Для связи в whatsapp +905441085890

Интерпретация Ницше в философии xx века — биография

Биография

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября в Рёкене под Лютценом как первый сын лютеранского пастора Карла Людвига Ницше и Франциски Ницше, урожденной Элер. Его день рождения совпал с днем рождения короля, Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко религиозной семье, и вера составляла основу его мировоззрения в детские годы.

Его отец умер после года безумия и изнурительных страданий. 4 января 1850 года его младший брат умер от нервного приступа. Трагедия этих дней, которую он пережил, надолго останется в памяти Ницше. В подростковом возрасте Ницше пользовался авторитетом среди своих одноклассников, учился играть на фортепиано, делал первые попытки поэзии и музыкального сочинения. За один день из 12 дней он пишет историю своего детства.

6 октября 1858 г. Ницше поступает в знаменитую Школу Пфортера (под Наумбургом). Он чувствует сильное желание стать музыкантом, несмотря на подготовку к гуманитарной научной работе. Уже в это время он занимался философскими, этическими проблемами. Его любимыми авторами были Шиллер, Байрон и Хёлдерлин.

С 1862 г. Ницше начал регулярно страдать от головных болей, которые, однако, не мешали интенсивному обучению в школе и в свободное время. Пишет стихотворение «Ерманарич» и три статьи: «Фатум и история», «Свободная воля и Фатум» и «О христианстве». Он взволнован опытом своей работы.

В середине октября 1862 г. Ницше покидает Наумбург и направляется в Боннский университет, где изучает теологию и филологию. Затем он переводится в Лейпцигский университет (к профессору Ричлю) для продолжения учебы в области филологии. Первое чтение Ницше Шопенгауэра сопровождается глубоким внутренним конфликтом; он даже называет Шопенгауэра отцом. Ницше пытается глубже изучить искусство и философские системы гениальной древности.

Интерпретация Ницше в философии xx века - биография

Воля и разум в философии Ф.Ницше

В своем творчестве Ницше впал в крайности того, что всегда присутствовало в философии, как одна из ее характерных черт — разрушение. Философия всегда разрушалась.

«Посмотрите на хорошее и справедливое! Кого они ненавидят больше всего? Тот, кто ломает их таблетки ценностей, разрушитель, преступник — но это строитель. Посмотрите на праведников! Кого они ненавидят больше всего? Тот, кто ломает свои таблетки — разрушитель, разрушитель, преступник — но он — исполнитель. Строитель ищет компаньонов, а не трупов, не стада или верующих. Тот, кто творит так, как он творит, ищет тех, кто творит, кто пишет новые ценности на новых планшетах»[1] .

Это было разрушение существующих верований, принципов, системы ценностей. Но философия не просто разрушала, она обычно строила что-то новое вместо того, что разрушалось, она предлагала новые идеи и принципы, которые были заложены в фундамент новой культуры. Философия — это стремление к системе, к дисциплине, к порядку бытия. Это то, что преобладает в немецкой классической философии от Канта до Гегеля.

С. В своей биографической истории Фридриха Ницше Цвейг пишет: «Ницше вторгается в немецкую философию, как флибустеры XVI века в Испании, орда непокорных, бесстрашных, упрямых варваров, без вождя, без короля, без знамени, без родины и отчизны. Он разрушитель всего мира и жаждет только одного: ярости, уничтожения всего имущества, разрушения безопасного, самодовольного мира. Безжалостно совершает набеги, врывается в крепости нравственности, проникает в палисады религии, ни к кому и ничто не даёт пощады, ни запреты церкви, ни государство не останавливают его.

Один из современников Ницше писал, что его книги «увеличили независимость в мире». Цвейг отмечает, что, когда мы входим в его книги, мы чувствуем озон, спонтанный, очищенный от всякой затхлости, окаменелости, чистого воздуха. В этом героическом пейзаже открывается свободный вид, и дует в него бесконечно прозрачный, острый, как нож, воздух для сильного сердца, воздух для свободного духа.

Ницше принимает главную идею Шопенгауэра, выраженную в «Мире», как волю и воображение: воля является основой мира. Уже в своем первом произведении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) он развивает ряд идей, противоречащих устоявшимся представлениям. Книга была принята с враждебностью.

Почти все работы Ницше — «Человек, все слишком человечный» (1878), «Веселая наука» (1882), «За пределами добра и зла» (1886), «Так говорил Заратустра» (1883-1884) — трудно издаются, с трудом продаются, их никто не читает: «После европейской войны меня поймут», — предсказывал Ницше.

