Для связи в whatsapp +905441085890

Институт психологии — Психофизическая проблема

Во все времена человечество интересовал вопрос о том, что такое человек: что определяет причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Увлекательной задачей казалось понять, как формируются ментальные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. Ответить на все эти и многие другие вопросы призвана психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. Каковы трудности в его формировании?
Прежде всего, это наука о самом сложном веществе, известном человечеству. Древнегреческий философ Аристотель в своем трактате «О душе» писал: «Изучение души должно быть главным среди всех других знаний, ибо оно дает знания самые возвышенные и удивительные». А великий физик Альберт Эйнштейн, изучавший эксперименты знаменитого психолога Пиаже, подытожил свои впечатления парадоксальной фразой о том, что изучение физических проблем — детская забава по сравнению с психологическими головоломками.

Во-вторых, в психологии человек выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: Научное сознание человека становится научным самосознанием.
В-третьих, психологические исследования особенно часто сталкиваются с трудной и не имеющей однозначного решения проблемой объективности научного знания. Многие ученые отказывались признать психологию объективной научной дисциплиной, утверждая, что невозможно объективно изучить субъективный внутренний мир человека, который открыт для познания только самому человеку.

Само слово «психология» впервые появилось в западноевропейских текстах в XVI веке. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): В буквальном переводе психология — это наука о душе. Это определение не отражает современных взглядов психологической науки. Название отражает взгляды на психологию, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени, объектом психологии была душа, которая является сущностным, необходимым началом живых объектов, причиной жизни, дыхания, познания и т.д.

Становление психологии как самостоятельной, подлинно научной дисциплины также происходило на фоне открытий, сделанных в контексте научных исследований. Психология возникла на пересечении двух великих областей знания, философии и естественных наук, и до сих пор не решено, считать ли ее естественной или гуманитарной наукой. Слова «психолог» и «психология» вышли за рамки научных трактатов и вошли в обиход: психологи — это люди, которые знают о душе, страстях и личности человека; слово «психология» имеет несколько значений, оно означает как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти термины часто путают.

Происхождение и развитие психики; сознание человека как высшая форма психики; зависимость психики человека от биологических и социально-исторических факторов; нейрофизиологические основы психической деятельности; структура психики человека; закономерности формирования психических образов; рефлекторно-регуляторная природа познавательных, волевых и эмоциональных процессов; индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде.

Институт психологии - Психофизическая проблема

Психофизическая проблема

Главной проблемой психологической науки остается психофизическая проблема, то есть вопрос о взаимоотношениях между психическим и физическим. Современная психология предполагает его единство, в рамках которого и психическое, и физическое сохраняют свои специфические свойства.
Поэтому можно сказать, что психология — это наука, изучающая закономерности и особенности формирования, становления и развития психических процессов (восприятие, ощущение, мышление, воображение, память), состояния психики человека (мотивация, напряжение, чувства, эмоции, фрустрация) и свойства психики (характер, темперамент, направленность, способности), то есть развитие психики человека как особой формы жизнедеятельности.
Рассматриваются традиционные представления о предмете психологии:

  1. феномен сознания.
  2. душа.
  3. происхождение психических проблем.
  4. сознание.
  5. непосредственный опыт субъекта.
  6. поведение человека.
  7. бессознательное состояние.
  8. личный опыт человека.
  9. обработка информации и результат.

Следующие категории психологии считаются фундаментальными:

  1. категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых образов мира. Это чувственная форма психического явления.
  2. категория мотива. Мотив — это 1) материальный или идейный «объект», который стимулирует и направляет активность или действие; 2) мысленный образ конкретного объекта. В самом широком смысле — это то, что в субъекте заставляет его действовать, сознательный смысл его действий. С помощью мотива поддается описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.
  3. категория личности. Существует целый ряд подходов к пониманию и объяснению личности. Это связано с тем, что понятие «личность» является целостным, и каждое определение, существующее в прошлом и сегодня, выделяет лишь отдельные ее аспекты.

