Для связи в whatsapp +905441085890

Индивидуальные особенности представления — Развитие способности к представлению

Качество восприятия может сильно отличаться у разных людей. Однако не существует людей с «только хорошим» или «только плохим» восприятием. Индивидуальные различия проявляются в отдельных модальностях:

  • визуальный..,
  • слуховой..,
  • тактильно-кинестетический.

Таким образом, существуют люди с хорошо/плохо развитым визуальным представлением, хорошо/плохо развитым слуховым представлением и хорошо/плохо развитым тактильно-кинестетическим представлением.

Эти индивидуальные различия имеют два основных фактора:

  • Врожденная предрасположенность,
  • приобретенные способности.

Как правило, люди с ярко выраженным анализатором (зрительным, слуховым или тактильно-кинестетическим) имеют соответствующий качественно отличный ментальный процесс репрезентации. Биологическое развитие анализатора обычно имеет врожденные корни.

Представительство достаточно хорошо развито. Например, люди, профессионально занимающиеся дизайном или 3D-моделированием, постепенно тренируют свое визуальное представление. Актеры или звуковые художники — слуховое представление. Спортсмены или рабочие — тактильно-кинестетическое представление.

Трудно переоценить ту роль, которую играют в жизни человека хорошо или плохо развитые представления той или иной модальности. Люди, которые гениальны или просто талантливы в чем-то, почти всегда имеют очень качественный процесс представления.

Помимо способностей, представления влияют на образ жизни человека. Человек с хорошо развитым зрительным восприятием предпочитает в большей степени работать с визуальными образами в своем сознании. Например, когда вы идете в магазин, он визуально представляет продукты, которые нужно купить. Человек с хорошо развитым слуховым представлением в сознании в большей степени полагается на звук, включая слова. По дороге в магазин он запоминает названия продуктов, которые нужно купить. Человек с хорошо развитым тактильно-кинестетическим восприятием в большей степени опирается в своем сознании на образы собственных движений, восприятия ощущений. Когда он идет в магазин, он представляет свои собственные движения (как он идет, как берет продукты и кладет их в корзину, что он чувствует).

Конечно, есть люди, у которых одинаково хорошо развиты представления двух или даже трех модальностей. Такие люди, например, когда идут в магазин, одновременно представляют себе зрительные образы товаров и запоминают их названия. У таких людей также обычно отличная память. Есть также люди, у которых одинаково плохо развиты представления во всех модальностях. Они не привыкли доверять своей памяти, они записывают или фотографируют все более или менее важное.

В практической психологии принято делить людей на четыре типа:

  • Люди с преобладанием визуального восприятия,
  • слуховой,
  • тактильно-кинестетическое восприятие,
  • люди с неоднозначным восприятием.

Это несколько упрощенное представление, поскольку оно не отражает, например, случаи, когда слуховые и тактильно-кинестетические представления развиты одинаково хорошо, а зрительные — гораздо хуже. Однако такая упрощенная классификация удобна для практических целей понимания поведения других людей и разработки некоторых социальных проектов.

Например, человек с преобладанием зрительных представлений, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, на которой этот текст напечатан, как будто мысленно читает его. Когда ему нужно запомнить какие-то цифры, например, номер телефона, он представляет их в письменном или печатном виде. Другой человек, у которого преобладает слуховая репрезентация, при воспоминании текста делает вид, что слышит произнесенные слова. Он также вспоминает числа как слуховой образ. Третий человек, у которого преобладают тактильно-кинестетические представления, вспоминая текст или пытаясь запомнить какие-то цифры, произносит их тихо.

Индивидуальные особенности представления - Развитие способности к представлению

Развитие способности к представлению

Как правило, индивидуальные различия в производительности увеличиваются с возрастом. В основном это связано с тем, что на качество и характер представления сильно влияет деятельность. В школьное время дети следуют стандартному учебному плану и всегда занимаются одними и теми же делами. Некоторые дети посещают музыкальные или художественные школы, кружки или секции. Но основная их деятельность типична. Эти мероприятия компенсируют индивидуальные различия в достижениях.