В смысле профессиональной, академической философии Ницше не является философом или, по крайней мере, не совсем философом. Он философ — поэт. Его философия воплощена не в логике и строгой системе, а в художественных образах. Как будто Ницше пытается воссоединить философию и поэзию, снять завесу с академизма и профессорской эрудиции, что делает философию недоступной для многих. В конце девятнадцатого века в Германии все еще доминировала философия Гегеля, «философия разума». Для него мир — это различные стадии воплощения познавательного духа: «Все, что реально, разумно, все, что разумно, реально». Мир разумен, в его основе лежит абсолютный дух. Это философский идеализм, которому традиционно противостояла материалистическая философия.

В философии активное, активное, нематериальное начало — дух и ум, а инертное, пассивное начало — материя была разведена и противопоставлена. Разум был предметом, а вещество — веществом. Проблема философии 18-го и начала 19-го веков заключалась в том, как, когда они казались несовместимыми, свести воедино вещество и предмет, материю и разум. Гегель представил вещество, материя, как «инаковость» духа, как воплощенный дух. Дух поглощает материю.

В чем суть философии Ницше

Философия Ницше — это попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Мир не является ни духом, ни материей, он основан на активной жизненной силе. С точки зрения Шопенгауэра и Ницше, это воля. Это не рационально, не рационально, это слепая, спонтанная деятельность. Мир, кажется, сбрасывает с себя ореол порядка, добра и рациональности и превращается в дикую игру сил и стихий. Страсть, несдержанность, мужество, храбрость и сила занимают свое место в этом мире; они рассматриваются как первоначальные качества жизни. Все, что их ограничивает и подавляет, является признаком слабости и болезни. Конечно, нравственность, религия, разум — то, что ранее философия ценила больше всего — попадают в категорию антиценностей. В философии Ницше разум трансформируется из элемента, граничащего с миром, в жалкий и фантомный человеческий интеллект, который считает себя способным доминировать над элементами мира.

Ницше резко критикует всю предыдущую философию. Он, кажется, говорит философам: вы создаете идеи, вы строите теоретические миры, но задумывались ли вы когда-нибудь о том, что выражают ваши теоретические миры? Ты думаешь, что открываешь правду. На самом деле, ваша «правда» ум просто маска воли. Твой разум не является чем-то независимым от тела, которое является хозяином самого себя. Его хозяин слепая сила, воля, самые глубокие устремления, инстинкты вашего тела. Разум, не зная этого, оправдывает только намерения воли. Чтобы понять теоретические конструкции разума, недостаточно знать, что он говорит о себе, к каким целям он сознательно стремится. Необходимо разоблачить, раскрыть скрытые, глубинные мотивы, которые направляют работу разума. Разум — это марионетка воли, хотя он часто думает о себе как о хозяине.

Ницше поставил проблему отношений между сознательным и бессознательным. Это бессознательное, самые глубокие стремления к жизни, что, по его мнению, определяет содержание вашего сознания.

Глубокая жизненная сила — это стремление к господству, воля к власти. Это то, что побуждает философов создавать определенные идеи и навязывать их миру. Но философы об этом не знают. Они видят себя первооткрывателями вечных истин. Вот почему философия, по мнению Ницше, — это нечестная игра. Это нечестно, а не потому, что философы намеренно обманывают, как фокусники на сцене. Они обманывают себя и других, потому что не понимают истинного смысла того, что они говорят. Философ думает, что внешность — это реальность, точно так же, как когда-то люди думали, что движение солнца вокруг земли было реальностью. Коперник должен был прийти, чтобы раскрыть истинное состояние вещей. Ницше делает с духом, с сознанием, примерно то, что Коперник сделал с землей. Он лишает его духа центрального, доминирующего положения и делает его игрушкой воли.

Теперь разум не управляет миром, как считал Гегель, никто не управляет миром. Это воля, темная, слепая сила. «Древняя философия считала, что человек может и должен подчинить волю разуму и нравственности. Мы должны избавиться от этих иллюзий. Мораль определяется волей, а не наоборот».

Оставляя в стороне иллюзии старой морали и философии, мы должны осознать, что воля к власти, к правлению — это основа жизни. Она определяет мир наших желаний и страстей, наших инстинктов. Мысль — это только отношение этих инстинктов. Ницше предлагает распространить этот принцип на весь мир, в том числе и на неорганическую природу. Он говорит, что необходимо выдвинуть гипотезу и предположить, что все механические явления, потому что в них действует какая-то сила, являются актами воли. Материальный мир можно рассматривать как более примитивную форму выражения воли, как своего рода инстинктивную жизнь, в которой все органические функции еще не развиты. Мир, видимый изнутри, будет «волей к власти» и ничем иным, как властью.

