Для связи в whatsapp +905441085890

Использование традиций народной педагогики в деятельности классного руководителя (учителя)

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Тенденции совершенствования современного урока
  2. Использование элективных курсов в современной системе общего образования (на примере учебных дисциплин: истории)
  3. Совершенствование организации самостоятельной работы учащихся
  4. Особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми в условиях образовательной организации (школы-интерната)
  5. Использование индивидуального образовательного маршрута в работе с одаренными детьми в условиях образовательной организации
  6. Влияние средств массовой информации на формирование личности современного школьника
  7. Влияние Интернет на формирование коммуникативных качеств современного подростка
  8. Формирование эстетической культуры подростков в преподавании истории
  9. Специфика инклюзивного обучения в образовательном процессе
  10. Межэтнический диалог как средство формирования толерантности у подростков/старшеклассников

Введение

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «образование существует в русском народе столько, сколько существует сам народ», вполне применимы ко всем другим народам. В то же время они предполагают, что народная педагогика зародилась в древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и повлияла на ее ранние формы. Анализ истории древней педагогической мысли Средней Азии и Казахстана показывает, что первые социальные памятники педагогики возникли под непосредственным влиянием национальной жизни, национальной педагогической культуры. Можно сказать, что историки педагогики С. Д. Бабишин и Б. Н. Шитюров, что «древнерусские мыслители как представители официальной педагогики не могли игнорировать богатый опыт воспитания, накопленный их соотечественниками». От «Сказания о законе и благодати» Илариона до «Молнии Даниила Заточника» можно увидеть постоянное обращение к мудрости народной педагогической мысли. Такое переплетение является главной особенностью работ с одиннадцатого по тринадцатый век.

Исследователи древнерусской педагогической мысли убедительно показали взаимовлияние и взаимозависимость официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Если в официальной педагогике всегда проявлялось влияние церкви и идеологии правящих классов, то народная педагогика, хотя в какой-то степени и подвержена этим влияниям, в целом выражала мысли и чаяния народа, его мировоззрение, воспитание и формирование молодого поколения. Аналогичную преемственность можно наблюдать в педагогической мысли Средней Азии и Казахстана.

Анализ наследия Ибн Сино (Авиценны), Бируни, Джами, Хорезми, Дехлеви, Кайяма, Навои, Фараби, Саади и других педагогов показывает, что их представления о воспитании, в частности, имеют тесную связь с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: Пословицы, поговорки, сказки и легенды. Кроме того, некоторые народные сказки напрямую связаны с поступками, жизнью и деятельностью великих людей.

Эти ученые выражали идеи гуманизма, подчеркивали необходимость прививать подрастающему поколению высокие моральные качества, воспитывать их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов имеют много общего по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказали большое влияние на формирование образовательной культуры народов Средней Азии и Казахстана и сохраняют свою актуальность в наше время.

Народная мудрость воспитания — это выражение многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

В сложном взаимодействии с официальной педагогической доктриной народная мудрость должна была выстоять, выражая мысли и чаяния народа об образовании и воспитании детей, его самого ценного богатства.

В ходе исторического развития они преодолели ошибочные представления об образовании. Основы народных взглядов на образование связаны не с религией, не с магией, не с обрядами, а с рабочим классом и светской практикой народа.

Если провести сравнительный анализ взглядов великих мыслителей и народа на образование, то можно увидеть полное единство, в основном в виде легко запоминающихся афоризмов. Изобразительное слово как средство выражения, с одной стороны, и как информативное и коммуникативное средство, с другой, служит как бы связующим звеном между учениями мыслителей и богатейшими афоризмами народа.

Народная педагогика и ее характерные особенности

Историография исследований по проблемам отечественной педагогики показывает, что изучение национального опыта воспитания как общественно-исторического явления на всех этапах исторического развития находилось в сфере научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий чешский педагог Я.А. Коменский исследовал идею «материнской школы», основываясь на опыте семейного воспитания. Известный швейцарский педагог Г. Песталоцци создал свою «Книгу для матерей», обобщив опыт швейцарского народного воспитания. Он был убежден, что образование, основанное на естественных принципах, которое начинается дома, должно быть продолжено в школе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко ценил педагогический потенциал народной педагогики. «Образование, созданное самим народом и основанное на народных принципах, — писал он, — обладает той воспитательной силой, которой нет в лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Он глубоко верил в принцип, что «нация без национальности — это тело без души», и на основе этого принципа основал идею национальности. Хорошо зная народные обычаи, ритуалы и традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков — зеркало для потомков», и поэтому выступал за национальное воспитание, поскольку оно является живым примером в процессе развития нации.

