Для связи в whatsapp +905441085890

Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей — Ритмика

Восприятие (лат. perseptio) — это субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств .

В психологии существует ряд авторов, занимающихся этой проблемой и выделяющих различные виды восприятия.
А.Р. Лурия выделил следующие типы восприятия:
ь восприятие времени.
Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности, последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные как биологические часы. К ним относятся ритмические процессы, происходящие в нейронах коры головного мозга и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения, происходящая при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразное чередование усилий и затуханий звука при длительном прослушивании. Все условия лежат в основе самых простых, непосредственных оценок времени. Они могут проявляться у животных в выработке «рефлексов времени» или «рефлексов задержки», и могут быть изменены фармакологическими воздействиями, влияющими на вегетативную нервную систему. Последние эффекты были проверены и на людях.

Так, было показано, что одни препараты значительно укорачивают оценку малых интервалов времени, а другие — удлиняют. От элементарных непосредственных форм восприятия времени следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на выработанные человеком «эталоны» оценки времени. От оценки коротких интервалов следует отличать оценку длинных интервалов, т.е. ориентацию в длинных промежутках времени. Эта форма оценки времени особенно сложна по своей структуре и приближается к феномену интеллектуального кодирования времени. Нарушение оценки времени в виде тяжелых дефектов оценки времени суток и нарушений ориентации во времени года и т.д. могут возникать при поражениях определенных областей мозга и могут служить опорными симптомами для диагностики этих поражений

слуховое восприятие.

Слуховое восприятие имеет дело с последовательностью стимулов, протекающих во времени. Слух воспринимает тоны и шумы. Тоны — это регулярные ритмические колебания воздуха, частота которых определяет высоту тона, а амплитуда колебаний — интенсивность звука. Шумы являются результатом комплекса накладывающихся друг на друга колебаний, причем частота этих колебаний находится в случайных, несоответствующих друг другу отношениях. Ударные тона и шумы попадают через слуховой проход на барабанную перепонку — эластичную пленку, которая обладает способностью вибрировать в ритме со звуком. Эти колебания передаются через систему косточек среднего уха (наковальня, молоточек, стремечко) через овальное окно во внутреннее ухо, где расположена улитка — заполненный жидкостью периферический слуховой рецептор.

Таким образом, каждый звук, достигающий аппарата слухового рецептора, заставляет вибрировать одну или несколько близлежащих струн, а эти вибрации возбуждают соответствующие волосковые клетки и вызывают нервное возбуждение. При этом высокие звуки вызывают колебания более коротких, а низкие — более длинных струн, возникающее нервное возбуждение проводится по соответствующим волокнам слухового нерва.

Можно выделить две объективные системы, сложившиеся в ходе социальной истории человечества и оказывающие существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия.

Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей - Ритмика

Ритмика 

Первый из них — это ритмико — мелодическая система кодов, а второй — фонематическая система кодов. Оба эти фактора организуют воспринимаемые человеком звуки в сложную систему слухового восприятия. Без овладения фонематической системой слух остается дезорганизованным, и поэтому человек, не овладевший фонематической системой другого языка, не только не «понимает» его, но и не слышит составляющих его звуков. Кодирование звуков соответствующей системой музыкального или речевого слуха не является пассивным процессом. Нарушение слуха может возникать при поражении различных частей слухового пути, имеющих разную природу. При поражении периферической части слухового пути — внутреннего уха — возникает глухота или потеря слуха. Поражение четверохолмия приводит к нарушению элементарных связей слуховой и зрительной системы. Поражение первичных отделов слуховой коры приводит к глухоте, а вторичных — к тугоухости

Восприятие пространства.

Восприятие пространства основано на системах совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. Долгое время в философии велись споры о том, является ли восприятие пространства врожденным или результатом обучения. Сейчас стало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства основано на ряде специальных аппаратов, его структура очень сложна и развитие формы восприятия пространства может происходить на разных уровнях. Восприятие трехмерного пространства основано на работе специального аппарата — полукружных каналов, расположенных во внутреннем ухе. Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение трех основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором. Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц, каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения положения глаз; при быстрых и длительных изменениях положения тела в пространстве возникают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом.

Другим важнейшим аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрения и ощущение мышечного усилия от конвергенции глаз. Таким образом, импульсы относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающие конвергенцию и смещение изображения на обеих сетчатках, являются вторым важным компонентом для восприятия пространства. Другим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия. К ним присоединяются последние условия, хорошо установленный предшествующий опыт, который может существенно повлиять на восприятие глубины.

Пространство, которое мы воспринимаем, никогда не бывает симметричным; оно всегда асимметрично в большей или меньшей степени. Одни объекты находятся вверху, другие — внизу; одни — дальше, другие — ближе; одни — справа, другие — слева. Различное пространственное расположение объектов в этом асимметричном пространстве часто имеет решающее значение. В условиях, когда мы можем полагаться на дополнительные визуальные подсказки, эта пространственная ориентация легко достигается. Когда дополнительная визуальная поддержка устраняется, такая ориентация резко затрудняется. Ориентация в таком асимметричном пространстве затруднена. При нарушении пространственного восприятия нарушается схема тела. Они возникают при патологическом раздражении проприоцептивных отделов нижней теменной коры и выражаются в своеобразном изменении ощущений собственного тела .