Сверхчеловек и «переоценка ценностей»

В целом, мировоззрение Ницше определяется как аристократический анархизм. В его философии можно выделить две основные идеи: 1) идею «супермена»; 2) идею «переоценки всех ценностей».

«Я хочу научить людей смыслу их бытия: этот смысл — супермен, молния из темной тучи, которая называет себя человеком.»

Идея «сверхчеловека» — это попытка создать культурно-нравственный идеал совершенного человека, достижимый в перспективе реального будущего. Ницше находит воплощение своего идеала в таких исторических личностях, как Александр Македонский, Цезарь, Август, Наполеон. Но это исключения из правила, несчастный случай. По словам Ницше, Уберменш — это новый, более высокий биологический вид, превосходящий гомосапиенов. Она должна быть создана путем уточнения, строгости, селекции и преднамеренного размножения новой расы людей. Ницше не биолог и не политик. Поэтому его Уберменш — это скорее художественный образ, поэтическая метафора, отражающая эпохальные тенденции. Уберменш должен был сочетать в себе до сих пор несовместимые качества: сильную волю, страсть, гордость, веселье, чувственность, самолюбие, инстинкт войны и завоевания, и в то же время творчество, созидание нового, способность давать и жертвенно отдавать. Это как бы связь в одном лице мудрого философа и завоевателя-аристократа, Сократа и Александра Македонского.

Идеал супермена контрастирует с современным человеком, массовым индивидом, которого Ницше охарактеризовал крайне негативно. «Самый низкий человек — это последний, то есть современный человек, потому что он не может презирать себя». Он самодовольный и жалкий, заботится о своем здоровье, не переутомляется, уважает равенство, когда нет ни бедных, ни богатых, ибо и то, и другое слишком хлопотно. Каждый считает себя умным, думает, что знает все. У них есть свои удовольствия на день и свои удовольствия на ночь, но здоровье превыше всего. «Счастье найдено нами», скажите последнее. Они не могут понять слов супермена, обращенных к ним».

Своей идеей о супермене Ницше пытается придать новый импульс развитию человека и общества. Он говорит: «Да, существующий человек слаб и ничтожен, и хуже всего то, что он тоже самодовольный и старается не осознавать своей ничтожности. Но самые честные и свободные ненавидят его слабость и объявляют против него жестокую войну. Это будет движение к сверхчеловеческому человеку будущего.

Ницше в своей работе «Так говорил Заратустра» пишет о новой нравственности, о человеке и сверхчеловеке. «Заратустра» происходит от «Зороастризма», имени пророка и реформатора древней иранской религии, называвшейся зороастризмом. Жизнь Заратустры приписывается X-VII годам. Сенчури до н.э. приписывается. Философия, которая говорила на языке абстракций и создавала теоретические конструкции из логических категорий, начинает говорить на языке художественных образов.

Все существа до сих пор создавали что-то в себе», — говорит Ницше. Что за обезьяна по отношению к человеку? Издевательство или болезненный позор. И то же самое должно быть с человеком для супермена: посмешище или болезненный позор. Супермен — соль земли. Человек — это веревка, натянутая между зверем и суперменом, веревка через пропасть. Опасно проходить, опасно оглядываться назад, опасно бояться и останавливаться. Что важно в человеке, так это то, что он — мост, а не пункт назначения, он — переход и падение.

Сверхчеловек должен стать целью, движение к нему движется под влиянием человеческого презрения к себе.

Но путь к сверхчеловеку предполагает уничтожение всех прежних ценностей — понятий добра и зла. Заратустра говорит о том, что придет уничтожить старые таблицы ценностей.

«Война и храбрость сделали больше великих вещей, чем любовь к ближнему. Не твоя жалость, а твоя храбрость спасла до сих пор несчастных. Что хорошо, спрашиваешь ты. Хорошо быть храбрым. Оставьте это маленьким девочкам, чтобы они сказали: «Быть добрым — это то, что сладко и в то же время трогательно». Они называют тебя бессердечным, но твое сердце реально, и я люблю застенчивость твоего сердца. Вам стыдно за отлив в ваших чувствах, а другим стыдно за отлив». Такова мораль сверхчеловека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации
  2. Философские проблемы исследования антропогенеза
  3. Проблема истины в истории философии — Наиболее важные аспекты критериев истины
  4. Человек в своей жизнедеятельности
  5. Бытие как центральная категория онтологии
  6. Вероятностные подходы к объяснению мира
  7. Специфика управления социальными системам
  8. Историцизм в немецкой философии xviii-xix веков
  9. Структура и функции сознания — Концепции сознания
  10. Китайская философия