Для связи в whatsapp +905441085890

Использование игровых технологий на учебном занятии

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения истории
  2. Реализация концепции диалога культур в воспитательном процессе
  3. Активизация учебно-познавательной деятельности школьников на учебном занятии
  4. Самообразование школьников в процессе обучения
  5. Организация информационно-образовательной среды на уроке истории (в школе)
  6. Современные средства оценивания образовательной деятельности школьников
  7. Диагностическая деятельность педагога в рамках преподавания учебной дисциплины
  8. Формирование эстетической культуры учащихся в современной семье
  9. Деятельность классного руководителя по повышению психолого-педагогической культуры родителей учащихся
  10. Особенности формирования педагогической культуры родителей в условиях общеобразовательной организации (организации дополнительного образования)

Введение

Сегодня школа должна организовать свою деятельность таким образом, чтобы развивать индивидуальные способности и творческую жизненную позицию каждого ученика, внедрять различные инновационные учебные программы, реализовывать принцип гуманного отношения к детям и т.д. Другими словами, школа очень заинтересована в том, чтобы знать особенности психического развития каждого ребенка. И не случайно роль практических знаний в профессиональной подготовке учителей возрастает.

Уровень обучения и воспитания в школе во многом определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, усиления собственной позитивной активности, раскрытия уникальности личности и оказания своевременной помощи в случае отставания в учебе или неудовлетворительного поведения. Это особенно важно в младших классах, когда целенаправленное обучение человека только начинается, когда обучение становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, особенно познавательные процессы и отношение к себе как к субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и т.д.).

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знаний, как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и детей младшего школьного возраста (Ф. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги считают игру важным методом обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выдающимися педагогами современности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) проведен ряд специальных исследований игровой деятельности дошкольников. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе изучали С.В. Арутюнян, О.С. Газман, В.М. Григорьев, О.А. Дьячкова, Ф.И. Фрадкина, Г.П. Щедровицкий и др.

В период перестройки возникла волна интереса к педагогической игре (В.В. Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков и др.)

В современной школе существует острая необходимость в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. Среди таких активных форм обучения, которые недостаточно учитываются в методике преподавания русского языка, — игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческом и исследовательском уровне, но и повседневные шаги в изучении русского языка. Занимательный условный мир игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Еще одним положительным аспектом игры является то, что она способствует применению знаний в новой ситуации, то есть освоенный учащимися материал проходит через своеобразное упражнение, вносит разнообразие и интерес в процесс обучения.

Актуальность игры возрастает сейчас и из-за перенасыщения современных школьников информацией. Во всем мире, и особенно в России, среда для получения специализированной информации неизмеримо расширяется. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время бомбардируют студентов огромным количеством информации. Настоящей задачей школы является развитие самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Одной из форм обучения, развивающих такие навыки, является дидактическая игра, которая способствует практическому применению знаний, полученных на уроке и после урока.

Игра — это естественная и гуманная форма обучения. Когда мы учим через игру, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно давать учебный материал, а так, как дети удобно и естественно его воспринимают.

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Игровые технологии являются неотъемлемой частью педагогических технологий. Согласно классификации Г. К. Селевко, педагогические технологии можно выделить в зависимости от преобладающего (доминирующего) метода:

  1. игривый.
  2. догматический, репродуктивный.
  3. разоблачительно-иллюстративный 4.
  4. обучение, ориентированное на развитие
  5. проблемный, исследовательский
  6. программированное обучение
  7. диалогический
  8. творческий
  9. саморазвивающееся обучение
  10. информативный (компьютерный)

М. Новик, различает неимитацию и имитацию и формы (типы) обучения .

Характерной особенностью несимуляционных классов является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Обучение активизируется путем установления прямой и обратной связи между преподавателем и обучаемыми.

Характерной особенностью симуляционных занятий является наличие модели изучаемого процесса (симуляция индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенностью методов моделирования является их разделение на игровые и неигровые. К игровым методам относятся те методы, при выполнении которых обучаемые должны играть определенные роли.

M. Новик отмечает их высокий эффект в освоении материала, так как достигается значительное приближение предмета к конкретной практической или профессиональной деятельности. В то же время значительно повышается мотивация и активность обучения.

Природа и функции игры и игровой деятельности

Давайте сначала попробуем взглянуть на «фон», выделить существенные характеристики игры, сравнивая игры людей и животных, игры в разных культурах.

Игры существуют и в животном мире. Мы называем играми животных в основном абиотические формы поведения животных, то есть те случаи, когда животные делают то, что не приносит им комфорта или пищи, не удовлетворяет их жизненные потребности и не попадает в категорию «ориентирующей активности». Несерьезно дерущиеся котята, кошка, развлекающаяся с пойманной мышью…. По большей части, игра в животном мире имеет конкретную функцию: это обучение, безопасный способ освоить какое-либо действие.