Но постепенно ребенок начинает проявлять свои таланты. Кто-то занимается техническим творчеством, кто-то рисует, кто-то сочиняет стихи или песни, кто-то занимается спортом и т.д. Так или иначе, умение презентовать влияет на выбор профессии, которую предстоит освоить. По мере развития профессии индивидуальные различия становятся все более острыми.

Развитие способности представлять в той или иной модальности, несомненно, является адаптивным механизмом, присущим нашей психике. Выполняя ту или иную деятельность, мозг адаптируется к ней и постепенно повышает качество и эффективность работы. Например, новичку требуется около пятидесяти взглядов, чтобы детально запомнить внешность другого человека. Ему, такому же, но уже более опытному, может понадобиться всего пять взглядов.

Поэтому нет смысла подстраивать свой образ жизни и деятельность под индивидуальные различия в восприятии (т.е. «ставить телегу впереди лошади»). Иногда в практической психологии и педагогике можно услышать новаторские предложения о том, как улучшить обучение детей: Их следует разделить на группы (визуальные дети, аудиальные дети, кинестетические дети) и затем обучать на основе «сильной модальности». Например, на уроках физики визуальным детям можно показывать больше плакатов или наглядных экспериментов; аудиальным детям можно много рассказывать или даже заставлять декламировать законы движения Ньютона в стихах; кинестетические дети не должны сидеть на месте и могут использовать свое тело, чтобы изобразить столкновения шариков или течение воды по трубам.

Абсурдность таких идей очевидна. Если у ребенка хорошо развито слуховое восприятие и хорошая память, если он может запомнить «Евгения Онегина» с первого прочтения, то он может запомнить все законы физики с первого раза. И для этого вовсе не обязательно талантливо и звучно излагать их в стихотворной форме. Ребенок запомнит все слово в слово, запомнит интонацию учителя, когда тот пересказывает законы Ньютона, но только самих этих законов он не понимает.

Гораздо лучшая идея здесь — представить материал в более удобной и понятной форме. Действительно, многие учителя чрезмерно используют словесную аргументацию. Где-то, конечно, лучше один раз показать, чем сто раз рассказать.

У людей есть возможность использовать любой вид представительства. Каждый человек должен уметь правильно использовать репрезентации всех типов, поскольку выполнение конкретной задачи, например, освоение предмета, может потребовать, чтобы он предпочел использовать репрезентации определенного типа. Поэтому полезно разрабатывать представления.

Развитие представлений

Существует интересный парадокс в отношении репрезентаций. С одной стороны, представления играют чрезвычайно важную роль в психической жизни ребенка дошкольного возраста. Большинство исследований показали, что дети дошкольного возраста склонны мыслить визуально, с помощью картинок. В играх и других видах деятельности ребенок постоянно опирается на представления и учится обращаться с ними. С другой стороны, представления ребенка гораздо менее яркие, чем у взрослого. Возможно, что ребенок относится к собственным представлениям более эмоционально, чем взрослый, но вопрос не в этом — вопрос в качестве представления, в яркости, детализации и проработке представленных образов. Этот парадокс показывает, что в процессе онтогенеза человека происходит репрезентативное развитие.

Экспериментально было показано, что яркость и точность представлений довольно быстро возрастают под влиянием физических упражнений. В одном из экспериментов требовалось сравнить два звука, разделенных расстоянием в 20-30 секунд. Для нетренированных испытуемых эта задача оказалась практически невыполнимой, поскольку к моменту появления второго звука изображение первого уже исчезло или стало настолько нечетким, что точное сравнение уже было невозможно. Затем, однако, постепенно, в результате упражнений, изображения стали ярче, точнее, и задача оказалась вполне выполнимой.

В экспериментах такого рода не было обнаружено, что развитие представления в одной модальности может оказать какое-либо влияние на развитие представления в другой модальности.