Принцип национального воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родным языком. Н.К. Крупская придавала большое значение развитию языка ребенка в семье, особенно в процессе общения матери и ребенка, она обращала внимание на то, что «язык матери служит ему орудием для выражения себя, своих мыслей, своего настроения».

А.С. Макаренко, основываясь на собственном опыте народного учителя, был убежден, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркнул, что «воспитание в семье, в профессии является самым важным для будущей квалификации человека».

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он придерживался мнения, что, несмотря на богатство и большую практическую значимость народной педагогики, она не изучена должным образом, не проводится тщательных исследований по этой тематике.

«О народной педагогике до сих пор никто серьезно не задумывался, и, видимо, это принесло много неприятностей педагогике, — писал он.

— Я убежден, что народная педагогика — это центр духовной жизни народа. Народная педагогика раскрывает национальный характер, лицо народа! Характер народа, его облик, его мысли и стремления, его нравственные идеалы особенно ярко раскрываются в созданных им сказках, легендах, эпосах, пословицах и поговорках.

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав их «русской народной педагогикой». В 1890 году Д. Булгаковский и Г. Пинчук непосредственно обратились к памятникам народной педагогики — пословицам, песням, загадкам, обрядам, впервые выделив их воспитательное значение в народной жизни в более широком аспекте. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского этнографически и педагогически проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь, А. Соболев, рассматривает проблему детских игр в сочетании с детскими песнями, еще более расширяя границы народной педагогики.

Народная педагогика тесно связана с этнографией и лингвистикой. Проблемы народной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспекте рассматривались в ряде исследований историков, филологов и этнографов.

В советский период одним из первых проблемой народной педагогики занялся известный этнограф и педагог Г.С. Виноградов, который описал сущность этого явления как часть педагогической культуры народа и заявил о праве на существование термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний и умений», — утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, используемых людьми для формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда мы говорим о народной педагогике, мы имеем в виду не педагогическую теорию, а педагогическую практику. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народных воззрений, средств воздействия на молодое поколение в целях его образования и воспитания следует назвать народной педагогикой.

Вопросы народной педагогики были предметом исследований ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.С. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них, конечно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

На основании исследований этих ученых мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и обучения, а основным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, собранных людьми о человеке и его воспитании, и практическая деятельность работников по воспитанию подрастающего поколения.

Народная педагогика, которая является предшественницей научной педагогики, имеет ряд своеобразных и характерных черт в гносеологическом, историческом, логическом и структурном плане. Анализируя содержание и формы памятников народной педагогики, можно выделить ее характерные особенности.

Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько, сколько существуют люди. Образцы народного искусства и ремесел были известны уже в эпоху среднеазиатской древности (III век н.э.). Искусство слова, возникшее в глубокой древности, воплотилось, прежде всего, в художественном народном творчестве — в сказках, легендах, эпосах, пословицах и других памятниках народной педагогики.

Великие педагоги разных времен и народов развивали в своих произведениях идеи принадлежности к нации, принципы воспитания природой, широко распространенные образцы народной педагогики как выражения народной мудрости.

Поскольку народная педагогика основана на эмпирических знаниях, то наряду с практически достоверными и полезными знаниями и информацией она содержит также искаженные, неточные, а иногда, под влиянием религии и господствующей идеологии, ошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к женщинам, подчиняются проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять телесные наказания в семье и т.д.

Как известно, в основе народной педагогики лежит наивно-реалистическое и стихийно-материалистическое воззрение народной философии. Люди обычно правильно представляли себе материальность мира, проявление причинно-следственных связей, взаимосвязь и взаимозависимость явлений в природе и обществе, единство формы и содержания, борьбу противоположностей. Когда люди используют такие афоризмы, как «В каждой трудности есть легкость», «Даже самое лучшее зеркало не отражает обратной стороны вещей» и т.д., невозможно не заметить, что они имеют правильное представление о диалектике жизни.

Наличие элементов атеизма в памятниках народной педагогики свидетельствует о стихийном материалистическом мировоззрении народа. Народ выражал крайне негативное отношение к духовенству. Например, «Хотя тюрбан у муллы белый, живот у него черный».

Люди имели собственное понимание роли среды в воспитании и не верили в фатальную наследственность. Люди рассуждали логически: «Хороший человек рождается от плохого человека, а плохой человек рождается от хорошего человека».

Люди внимательно наблюдали и знали психологические особенности детей: «Привычки трехлетнего ребенка сохраняются до восьмидесяти лет», «Ребенка надо воспитывать, пока он в колыбели».