«Человеческие» игры, по мнению большинства исследователей, выполняют в онтогенезе аналогичную — обучающую — функцию. Исследователи детства — М. Мид, де Моз отмечают, что игры детей примитивных культур, как правило, — имитация профессиональных действий взрослых. Дети возились с маленькими лукошками, горшками, строили маленькие домики и т.д. Даже сейчас, когда детская игра изменилась не только по атрибутам, но и по сути, многие детские игрушки воспроизводят рабочие инструменты взрослых — лопаты, ведра и т.д.

Наиболее распространено мнение о функции игры как обучения навыкам «взрослых» действий. Об этом пишет А.Н. Леонтьев в своей работе «Психологические основы дошкольной игры».

«В процессе деятельности ребенка возникает противоречие между быстрым развитием у него потребности действовать с предметами, с одной стороны, и развитием операций, реализующих это действие, — с другой. Ребенок хочет сам водить машину, хочет сам грести на лодке, но он не может осуществить это действие, потому что не овладел и не может овладеть теми операциями, которых требуют реальные предметные условия данного действия… это противоречие…. может быть разрешена у ребенка только в единственном виде деятельности, а именно в деятельности игры, в игре…» .

Однако существуют и другие взгляды на функцию игры в жизни людей.

В.Н. Дружинин считает, что основной функцией интеллекта является создание прогностических моделей, построение возможных вариантов будущего. Тогда игра (создание вероятных миров и действия с ними) — это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство. Это свойство не зависит от возраста, просто у взрослых «создание моделей мира» называется по-другому — искусство, философия. И чем интеллектуальнее человек, тем больше он должен быть склонен к игре.

Л.С.Выготский в 20-х годах прошлого века обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав книги Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогической ценности игры. Выготский пишет: «Давно уже выяснено, что игра не есть нечто случайное, а что она неизменно встречается на всех ступенях культурной жизни у разных народов и является неустранимой и естественной чертой человеческой природы. Они организуют высшие формы поведения, связаны с решением достаточно сложных поведенческих задач, требующих от играющих азарта, находчивости и изобретательности, совместного и комбинированного действия различных способностей и сил.

… В игре усилия ребенка всегда ограничены и регулируются многочисленными усилиями других игроков. Любая игра-задача включает в себя в качестве обязательного условия умение согласовывать свое поведение с поведением других, вступать в активные взаимоотношения с другими, нападать и защищаться, вредить и помогать, предвидеть исход своего хода в совокупности игры. Игра — это живой, социальный, коллективный опыт ребенка и в этом отношении является абсолютно незаменимым инструментом для формирования социальных навыков и умений.

… Особенность игры в том, что она первой научила рациональному и осознанному поведению, подчинив все поведение известным условным правилам. Это первая школа мышления для ребенка. Все мышление возникает в ответ на известную трудность, возникающую в результате новой или сложной встречи с элементами окружающей среды. Там, где этой трудности нет, где среда известна до конца и наше поведение протекает легко и без задержки как процесс соотнесения с ней, там нет мышления; там везде работают автоматизмы. Но как только среда предъявляет нам какие-то неожиданные и новые комбинации, которые требуют и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, мышление предстает как некий предварительный этап поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счете к определенному отбору из множества возможных, единственно необходимых в соответствии с главной целью, которую должно решить поведение.

… Мысль возникает в результате совпадения множества реакций и выбора некоторых из них под влиянием предыдущих реакций. Но мы можем, введя в игру известные правила и тем самым ограничив возможности поведения, поставив перед поведением ребенка задачу достижения определенной цели, напрягая до предела все инстинктивные способности и интерес ребенка, заставить его организовать свое поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно было направлено к одной цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

Другими словами, игра — это разумная и целенаправленная, спланированная, социально скоординированная, система поведения или затраты энергии, подчиняющаяся известным правилам. В этом есть полная аналогия с трудовыми затратами энергии взрослого человека, характеристики которых, за исключением результатов, полностью совпадают с игровыми. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и работой, которая даже позволяет рассматривать их как полярные противоположности, их психологическая природа полностью совпадает. Это говорит о том, что игра — это естественная форма работы ребенка, присущая ему форма деятельности, подготовка к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он — игривое существо, но его игра имеет великую цель. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает такие элементы, которые ведут к развитию необходимых навыков и умений» .

Польский исследователь Стефан Шуман отметил, что игра — это характерная и специфическая форма деятельности детей, благодаря которой они учатся и приобретают опыт. Шуман отметил, что игра стимулирует высшие эмоциональные чувства детей и активизирует их самым глубоким образом. По мнению Шумана, игру можно представить как процесс развития, который особым образом направлен на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Ценность игры в образовании

Мы подробно рассмотрели природу и функции игры — чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре является одной из основных потребностей человека в целом и ребенка в частности. А содержание игры меняется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок.

Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и в целом склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии игра считается деятельностью дошкольного возраста. В. Москвичев в своей статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис и утверждает, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «неприятия ребенком, а из-за отсутствия объективных возможностей ее реализации…». Другими словами, потребность в игре все еще существует, просто нет форм, в которых эта потребность может быть удовлетворена.

Здесь можно вспомнить один из эпизодов, описанных в «От двух до пяти» К.Чуковского. Рациональная мать старалась вообще исключить игру из деятельности и мышления ребенка, знакомя его с научными фактами и серьезным подходом к явлениям. Выслушав рассказ матери о том, как рождаются дети, сын также вспомнил, как пил чай из живота матери, сидя на крыльце….. Дошкольники не умеют играть. Взрослые не могут не играть. Тем не менее, потребность в игре сохраняется у многих людей на протяжении всей жизни, о чем свидетельствуют не только исследования, но и повседневный опыт. Эпидемии компьютерных игр поражают организации с современным информационным оборудованием; люди, которые по праву считаются оплотом консерватизма и практической жизни — женщины 40-50 лет, обремененные семьей и работой — играют. Стихийное движение «ролевиков», охватывает возрастные группы от школьников до людей 30-40 лет, и считается самым массовым стихийным движением как в нашей стране, так и за рубежом.

По нескольким причинам, которые будут рассмотрены ниже, игра чрезвычайно привлекательна для участников всех возрастов. Учащиеся тратят много энергии, времени и творческой изобретательности, участвуя в играх. Таким образом, когда игра становится средством педагогики, она может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если поместить образовательный контент в игровую оболочку, то можно решить одну из главных проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, которые не следуют желаниям людей. Один из них гласит, что если один этап развития не пройден полностью, то следующий будет искажен. Детство — это время игры, и если вы блокируете способность ребенка играть, не давая ему играть, то на следующих этапах развития он будет доигрывать незаконченную игру вместо того, чтобы двигаться вперед.

«Родительские наставления и запреты могут сыграть с ребенком жестокую шутку. Так было, например, с мальчиком, которому постоянно говорили учиться, учиться и учиться. Научившись читать в три года, к 11 годам он уже учился в 7-м классе. Родители, конечно, гордились своим сыном. Внезапно у мальчика начались проблемы со здоровьем: Головные боли, бессонница, плаксивость, крошащиеся ногти…. В целом, педиатры рекомендовали сделать годичный перерыв в обучении. Психолог посоветовал оставить мальчика в покое как минимум на месяц. В некоторые дни вундеркинд просто спал, а затем постепенно начинал играть в игры трехлетнего ребенка. Постепенно, через день или два, он переходил к играм старшего возраста, узнавая то, что родители скрывали от него в детстве. И через три недели, впервые за многие годы, он пел, когда играл. Его мать хотела отвести его к врачу, но когда она посмотрела на его ногти, то была поражена — они были целы. Прекратились депрессии и нервные срывы. Его вылечили азартные игры».

В учебнике «Психология», написанном В.А. Крутецким, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка — это умение организовать учебную деятельность так, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности надолго отвлекаться. Интересное дело, интересный урок могут увлечь подростка, и он работает с увлечением очень долго, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает уроки интересными для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания» .

Вывод — игра учит. Поэтому стоит поговорить об игре как о средстве обучения.

Интерес к использованию игровых методик в образовании возник не случайно. «Многие наши известные дидакты характеризуют нынешнее состояние государственного образования как кризисное и даже катастрофическое для развития нашей страны, культуры и цивилизации в целом.» Использование игры как средства обучения не случайно.

Педагоги и психологи, видящие в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже много лет успешно используют ее в своей деятельности. Некоторые страны даже решили двигаться в этом направлении: Америка, например, «специализируется» на игровых методах обучения, Франция — на «jeu dramatique» , в Израиле даже учителя без знания игровых технологий не допускаются к работе с детьми.

Имеющийся в нашем распоряжении материал позволяет утверждать, что дидактические игры и игровые технологии представляют большой интерес для учителей. Не раз предпринимались попытки научно классифицировать игру и дать ей исчерпывающее определение, но пока научно определены только связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение игры для развития личности ребенка и взрослого, эмпирически установлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.

