. Именно этой цели подчинено все движение к более полному развитию и самореализации, реализации человеческого «я». Адлер был убежден, что это стремление к превосходству является врожденным фактором, следы которого можно легко увидеть во всех аспектах выражения личности.

Согласно Адлеру, не половое влечение, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать недостатки являются центральными факторами в развитии личности.

Адлер не принимал утверждение Фрейда о том, что только секс представляет собой первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он предположил, что истинной движущей силой личности является обобщенное чувство неполноценности (как это было в его собственной жизни). Первоначально Адлер приписывал это чувство неполноценности физическим недостаткам.

Ребенок с унаследованными органическими дефектами будет пытаться компенсировать их за счет более интенсивного развития дефектной функции. Заикающийся ребенок может стать прекрасным оратором с помощью логопедии; ребенок со слабыми конечностями станет хорошим спортсменом или танцором после интенсивных физических упражнений.

Позже Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, умственных или социальных недостатков — реальных или воображаемых. Он также считал, что слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей среды приводят к чувству неполноценности, столь знакомому каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть свой недостаток, но им движет врожденное стремление к превосходству. В результате этот процесс невольно подталкивает человека к все большему совершенству и самореализации.

Чувство неполноценности может иметь положительный эффект как на индивидуальном, так и на общественном уровне, поскольку оно связано с постоянным стремлением к превосходству. Однако если с ребенком в детстве обращаются слишком мягко или, наоборот, слишком сурово, у него может развиться ненормальное компенсаторное поведение.

Неспособность адекватно компенсировать чувство неполноценности может привести к развитию комплекса неполноценности — ситуации, возникающей, когда по тем или иным причинам человек не может компенсировать собственное чувство неполноценности, что приводит к серьезным жизненным проблемам.

Чувство неполноценности

Чувство неполноценности вызывается как органическими (морфологические и функциональные дефекты органов, дисфункции органов и т.д.), так и субъективными факторами (ощущение природной слабости, трудности в социальных отношениях и т.д.). Чувство неполноценности — это нормальное чувство, а не пассивное состояние, и оно служит стимулом для психического развития личности. Он стремится преодолеть свое чувство неполноценности: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление преодолеть его, в виде стремления к превосходству, к власти над своим окружением. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, действительно к превосходству. Вместе они приводят к формированию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

По мнению Адлера, стремление человека к превосходству универсально, но для достижения цели возможны разные пути. Люди ведут эту борьбу по-разному, что приводит к появлению уникальных, специфических для каждого человека методов или форм, которые Адлер назвал стилями жизни. Стиль жизни включает в себя те характерные формы поведения или методы, с помощью которых человек компенсирует свою реальную или воображаемую неполноценность.

С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая направляет всю умственную деятельность в определенное русло. Цель разрабатывается индивидуально и формирует ту целостную индивидуальную структуру личности, которую Адлер называет «жизненным стилем».

Образ жизни обычно формируется в возрасте 4-5 лет и впоследствии его трудно изменить. Кажется, что он задает рамки для восприятия и организации всего имеющегося жизненного опыта. Опять же, как и Фрейд, Адлер подчеркивает важность раннего этапа жизни. В отличие от Фрейда, он настаивает на том, что люди способны сознательно формировать свой образ жизни, свое «я».

«Стиль жизни» является продуктом творчества индивида и отражает его уникальность, его неповторимость. В психологии Адлера понятие «стиль жизни» приравнивается к личности, к самости.

Концепция творческой силы самости является кульминацией и завершением всей его теории. Адлер предположил, что человек может формировать свою личность в соответствии со своим уникальным образом жизни. Эта творческая сила является активным принципом человеческого существования. Его можно сравнить с традиционной концепцией души. Человек строит свое поведение на основе определенных способностей и того жизненного опыта, которым он обладает благодаря наследственности и влиянию окружающей среды. Но только от него зависит, как он воспримет и интерпретирует этот опыт, который, в конце концов, является основой его поведения в жизни. А это значит, что человек способен сознательно влиять на формирование своей личности и судьбы. Адлер считал, что человек сам определяет свою судьбу и не подвержен влиянию прошлого опыта.

Концепция Адлера о целостности и уникальности личности является бесценным вкладом в психологию. Не менее важна идея «творческого Я», которую он ввел. В отличие от фрейдовского эго, которое служит врожденным инстинктам и поэтому определяет путь развития личности в заранее заданном направлении, адлеровское эго является индивидуализированной системой и может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт и придавая ему различные значения. Более того, самость сама начинает поиск тех впечатлений, которые могут способствовать ее собственному уникальному стилю жизни.

Стиль жизни, по Адлеру

Образ жизни, согласно Адлеру, является детерминантой, определяющей и систематизирующей человеческий опыт. Оно тесно связано с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру самости. Чувство общности или общественного интереса является своеобразной точкой опоры, которая поддерживает всю структуру стиля, определяет его содержание и направление. Хотя это чувство является врожденным, оно может оставаться неразвитым, что становится основой антисоциального образа жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства социализации связано с близкими взрослыми, которые окружают ребенка с детства, особенно с матерью. У детей-изгоев, которые растут с холодными и изолированными от них матерями, не развивается чувство общности. Она также не развивается у избалованных детей. Степень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и мире, которую развивает каждый человек. Неадекватность этой системы мешает личностному росту, провоцирует развитие невроза.