Как и другие произведения фольклора, памятники народной педагогики синкретичны. Народная педагогика имеет четкие и однозначные законы, систематизированные знания и точные научные термины. Терминология народной мудрости сохраняет отпечаток народного диалекта, типичных народных примет и выражений. Все это делает язык народной педагогики понятным и близким самым широким слоям трудового коллектива. Характерно, что многие слова, грамматические формы, уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, причем они не воспринимаются как абсолютно устаревшие, напротив, успешно выполняют свою функцию. Как отмечает Г.С. Лазутин, «различные факты и явления языка: лексика, синтаксис, морфология и фонетика фольклора в своих идеологических и эстетических функциях не изолированы друг от друга, а находятся в очень тесном контакте…».

Большая убедительность, образность, конкретность и эмоциональность достигаются не только эпитетами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и восклицаниями, но и всеми средствами лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется композицией, ритмом и, в песенных жанрах, мелодией.

Следующей характерной чертой народной педагогики является ее коллективная творческая основа. Еще В. Г. Белинский писал, что «автором русской народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица». А.Н. Веселовский, защищая коллективное начало народного эпоса, метко заметил, что народные эпосы анонимны, как средневековые соборы.

Памятники народного эпоса не знают имен своих создателей. Творческая индивидуальность в фольклоре не свободна в «самовыражении», коллективные и индивидуальные творческие акты разделены временем и пространством, а люди, вкладывающие свое творчество в то или иное произведение, фактически не знают друг друга. Каждый создатель добавлял или изменял что-то к услышанному, но традиционно передавалось только то, что было интересно всем, и то, что было наиболее удачным и присущим той среде, в которой оно использовалось.

Коллективный характер фольклора выражает истинную национальность. Поэтому все богатство фольклора, включая все народные афоризмы в образовании, — это «коллективное творчество всего народа, а не личная мысль одного человека». (А.М. Горький)

На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор — народ.

Народная педагогика имеет чрезвычайно широкую аудиторию. Художественное народное творчество, памятники народной педагогики заменили молодежный театр, которого она не знала, школу, в которую ее не пускали, книгу, которой ее лишили.

Наиболее действенной чертой народной педагогики является ее связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не нужно было и не нужно заботиться об укреплении связи с жизнью, потому что она сама есть жизнь; не нужно было внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама есть педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом — для народа. Не случайно во многих семьях, где в прошлом не было даже основ научной педагогики, люди воспитывали свое подрастающее поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.

Народная педагогика, как и все другие формы духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Сходные жизненные обстоятельства, сходные традиции и обычаи влияют друг на друга, порождают близкие по форме и содержанию повествования, афоризмы.

Пословицы и поговорки — это народно-педагогические миниатюры

Пословицы и поговорки — один из самых активных и распространенных памятников народной поэзии. На протяжении веков люди обобщали в них свой социальный и исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражая мысли и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически выработанный взгляд на воспитание подрастающего поколения. В практике семейного воспитания народ на протяжении многих поколений отбирал все педагогически ценное и выражал это в форме дидактических афоризмов.

В.И. Ленин писал: «Есть такие крылатые слова, которые с удивительной ясностью выражают сущность довольно сложных явлений. Многие народные пословицы и поговорки как раз и являются теми словами, которые суммируют сокровенные мысли людей о человеке, о воспитании, о формировании личности.

Многие поколения воспитывались и обучались на пословицах, поговорках, поговорках, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.

Пословицы и поговорки высоко ценятся людьми, ведь «в полой воде не рыба, в пословице не ложь». Пословицы и поговорки служат источником понимания, примером для подражания, хорошим проводником и первым учителем, поучительным наследием прошлых поколений и примером образного мышления.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную педагогическую идею, они создаются, шлифуются, имеют как бы определенную педагогическую цель, дидактические цели, продиктованные педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Прежде всего, афоризмы чрезвычайно лаконичны, немногословны, коротки, назидательны, легко запоминаются и служат девизом в жизни молодых людей. Например, очень типичными являются пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. Казахи говорят: «Будешь много работать — будешь есть». «Если будешь много работать, станешь хорошим», — советуют кыргызы.

Краткость и лаконичность пословиц особенно важны для запоминания моральных норм и правил. И люди позаботились об этом: «Конец терпения — золото», «Доброе слово слаще меда».

В афоризмах кратко и образно выражены мысли народа о воспитании и формировании человеческой личности. Педагогический гений народа продуманно и целенаправленно создавал не только однострочные, но и двустрочные, в некоторых случаях многострочные и даже многоступенчатые афоризмы с поэтическими рифмами.

Большинство миниатюр были написаны однострочными афоризмами: «Нет разговора без еды», «Нет дружбы в торговле», «Беда — голова от губ».