Личность в широком смысле — это конкретный человек как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных характеристик и социальных ролей. В более узком смысле — это качество личности, которое формируется благодаря жизни в обществе, в процессе ее социального развития.

Личность является наиболее важной среди метапсихологических категорий. Все основные категории интегрированы в нем, собраны в одну нить: Личность, образ, действие, мотив, отношение, опыт.

категория действия — это единица анализа деятельности, направленной на достижение осознанной цели.

Действие, как и поступок, является самой сутью человека, и индивидуальность выражается в нем. Действие может быть относительно самостоятельным, а может быть компонентом более крупной структуры действий.

Структура действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекция.

Психологические категории делятся на 2 группы:

  • Базовые (образ, мотив, действие, отношение, опыт, личность).
  • Метапсихологические (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «я»).

Психологические категории не существуют отдельно и независимо, но между ними существует связь и соотношение.

Психологическое мышление также имеет давнюю традицию. Они восходят к XIX веку (если иметь в виду только развитие психологии ученых, специализирующихся в этой области знаний). Исторически возникновение интереса к психологии в нашей стране было связано с теми же процессами, которые предшествовали ее появлению как самостоятельной науки за рубежом (до революции история нашей страны повторяла основные этапы европейской цивилизации). Психологические взгляды отечественных ученых во второй половине 19 века находились на переднем крае борьбы между наукой и религией. Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченова — одно из самых ранних известных применений новых психологических знаний. Он внес значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии и физиологии высшей нервной деятельности. Идеи И.М. Сеченова оказали непосредственное влияние на работы таких известных отечественных ученых, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов.

Зона психологии

Прежде чем понять внутренний мир человека, его психику, необходимо подумать о самом человеке, его предназначении, человеческой природе. Неудивительно, что на протяжении многих лет психология была связана с философией. В поисках истории психологии мы обращаемся к именам философов от Сократа до Хайдеггера.

При определении предмета психологии сразу же возникают две трудности. В комплексе философских знаний чрезвычайно трудно выделить собственно психологический предмет. Например, можно ли считать предметом психологии размышления Сократа о человеческих добродетелях или понимание Платоном смерти? Размышления о человеке неизбежно захватывают широчайший круг проблем, который оказывается практически неисчерпаемым. В результате почти все философские темы — проблемы морали (этики), эпистемологии, истории философии, философской антропологии, логики — оказываются втянутыми в сферу психологической мысли. Его собственное пространство внутри философии становится безграничным.

Но не менее сложным является и противоположное стремление, когда исследователи хотят как можно сильнее сузить поле психологического понимания человека. Стремление расположить предмет теоретической рефлексии только на проблемах «специфически человеческого» наталкивается на другие препятствия. Предмет психологии никогда не постигается в полном объеме. Можно, конечно, говорить о телесности, духовности, рациональности и иррациональности человека. В той же степени не исключено обращение к таким темам, как человеческая деятельность, познавательные процессы, природа души и сознания, человеческая природа. В будущем эти темы будут лишь фрагментами постоянно меняющейся картины. Отдельные штрихи не складываются в некую совокупность, а размывают объект психологического постижения.

Тема «человека» всегда была лейтмотивом. Но как найти нить для историко-психологического трактата на эту тему? Может быть, задача состоит в том, чтобы найти в истории философии те сюжеты, которые затем находят активное отражение в психологии? Такова структура замечательной работы Е.Е. Соколовой «Тринадцать диалогов о психологии» [1]. Автор бродит по философским текстам в форме диалогов, отсекая психологические темы. Однако иногда «специфически психологическое» выражается в комментарии, в авторской реплике. Например, размышляя об учении киренаиков, автор утверждает: «Стремление к удовольствию, кстати, довольно сложное явление человеческой жизни, и не раз оно оказывалось в центре внимания той или иной асихологической концепции, например, психоанализа Зигмунда Фрейда.»[2] Автор также утверждает: «Стремление к удовольствию — довольно сложное явление человеческой жизни, и не раз оно оказывалось в центре внимания той или иной асихологической концепции, например, психоанализа Зигмунда Фрейда.»

Чтобы приблизиться к тайне человека, нам необходимо чувство удивления по отношению к нему. Без этого интенсивного любопытства невозможно проникнуть в сам психологический предмет. Нам кажется, что эта идея заслуживает благодарного признания. Человек загадочен, необъясним; он представляет собой своего рода тайну. Без ощущения непостижимого человеку трудно найти нить в психологическом исследовании. Ни религия, ни философия, ни наука не в состоянии раскрыть эту тайну без остатка, поскольку мы имеем дело с неисчерпаемым миром человеческой субъективности.

Русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948) писал: «Человек есть загадка в мире, и, может быть, самая большая загадка из всех. Человек — это загадка, не как животное и не как социальное существо, не как часть природы и общества, а как человек, просто как человек. Весь мир — ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с его единственным предназначением. Человек испытывает страдания, и он хочет знать, кто он, откуда пришел и куда идет».

Многие из вопросов, которыми занимается современная психология — личность, психическое развитие, деятельность, сознание и бессознательное, эмоции и чувства, межличностные отношения, психология толпы — также представляют интерес для философов. Более того, обсуждение этих проблем имеет прочную историческую и философскую основу. Таким образом, предмет психологии связан с предметом философии. Вот они, ключевые слова: психика, внутренний мир человека, сознание, психический процесс, поведение, психическое состояние, черты личности, человек…

Историзм и психологизм

Близкую к фон Риккерту позицию занимал немецкий философ Вильгельм Виндельбанд (1848-1915). Он разделил науки на номотетические, то есть имеющие дело с законами, и идеографические, то есть изучающие единичные, неповторимые явления. Поэтому он выступал против постепенного превращения когнитивной теории в психологию. Исторический подход требовал метафизического (философского) мышления для понимания различных исторических образований, особенно их психологического объяснения из личных и общих мотивов соответствующей исторической реальности, которым каждая система должна была дать адекватное выражение. Этот релятивизм, по мнению Виндельбанда, ни в коем случае не противоречил, более того, он даже подсказывал ему, что психология, как причинное объяснение фактического, не может также обеспечить или гарантировать нормативные критерии истинного, так же как она не может обеспечить или гарантировать нормативные критерии хорошего: именно психологизм оказался удобным основанием для успокоения среди меняющихся фактов истории. Таким образом, в конце концов, психология осталась везде как самостоятельный философский элемент. Именно психология, а не философия, взяла на себя задачу метафизической интерпретации фактов.

Но эта психология, в силу научных условий того времени, могла быть только, по словам Виндельбанда, самооправдательно эмпирической, и она не оказалась пригодной для этих задач ни в одной из концептуальных форм. Новая эмпирическая психология полностью опиралась на естественные науки: физика и физиология стали для нее не только методологическими моделями, но и фондом фактов, на которых она строилась. Таким образом, отделение психологии от философии было завершено в той мере, в какой последняя понималась как метафизическая концептуальная наука, а психология вполне осознанно конституировала себя как отдельная, независимая дисциплина. Правда, для этого пришлось обратиться к естественным наукам. По сути, это была физиологическая психология. Как таковая, она уже проводилась не только материалистами, но и Рудольфом Германом Л. Ватером (1817-1881), который, полностью владея материалом естествознания, также достаточно ясно представлял себе методологические различия между отдельными науками.

К этим предпосылкам позже присоединилась в качестве особого импульса психофизика, основанная немецким физиком и психологом Густавом Теодором Фехнером (1801 — 1887). Он был одним из основателей экспериментальной психологии, которая основана на математическом обосновании взаимосвязи между психическими и физическими явлениями. Под влиянием философской мысли Фехнер направил свое внимание на полную координацию физических и психических состояний, тем самым открыв особый объект научного исследования. Эти отношения между психическими и телесными функциями и регулярные условия их изменения должны были быть исследованы экспериментально, а поскольку психические состояния не могли быть подвергнуты такому прямому измерению, он придумал изобретательные методы их косвенного определения.