Формируя свой образ жизни, человек фактически является творцом своей собственной личности, которую он создает из сырья наследственности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, — это своего рода фермент, который воздействует на факты окружающей действительности и преобразует их в личность человека, «личность субъективную, динамичную, унитарную, индивидуальную и обладающую неповторимым стилем». Творческое «я» придает смысл человеческой жизни, создавая как цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования цели жизни, стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и способность контролировать свою судьбу. В отличие от Фрейда, Адлер подчеркивал, что люди — это не пешки, а сознательные целые, которые формируют свою жизнь самостоятельно и творчески.

Формирование жизненного стиля во многом зависит от семейной ситуации и особенно от матери, которая в первую очередь знакомит ребенка с миром. Человек не может рассматриваться как стоящий вне общества. Человеческое существование социально, человек не является изолированным существом, которое действует независимо от социальной среды, в которой он живет. Именно через социальное общение человек становится частью общества, участником этого великого разделения труда.

Социальное чувство или социальный интерес выражает связи между людьми в человеческом обществе. Она развивается в трех основных сферах жизни:

в профессиональной деятельности,

в социальном контакте с другими людьми,

любовь и брак.

Личность, которой не хватает способности к сотрудничеству, не может решить эти три главные для любого человека проблемы и приобретает в своем развитии девиантно-невротическое направление, а также может развить криминальное поведение или стать трудным ребенком на этом пути. Нормальная личность с хорошо развитыми социальными интересами хорошо компенсируется. Невротическая личность характеризуется растущим чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенной активной целью достижения превосходства.

Энергия, необходимая для развития личности

Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценность и стремление к превосходству — являются особыми носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба чувства, по мнению Адлера, позитивны; они являются стимулами для личностного роста, для самосовершенствования. Если чувство неполноценности влияет на человека и заставляет его преодолевать свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех — не только преодолеть недостаток, но и стать самым искусным и знающим. Эти чувства, по мнению Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом.

Существует три группы условий, которые способствуют возникновению чувства неполноценности в раннем детстве.

Во-первых, наличие физических недостатков, которые воспринимаются как препятствия для жизни. Однако преодоление этих недостатков возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту и овладеть определенными приемами, необходимыми для работы (можно привести примеры из истории о музыкантах с плохим слухом, художниках с плохим зрением и т.д.).

Во-вторых, неправильное воспитание, результатом которого являются избалованные дети, у которых не развивается чувство собственного достоинства и которым очень трудно общаться с другими людьми.

В-третьих, неправильное воспитание и его результат — бессердечные дети, которым также трудно участвовать в жизни общества из-за их враждебного отношения к окружающим. Эти ошибки воспитания создают у ребенка сильное чувство неполноценности.

С точки зрения Адлера, воспитание настойчивости и уверенности в себе, терпения, отсутствие бессмысленного принуждения, унижений, насмешек, наказаний помогает укрепить веру в собственные силы.

Исследуя детские переживания своих пациентов, Адлер заинтересовался взаимосвязью между порядком рождения и личностью человека. Он обнаружил, что дети старшего, среднего и младшего возраста имеют разный социальный опыт из-за различий в положении в семье и, как следствие, имеют разные структуры личности. Старшие дети в семье на некоторое время становятся центром внимания — но только до тех пор, пока не появляется следующий ребенок, который теперь забирает все внимание родителей. Поэтому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, потеряв прежнее чувство безопасности. Результатом этих изменений также может стать авторитарность и консерватизм, жесткое стремление поддерживать порядок любыми средствами. Адлер предположил, что часто именно первенцы в семье становятся преступниками, невротиками и извращенцами. (Зигмунд Фрейд был первым ребенком в семье).

Согласно Адлеру, второй ребенок часто честолюбив, мятежен и ревнив: ведь перед ним всегда стоит задача не только не отстать от старшего брата или сестры, но и превзойти его. (Сам Адлер был вторым ребенком в семье, и на протяжении всей своей жизни он соперничал со своим старшим братом, которого, кстати, звали Зигмунд). Адлер считал, что второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший. В конце концов, младших детей чаще балуют в семье, и поэтому у них больше проблем, чем у других.

По мнению Адлера, сам дефект не является фатальным для судьбы ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания.

Существует также особый механизм развития чувства неполноценности и стремления к превосходству — компенсация.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Информационная структура нервных процессов
  2. Методы психодиагностики индивидуально-психологических особенностей
  3. Функции и задачи невербальной коммуникации
  4. Мотивы, поводы и условия самоубийства
  5. Психологическое здоровье
  6. Социально-психологические факторы
  7. Развитие и формирование внимания
  8. Место психоанализа в современной психотерапии
  9. Высшая психическая деятельность
  10. Этический кодекс практического психолога