Для связи в whatsapp +905441085890

Индийские школы и наставники — Философия в Древней Индии

Философия в Древней Индии

Зарождение философии в Древней Индии относится примерно к середине первого тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии начали формироваться государства. Во главе каждого государства стоял раджа, власть которого опиралась на влияние помещичьей аристократии и священнического племенного дворянства (браминов). Были сильные пережитки патриархальных отношений между правящими классами и угнетенными.

Древнеиндийское общество было разделено на варны, группы, которые впоследствии составили основу кастовой системы. Их было четыре: 1) священническая варна (брахман), 2) военная варна аристократии (Кшатрия), 3) варна крестьян, ремесленников и торговцев (Вайшия) и 4) самая низкая варна (Шудра). Шудры подчинялись брахминам, кшатрийцам и вайшясам; они не имели права на общинную собственность, их не принимали как членов общины, они не участвовали в решении ее дел. Разделение на варны было освящено религией. Семьи родовитых священников оказывают значительное влияние на общество и являются носителями образовательных и профессиональных знаний; они влияют на развитие религиозной идеологии.

Старейшим памятником индийской литературы являются Веды. Фигуративный язык Вед выражал очень древнюю религиозную идеологию, которая затем сочеталась с некоторыми философскими представлениями о мире, о человечестве и о нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы или части.

Самый старый из них — Самхитас. Работы других групп являются комментариями и дополнениями к Самхите. Самхиты состоят из четырех коллекций. Древнейшая из них — Ригведа, собрание религиозных гимнов (ок. 1500 г. до н.э.).

Вторая часть Вед — это Брахманы, собрание ритуальных текстов. Это было основой брахманской религии, которая преобладала до появления буддизма.

Третья часть — это араньяки, которые содержат правила поведения отшельников. Вывод Вед — это Упани Шадас, фактическая философская часть, которая возникла примерно в 1000 году до н.э.. Уже в период господства религиозных и мифологических взглядов, отраженных в Ведах и Упанишадах, появились первые элементы философского сознания и сформировались первые философские доктрины, как идеалистические, так и материалистические. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках отдельных систем или школ и их разделение на две широкие группы: ортодоксальную (признание авторитета Вед) и неортодоксальную (непризнание авторитета Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Это школы Веданта, Миманса, Санхья, Йога, Ная и Вайшика. Однако в ряде таких школ при внешней религиозной и этической форме проявляется материалистическая тенденция. Среди неортодоксальных школ — джайнизм, буддизм и школа Чарвак-локаяти.

Из дальнейшего развития древнего учения «мудрецов» возникла философия джайнизма. Последний из мудрецов, Вардхамана, живший в VI веке до н.э., получил эпитет победителя — Джейна. Его последователей называли джайнистами. Джайнизм, в своей базовой форме, является этической доктриной, которая показывает путь к «освобождению» души от подчинения страстям. Она стала традиционной этикой многих индийских систем. Целью философии Джейна является «святость», особый способ поведения, с помощью которого достигается это освобождение. Источником мудрости в джайнизме считается не Бог, а конкретные святые, которые достигли силы и счастья на основе совершенного знания и через поведение, производимое от этого знания.

Важными для познания категориями система вайшешика считает всеобщее и особенное. Имея общую природу, вещи некоторого класса получают и общее имя. Общее реально, находится в самих предметах данного класса, но не тождественно с их индивидуальными свойствами, оно сущность отдельных предметов. Но если бы существовало только всеобщее, невозможно было бы отличить одну субстанцию от другой, так как каждая субстанция имеет нечто, принадлежащее ей одной. Это и есть особенность. Так как субстанции вечны, то вечны и их особенности.

Впоследствии некоторые учители этой школы стали утверждать, что все действия атомов восходят к воле высшего существа, которое и направляет все к моральному очищению, что возникающий мир наделен мировой душой и что все страдающие в нем существа по истечении некоторого повторяющегося цикла освобождаются от страданий. Условие этого освобождения — разрушение мира и существующих в нем соединений атомов.

Со временем религиозная окраска философии вайшешика усилилась. Позднейшие учители школы вайшешики стали рассматривать атомы только как материальную причину мира, а действенной причиной мира провозгласили бога.

Индийские школы и наставники

Буддизм и этика буддизма

При выборе материала для эссе на тему «Происхождение морали» мы читаем книги, в которых говорится о буддизме, учениях Будды и Четырех Благородных Истинах.

Когда и откуда возник буддизм?

Сами буддисты считают время существования своей религии от смерти Будды, но среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции старейшей буддийской школы — Тхеравады, Будда жил с 624 по 544 года до нашей эры. В соответствии с этой датой в 1956 году исполняется 2500 лет со дня рождения буддизма. Согласно научной версии, с учетом греческих рассказов о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, дата жизни основателя буддизма находится между 566 и 486 гг. до н.э. Некоторые нити буддизма придерживаются более поздних дат: 488 -368 гг. до н.э. ЦПЧ. В настоящее время ученые пересматривают даты правления Ашоки и, соответственно, даты жизни Будды.

Местом рождения буддизма является Индия (точнее, долина Ганга, одна из наиболее экономически развитых частей страны). Наиболее влиятельной религией древней Индии был брахманизм. Их религиозные обряды состояли в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, которые сопровождали почти каждое событие. Общество было разделено на варны (классы): Брахмины (высший класс духовных лидеров и священников), Кшатрияс (воины), Вайшияс (купцы), Шудры (служившие всем остальным классам).

С самого начала буддизм отвергал действительность жертвоприношения и не делил общество на варны, но считал, что оно состоит из двух категорий: высшей, к которой относились брахмины, кшатрийя и гахапати (землевладельцы — люди, владеющие землей и другой собственностью), и низшей, к которой относились люди, служившие правящим классам.

