Для связи в whatsapp +905441085890

Интерактивное общение — Реализация двух принципов активизации

Интерактивное обучение (от англ, interation — интеграция, взаимодействие) — обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебной средой, учебной средой, которая служит областью освоенного опыта.

Термин «интерактивное обучение» или «интерактивные технологии» появился относительно недавно. В начале 1990-х годов оно было применено к компьютерным технологиям, включая электронное обучение. Существуют различные версии его появления. По мнению некоторых авторов, определение происходит от термина интерактивность, заимствованного из социологии, а концептуальной основой интерактивного обучения является теория интеракции (символический интеракционизм, теории ролей и референтных групп), возникшая в 1930-х годах[1] Основателем символического интеракционизма является Дж. Мид. В социологии термин символический интеракционизм определяется как «социологическая парадигма, основанная на идее, что все формы взаимодействия между людьми в обществе предполагают коммуникацию, основанную на определенных социальных символах — языке, движениях тела, жестах, культурных символах и т.д.». — безусловно. Люди не реагируют непосредственно на внешний мир и других людей, а концептуализируют реальность в определенных символах и, соответственно, производят эти символы в процессе коммуникации. Символический интеракционизм полностью основан на интерпретации человеческого поведения, которое «считывает» значимые символы, несущие социальную информацию».

Существует также мнение, что интерактивное обучение находится в складке термина «активное обучение» (Action

Learning), который был предложен в 1930-х годах английским ученым Регом Ревансом.

Сторонники интерактивного обучения выделяют в педагогике несколько моделей обучения:

1) пассивный — студент выступает в качестве «объекта» обучения (слушает и смотрит);
2) активный — ученик выступает в качестве «субъекта» обучения (где под активностью понимается самостоятельная работа, творческие задания [4] и (или) активное взаимодействие с учителем [5]);
3) интерактивный — процесс обучения происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель — равноправные субъекты обучения.

Применение интерактивного подхода к обучению в процессе реального, непосредственного общения субъектов образовательного процесса получило широкое распространение практически только после ФГОС-3, т.е. значительно позже разработок, проводимых в рамках активного обучения. Итак, очевидно, что интерактивное обучение (ИО) использует весь арсенал достижений сторонников активного обучения (АО) как в теоретических вопросах, так и в технологиях, а методы АО трактуются как интерактивные. В данном случае приведенная интерпретация модели активного обучения явно не совпадает с позицией сторонников активного обучения, которые считали все виды взаимодействия субъектов образовательного процесса необходимой частью активизации, а ограничения на использование определенных видов коммуникации могли быть связаны исключительно с дидактическими целями урока.

Интерактивное общение - Реализация двух принципов активизации

Реализация двух принципов активизации

При реализации всех принципов активного обучения ИО акцентирует внимание на общении, коммуникации, сосредотачиваясь на реализации двух принципов активизации — диалогического общения и коллективной деятельности. Поэтому ведущую роль в интерактивном обучении играет диалоговое обучение, коллективное обучение, взаимодействие студентов, участвующих в образовательном процессе. Принимая во внимание эту интерпретацию, формулу группового обучения можно представить в другом виде

Характеристики интерактивного обучения включают:

  • Присутствие обучающихся и преподавателей в одном семантическом пространстве;
  • совместное погружение в проблемную область решаемой задачи
  • Последовательность в выборе средств и методов для решения проблемной задачи, проблемной ситуации;
  • Координация эмоциональных состояний, переживание совпадающих чувств, сопровождающих совместную деятельность.

В совместной деятельности студентов каждый вносит особый индивидуальный вклад в процесс, происходит обмен знаниями, идеями, способами действий. Успех этого процесса во многом зависит от организации, важнейшим элементом которой является создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Совместное движение, достижение новых целей, рубежей развивает познавательную активность, переводит ее в разряд сотрудничества и кооперации.

Интерактивное обучение предполагает активное использование индивидуального опыта учащихся, который служит еще одним источником учебных знаний. Задача преподавателя — не передавать готовые знания, а организовать учебный процесс таким образом, чтобы поощрять учащихся к проведению собственных исследований. Организация учебного процесса должна обеспечивать максимальное вовлечение всех учащихся в этот процесс. Благодаря этим подходам интерактивное обучение развивает идеи, содержащиеся в ранних теориях совместного обучения и применяемые в современных концепциях кооперативного обучения.

Кооперативное обучение, также известное как совместное обучение, является формой реализации интерактивного обучения и предполагает достижение интеллектуальной автономии личности и возможность развития социальной компетентности через взаимодействие пяти основных компонентов.

