Для связи в whatsapp +905441085890

Интуиция и её роль в психике человека

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Одиночество, как психологический феномен и экзистенциальная проблема
  2. Проблема агрессивности: биологические и социальные аспекты
  3. Ревность как психологический феномен
  4. Любовь, как психологический феномен
  5. Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы
  6. Движения глаз в процессе восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица
  7. Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу: проблема сходства и различия источников информации о человеке
  8. Применения арт-терапии для преодоления экстремальных и критических состояний психики
  9. Психологические феномены тревожных состояний
  10. Развитие рефлексивной культуры при личностном и профессиональном самоопределении

Введение

В получении новых знаний большую роль играет логическое мышление, методы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности показывает, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс получения новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развернутому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, которая придает познанию новый импульс и направление движения.

Многие выдающиеся ученые нашего времени признают существование такой человеческой способности. Луи де Бройль, например, заметил, что теории развиваются и часто даже кардинально меняются, что было бы невозможно, если бы основы науки были чисто рациональными. По его словам, он убедился в неизбежном влиянии на научные исследования индивидуальных особенностей мышления ученого, которые не являются чисто рациональными по своей природе. «Я имею в виду, в частности, — пишет Луи де Бройль, — такие сугубо личные способности, столь различные у разных людей, как воображение и интуиция. Воображение, позволяющее нам сразу представить себе часть физической картины мира в виде зрительной картины, раскрывающей некоторые ее детали, интуиция, неожиданно открывающая нам в каком-то внутреннем озарении, не имеющем ничего общего с весомым силлогизмом, глубины реальности, — это возможности, органически присущие человеческому разуму; они сыграли и продолжают играть существенную роль в создании науки».

Остановимся подробнее на интуиции. Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно производящий новое знание, является такой же универсальной, присущей всем людям способностью, как чувства и абстрактное мышление.

Понятие интуиции в истории философии

В истории философии проблеме интуиции уделялось большое внимание, понятие интуиции имело различное содержание. Она понималась как форма непосредственного интеллектуального познания или созерцания. Так, Платон понимал интуицию как созерцание идей, которое является видом непосредственного знания, приходящего как внезапное озарение, требующее длительной подготовки ума. Между Платоном и Аристотелем существовала разница в трактовке интуиции: по Аристотелю ум «созерцает» общее в самих вещах, а по Платону — «вспоминает» в особом мире идеальных сущностей. Ни один из этих философов не мог представить себе творчество без интуиции. Философы Нового времени, разрабатывавшие методы рационального познания природы, также не могли не заметить нарушений в логике рационального познания, которые реализовывались с помощью интуиции. Декарт заявляет: «Под интуицией я понимаю не веру в шаткие показания органов чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, а понятие ясного и внимательного ума, столь простое и отчетливое, что оно не оставляет сомнений в том, что мы думаем, или, что то же самое, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое только естественным светом разума и благодаря своей простоте более надежное, чем сама дедукция…».. Р. Декарт считал, что рациональное познание, пройдя через «чистилище» методического сомнения, сопрягается с интуицией, которая дает первые принципы, из которых затем путем дедукции выводятся все остальные знания. «Утверждения, непосредственно вытекающие из первого принципа, можно сказать, познаются, — писал он, — как интуитивно, так и дедуктивно, в зависимости от способа их рассмотрения, сами принципы только интуицией, как, наоборот, их отдельные следствия только дедукцией».

Затем она трактовалась как познание в форме чувственного созерцания. «Безусловно бесспорная, ясная как солнце… только чувственная», а потому тайна интуитивного познания и «сосредоточена в чувственности».

Интуиция понималась также как инстинкт, который непосредственно, без предварительного обучения, определяет формы поведения. А.Бергсон придавал большое значение проблеме интуиции. В частности, он уделил внимание философской интуиции и посвятил ей специальную работу. Интуицию он связывал с инстинктом, с познанием живого, изменчивого, с синтезом, а логическое — с интеллектом, с анализом. По его мнению, логика торжествует в науке, которая имеет своим предметом твердые тела. Связывая интуицию с получением новых знаний в виде чувственных и понятийных образов, он сделал ряд тонких наблюдений; в то же время, опираясь на идеалистическое мировоззрение, он упустил возможность широкой научной трактовки интуиции, что видно уже из его противопоставления интуиции логике.

Интуиция понималась также как скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

В некоторых течениях зарубежной философии интуиция трактуется как божественное откровение, как абсолютно бессознательное явление, несовместимое с логикой и жизненной практикой и опытом.

Различные трактовки интуиции в домарксистских и немарксистских философских и психологических учениях подчеркивают в феномене интуиции общий момент непосредственности в познавательном процессе, в отличие от опосредованного характера логического мышления.

Понятие интуиции, ее особенности

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутой и логически доказуемой форме. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Иногда в сокровенных глубинах души, как бы во вспышке, возникают поражающие силой озарения образы, намного опережающие систематизированное мышление. Способность постигать истину путем непосредственного восприятия без доказательств называется интуицией.

Обычно, характеризуя интуицию, отмечают такие ее черты, как внезапность, непосредственность, неосознанность. Интуиция — сложный познавательный акт, связанный с опосредующей ролью человеческого опыта, с сознанием.

В самом деле, возьмем такой признак интуиции, как внезапность. Решение задачи всегда приходит неожиданно, случайно, казалось бы, в неподходящих для творчества условиях, контрастирующих в той или иной мере с условиями целенаправленного научного поиска. Для определенного цикла познания внезапность действительно имеет место. Однако, и это подтверждается многочисленными фактами, прежде чем совершится интуитивный акт, ему предшествует период длительной работы сознания. Именно в это время закладывается фундамент для будущего открытия, которое впоследствии может произойти внезапно. Интуиция в этом случае лишь венчает период развернутой сложной интеллектуальной деятельности человеческого разума.

То же самое можно сказать и о непосредственности интуиции. Непосредственное знание обычно определяется как то, которое не опирается на логическое доказательство. Строго говоря, абсолютно непосредственных форм знания не существует. Это относится и к логическим абстракциям, и даже к чувственным восприятиям. Последние только кажутся непосредственными. В действительности они опосредованы прошлым опытом и даже будущим. Интуиция также опосредована всей предшествующей практикой и мыслительной деятельностью человека. По мнению П.В. Копнина, интуиция является непосредственным знанием лишь в том смысле, что она не вытекает логически из имеющегося в момент выдвижения нового утверждения чувственного опыта и теоретических построений. В этом смысле интуиция сопоставляется с «дискурсивным» как обоснованным предыдущими суждениями, принятым на основе аргументов, логического доказательства; дискурсивное — опосредованное, интуитивное — непосредственно полученное знание.

Столь же относительной является неосознанность интуиции. Она тоже является непосредственным продуктом предшествующей сознательной деятельности человека и связана с быстротечностью решения проблем в определенных ситуациях. Интуиция включает в себя несколько этапов: 1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) бессознательное комбинирование и обработка накопленных абстракций, образов и правил для решения определенной проблемы; 3) ясное осознание проблемы; 4) нахождение неожиданных для данного человека решений. Французский математик и физик А. Пуанкаре писал об этой особенности интуиции: «Здесь прежде всего поражают проблески внезапной интуиции, которые являются признаками предшествующей ей длительной бессознательной работы. Следует сделать еще одно замечание относительно обстоятельств, при которых происходит эта бессознательная работа; она возможна и, в любом случае, плодотворна только тогда, когда, с одной стороны, ей предшествует, а с другой — за ней следует период сознательной работы».

Иногда результат остается неосознанным, и в этом случае сама интуиция имеет лишь судьбу возможности, не ставшей реальностью. Человек может вообще не сохранять никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции. Одно замечательное наблюдение было сделано американским математиком Леонардом Юджином Диксоном. Его мать и ее сестра, соперничавшие в школе по геометрии, провели долгий и бесплодный вечер, решая какую-то задачу. Ночью матери приснилась задача, и она начала решать ее вслух громким и четким голосом; сестра, услышав это, встала и записала ее. На следующее утро у нее в руках было правильное решение, неизвестное матери Диксона». М., 1972. С. 80). Этот пример иллюстрирует, помимо прочего, бессознательную природу явления, называемого «математическими снами», и действие интуиции на бессознательном уровне человеческой психики.

Виды интуиции

Интуиция подразделяется на несколько типов в первую очередь в зависимости от специфики деятельности субъекта. Особенности форм материальной практической деятельности и духовного производства определяют и особенности интуиции сталевара, агронома, врача, биолога-экспериментатора. Существуют такие виды интуиции, как техническая, научная, бытовая, медицинская, художественная и т.д.

Интуиция издавна делится на две разновидности: чувственную и интеллектуальную.

По характеру новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической. Первую из них часто называют интуицией-редукцией. Примером может служить врачебная интуиция С. П. Боткина. Известно, что пока пациент шел от двери к креслу, Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большинство его интуитивных диагнозов оказывались верными. С одной стороны, в этом случае, как и во всех медицинских диагнозах, частное заменяется общим; в этом отношении интуиция действительно выступает как редукция, и в ней нет ничего нового, как если бы новизны не было вообще. Но другой аспект рассмотрения, а именно аспект отношения к конкретному объекту исследования, постановка конкретного диагноза на основе часто неоднозначного набора симптомов, раскрывает новизну решаемой проблемы. Поскольку этот вид интуиции все же использует определенную «матрицу» — схему, то и сам он может быть квалифицирован как «стандартизированный».

Эвристическая интуиция принципиально отличается от стандартизированной: она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Тот же С.П. Боткин, выступая как ученый-клиницист и разрабатывая теорию медицины, не раз использовал эту интуицию в своей научной деятельности. Например, она помогла ему выдвинуть гипотезу об инфекционной природе катаральной желтухи.

Сама эвристическая интуиция имеет свои подвиды. Для нас важно подразделение по гносеологическому основанию, т.е. по характеру результата. Интерес представляет точка зрения, согласно которой суть творческой интуиции заключается в своеобразном взаимодействии зрительных образов и абстрактных понятий, а сама эвристическая интуиция предстает в двух формах: эйдетической и концептуальной.

В принципе возможны следующие пути формирования сенсорных образов и понятий в сознании человека: 1) сенсорно-перцептивный процесс, в результате которого возникают сенсорные образы; 2) сенсорно-ассоциативный процесс перехода от одних образов к другим; 3) процесс перехода от сенсорных образов к понятиям; 4) процесс перехода от понятий к сенсорным образам; 5) процесс логической дедукции, в котором осуществляется переход от одних понятий к другим. Очевидно, что первое, второе и пятое направления создания эпистемологических образов не являются интуитивными. Поэтому возникает предположение, что формирование интуитивного смысла связано с процессами третьего и четвертого типов, то есть с переходом от чувственных образов к понятиям и от понятий к чувственным образам. Правомерность такого предположения подтверждается тем, что характер указанных процессов хорошо согласуется с наиболее типичными чертами интуитивного «различения истины», зафиксированными в феноменологических описаниях интуиции: происходит трансформация чувственно-визуального в абстрактно-эмоциональное и наоборот. Между зрительными образами и отличными от них понятиями нет промежуточных стадий; даже самые элементарные понятия отличаются от чувственных представлений. Здесь возникают понятия, которые не выводятся логически из других понятий, и образы, которые не порождаются другими образами по законам чувственной абстракции, и поэтому естественно, что полученные результаты кажутся «непосредственно различимыми». Этим же объясняется прерывистый характер указанного преобразования и процесса получения результата.

Примерами эйдетической интуиции являются визуальное представление структуры молекулы бензола Кекуле или визуальное представление структуры атома Резерфордом. Эти представления не ограничиваются простым воспроизведением данных непосредственного чувственного опыта и формируются с помощью понятий. Примерами концептуальной интуиции являются возникновение понятия кватернионов у Гамильтона или понятия нейтрино у Паули. Эти понятия возникли не путем последовательных логических рассуждений, а скачками; большое значение в их формировании имело сочетание соответствующих чувственных образов.

Формирование и проявление интуиции

Многообещающими с точки зрения возможностей раскрытия физиологии интуиции являются исследования канадских физиологов под руководством У. Пенфилда. Их исследования показали, что при стимуляции определенных участков мозга электродами вызываются эмоции, и человек испытывает только эмоциональное состояние, например, страх, не вспоминая ни о каком событии. Эксперименты также показывают, что определенные участки мозга «отвечают» за воспроизведение событий; такое воспроизведение сопровождается возникновением эмоций, причем последние зависят от значимости события.

Эти данные указывают на возможное включение эмоционального компонента в механизм интуиции. Эмоции сами по себе не столь специфичны, как, скажем, зрение. Они более общие, интегральные, и одно и то же переживание может соотноситься с возникновением разнородных чувственных или понятийных образов. Возможно, что на актуальном плане, то есть в данной проблемной ситуации, возникшая эмоция воздействует на участки коры головного мозга с долговременной памятью и по ассоциации вызывает прошлые эмоции и, с их помощью, соответствующие чувственные и понятийные образы или близкие к ним варианты. Но возможны и другие направления эмоций. Так или иначе, их роль, вероятно, заключается в извлечении из долговременной памяти множества вариантов решения задачи с последующим выбором одного из них на заключительном этапе интуитивного процесса. Но не исключено, что их роль иная, что эмоции определяют сам выбор того или иного варианта решения из множества возможных.

Скорость, с которой работает интуиция, загадочна. Свет на эту сторону проливают многие экспериментальные данные, в том числе полученные У. Пенфилдом. Эксперименты показали, что три компонента речи — идейный, вербализация и моторный — локализуются относительно независимо. Оценивая эти данные с точки зрения интуиции, А.А. Налчаджян пишет: «Если принять эту схему, то можно сделать вывод, что вполне возможно бессловесное мышление без моторного сопровождения или со слабым моторным сопровождением. А это не что иное, как подсознательное или сознательное, но образное мышление»». С. 149). А.А. Налчаджян приводит достаточно убедительные аргументы в доказательство утверждения, что после прекращения сознательного анализа научной задачи, процесс ее решения продолжается в подсознательной сфере, что соответствующие электрофизиологические процессы также не прекращаются, а трансформируются, продолжают протекать, но только с измененными характеристиками.

Такая форма мышления значительно ускоряет мыслительный процесс. Наблюдается удивительное явление: на бессознательном уровне можно обрабатывать 109 бит информации в секунду, а на сознательном — только 102 бита в секунду. Все это является важной предпосылкой для развертывания быстрых мыслительных процессов, для оперирования огромным количеством «чистой» информации в подсознательной сфере. Подсознание способно за короткое время проделать огромную работу, которую сознание за такой же короткий промежуток времени проделать не может.

Эстетический фактор также принимает участие в интуитивном процессе принятия решений. Любой вид интуиции, будь то эйдетическая или концептуальная, подразумевает, что картина была перерисована до целостности.

Взаимосвязь целого и части, системы и элемента также внедряется в сознательную и бессознательную сферы человеческой психики в виде определенной схемы или структуры, облекаясь в психологическую установку на достижение гармонии и совершенства. Стремление к гармонии и красоте, реализуемое на подсознательном уровне, может служить фактором, решающим выбор из множества вариантов в пользу более совершенного.

С формированием интуиции и ее действием в проблемных ситуациях в той или иной степени связаны как эстетические и, предположительно, этические факторы, так и эмоциональные и праксеологические. Их обнаружение в процессах интуиции свидетельствует, в частности, о том, что в познавательной деятельности участвуют не «чистые» физиологические и биохимические образования, а человеческая личность, опирающаяся в своем познании на эти механизмы, использующая их как средства, но развертывающая эту деятельность в широком поле разнообразных, живых человеческих отношений и в практике. Индивидуальное познание своеобразно, как своеобразны и интуитивные способности каждого человека, его неповторимость в жизни; но через всю эту специфику проявляется общая социокультурная детерминация познавательной деятельности, социальная природа человеческой личности.

Заключение

Следует, однако, подчеркнуть, что как бы ни была велика сила воображения и интуитивного озарения, они ни в коей мере не противостоят сознательным и рациональным актам познания и творчества. Все эти важнейшие духовные силы человека действуют в единстве, и только в каждом конкретном творческом акте может преобладать та или иная.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. «Теория познания и диалектика» Москва, 1991 г. стр. 168-185.
  2. Алексеев П. В., Панин А. В. «Философия» Москва, 2003 г. стр. 317-336.
  3. де Бройль «По тропинкам науки» Москва, 1962 г. стр. 293-294.
  4. Василев Ст. «Место интеллектуальной интуиции в научном познании» // «Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики» София, 1981 том 1 с. 370 — 371.
  5. «Введение в философию» гл. 2 с. 346.
  6. Вайнберг Б. П. «Опыт методологии научной работы и подготовка к ней» Москва, 1958 г. с. 16.
  7. Гельмгольц Г. «Публичные лекции, читанные в Императорском Московском университете в пользу фонда Гельмгольца» Москва, 1892 г. с. XXII — XXIII.
  8. Декарт Р. «Избранные произведения» Москва, 1950 г. стр. 86, 88.
  9. Кеннон В. Б. «Интуиция и научное творчество», с. 5.
  10. Копнин П. В. «Гносеологические и логические основы науки» стр. 190.
  11. Коршунов А. М. «Познание и деятельность» Москва, 1984 стр. 38-40.
  12. Лебедев С. А. «Интуиция как метод научного познания» Москва, 1980 с. 29.
  13. Налчаджян А. А. «Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания» Москва, 1972 с. 80, 149.
  14. Пономарев Я. А. «Психология творчества» Москва, 1976 г. стр. 213 — 220.
  15. Спиркин А. Г. «Основы философии» Москва, 1988 г. стр. 299-302.
  16. Фейербах Л. «Избранные философские произведения. В 2-х т. Т. 1 с. 187.
  17. «Философский энциклопедический словарь» Москва, 1989 г. стр. 221-222.