В двустрочных афоризмах вторая половина, как правило, путем сопоставления усиливает основную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. Например, «Ворона называет своих птенцов белыми, ежик называет своих детей ласковыми», «Бойся не темного облака и болтливого, а белого облака и молчаливого». Здесь люди более подробно выражают свои мысли, где-то осуждают, где-то дают советы, где-то предостерегают.

Ступенчатые многострочные афоризмы привлекают внимание слушателя повторением к основной мысли пословицы: «Где много зеленой травы, там жирные быки; где ссоры, там жирные судьи; где мертвецы, там жирные», или другой: «Когда женятся два хороших человека, бывает счастье; когда женятся хороший и плохой человек, бывает беда; когда женятся два плохих человека, бывает война». Повторяя и сравнивая эти пословицы, люди старались укрепить чувство меры, справедливости, правильной оценки людей и т.д.

Все это говорит о том, что люди формировали и выражали свои образовательные рекомендации исходя из жизненных потребностей и реагировали на различные проявления материальной жизни общества. Фр. Лафарг выразил это очень хорошо: «Повседневные выражения и пословицы показывают, возможно, даже более ясно, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык с явлениями окружающей жизни.

Таким образом, в сочинении афоризмов видна их воспитательная польза, не только для усвоения истин, но и для того, чтобы они стали неписаными законами жизни, оказали непосредственное влияние на формирование и становление личности.

В целях усиления воспитательного эффекта миниатюр, также было предпринято стремление придать афоризмам художественность, используя различные средства поэтической образности и словесного ритма, добиваясь яркой интонации афоризмов.

Анализ народных афоризмов показывает, что они находят свое выражение в семантическом параллелизме и в противопоставлении, когда мысль, выраженная в одной части пословицы, усиливается противопоставлением в другой ее части. Существуют примеры смешанного параллелизма, когда различные предметы, явления и понятия сравниваются в общих чертах. Эмоциональность народной поэтической речи также усиливается и намеренно подчеркивается задаванием риторических вопросов. Чтобы подчеркнуть дидактическую ценность практики, казахи задают риторический вопрос: «Сравнимо ли то, что мы слышим, с тем, что мы видим? «. Пословица призывает сопоставлять услышанное с увиденным, то есть практиковать.

Пословицы и поговорки с риторическими вопросами привлекают внимание человека к существенной, смысловой стороне изречения, побуждают задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, и тем самым достигается более эффективное эмоциональное воздействие афоризмов на сознание и поведение молодежи. Таким образом, народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию.

Риторические восклицания имеют определенную дидактическую задачу. Одним из признанных методов воспитания в народной педагогике является подсказка. Например, в желании безобидно повлиять на нового человека в семье, говорят: «Я тебе подскажу, а ты послушай мою невестку!».

Для того чтобы эмоционально затронуть молодое поколение, целесообразно использовать богатство звуковой формы, обратить внимание на музыкальность и мелодичность афоризмов, а для этого использовать сравнения, антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию и т.д. Особенно часто прибегают к иронии, поскольку она дает возможность в мягкой форме высмеять негативные явления, неоднократно подхватывая идею в аллегорической форме, когда комедия и остроумие намеренно подаются в серьезной манере.

Тонкая ирония и мягкий юмор присутствуют в афоризмах, где люди высмеивают отцов, которые не рады рождению ребенка и видят в нем обузу для себя: Осел принес радостную весть: «У тебя родился сын!». Осел ответил: «Это значит, что у меня меньше еды, но больше ноши! » .

Таким образом, с помощью иронии афоризмов человек, соблюдая определенный воспитательный такт, обращает внимание на человеческие слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.

Воспитательный потенциал афоризмов стремились повысить за счет использования гипербол, намеренно усиливающих и подчеркивающих особую важность определенных жизненных ситуаций: «Как в девять, так в девяносто» (о важности воспитания в детстве). С помощью преувеличения намеренно указывается на важность таких качеств, как трудолюбие, усердие в познании, верность в любви и т.д.

Метафора как форма аллегорической образности, основанная на сходстве двух явлений, встречается и в структуре народной мудрости: «Яблоко от яблони недалеко падает», «Любовь сильнее смерти», «Мужчина и женщина — птицы одного гнезда».

Педагогический анализ показывает, что для усиления эмоционального воздействия афоризмов на людей, люди старались сделать поэтическую речь мелодичной, музыкальной, используя для этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологию, олицетворение и т.д.

В совокупности пословицы и поговорки представляют собой народно-педагогические миниатюры, в которых в определенной степени выражена народная концепция дидактических принципов воспитания и образования человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для реализации принципа доступности; обилие элементов ритма и поэтического языка придает афоризмам образность, формируя основу наглядности; композиционная структура афоризмов, использование повторов, риторических вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа постоянства, системности и последовательности.

Ведь все афоризмы, отражая условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, стремления людей, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.

Главное в народной педагогике — это процесс воспитания и образования подрастающего поколения. Большой научный и педагогический интерес представляют вопросы о том, как люди понимают сущность воспитания, какие методы и приемы используются в воспитательном процессе, какие представления имеют люди о труде, нравственном, интеллектуальном, физическом и эстетическом воспитании.

Народ всегда правильно представлял себе суть воспитания молодого поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят: «Образование — бесценное сокровище.

Воспитание человека — трудная задача: Она требует заботливого и внимательного отношения, определенных знаний и навыков. Существует много высказываний об этих трудностях, но все они могут быть выражены одним выводом: «Кто не воспитывает свое сердце, тот не воспитывает ребенка».

Люди с древних времен знали, что образование появляется с появлением человека. Образование — это вечная категория, оно существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для воспитания было упущено или воспитание было неправильным, необходимо повторное воспитание, а это более сложная задача. Не зря говорят: «Даже генералы не могут справиться со своими сыновьями и внуками, которые ведут беспутную жизнь». «

Самообразование, по общему мнению, имеет большое значение в жизни человека. Популярный афоризм прямо наставляет юношей и девушек: «Родители дали тебе жизнь, ты должен воспитывать себя сам». Верно сказано. Народники выдвинули своеобразную программу самовоспитания молодого человека: «Хочешь узнать себя — спроси мнение людей», «Вежливости можно научиться у невежд» и т.д. В этом смысле мы убеждены, что молодые люди могут развить в себе лучшие человеческие качества через самообразование: Благородство, вежливость, трудолюбие, скромность, справедливость, бесконечная честность и правдивость.

Педагоги, чьи имена известны во всем мире, отмечали огромную роль образования в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «характер человека наиболее формируется в первые годы его жизни, и то, что входит в характер в эти годы, — закрепляется, становится второй натурой человека». Все, что человек узнает в будущем, никогда не имеет той глубины, которая отличает все, что усваивается в детстве. На протяжении веков человек эмпирически накапливал определенные знания, психологические и возрастные особенности детей. Особое внимание было уделено образованию в раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения, как: «Ребенку, у которого режутся зубы, не нужна жевательная пища», «Ребенка нужно воспитывать в колыбели, а теленка на поводке».

Трудовое воспитание лежит в основе народного образования

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно фактически является ее ядром. С древних времен трудовое воспитание детей и молодежи было главной задачей родителей, а позднее — образовательных и других общественных учреждений.

Работа в Средней Азии и Казахстане в основном была связана с животноводством, садоводством, разведением шелкопряда и народными ремеслами. Известный фермер, почетный академик ВАСХНИЛ Т.С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовная кладовая народа создавалась тысячелетиями сельскохозяйственной цивилизации. Все моральные каноны, нравственные идеи, даже художественный вкус целых эпох обусловлены отношением человека к матери — сырой земле». Тяжелый труд земледельцев и животноводов, отношение к хлебу как к святыне, к хлопку — все это воспитывало в детях любовь к труду и людям труда. Народ не только прославлял труд как неоценимый дар природы человеку, но и идеализировал, как бы одухотворял его: «Труд — отец всего».

Люди всегда заботились о том, чтобы молодое поколение осваивало несколько профессий, каждый становился «мастером на все руки». Среди народов бытует мнение: «Лишнее мастерство не делает голову», «семьдесят профессий — это мало для молодого человека». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми навыками и умениями. Люди четко осознали, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, потому что «есть вещи, которые не делаются, пока им не научишься, но есть и такие, которые следует делать».

Люди смеются над человеком, который ищет легкую работу. Пословица гласит: «В дождливый день много желающих покормить цыплят. Особенно негативным является отношение тех, у кого «белые руки», кто любит чужую работу. Люди смеются над человеком, который не думает о результатах своего труда или занимается неразумной, бесполезной работой. В таких случаях люди говорят: «Отрубив топором корни дерева, поливай верхушку водой».

Если мы хотим сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, мы можем сказать, что народ выступал за всеобщее трудовое воспитание, за честный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в сказке; праздные, ленивые, нерадивые высмеиваются с нескрываемой иронией и сарказмом. Сказки, как известно, идеализируют силу и способности героев, но по сути речь идет о вере народа в человека, в его интеллект, его готовность преодолеть все трудности для достижения поставленной цели.

А.С. Макаренко уделял большое внимание трудовому воспитанию детей в семье. Опираясь на традиции народной педагогики, рассматривая семью как ядро нового общества, где происходит первоначальное заложение и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребенка, педагог утверждает, что правильное воспитание не может быть представлено как нетрудовое. Объясняя смысл и важность трудового воспитания, он советует родителям учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, следует отметить, что семья должна готовить ребенка к труду, причем не только и частично для нужд семьи, но особенно к труду в общественном сообществе.

Во-вторых, мы должны много работать, чтобы детей не заставляли работать, то есть они должны быть творческими, работать с интересом, любовью, не боясь «трудового пота».

В-третьих, мы должны воспитывать в детях определенные моральные качества во время работы: Любовь и уважение к трудолюбивым людям, нетерпимость к безделью, лени, попыткам увильнуть от работы.

В-четвертых, трудовое воспитание должно быть инструментом не только для «физического развития через труд», но и для психологического и духовного развития.

В-пятых, важно учитывать, что трудовое воспитание в семье имеет большое значение для его личной жизни, чтобы определить его будущую профессию и навыки.

Очень созвучно отечественным взглядам Макаренко считал, что родителям необходимо воспитывать в ребенке способность терпеливо и «без хныканья» выполнять неприятную работу. Только такое воспитание может уберечь детей от неправильного отношения к выбору профессии в будущем, по принципу: «чистый — грязный; интересный — неинтересный; тяжелый — легкий; выгодный — невыгодный» и т.д.

Анализ работ величайших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, показывает, что они естественно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям и национальному опыту в воспитании молодого поколения в духе любви и уважения к различным видам человеческой деятельности. В современных условиях, когда трудовое воспитание учащихся является фактором их развития и одновременно удовлетворения потребностей народного хозяйства, особое внимание уделяется этой важной педагогической проблеме. Трудовое воспитание также играет важную роль во всестороннем развитии личности. Для реализации целей развивающего трудового воспитания необходимо обеспечить вариативность, выбор, разнообразие видов трудовой деятельности, что позволяет включить в ее сферу сферу социальной помощи, охраны памятников природы и культуры и т.д. К этому должны быть готовы не только учителя, но и родители.

В этих условиях важно сочетать народную мудрость, многовековые традиции семейного труда с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный труд, наличие доступных и длительных трудовых заданий для каждого ребенка с учетом его возраста. В раннем возрасте труд должен сочетаться с игровыми элементами, а в средней школе следует постепенно переходить от простых к более сложным формам работы. Важно научить детей выполнять необходимую работу, но не меньше за них, не наказывать за работу, систематически учитывать и оценивать качество работы, стимулировать работу похвалой, личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Когнитивное и физическое воспитание

Постоянная реорганизация содержания образования должна позволить человеку достичь высокого уровня интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Это повысит интеллектуальный потенциал государства, влияние гуманистических идей, престиж государства и духовных ценностей. Важно отразить в содержании образования традиции и социокультурные ценности нации. Изучение истории, литературы, родного языка, преподавание различных видов искусства должно помочь молодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять корни культуры, истории, образа жизни, стать последователем прогрессивных национальных традиций. Внимательное отношение к новым поколениям всегда было первой заботой нации. Народ, хотя и был лишен знаний в прошлом, но в глубине сознания народных масс всегда таилось огромное стремление к образованию и науке. «Знание — свет разума» — популярный афоризм.

По мнению людей, только умный человек может овладеть глубокими знаниями.

«Нет богатства дороже интеллекта», «интеллект нельзя купить на рынке», «интеллект — это одежда, которая никогда не износится, знания — это ресурс, который никогда не исчерпается» — такова популярная оценка важности знаний. Но поговорка «Удивляй не одеждой, а знанием» особенно современна. Это как популярный ответ на желание некоторых молодых людей выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогими вещами, купленными на деньги родителей. Люди разработали свои собственные дидактические принципы обучения и приобретения знаний, которые близки к принципам научной педагогики. Связь знаний с жизнью — важнейшая дидактическая потребность людей. Люди интуитивно осознавали необходимость систематичности в получении знаний и непрерывности в образовании. Это еще одно дидактическое требование, которое вырабатывалось веками. Эту мысль образно выражает пословица: «Учиться — все равно что плыть против течения: остановись на мгновение — и тебя смоет обратно».

Книги и чтение всегда были главным источником знаний. «Нет большего удовольствия, чем чтение книг, нет более важного дела, чем обучение сына», — гласит известный афоризм. Значение книги как друга, советчика, источника знаний зафиксировано в таких афоризмах: «Чтение неизвестной книги подобно обретению хорошего друга, перечитывание книги подобно встрече со старым знакомым», «Книга — ключ к знаниям».