  1. позитивная взаимозависимость. Такая взаимозависимость может быть сформирована при условии, что достижение хорошего результата студентом возможно только при достижении хорошего результата всеми членами группы. Достижение хорошего коллективного результата положительно влияет на индивидуальный результат каждого.
  2. структурированное владение. Оценка работы каждого участника осуществляется путем: a) индивидуального тестирования каждого участника; b) объяснения каждым участником другому содержания изученного материала; c) наблюдения за работой каждой группы и документирования личного вклада каждого участника. Целью совместного обучения является расширение возможностей каждого ученика в отдельности. Студенты вместе учатся тому, что впоследствии смогут использовать индивидуально.
  3. обеспечение того, чтобы учащиеся способствовали успеху друг друга (через помощь, поддержку, признание). Создание таких условий делает когнитивный процесс вербально объяснимым. А вербальные и невербальные реакции членов группы обеспечивают важную обратную связь о деятельности учащихся. У студентов есть возможность познакомиться друг с другом на личном и профессиональном уровне.
  4. предоставлять учащимся необходимые социальные навыки и следить за тем, чтобы они их использовали. Для успешного сотрудничества требуется развитие целого ряда социальных навыков. В дополнение к академическим навыкам, лидерству, принятию решений, укреплению уверенности, общению и управлению конфликтами необходимо обучать целенаправленно и точно.
  5. обеспечить постепенное вовлечение учащихся в групповой процесс и совершенствование их навыков работы в группе.

Роль преподавателя при использовании интерактивных методов

При использовании интерактивных методов роль преподавателя заключается в организации и регулировании процесса обучения. Учитель заранее готовит необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает советы, контролирует время и последовательность выполнения намеченного плана.

При решении задач участникам приходится использовать свой и чужой социальный опыт, общаться друг с другом, совместно решать проблемы, справляться с конфликтами, находить общий язык и идти на компромисс.

Установлено, что в условиях педагогического общения повышается точность восприятия, увеличивается эффективность памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные качества личности, как устойчивость внимания, наблюдательность при восприятии, способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

Эффективность метода связана с тем, что интерактивные методы:

  • вызвать интерес у студентов;
  • поощрять активное участие каждого учащегося в процессе обучения
  • апеллировать к чувствам каждого ученика;
  • способствуют эффективному усвоению учебного материала;
  • оказывают многоуровневое воздействие на учащихся;
  • Обеспечьте обратную связь (обратная связь с аудиторией);
  • формировать мнения и установки учащихся;
  • Формируйте жизненные навыки;
  • Способствовать изменению поведения.

В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности учащихся, формирование их личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия друг с другом и с учителем. С точки зрения сторонников этой концепции, наиболее адекватной и широко используемой моделью интерактивного обучения является образовательная игра. Игра предоставляет учителю возможность создать условия для практического, имитационного воспроизведения результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применения, уточнения и тренировки, учитывая индивидуальные различия учащихся, вовлекая в игру участников с разным уровнем мотивации к обучению. Игры обладают потенциалом для значительного эмоционального и личностного воздействия, формирования коммуникативных навыков и ценностных установок. Поэтому использование развивающих игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств студента.

При проведении занятий в интерактивном режиме рекомендуется соблюдать ряд правил.

Все участники должны быть более или менее вовлечены в работу. Для этого полезно использовать приемы и методы, разработанные сторонниками активных методов обучения.

Необходима психологическая подготовка участников. Не все, кто приходит на сессию, психологически готовы к непосредственному участию в той или иной форме работы. В этом контексте необходимы разминочные упражнения, консолидация и вводные игры.

Количество студентов в классе должно быть в оптимальном диапазоне. Количество участников и качество тренинга могут быть напрямую связаны. Оптимальное количество участников — 9-25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

Рабочее пространство должно быть подготовлено таким образом, чтобы участники могли легко передвигаться и комфортно работать в больших и малых группах. Физический комфорт необходим.

Активное социально-психологическое обучение

Процедуры и правила должны быть установлены в начале сессии, они не должны быть громоздкими и не должны ограничивать свободу творчества. Об этом следует договориться в самом начале и следить за тем, чтобы не нарушать установленные правила. В частности, можно использовать следующий перечень рабочих принципов, который широко применяется в активном социально-психологическом обучении студентов, а также при переподготовке профессионалов:

  • занятие — это не лекция, а совместная работа;
  • общий опыт группы больше, чем опыт преподавателя;
  • все участники равны, независимо от возраста, социального положения, опыта или уровня образования;
  • каждый участник имеет право иметь собственное мнение по любому вопросу;
  • нет места для прямой критики личности (критиковать можно только идею)
  • все сказанное на занятиях — это не руководство к действию, а информация к размышлению.

Лучше формировать рабочие группы на добровольной основе. Можно использовать принцип случайного отбора или применять специальные процедуры.

Эффективность интерактивного обучения в целом равна эффективности активных методов обучения, которые являются основным инструментом. Это подтверждают и специальные исследования[7]. Например, М. И. Винокурова, исследуя педагогический потенциал интерактивных технологий, отмечает, что они имеют ряд способов продуктивного влияния на развитие коммуникативной компетентности учащегося, к которым автор относит социально-психологические показатели (определение личностного смысла учебной деятельности, рост познавательной активности учащихся, изменение мотивации к самостоятельному освоению знаний, изменение самооценки, накопление практического опыта в процессе обучения, системный подход к решению проблем в области образования).

В том же исследовании отмечается существование дихотомии интерактивных технологий: их использование может быть как продуктивным, так и непродуктивным. К возможным непродуктивным результатам относятся напряженное эмоциональное состояние из-за вынужденной активизации мышления и высокой интеллектуальной нагрузки, психологический дискомфорт из-за проигрыша или неудачи, потеря интереса к учению из-за ошибочного поведения со стороны партнеров или преподавателя.

Отдельное место в интерактивном обучении занимает электронное обучение, которое вместе с технологиями дистанционного обучения может быть использовано при реализации образовательных программ независимо от форм обучения.

Электронное обучение [8] — это организация образовательной деятельности с использованием информации, содержащейся в базах данных, применяемых при реализации образовательных программ и информационных технологий, а также технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей для обеспечения передачи по линиям связи заданной информации и взаимодействия участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые преимущественно с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавательского состава.

Условие реализации электронного обучения

Необходимым условием реализации электронного обучения является создание электронной информационно-образовательной среды, которая включает в себя электронные информационно-образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, а также соответствующие технологические средства, обеспечивающие возможность освоения образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения.

По сути, электронное обучение, согласно приведенному выше определению, — это обучение, при котором взаимодействие преподавателя и студента (группы студентов) осуществляется дистанционно с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, то есть интерактивно или виртуально, что накладывает определенные требования к организации и управлению.

Очевидно, что такое обучение имеет две составляющие: дидактическую и техническую. Важность технической составляющей обусловлена наличием необходимого оборудования и такими характеристиками, как скорость и надежность связи, качество изображения, возможности программного обеспечения, согласованность программных элементов и т.д.

Дидактическая составляющая — это практика использования традиционных методических разработок, адаптированных к условиям виртуального общения, а также методик, возможность использования которых определяется достижениями в области информационных технологий. Практически с момента своего появления персональные компьютеры стали предметом, который в полной мере использовался в активном обучении, так как позволял создавать сложные модели, что давало новые возможности для проведения деловых и дидактических игр. Наличие сложной модели позволяет наиболее полно представить особенности изучаемого объекта или явления, а компьютерные технологии дают возможность осуществлять внешнее воздействие на эти модели и мгновенно получать результаты. В связи с этим В.Д. Саюнцов отмечает, что «особенно эффективно использование игровой формы обучения в экономическом образовании в виде компьютерных деловых игр, где наиболее полно используются возможности компьютера, поддерживаются функции хранения информации, выдачи ее в нужный момент студенту и контроля с помощью тестов и решения задач. Основная и наиболее полезная функция компьютера в игре — создание среды, имитирующей объект изучения».

Исследователи подчеркивают, что «компьютерные деловые игры качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения, способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных и познавательных способностей учащихся».

Электронное обучение достаточно молодо, темпы его развития в нашей стране значительно возросли только в последние годы, что связано с появлением широкого спектра новых, легкодоступных возможностей интерактивного общения. Теоретическое и методическое обеспечение электронного обучения развивается не так быстро. Мало теоретических разработок, направленных на выявление эффективных форм и методов электронного обучения, подходов к подготовке методического обеспечения. Мало разработок специализированного программного обеспечения, позволяющего не просто передавать имеющиеся учебные материалы, заимствованные из традиционного обучения, но и широко использовать визуальные, динамические, имитационные и другие возможности современных компьютерных и телекоммуникационных технологий и принципов интерактивного обучения.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методы коррекции психологических нарушений
  2. Основные виды и механизмы внимания
  3. Исследование эмоционального благополучия младших школьников
  4. Зависимость стиля общения от свойств темперамента
  5. Консультирование при переживании утраты
  6. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних в условиях безнадзорности
  7. Психология познавательных процессов
  8. Закрытая кадровая политика
  9. Экспериментальное изучение эмоциональных состояний человека
  10. Виды внимания