Между тем, игровые технологии по-прежнему остаются «инновационными» в системе российского образования. Забавно, что некоторые инноваторы, провозглашая игру панацеей, но игнорируя опыт отечественных ученых, едут изучать игровые технологии за рубеж, видя в них непререкаемый авторитет. Другие не принимают игру, не считают ее особым и/или отдельным направлением в педагогике или соглашаются с формами, не имеющими ничего общего с игрой.

Все это, с осторожностью относясь к подобным крайностям, заставляет нас с уважением относиться к игровым методам как части научной дидактики и технологии обучения. Объединяя опыт ученых из разных отраслей знаний, учитывая как положительные, так и отрицательные результаты научных исследований, мы сосредоточили свое внимание на использовании игровых приемов в таком предмете общеобразовательной школы, как русский язык.

Несомненно, в педагогической практике, как дома, так и в мире, накопился багаж, который можно использовать. Это, прежде всего, игровые технологии. Они широко используются в нашей практике. Игровые технологии имеют большой потенциал с точки зрения приоритетной педагогической задачи: формирования субъектной позиции ребенка относительно собственной деятельности, общения и самого себя. Помимо игровой технологии, эта цель достигается также с помощью метода проектов, модульной технологии и иммерсивного обучения. Например, в нашей школе в качестве внеклассной образовательной деятельности существует проектная деятельность. Модульная технология активно используется нашими учителями, особенно — в начальной школе.

В современной педагогической литературе можно найти интересный материал о различных инновационных технологиях, об их месте в педагогическом процессе, об их роли и значении в нем. Однако удивительно, что среди большого количества действительно новых технологий есть и вполне традиционные, такие как игры.

Нам кажется неуместным называть игровые педагогические технологии «инновациями». Конечно, мы признаем, что раньше эти методики были менее популярны, чем сейчас, но в педагогическом процессе, как нам кажется, присутствовали всегда.

Механизмы притяжения игры

Д. Кавторадзе определяет игру как «вид группового диалогового исследования возможной реальности в контексте личных интересов» .

Это определение подчеркивает наличие:

  1. Личные интересы каждого участника;
  2. «возможная реальность» (другая реальность);
  3. Возможность действовать в этой реальности (исследование);
  4. группы (включение в общение);
  5. Диалог (в тексте произведения автор указывает, что более точным был бы термин «полилог»).

К.Д.Ушинский писал: «Для ребенка игра — действительность, причем действительность гораздо более интересная, чем то, что ее окружает. Это интереснее для ребенка именно потому, что это отчасти его собственное творение. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы реальной жизни, в которую он еще не мог войти во всей сложности ее явлений и интересов. В реальной жизни ребенок — не более чем ребенок, существо, еще лишенное самостоятельности, слепо и беспечно плывущее по течению жизни; в игре ребенок — уже зрелое человеческое существо, испытывающее свои силы и самостоятельно распоряжающееся своими созданиями».

Основываясь на этой мысли Ушинского, можно выделить следующие факторы, которые делают игру не только привлекательной, но и необходимой для ребенка, единственной сферой реализации потребностей:

Независимость. Игра — единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства. И это важно не только для детей. Одной из причин кризиса, трудностей подросткового возраста является как отсутствие собственной активности. Проба сил всегда ассоциируется с неудачей. Поэтому попробовать себя во взрослой сфере практически невозможно, никто не даст ребенку и подростку работу, практически обреченную на провал. Школьные мероприятия очень ограничены и немногочисленны.

Возможность заниматься творчеством вне игры доступна лишь небольшому числу школьников. Игра — это возможность творить «безнаказанно» — в очень многих областях жизни. В сфере межличностных отношений (классические игры, такие как «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), в исполнительском искусстве — лепка из глины, рисование, шитье костюма…..

V. Геронимус выделяет следующие факторы, способствующие возникновению интереса к игре :

  • Удовольствие от контакта с партнерами по игре;
  • Удовольствие от демонстрации партнерам своих способностей как игрока;
  • Волнение от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и их последующего разрешения во время игры;
  • Необходимость принятия решений в сложных и зачастую неопределенных условиях;
  • Быстрое разъяснение последствий принятых решений. Это выяснение обычно возможно только в ходе игры, поскольку последствия … также зависит от непредсказуемых действий других игроков;
  • удовлетворение от успеха, промежуточного или окончательного;
  • если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;
  • Если игра является азартной, то… Заинтересованность в финансовой прибыли.

Б.Д. Эльконин в своем выступлении на конференции «Педагогика развития» сформулировал такой механизм интереса, как энергия исследования новых возможностей. Вновь открывшаяся возможность обычно побуждает человека испытать ее. Этим объясняется, например, интенсивное увлечение детей и взрослых Интернетом — эта сеть дает ощущение почти неограниченных возможностей.