Но реальной целью этих измерений всегда было выразить отношение психического процесса к физическому в терминах знания научных законов, т.е. в математических формулах. Все это, по мнению В. Виндельбанда, само по себе было вполне разумно и оправданно, и путем методически усовершенствованного лечения вело к решению задач, которые исследователи психологии ставили перед собой уже в XVIII веке. На основе этих исследований, которые, как показывает Виндельбанд, вскоре стали проводиться в более широких масштабах и с большим рвением, психология фактически стала новой и независимой наукой. Одним словом, с ней произошло то же самое, что в предыдущие века произошло с физикой, химией, политической экономией и тем, что сейчас характерно для социологии.

Язык и психология

В решении вопроса о принципах культурологии известный немецкий лингвист Герман Пауль (1846-1921) пошел по другому пути, чем Г. Риккерт и В. Виндельбанд. Виндельбанд. Павел имел перед ними то преимущество, что он не придерживался универсальных концептуальных различий, а черпал свои наблюдения из конкретных научных исследований. Это исследование относилось к науке о языке, а проблема истории языка сформировала для ученого парадигму, в рамках которой он развивал свои фундаментальные положения. Он предположил, что историческая дисциплина не должна подходить к вопросу чисто исторически, ей должны помогать фундаментальные науки.

Для Г. Пола это была психология. Таким образом, запрет на чистый историзм был снят, но в то же время лингвистике и культурологии грозила опасность скатиться в психологизм. И теория Павла не избежала этой опасности. В своих основных положениях он опирался на учение Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841). В основе метафизики Гербарта лежит предположение о существовании множества простых реальных сущностей («реалов», аналогичных монадам Лейбница), характеризующихся простым качеством самосохранения. Душа, по его мнению, является одной из таких сущностей, находящейся в мозге. В области абстрактного мышления психология ученого — это чистый интеллектуализм. Эстетические идеи, по мнению Гербарта, основаны на непроизвольных суждениях вкуса; этические идеи основаны на суждениях вкуса, применяемых к волевым отношениям. Поскольку концепция Г. Пауля была основана на психологических взглядах И. Гербарта, некоторые элементы гербартианской метафизики таким образом проникли незаметно, угрожая чисто эмпирическому характеру теории Пауля.

Но что означает вопрос о «сущности» языка или любого другого объекта культурных исследований, если он не может быть поставлен ни в чисто историческом, ни в чисто психологическом, ни в чисто метафизическом смысле? Есть ли что-то еще за пределами этих областей, о чем можно с полным правом спросить? Не делят ли они между собой все поле «духовного»? Гегель различал три сферы духа: субъективную, объективную и абсолютную. Явления субъективного духа изучает психология, объективный дух дан нам только в истории, а природа абсолютного духа раскрывается в метафизике. Похоже, что так оно и есть.

Виндельбанд У. Избранное. Духи истории. М., 1995. С. 342.

Эта триада включает в себя все содержание культуры, все ее единичные формы и единичные обстоятельства.

Немецкий философ и культуролог Э. Кассирер, оценивая эти взгляды, пришел к выводу, что логическая и метафизическая концепция не могут выйти за рамки этого различия. Однако у рассматриваемого различия есть и другая сторона, которая не может быть полностью раскрыта анализом понятий. Здесь мы должны вернуться на шаг назад. Уже в самом ощущении проявляется аспект, который в дальнейшем развитии приводит к такому различию. Необходимо проникнуть в этот фундаментальный и древнейший слой феномена познания, чтобы найти в нем архимедову точку отсчета1.