В VI-III веках до н.э. на территории Индии существовало множество небольших штатов. На северо-востоке Индии, где происходила деятельность Будды, их было 16. По своему социально-политическому устройству они были либо племенными республиками, либо монархиями. Они поссорились между собой, завоевали территории друг друга, и к концу жизни Будды многие из них уже были поглощены грозными государствами Магадха и Кошала.

В те времена было много подвижников — людей без имущества, которые жили на милостыню. Среди отшельников-аскетов возникли новые религии — буддизм, джайнизм и другие учения, которые не признавали ритуалы брахминов, которые не видели смысла в привязанности к вещам, местам и людям, но полностью сосредоточились на внутренней жизни человека. Не случайно представителей этого нового учения называли сраманами («срамана» означает «тот, кто прилагает духовное усилие»).

Буддизм впервые относился к мужчине не как к члену класса, клана, племени или определенного пола, а как к индивидууму (в отличие от последователей брахманизма, Будда верил, что женщины способны достигать наивысшего духовного совершенства наравне с мужчинами). Для буддизма, единственное, что имело значение в человеке, это личные заслуги. Таким образом, слово «брахман» использовалось Буддой для обозначения любого благородного и мудрого человека, независимо от его происхождения.

Учение Будды

Как и другие религии, буддизм обещает людям освобождение от самых тягостных аспектов человеческого существования — страданий, лишений, страстей, страха смерти. Однако, поскольку буддизм не признает бессмертия души, не считает его чем-то вечным и неизменным, он не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, потому что вечная жизнь, с точки зрения буддизма и других индийских религий, — это лишь бесконечная серия перевоплощений, смена оболочек тел. Буддизм использует для этого термин «сансара».

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; только его природа и восприятие мира меняются под влиянием его действий. Если делаешь что-то плохое, то пожинаешь болезнь, бедность и унижение. Когда делаешь добро, вкус радости и мира. Именно этот закон кармы (нравственного возмездия) определяет судьбу человека в этой жизни и в будущих воплощениях.

Этот закон является механизмом самсары, называемым бхавачакрой — «колесом жизни» (также цикл бытия или цикл самсары). Бхавачакра состоит из 12 ниданов (конечностей): невежество (авидя) определяет кармические импульсы (санскара); они формируют сознание (вижньяна); сознание определяет природу нама-рупы — физическую и психическую внешность человека; нама-рупа помогает сформировать шесть чувств (аятана) — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и проницательный ум. Восприятие спарши окружающей среды создает само ощущение (ведана), а затем желание (тришна), что в свою очередь создает привязанность (упадана) к тому, что чувствуешь и думаешь.

Прикрепление приводит к хождению в существование (бхава), следствием которого является рождение (джати). И каждое рождение приносит старость и смерть.

Таков цикл существования в мире самсары: каждая мысль, каждое слово и каждое деяние оставляет свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста — жить так, чтобы оставить как можно меньше кармических следов. Это означает, что поведение человека не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. «Нет рабства в тех, у кого нет приятных или неприятных вещей.» «От привязанности приходит печаль, от привязанности приходит страх; кто свободен от привязанности, тот не имеет печали, откуда приходит страх»? «Как дерево, хотя и выкорчеванное, продолжает расти, если его корень цел и силен, поэтому страдания всегда возрождаются, если не искоренить тенденцию к желанию».

«Я завоевал все, я все знаю. Я отказался от всего, с разрушением желания я стал свободным. Учись у себя, кого мне назвать учителем?» Так говорят в Даммападе.

Буддизм видит высшую цель религиозной жизни как освобождение от кармы и выход из цикла самсары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, в буддизме — нирваной.
Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана — это смерть. Неправильно. Нирвана — это мир, мудрость и блаженство, тушение огня жизни и вместе с ней множество эмоций, желаний, страстей — все, что составляет жизнь обычного человека. Но это не смерть, это жизнь, а только в другом качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Буддизм не является ни монистической (признающей одного бога), ни многобожной (основанной на вере во многих богов) религией.

Пространство и время как формы существования материи

Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, системность. Рассмотрим пространство и время. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем: 1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания? 2. Каково отношение пространства и времени к субстанции? 3. Каковы основные свойства пространства и времени? (Эта проблема оказывалась связанной с развитием естественнонаучных представлений о пространственно-временных характеристиках вещей, ее решение в значительной степени обусловливалось решением первых двух групп проблем).

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.

Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.

Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности (СТО), основные идеи которой были сформулированы А. Эйнштейном в 1905 г., и общую теорию относительности (ОТО), работу над которой А. Эйнштейн закончил в 1916 г.

СТО возникла как результат попыток А. Эйнштейна распространить действие физического принципа относительности, известного еще со времен Галилея, на законы электродинамики, которые рассматривались как противоречащие последнему. А. Эйнштейн справился с этой задачей, но цена, которую он был вынужден заплатить за обобщение принципа физической относительности и распространение его на все законы физики, заключалась в пересмотре ньютоновских пространственно-временных представлений. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически являются релятивными. Так, в СТО утратили свой абсолютный характер такие пространственно-временные характеристики, как длина, временной интервал, понятие одновременности. Все эти характеристики оказываются зависящими от взаимного движения материальных объектов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философские проблемы танатологии.
  2. Потребности и интересы
  3. Философия в современном мире
  4. Философия духа Гегеля
  5. Психоаналитическая антропология
  6. Научно-техническая революция, ее сущность и основные черты
  7. Собственность и самоутверждение личности
  8. Н.Г. Чернышевский. «Антропологический принцип в философии» — Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского
  9. Философские идеи Аристотеля и их место в истории философии
  10. Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов