Для связи в whatsapp +905441085890

Интеллектуальная карта — Ассоциативное мышление

Все началось с публикации книги Тони Буссена «Работай с головой» (1974). В то время технология картирования разума быстро начала набирать популярность и доказала свою применимость на практике для решения разнообразных интеллектуальных задач.

Однажды студент Тони Бюзен искал в университетской библиотеке книги о том, как эффективно использовать возможности мозга. Ему предстояло многому научиться, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в процессе обучения. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. Когда он сказал, что не хочет делать операцию на мозге, а просто хочет научиться правильно ею пользоваться, библиотекарь сказал ему, что таких книг не существует. Это был стимул для Бюзена. В конце концов он перешел в раздел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал новые знания для разработки метода картирования мышления.

Так появилась книга «Работа с головой». В нем Бюзен популярно описывает метод «мозговой карты». Он опирался на основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повышения этой эффективности.

Правила создания карт разума:

  • построение карты разума должно начинаться с центра. Центр — это основная идея, цель карты разума.
  • Карту разума следует читать по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла. Информация читается по кругу, начиная с середины карты и продолжая по часовой стрелке от верхнего правого угла. Это правило принято для чтения всех смарт-карт.
  • мы должны использовать разные цвета! Цвета, которые мы выбираем, всегда имеют больше смысла, чем вы думаете. Мы сразу же воспринимаем цвет, в то время как на восприятие текста требуется время. Различные цвета могут восприниматься по-разному и иметь разные значения.
  • Тебе нужно поэкспериментировать! Каждая ментальная карта имеет свой индивидуальный стиль. Подобно тому, как мышление каждого человека уникально, карта в результате этого мышления является уникальным и неповторимым. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить, какой способ представления информации подходит вам лучше всего.

Сначала нужно выбрать тему и нарисовать центральную картину своей мыслительной карты.

Далее, тебе нужно провести мозговой штурм. Запишите максимальное количество идей для выбранной темы. Удобно использовать стикеры, на которых вы записываете по одной идее за раз, которые затем можно легко перемещать.

Нарисуй черновик для своей карты разума. После создания хаоса идей, перейдите к структурированию и группировке полученных мыслей до тех пор, пока вы не «увидите» свою будущую карту ума. Как только вы увидите его и поймете, как он будет выглядеть, вы можете перейти к созданию пустой версии.

Нарисуйте пустую версию карты разума. Этот шаг не всегда делается — часто достаточно создать черновик, чтобы понять проблему или вопрос. Однако, если вы планируете часто обращаться к этой карте в будущем, лучше потратить время и сделать ее читабельной.

Прими меры. Как только вы поймете, что вам нужно сделать — действуйте.

Принцип 1. одновременное использование двух полушарий мозга.

Техника «карты разума» изначально была основана на том принципе, что правое полушарие мозга воспринимает информацию по иным законам, чем левое.

Тони Бусен справедливо отметил в то время, что большая часть информации представлена в виде цифр и букв, что благоприятно для восприятия левым полушарием. Метод карты разума позволяет представить информацию таким образом, что она может быть одновременно воспринята левым и правым полушариями мозга.

Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных отношений вся информация воспринимается, анализируется и запоминается быстрее и эффективнее, чем в обычном линейном представлении в виде чисел и букв.

Интеллектуальная карта - Ассоциативное мышление

Ассоциативное мышление

Любая входящая информация должна сначала сформировать образ в нашем сознании. Когда мы что-то понимаем, мы формируем образ в нашем сознании и запоминаем информацию намного проще и дольше. Информация, которая не конвертируется в изображения — это «пустая» информация, которая не имеет смысла и легко забывается.

Принцип ассоциативного мышления гласит, что наш мозг, благодаря своей структуре, работает ассоциативно, а не линейно с информацией. В этом случае мы создаем в голове образы, благодаря которым понимаем информацию. Исходя из этого принципа, Тони Бузен предложил улавливать информацию не линейно, как это обычно бывает, а ассоциативно, связывая мысли в пространстве.

Информация, представленная в виде ментальных карт, воспринимается быстрее и эффективнее, запоминается быстрее и дольше, так как соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Просто так построен наш мозг.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными двумя принципами, любая информация воспринимается нами в виде изображений, которые формируются на основе полученной информации. И чем больше объем коры головного мозга мы используем в восприятии и анализе информации, тем быстрее мы сможем построить необходимую картину, то есть понять информацию.

Историю развития человеческого интеллекта можно коротко определить как поиск путей, с помощью которых человек может эффективно общаться со своим собственным мозгом. Обращаясь к истории развития человека, мы видим, что когда доисторический человек понял, что он способен выражать свои внутренние психические образы во внешнем мире, развитие в этом направлении шло быстрыми темпами. Первые примитивные знаки были заменены рисунками, например, петроглифами. В процессе развития цивилизаций рисунки были обобщены в символы, из которых со временем возникли алфавиты и формы письма; примерами такой трансформации мысленных образов могут служить китайские иероглифы и древнеегипетская клинопись. С развитием мысли на Западе и под влиянием расширяющейся Римской империи, наконец, произошел переход от фигуры к букве. С тех пор на протяжении около 2000 лет буква преобладает над цифрой.

Первые люди, которые начали фиксировать информацию в графическом изображении, ознаменовали собой буквальный прорыв в развитии интеллекта, поскольку именно с него началась эпоха внешней передачи информации о внутреннем мире человека. На самом деле, люди научились фиксировать мысль во времени и пространстве и в то же время наводить с ней мосты на все расстояния в одно и то же время и в одном и том же пространстве. Человеческий интеллект научился общаться с самим собой и с самим собой. Таким образом, символы составляли основу письменности, и этот великий прорыв стал одним из главных факторов появления передовых цивилизаций — в Месопотамии и Китае. Примером совершенного ума является Леонардо да Винчи, который использовал слова и символы, оперировал последовательностями и списками, использовал линейные изображения, анализировал, демонстрировал визуальный ритм, обрабатывал числа, рисовал воображаемые картинки и стремился к трехмерному изображению объектов окружающего мира.

Целью нашей работы является анализ существующих и широко используемых стилей фиксации знаний, а также характеристика наиболее эффективного способа хранения и активации информации — построения карт разума.

Основные виды ведения документации

Отметим, что существуют три основных стиля записи, которые 95% населения мира используют в образовательных и деловых целях, независимо от национальности.

Стиль повествования, который состоит в основном из простого рассказа о том, что вы хотите донести до других в виде целостной истории.

Повествование в виде списка абзацев, содержащих идеи о том, как они создаются.

Повествование в виде градуированного списка пунктов, в котором представленные идеи расположены в иерархическом порядке.

Во всем мире три основных стиля изложения рассматриваются почти одинаково, хотя очертания людей с Ближнего или Дальнего Востока могут отличаться по внешнему виду от очертаний европейцев или американцев, в их основе лежит схожая структура. Хотя китайцы, японцы и арабы пишут сверху вниз или справа налево, в отличие от европейцев, которые пишут слева направо, представление информации остается линейным.

В каждом из стилей, рассмотренных выше, основными особенностями являются:

  1. линейная структура — абстракция принимает форму стандартных, так называемых линейных, примечаний. Кроме того, используются грамматические правила, хронология и иерархический порядок.
  2. символы — среди используемых графических символов преобладают буквы и цифры.
  3. анализ — эффективность анализа невысока за счет линейной структуры, акцента на логическое представление, а не на комплексное представление предмета.

Важно отметить, что традиционное линейное письмо обычно использует тексты с заголовками, списками, таблицами, которые учащемуся кажутся простыми и логичными, но каждый знает, какое усилие требуется для прочтения контура, даже самосозданного. Поэтому письменную информацию трудно запомнить и еще труднее вспомнить. Это связано с тем, что он выглядит визуально монотонным с постоянно повторяющимися элементами — словами, параграфами, списками и т.д., а особенность восприятия информации мозгом заключается в том, что когда человек видит перед глазами однообразные образы, парящие перед ним, он перестает концентрироваться, и информация «проходит мимо», как пейзаж в окне движущегося поезда. Другая характеристика линейной записной книжки заключается в том, что монотонный способ представления информации не позволяет учащемуся подчеркнуть главный момент. Как правило, основные идеи запоминаются человеком на основе специальных ключевых слов, которые являются носителями впечатлений об идее. Этих слов мало, и они теряются в массе неважных, обычных для нас слов. Одним из основных недостатков традиционной линейной записи является неэффективное использование времени, затрачиваемого студентом на запись важной информации один за другим. После того, как учитель записал много «ненужной, лишней» информации, ученик должен перечитать, прочитать, выбрать основные идеи и ключевые слова и определить степень их значимости.

Таким образом, стандартный эскиз показывает практически полное отсутствие визуальной структуры, цвета, образности, графического представления информации, работы с многомерными объектами, пространственной ориентации, гештальта, ассоциаций. Поскольку эти недостающие элементы необходимы для эффективного функционирования мозга и особенно для воспроизведения материала во время и после обучения, неудивительно, что учащиеся описывают процесс записи, а часто и само обучение, как неинтересную, монотонную деятельность. Линейное представление информации, по своей природе, не обеспечивает свободы формирования ассоциаций, что препятствует творческому подходу к обработке информации и эффективному запоминанию.

Развитие творческого потенциала

В современной образовательной парадигме особая роль отводится развитию творческого потенциала личности. По словам К. Роджерса, «человек — это не то, что он есть, а то, кем он может стать». Ресурс для развития человека лежит внутри него самого». На рубеже веков модель личностно-ориентированного творческого образования является наиболее перспективной, образовательный процесс ориентирован не на учащегося как объекта образования, а на субъект знаний, что соответствует мировой тенденции гуманизации образования.

Одной из важнейших задач в классе мы видим выявление наиболее важной информации для учащегося, извлечение информации из огромного количества ресурсов, доступных сегодня учащимся через Интернет и другие источники информации, запоминание этой информации путем записи ключевых слов и последующего их воспроизведения в результате формирования необходимых ассоциаций, связывающих ключевые термины, понятия. Визуализация информации и ее выражение с помощью ментальных карт играет большую роль в решении этой проблемы.

В общем смысле «визуализация» — это способ, позволяющий обрабатывать различные виды информации в виде визуального изображения, например, в виде чертежей, графиков, диаграмм, ассоциативных схем. По мнению А.А. Вербицкого, «процесс визуализации — это складывание мыслительного содержания в зрительный образ; если образ воспринимается, то он может быть использован и служить опорой для адекватного мышления и практических действий».

Таким образом, одним из наиболее распространенных и эффективных методов фиксации знаний в учебном процессе является метод создания визуальных схем («имиджевых схем»). Основателями теории визуальных схем являются Джордж Лакофф и Марк Джонсон. Зрительная схема — это краткое (лаконичное) описание зрительного опыта, целью которого является представление пространственных структур через когнитивные структуры. По словам Марка Джонсона, эти закономерности «формируются как выразительные структуры, прежде всего, на уровне движений нашего тела в пространстве, манипуляций с объектами и перцептивных взаимодействий».

Например, когда вы говорите о посещении школьной библиотеки, в вашем сознании сразу появляются изображения школы, учителя, библиотекаря, учебников и определенного предмета. Все эти изображения связаны невидимыми связями в человеческом разуме, но при переносе их на бумагу.

Важно, чтобы эта схема могла развиваться все дальше и дальше, уточняя тему, путь от здания школы до здания библиотеки и т.д., потому что визуализация образов — это чисто индивидуальный психологический процесс в сознании каждого человека, а ключевые моменты в построении визуальной схемы каждый человек определяет для себя сам.

Следует отметить, что люди постоянно создают мыслительные образы. Понятия, даже абстрактные, развиваются из накопления перцептивных образов из зрительных, слуховых, тактильных, моторных, вкусовых и обонятельных данных, полученных в процессе жизнедеятельности человека Визуальные образы являются аналогами представлений определенных вещей и действий, поэтому визуальные представления школьной библиотеки могут служить основой для мысленного образа ученика незнакомой библиотеки, дополненного информацией от преподавателя, книгами, аудио- и видеоматериалами и т.д.