Анализ понятийных форм

Анализ концептуальных форм сам по себе не может полностью прояснить специфическое различие между естественными и культурными науками. По мнению Э. Кассирера, мы должны осмелиться потянуть рычаг глубже, довериться феноменологии восприятия и спросить себя, какой вклад она может внести в решение нашей проблемы.

Если мы попытаемся описать восприятие в его простейшей феноменологической форме, то оно предстанет перед нами, в некотором смысле, в двух лицах и будет включать в себя два тесно переплетенных аспекта, каждый из которых несводим к другому. По своему значению эти аспекты остаются значимыми, даже если они фактически неразличимы. Не существует восприятия, которое не подразумевало бы некий «объект» и не было бы направлено на него. В восприятии всегда существует оппозиция между полюсом «я» и полюсом объекта. Мир, перед которым стоит «я», в одном случае является «миром вещей», а в другом — «миром личностей». Мы видим мир то как набор пространственных объектов и воплощение в них понятия изменения во времени, то как «равный нам».

То, что человек переживает реальность таким двойным образом, совершенно ясно и неоспоримо. Это простой факт, который ни одна теория не может опровергнуть или устранить, но это не меняет сути дела. Почему теории так трудно признать этот факт? — спрашивает Кассирер. Почему она постоянно пытается не только абстрагироваться от него, что вполне допустимо методологически, но и вообще отрицать его? Причину этой аномалии философ видит в тенденции не вообще подавить один из факторов восприятия, а ограничить его, лишить пространства.

Примат эмоционального восприятия над субъективным — вот что отличает мифологическое мировоззрение. Для него еще не существует отдельного и обособленного «мира вещей», потому что в нем нет тех фиксированных единств, достижение которых является первой целью теоретического познания. Любой образ может трансформироваться в другой, все может возникнуть из всего, потому что оно не формируется из постоянных «свойств».

Противопоставляя таким мифологическим реакциям свои собственные формы деятельности, формируя независимые способы взгляда на вещи, теории, философия и наука постепенно приближаются к другому полюсу. Чтобы лишить эмоциональное восприятие всех прав, они должны отсечь источник, из которого миф всегда черпает свои силы.

По мнению Э. Кассирера, философия Нового времени требовала исключения «оккультных» психических качеств не только из астрономии и физики, но и из всех природных явлений. Биология не стала исключением. В этом тоже, кажется, наступил конец «витализма». Теперь жизнь была изгнана не только из неорганической, но и из органической природы. Организм тоже был подчинен полностью, без остатка, законам механизма, законам давления и воздействия. Все попытки противопоставить этой радикальной дегуманизации природы метафизические аргументы не только не увенчались успехом, но и поставили под угрозу дело, которому они служили.

В девятнадцатом веке Г. Фехнер предпринял еще одну попытку. Как физик он хотел проложить путь в области психофизической теории души. Однако его философская деятельность была направлена главным образом на то, чтобы обосновать эту доктрину на механистическом взгляде на мир. Фехнер хотел противопоставить «ночной вид» естествознания «дневному». Для изучения проблемы, поднятой Э. Кассирером, поучительно следовать методу Г. Фехнера, который начал с эмоционального восприятия и хотел вернуть этому методу его полное право. По мнению Фехнера, этот метод восприятия не только не может обмануть, но и является, по сути, единственным средством, с помощью которого мы можем освободиться от влияния абстрактного мышления и приблизиться к реальности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Возможности социальной психологии в решении проблем современного общества — Особенности психотерапевтической помощи на постсоветском пространстве
  2. Психологический анализ сказок
  3. Мнемотехника и тренировка памяти — Методы запоминания. Происхождение и развитие мнемоники
  4. Создание благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ
  5. Неформальная коммуникация — Формальная и неформальная коммуникация в организации
  6. Причины изоляции подростка в школьном коллективе и ее влияние на поведение школьника
  7. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми
  8. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста
  9. Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка — Основные тенденции трансформации репродуктивного поведения в современном обществе
  10. Методология и методы в психологии