зрительное восприятие.

С помощью зрения человек воспринимает сразу весь образ предмета, он имеет аппарат, приспособленный для восприятия сразу сложных форм предмета, зрение работает как относительно пассивная рецептивная система, в которой образ внешних форм и предметов запечатлевается на сетчатке, а затем без всяких изменений передается с начала в подкорковые зрительные образования, а затем в затылочные отделы коры головного мозга.

Второй закон зрительного восприятия

Вторым законом зрительного восприятия форм, сформулированным гештальтпсихологией, стал закон дополнения структурного целого. Согласно этому закону, четкие, но неполные структурные паттерны всегда дополнялись до четкого геометрического целого. Оба эти закона также помогли объяснить процесс унификации ряда феноменов зрительного восприятия, которые оставались труднообъяснимыми. Одним из таких явлений может быть факт совмещения отдельных геометрических фигур друг с другом. Структурный характер зрительного восприятия объясняет тот факт, что если одни структуры воспринимаются нами как расположенные на плоскости, то другие воспринимаются трехмерно, как выходящие за пределы плоскости листа.

Структурный характер восприятия также объясняет явление, называемое двойным изображением.

Наконец, закон целостного структурного восприятия и некоторые из так называемых оптико-геометрических иллюзий. Все эти особенности геометрических иллюзий можно объяснить тем, что наше геометрическое восприятие не состоит из изолированных элементов, а имеет все признаки целостного, структурно организованного восприятия. При восприятии сложных объектов, их образов или целых ситуаций. В этих случаях сразу воспринимаются только самые простые и знакомые объекты. При восприятии сложных, незнакомых объектов или целых ситуаций возникает необходимость выделения идентифицирующих признаков с последующим их синтезом и сопоставлением первоначальной гипотезы с реально поступающей информацией. Чем сложнее представленный образ, тем более развит этот процесс предварительной ориентировки в воспринимаемом объекте или ситуации и тем больше он приближается к последовательному процессу узнавания. При рассмотрении сложных объектов можно заметить, что в процессе внимательного изучения объекта участвуют два типа движений глаз.

Первый из них — это микродвижения глаз, которые перемещают изображение на соседние точки сетчатки, причем эти движения можно заметить даже тогда, когда глаз фиксируется на неподвижной точке.

Второй тип движений имеет совершенно другой характер и другое функциональное значение: он состоит из больших движений глаз, которые перемещают взгляд из одной точки в другую, и включает как рывковые, так и плавные движения глаз. Есть основания полагать, что эти движения обеспечивают согласованную работу глаза на отдельных точках воспринимаемого объекта и позволяют последовательно выделять наиболее информативные точки, сравнивать их между собой и синтезировать конечный набор признаков, необходимых для идентификации объекта. Также существенным фактором, определяющим восприятие сложных объектов, является задача, поставленная перед субъектом, и практическая деятельность, которую он осуществляет с этим объектом. Большое значение для восприятия имеет предыдущий опыт человека и восприятие объектов соответствующими образами. Влияние стабильного предыдущего опыта на восприятие может привести к появлению ярко выраженных иллюзий, но также обеспечить повышение стабильности и правильности восприятия.

Индивидуальные различия людей

Индивидуальные различия между людьми также могут быть существенным фактором, влияющим на восприятие. Это указывает на объективные и субъективные способы восприятия, свойственные разным людям. Не менее важны и другие индивидуальные различия в восприятии — преобладание аналитического восприятия с выделением многих деталей у одних людей и синтетического целостного восприятия у других.

На процесс восприятия очень сильно влияет ментальный уровень субъекта. Известно, что нормальный субъект воспринимает предложенный ему объект, приписывает ему множество свойств, включает его в различные ситуации и обобщает его в категорию с внешне различными, но по сути сходными объектами.

Тактильное восприятие.

Осязание — это сложная форма чувствительности, которая включает в себя как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущения холода и тепла и болевые ощущения, ко вторым — собственно тактильные ощущения и ощущения глубокой или кинестетической чувствительности, которые относятся к проприоцептивным ощущениям. Перечисленные рецепторные аппараты распределены на поверхности кожи неравномерно. Причем плотность их расположения имеет биологическую основу: чем чувствительнее работа того или иного органа, тем плотнее на его поверхности расположены соответствующие рецепторные компоненты и тем ниже пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иными словами, тем выше их чувствительность.
Кожная чувствительность — это особая система, предназначенная для обязательного и кинестетического анализа сигналов, поступающих из внешнего мира и от собственного тела.