Люди считают знание языка важным средством расширения знаний о мире. Узбеки говорят: «Знание языка открывает путь к сердцу», «Знание ста языков подобно ста умам» — гласит пословица. В то же время родной язык является важнейшим фактором умственного развития детей, как великий народный воспитатель. Родной язык — это самое близкое и сокровенное в духовной сокровищнице народа. Ребенок начинает познавать мир с первых слов матери; он впервые слышит свое имя; под нежную колыбельную он узнает мелодию своей матери и помнит ее всю жизнь.

Отношение людей к учителю замечательное. Люди, защищающие честь учителя, заявляют без обиняков: «Ради учителя стоит проглотить даже кинжал», «кровь зальет глаза того, кто посмеет коситься на своего учителя». Он высоко ценил роль учителя в обучении и воспитании детей: «Свет лампы исходит от масла, знания ученика — от учителя». Обществу всегда импонирует справедливый и требовательный учитель. «Строгость учителя лучше, чем нежность отца», — считают люди. Люди правы, представляя себе отношения между учеником и учителем. «Ученика хвалят в глаза, учителя — за глаза, а подчиненного — после работы», — гласит афоризм. Народ готов простить учителю любые недостатки в его работе, ибо «лучший учитель не без недостатков», но репутация учителя должна быть безупречной, ибо дети подражают ему, копируют его манеры, и, как справедливо сказал народ, «если учитель пьет стоя, то ученики пьют идя».

Наряду с духовным воспитанием люди выработали свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды, распространение таких негативных влияний на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, сегодня очень остро ставят вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемой частью разностороннего и гармоничного развития личности.

Забота о здоровье ребенка и его нормальном физическом развитии, формирование выносливости, ловкости, сноровки — все это всегда было неустанной заботой людей. Физическая подготовка детей и подростков выражалась в детских играх, матчах по национальной борьбе и спортивных соревнованиях. Люди имели определенное представление о функциях человеческого тела, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития. По общему мнению, чистый воздух является самым важным элементом здоровья: «Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства». Люди понимали, что ключ к здоровью — физическое воспитание. Иногда молодые люди небрежно относились к своему здоровью.

Во многих народных афоризмах здоровье рассматривается как величайшее богатство, уникальное достояние человека. Казахи поддерживают эту идею в социальной сфере: «Богатство бедняка — это его здоровье».

Люди не только знали факторы физической культуры, но и эмпирически разработали ряд полезных методов лечения. Есть известная поговорка: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Простуженному человеку говорят: «Пропотейте — и жар пройдет». Люди понимают силу внушения и мудро предупреждают: «От ипохондрии можно заболеть». Негативное отношение людей к курению заслуживает внимания. В просторечии остроумно говорили: «У тех, кто курит, горят живот и деньги».

Центральное место в системе физического воспитания занимали детские игры. В народном представлении игра является не только развлечением, но и средством физического, нравственного воспитания детей. С помощью игр реализуется самодеятельность детей: Детские тайные языки, счет, метание, декламация, хороводы и тому подобное.

Национальные игры как важный фактор физического развития и воспитания имели для народа особое значение. О сущности народных игр справедливо заметил В.Б. Шкловский: «Все люди похожи друг на друга, у них одинаковый смех, одинаковые возгласы. В сходстве игр мы видим сходство человеческого сознания. Когда мы играем в игру разных людей, мы узнаем друг друга.

Таким образом, идеалом физического воспитания, в сознании людей, было воспитание молодого класса — здорового, веселого, сильного, смелого. Комплекс мер, включающий народную медицину, рациональное питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие детей.

Заключение

На основе народных методов воспитания педагоги — теоретики и практики — создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако суть народной мудрости всегда присутствует в любой педагогической теории. В современных условиях традиции труда развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда старался привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

Изучение проблем народной педагогики позволяет утверждать, что понятие народной педагогики сформировано. Определяется предмет народной педагогики, выявляются ее источники, принципы, методы и характерные особенности. Концепция народной педагогики фокусируется на педагогических взглядах народа как выражении практической национальной философии, как аккумуляции коллективного опыта масс, накопленного веками в воспитании и образовании подрастающего поколения, гениально воплощенного в различных устных шедеврах народного творчества.

Народная педагогика была создана народом, педагогическая теория лишь изучала ее, взаимодействовала с ней и синтезировала ее. Народная педагогика еще не заняла должного места в общей системе педагогических исследований. Между тем, в каждой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного жизненного опыта семьи. Памятники народной педагогики воплощают в себе характер народа, идею будущего, красоту. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и точного изучения, творческого использования.

Национальное образование — это государственное образование.