Заключение

Сегодня школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечивала бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого ученика, внедрение различных инновационных образовательных программ, реализацию принципа гуманного отношения к детям и т.д. Другими словами, школа очень заинтересована в том, чтобы знать особенности духовного развития каждого ребенка. И не случайно роль практических знаний в профессиональной подготовке учителей возрастает.

Уровень обучения и воспитания в школе во многом определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, усиления собственной позитивной активности, раскрытия уникальности личности и оказания своевременной помощи в случае отставания в учебе или неудовлетворительного поведения. Это особенно важно в младших классах, когда целенаправленное обучение человека только начинается, когда обучение становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, особенно познавательные процессы и отношение к себе как к субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и т.д.).

В связи с этим возникает актуальность в разработке игровых технологий для современной школы. В последнее время было опубликовано несколько руководств по игровым технологиям. Хотелось бы отметить работы А. Б. Плешаковой «Игровые технологии в образовательном процессе», А. В. Финогеновой «Игровые технологии в школе» и О. А. Степанова «Профилактика школьных трудностей у детей» следует упомянуть.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность автору определить теоретические основы проектирования и использования дидактических игр различных типов, предназначенных для применения в обучении русскому языку.

Анализ литературы и практики преподавания привел автора к необходимости разработки комплекса игр, направленных на повышение познавательной активности учащихся при изучении нового материала.

Материал, изученный в игровой деятельности, забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органично сочетаются развлечение, которое делает процесс обучения доступным и увлекательным для учащихся, и активность, благодаря участию которой в учебном процессе обучение становится более качественным и продолжительным.

Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех этапах изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Практика в психологии старения. М., 1998.
  2. Азаров Ю. L. The Art of Raising. М., 1985.
  3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
  4. Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 1996.
  5. Аркин Е. А. Ребенок и его игрушки в условиях первобытной культуры. М., 1935.
  6. Асеев В. Г. Психология старости. Иркутск, 1989.
  7. Асмолов А.Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.
  8. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.
  9. Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 1977.
  10. Белкин А. С. Основы педагогики старости. Екатеринбург, 1992.
  11. Берне Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.
  12. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
  13. Беспалько В.П. Компоненты педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.
  14. Богусловская З.М. Развитие познавательной активности дошкольников в связи с дидактическими играми по истории // Известия АПН РСФСР. Вып. 64, М., 1955.
  15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. М., 1968.
  16. Букатов В.М. Педагогические секреты дидактических игр. М., 1997
  17. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
  18. Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки. Спб, 1977.
  19. Вуд Г.Ф. Морские млекопитающие и человек. Спб, 1979.
  20. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детстве. М., 1991.
  21. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.
  22. Выготский Л. С. Мышление и язык // Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 2. М., 1982.
  23. Выготский Л. С. Психология образования. М., 1991.
  24. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1996.
  25. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. Спб, 1996.
  26. Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика. М., 1989.
  27. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. К., 1916.
  28. Давыдов В. В. Типы общения в образовании. М., 1972.
  29. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  30. Ершова А.П. Уроки театра в школе. М., 1992.
  31. Кавтарадзе Д.Н. Учебник для учителей. М., 1998.
  32. Козырева А.Ю.. Лекции по педагогике и психологии творчества. 32. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества — Пенза, 1994.
  33. Колоцкая Д.А. Игры для детей, их психолого-педагогическая ценность. М., 1909.
  34. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
  35. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986.
  36. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1977.
  37. Кулагина И.Ю. Психология старения. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.
  38. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.
  39. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
  40. Леонтьев А.Н.. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций А.Н. Леонтьева. М., 1971.
  41. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Сов. педагогика, 1944. 8-9.
  42. Леонтьев А. Н. Н. Проблемы психического развития. М., 1959.
  43. Леонтьев А. Н. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  44. Линдсей П., Норман Д. Обработка информации у человека. М., 1974.
  45. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций. М,, 1992.
  46. Макаренко А.С. Лекции по воспитанию детей. М., 1940.
  47. Мухина В. С. Психология старости: учебник для студентов. М., 1997.
  48. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.
  49. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты. М., 1995.
  50. Педагогические технологии / под ред. Кукушкина В.С., Ростов н/Д. 2002.
  51. Пиаже Ж. Психология интеллекта / / Пиаже Ж. Избр. труды. М., 1969.
  52. Пидкасистый П.И., Гайдаров Ж.С. Игровые технологии в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.
  53. Пирс, Дж. Символы, сигналы, звуки. М., 1967.