Было замечено, что большинство людей представляют слова иностранного языка более зрительно, а слова родного языка — более слухо-двигательно. Это можно объяснить тем, что мы постоянно слышим наш родной язык и учим язык через прямой слуховой контакт с другими носителями языка. Иностранный язык, с другой стороны, обычно изучают по книгам. В результате представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов. Они как бы «застревают» в этой модальности, что очень затрудняет восприятие и изучение иностранного языка. Поскольку родной язык мы сначала изучаем на слух, то при изучении иностранного языка имеет смысл ограничиться слуховым контактом и избегать визуального материала. Затем, когда прочная основа языка будет освоена, можно переходить к изучению по учебникам и пособиям.

Как и другие так называемые когнитивные ментальные процессы, репрезентация может быть непроизвольной и добровольной. В подавляющем большинстве жизненных ситуаций представительство является недобровольным. Мы идем мыть руки — образ раковины и мыла автоматически возникает в нашем сознании, мы также можем представить звук льющейся воды или ощущение теплой воды на руках. Раздраженный начальник по телефону — мы автоматически представляем его дрожащим от гнева или машущим свободной рукой в раздражении.

Тем не менее, существуют ситуации, требующие произвольного представления. Это происходит, например, когда мы силимся вспомнить, как выглядит человек, какой у него голос. Исследования показали, что есть люди, которые совершенно не способны непроизвольно вызывать представления. У многих людей непроизвольные представления действительно возникают, но представленные образы крайне бедны и нефункциональны. Например, можно представить себе образ знакомого, но на вопрос, высокий у него лоб или низкий, широко расставлены глаза или закрыты — на эти вопросы уже нельзя ответить.

Индивидуальные особенности воображения

Воображение — это психический процесс, основанный на способности сознания создавать образы, представления, идеи и использовать их в таких видах деятельности, как моделирование, планирование, игра, творчество. Для преобразования существующих представлений и создания новых продуктов в воображении используются операции: Слияние, агглютинация, гиперболизация, типизация.

Слияние означает объединение, сравнение и объединение качеств и характерных особенностей различных объектов в одном изображении. Особым видом слияния является агглютинация, которая объединяет признаки и характеристики объектов, которые на самом деле не являются родственными. Примерами агглютинации являются изображения сфинкса и кентавра, в которых человеческие черты сочетаются с чертами льва (сфинкс) и лошади (кентавр). Гипербола — это увеличение или уменьшение объекта, изменение пропорции его частей. Гипербола усиливает выразительность образа, выдвигая на первый план определенные черты. Другим способом придания выразительности изображению является типизация и схематизация. Схематизация предполагает сглаживание различий объектов и выявление черт сходства между ними, а типизация — выделение существенных признаков и характеристик, которые повторяются в однородных явлениях. В обоих случаях обобщаются наиболее типичные черты определенной группы людей.

Особенность этих новых образований сознания в том, что они не воспринимаются в опыте как единое целое. Воображение создает образы, которые являются подлинными только благодаря их владельцу.

Проблемы операционализации. Процедура операционализации актов воображения важна для эмпирического исследования. Более того, он проводится и в других вариантах, например, при применении проективных методик, но интерпретация результатов в этих случаях направлена на черты личности, а само воображение выступает в качестве канала трансляции. Продуктивность воображения также используется в коррекции и оптимизации психических состояний. В этом случае продуктом деятельности воображения будут образы, которые конкретно изменяют психическое состояние.

Особое место в этой серии занимают понятия «воображение» и «мечта» — явление и продукт воображения человека. Согласно некоторым определениям, сновидение — это переключение внимания с первоначальной физической или умственной задачи на разворачивающуюся последовательность внутренних реакций на некоторые внутренние стимулы. Феномены сновидений включают в себя мгновенные ассоциации, вызванные внешними стимулами, сложные воспоминания о прошлых событиях и фантазии, которые объединяют прошлый материал в новые формы и творчески перестраивают желания и надежды. Существует мнение, что процесс сновидения лучше понять, если рассматривать его как одно из проявлений «потока сознания», описанного У. Джеймсом. Из этого следует, что операционализация этой концепции представляет собой сложную проблему.