Существуют сложные формы тактильного восприятия, при которых человек может определить форму предмета на ощупь, а иногда и распознать сам предмет. Тактильное восприятие объекта предполагает постепенное преобразование последовательно поступающей информации об отдельных признаках объекта в его общий вид. Процесс распознавания объема объекта, мгновенный в зрении, длителен в осязании и происходит через последовательную цепь испытаний, включающих выделение отдельных признаков, создание и формирование серии альтернатив и формирование окончательной гипотезы. Поэтому процесс тактильного восприятия возникает через процесс ощупывания. Тактильный процесс, необходимый для тактильного распознавания объекта, может постепенно сокращаться, и если на ранних стадиях распознавание требовало сравнения многих выбранных признаков, то при повторных прикосновениях количество признаков, необходимых для распознавания объекта, все больше и больше уменьшается, так что в конце концов для распознавания объекта достаточно одного, высокоинформативного признака. Нарушение работы определенных участков мозга приводило к своеобразным нарушениям тактильного восприятия. Больше с поражением областей мозга нижних конечностей и нарушением способности синтезировать элементы в единое целое оказалось неспособным воспринять полученную информацию и мысленно создать целостное изображение фигуры из отдельных воспринимаемых элементов.

Константности восприятия

Фактические данные позволяют нам пролить свет на проблему, которая уже давно является предметом оживленной дискуссии. Давно известно, что цвет, размер и форма объекта кажутся нам неизменными, хотя все эти свойства объекта должны претерпевать существенные изменения в результате изменения физических и физиологических условий.

Проблема постоянства цвета связана со следующим наблюдением: Кусок мела на рассвете отражает во много раз меньше света, чем кусок угля в полдень, однако мел кажется белым, а уголь — черным. Однако, согласно физическим фактам, все должно быть наоборот. Объяснить это с позиции законов физики и периферической физиологии абсолютно невозможно. В этом случае может быть только психологическое объяснение.

Проблема постоянства размера аналогична. Стоимость одного и того же объекта должна постоянно меняться в зависимости от того, насколько он удален от нас. В действительности ничего подобного не происходит. В определенных пределах стоимость объекта остается неизменной, то есть стоимость объекта постоянна. Это дает понять, что в данном случае мы можем говорить о постоянстве только в определенных пределах. Мы, несомненно, имеем дело не с абсолютным изменением, а с таким, которое позволяет нам заявить, что свойство объекта остается по существу неизменным

Восприятие фигуры и фона.

В реальности мы никогда не воспринимаем объекты как отдельные, полностью оторванные от окружающей среды, одинокие — каждый объект воспринимается на своем специфическом фоне. Реальное восприятие подразумевает как одно, так и другое — как фигуру, то есть сам объект, так и его фон. Восприятие — это единство фигуры и фона. Фигура влияет на фон, а фон влияет на фигуру. Когда мы воспринимаем реальность, мы всегда воспринимаем объекты на фоне. Поскольку фигура и фон воспринимаются по-разному, очень важно, что воспринимается как фигура, а что как фон. Последователи гештальтпсихологии остаются на уровне описания и говорят, что те части сенсорной деятельности, которые имеют наилучшую форму благодаря наличию более благоприятных условий для формирования целостности, воспринимаются как фигура; та часть среды, которая имеет наихудшую форму, не является фоном. Обычно более мелкие и более индивидуализированные части реальности становятся фигурой, а фон содержит более крупные и менее дифференцированные части.

Восприятие пространства.

Объект чувственного восприятия находится где-то в пространстве и является носителем ряда пространственных свойств. Во-первых, он занимает определенное место в пространстве, обязательно имеет протяженность, то есть имеет определенный размер или форму. Однако эти два свойства могут иметь одно, два или три измерения: Длина, ширина, высота, или, как говорится, характеризуйтесь вместимостью. Все объекты обязательно находятся где-то, в том или ином направлении и на определенном расстоянии от нас. Хорошо известно, что сам материал, из которого построен мир восприятия, считался ощущениями. В частности, предполагалось, что перцептивное пространство также сделано из того же материала. Таким образом, восприятие пространства возникает из восприятия. Либо само восприятие достоверно пространственно, либо само восприятие не имеет ничего пространственного, и поэтому последнее должно возникать в результате некоторой ассоциации восприятий. В первом случае подразумевается, что пространство изначально дано, поскольку оно врожденное. Во втором случае опыт пространства является продуктом развития личного опыта. Соответственно, в классической психологии противостояли друг другу два направления: нативизм, эмпиризм или генетицизм. Проблема нативизма и генетизма была решена путем наблюдения за процессом послеоперационного восстановления зрения у слепых.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Концепция Д. Б. Эльконина
  2. Основы социально-психологической диагностики личности — История психологической диагностики
  3. Психология стресса
  4. Активность в психологии — Понятие активности в психологии
  5. Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе
  6. Восприятие и внимание
  7. Книги по психологии общения
  8. Влияние мультфильмов на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста — Характеристика содержания отечественных мультфильмов
  9. Психологические механизмы формирования личности
  10. Теории памяти и их особенности