Другой способ хранения и активации информации — метод картирования разума, разработанный психологом Тони Базеном, автором метода «Запоминание, творчество и организация мысли», который предполагает использование лучевой записи вместо линейной, т.е. фокусируется на ключевых словах, наиболее заметных и запоминающихся, помещаемых на «ветках», отклоняющихся от центральной темы.

Радикальное мышление

Термин «лучистое мышление» («radiant» — точка в небесной сфере, откуда исходят видимые пути тел с одинаковыми направленными скоростями, например, метеоров потока) относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой подхода которых является центральный объект. Человек использует излучательное мышление с помощью карт разума, которые являются одной из форм выражения мысли. Мыслительная карта всегда построена вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение по определению становится центром следующей ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь разветвленных ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. В то время как карта разума строится на одном уровне, например, на листе бумаги, она представляет собой трехмерную реальность — в пространстве, времени и цвете.

Мыслительная карта — это графическое выражение излучающего мыслительного процесса и, таким образом, естественный продукт деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, который предлагает универсальный ключ для раскрытия потенциала, скрытого в мозге. Метод «карта ума» может быть применен в любой сфере жизни, везде, где необходимо повысить интеллектуальный потенциал человека, который достигается посредством обучения, или решить разнообразные интеллектуальные задачи.

Интеллектуальная карта характеризуется четырьмя основными особенностями:

  • Объект внимания/исследования кристаллизуется в центральном изображении;
  • основные темы, связанные с объектом внимания/исследования, расходятся с центральным изображением в форме разветвлений;
  • Ветви в виде плавных линий идентифицируются и объясняются ключевыми словами или изображениями. Вторичные идеи также представлены как ветви, которые отделяются от ветвей более высокого порядка; то же самое относится и к третичным идеям и т.д;
  • ветви образуют когерентную систему узлов.

Качество карт разума можно улучшить, используя цвета, рисунки, закодированные выражения (например, общие аббревиатуры), а также придавая карте трёхмерную глубину, что в целом служит повышению привлекательности, привлекательности и оригинальности карт разума, что, в свою очередь, помогает увеличить творческий потенциал при создании и дальнейшем использовании карт разума, а также помогает запоминать информацию, которую они содержат.

Карты разума помогают понять разницу между способностью хранить объем информации в памяти и эффективностью хранения информации, которую необходимо повысить с помощью этого метода.

Особенностью карт интеллекта является то, что каждая карта интеллекта может расти практически бесконечно.

Учитывая их сияние, каждое ключевое слово или изображение, добавленное на карту разума, увеличивает вероятность появления нового и более разнообразного набора ассоциаций, что в свою очередь обуславливает появление новых и еще более разнообразных ассоциаций, и так далее ad infinitum. Это еще раз доказывает присущую любому нормальному человеческому мозгу безграничную ассоциативную и творческую природу. В любой мыслительной карте основными организующими идеями являются те слова или образы, которые, хотя и просты и очевидны, но служат цели упорядочения хода мыслительного процесса. Как ключевые слова, они концентрируют основную часть ассоциаций вокруг них.

Таким образом, мы видим, что в своей основе карта интеллекта представляет собой схему, используемую для представления слов, идей и задач, связанных с ключевым словом или идеей и расположенных вокруг них. Чаще всего визуальные схемы и карты разума используются для генерирования, структурирования и классификации информации, которая затем легко запоминается из памяти через ассоциативные связи и визуальные образы.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Корпоративная культура в организации
  2. Повышение эффективности управления организацией c использованием современных коммуникаций
  3. Сопротивление изменениям: индивидуальное, организационное. Преодоление сопротивления изменениям
  4. Система менеджмента качества на предприятии
  5. Построение предварительной программы исследования
  6. Пример анализа управленческого решения
  7. Создание условий мотивации
  8. Комплексная оценка результатов труда и деловых качеств работников
  9. Мотивация на результат
  10. Значение функций менеджмента