На протяжении всей истории человечества человек был и остается объектом и субъектом образования. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет основу народной педагогики. Однако следует учитывать, что педагогические взгляды людей, сформированные без профессиональной педагогической подготовки и основанные только на эмпирических знаниях, носили довольно спонтанный характер. Фактический процесс воспитания и повседневный педагогический подход к детям не всегда был осознанным. В этих условиях поражает способность людей выбирать лучшее, разумное, соответствующее национальному идеалу в воспитании реального человека. С этой точки зрения народную педагогику можно рассматривать как синтез народного педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащенная опытом народного воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, обеспечить активную роль народа в развитии педагогического мышления как части общечеловеческой культуры. Рассмотренные памятники народной педагогики позволяют сделать чисто педагогические выводы. Цитируемые пословицы, поговорки и сказки вызывают дух оптимизма, они хотят научить людей, особенно молодое поколение, лучшим человеческим качествам. Для наиболее успешного решения этих благородных задач, опираясь на народную мудрость, необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Правила жизни и методы воспитания — это первые законы, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Они рождаются в семье. На самом деле, многие пословицы, поговорки и народные сказки стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. Вековой опыт воспитания молодого поколения кристаллизуется в народных пословицах, поговорках и сказках. Доступные и человечные по содержанию, краткие и полные по форме, простые в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.

Учителя, читающие курс «Этика и психология семейной жизни» в школе, имеют возможность выбирать подходящие примеры в рамках требований учебной программы и приводить их в классе, проводить дискуссии и дебаты на различные темы, практиковать домашние сочинения на основе наиболее выразительных народных изречений и афоризмов. В процессе внеклассной и внешкольной работы целесообразно привлекать самих учащихся к сбору и записи образцов устного народного творчества, созданию сборников и дневников пословиц и поговорок.

Пословицы, поговорки и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а когда родители личным примером соблюдают и поддерживают выраженные в них принципы. Каждая пословица и поговорка, каждое любимое изречение, каждая сказка, если они звучат разумно и уместно, если они соответствуют духу и традициям семьи, если они выражают ее истинные чаяния, если они понятны и близки сердцу детей, становятся прекрасным, поучительным нравственным уроком в семье. Как примеры лаконичных и метких выражений пословицы и поговорки можно использовать для развития речи детей, научить их запоминать и использовать в качестве эпиграфов в сочинениях, примеров в логических доказательствах.

Ни одна из приведенных пословиц и поговорок, народных сказок о воспитании вообще, о трудовом, нравственном, духовном, эстетическом воспитании в частности не противоречит по своей идее и содержанию данным научной педагогики. Более того, являясь бесценным творением гения своего народа, они широко распространяются в массах. Общая доступность — характерная черта пословиц и поговорок. Не зря пословица гласит: «Без углов дом не строится, без пословиц речь не произносится».

Важно, чтобы учителя и родители часто прилагали усилия для использования этих образных выражений в общении с детьми и объясняли их смысл и значение в связи с актуальными проблемами. Устное народное творчество содержит различные языковые явления, логические единицы, художественные миниатюры, поэтические образные обобщения социального и исторического опыта. Они выражают моральные, этические и эстетические взгляды народа. По этой причине они обеспечивают реальную основу для изучения народной психологии.

Популярные педагогические взгляды должны стать предметом дальнейшего изучения в школах и других учебных заведениях. В современных учебных программах общеобразовательных школ подчеркивается воспитательная ценность фольклора. В программе говорится: «Материалы устной традиции имеют значительную образовательную ценность. Идеи народного искусства способствуют патриотическому и нравственному воспитанию, формированию этических представлений.

Действительно, изучение народных традиций, как памятников народной педагогики, занимает важное место в исследовании родных литературных программ. Например, загадки изучаются в IV и VII классах, сказки — в V и VIII классах, пословицы и поговорки — в VI и VIII классах. Центральное место здесь занимает изучение народных героических эпосов. Многие народные песни можно выучить на уроках музыки и пения. Национальные виды спорта и развлечения должны использоваться во внеклассном физическом воспитании.

Список литературы

  1. А.Е. Измайлов. Народная педагогика. Москва. «Педагогика», 1991.
  2. Сенигов И. Народные представления об обучении и воспитании.
  3. Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
  4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика, Чебоксары, 1956.
  5. Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии // Русская литература, 1956 № 3.
  6. аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа, Москва, 1969.
  7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 41, с.337
  8. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва, 1955 г. стр. 124
  9. Толстой А.Н. Полное собрание сочинений. VOL.41 М. 1928, с. 179
  10. Образцов С.В. «Золотое дерево» / Эстетическое воспитание в семье. Москва, 1966. с.18.