Представляется, что наиболее адекватным вариантом операционализации является другая функция воображения — планирование, моделирование, прогнозирование. Но и в этом случае результат направлен на предполагаемые формы деятельности и оценку их возможных последствий. По-видимому, только в творчестве можно наблюдать индивидуальные особенности самого воображения. Поскольку продукты подлинного творчества всегда индивидуализированы, они остаются недоступными для исследования с позиции номотетического подхода. По этой причине стандартные методы исследования индивидуальных различий практически не используются при изучении воображения. Тем не менее, предпринимаются некоторые попытки сделать имагинации предметом непосредственного исследования. В частности, было установлено, что индивидуальные различия в создании нового образного представления связаны с функциональной межполушарной асимметрией мозга.

Виды представлений

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного рода. У одних людей преобладает зрительное восприятие, у других — слуховое, у третьих — моторное. То, что между людьми существуют различия в качестве репрезентаций, отражено в доктрине «репрезентативных типов». Согласно этой теории, всех людей можно разделить на четыре группы в зависимости от преобладающего типа репрезентации: те, у кого преобладают зрительные, слуховые и моторные репрезентации, и те, у кого смешанные репрезентации. В последнюю группу входят люди, которые используют репрезентации всех типов примерно в равных пропорциях.

Человек с преобладанием визуальных представлений, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, на которой этот текст напечатан, как будто он мысленно читает его. Когда ему нужно запомнить какие-то цифры, например, номер телефона, он представляет, что он написан или напечатан.

Человек с доминированием слухового типа, который запоминает текст так, как будто слышит слова. Он также запоминает числа как слуховой образ.

Человек с доминированием моторных представлений, который запоминает текст или пытается запомнить несколько цифр, произносит их мягко.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными представлениями встречаются крайне редко. У большинства людей в большей или меньшей степени присутствуют все эти типы представлений, и довольно сложно определить, какие из них играют ведущую роль у конкретного человека.

Люди с преимущественно ярким и живым восприятием относятся к так называемому имагинативному типу. Такие люди характеризуются не только большой визуализацией своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, когда они вспоминают какие-либо события, то мысленно «видят» образы отдельных эпизодов, связанных с этими событиями; когда они думают или говорят о чем-то, то часто используют зрительные образы и т.д.

Необходимо различать репрезентации образов первичной памяти и персеверативных образов.

Первичные образы памяти — это образы, которые следуют непосредственно за восприятием объекта и сохраняются в течение очень короткого периода времени, измеряемого секундами.

Образы в первичной памяти обладают определенными свойствами, схожими с последовательными образами:

  1. они следуют непосредственно за восприятием объекта;
  2. их продолжительность очень коротка;
  3. их яркость, живость и наглядность гораздо более выражены, чем у визуальных представлений;
  4. они являются копиями одного восприятия и не содержат обобщения.

С другой стороны, у них есть особенности, которые отличают их от последовательных образов и приближают к истинному восприятию. Они включают в себя следующие функции:

  1. первичные образы памяти зависят от ориентации внимания на объект во время восприятия — чем внимательнее воспринимается объект, тем ярче будет первичный образ памяти, тогда как последовательный образ не зависит от ориентации внимания во время восприятия;
  2. для получения яркого последовательного образа необходимо относительно долго (15-20 секунд) смотреть на соответствующий объект, а самые яркие образы первичной памяти получаются после короткого (одна-две секунды) перцептивного периода.

Стойкие образы — это те непроизвольные образы, которые с необычайной яркостью возникают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, который оказал сильное эмоциональное воздействие. Например, когда вы услышали мелодию, она навязчиво звучит в ваших ушах в течение долгого времени». Обычно именно мелодия вызывает сильные эмоциональные переживания.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психические процессы развития ребенка
  2. Закрытая кадровая политика
  3. Оценка своей значимости и эмоциональный комфорт в коллективе
  4. Педагогическое общение в доу
  5. Виды восприятия и методы их изучения
  6. Методы общей психологии
  7. Виды восприятия и методы их изучения — Восприятие как деятельность
  8. Виды психических процессов, их группирование
  9. Психологические теории внимания
  10. Александр Сазерленд Нилл, автор книг о воспитании детей и основатель школы «Саммерхилл» — Идеи Нилла как оппозиция существующим нормам педагогики