Для связи в whatsapp +905441085890

Исследование коллективного бессознательного — «Коллективное бессознательное» — это не «личное присвоение»

Бессознательное или бессознательный разум — это совокупность психических процессов, для которых не существует субъективного контроля. Бессознательное — это все, что не становится объектом сознания для индивида. Термин «бессознательное» широко используется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, праве и истории искусства. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознанию, но в психоанализе бессознательное (id) и сознание рассматриваются как понятия разного уровня: не все, что не принадлежит бессознательному (id), осознается. Несколько основных классов проявлений бессознательного.

A. Бессознательные мотивы, истинное значение которых не осознается из-за их социальной неприемлемости или конфликта с другими мотивами

B. поведенческие автоматизмы и стереотипы, которые действуют в привычной ситуации и сознание которых является излишним из-за их выработанности

C. Подсознательное восприятие, которое не осознается из-за большого количества информации.

D. Экстрасенсорные процессы: Интуиция, творческое озарение, вдохновение.

История. Общая идея бессознательного, восходящая к учению Платона о познании-памяти (анамнезисе), оставалась доминирующей вплоть до современности. После R она приобрела другой характер. Декарт сформулировал проблему сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представления о том, что вне сознания может происходить только чисто физиологическая, а не психическая деятельность мозга. Впервые концепция бессознательного была четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), который трактовал бессознательное как низшую форму психической деятельности, лежащую за порогом сознательных идей и возвышающуюся подобно островам над океаном темных восприятий (представлений). Первая попытка строго материалистического объяснения бессознательного была предпринята Д. Гартли (Англия), который связал бессознательное с деятельностью нервной системы.

Немецкая классическая философия в основном занималась гносеологическим аспектом бессознательного. И. Кант связал бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Поэты и теоретики романтизма, которые развивали своего рода культ Б.В. как глубинного источника творчества в противовес рационализму Просвещения, приняли новый характер бессознательного. Иррационалистическое учение о бессознательном отстаивал А. Шопенгауэр, которое продолжил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В 19 веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическое свойство бессознательного было введено Гербартом (1824), который утверждал, что несовместимые идеи могут вступать в конфликт друг с другом, при этом более слабые идеи вытесняются из сознания, но продолжают влиять на него, не теряя своих динамических свойств. Новый импульс в изучении бессознательного был дан работами в области психопатологии, где специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально гипноз) использовались в терапевтических целях. Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили выявить иную, чем сознательная психическая деятельность патогенного характера, которую пациент не осознает.

Исследование коллективного бессознательного - "Коллективное бессознательное" - это не "личное присвоение"

«Коллективное бессознательное» — это не «личное присвоение»

C. Сам Юнг говорит об этом так: «Идеи … Идеи, разделяемые большим кругом последователей, не могут считаться собственностью их так называемых создателей; скорее, они сами попадают в рабство к своим собственным идеям. Идеи, которые очаровывают людей и которые они считают истинными, обладают странным свойством: они рождаются вне времени, из чего-то вечного, из материнской основы души, через которую прорастает преходящий дух индивида, как растение, которое расцветает, плодоносит и дает семена, увядает и умирает. Идеи рождаются из чего-то большего, чем конкретный человек. Мы не формируем их, нас формируют они.

На чем основаны такие идеи? Это и есть «коллективное бессознательное».

В статье «Концепция коллективного бессознательного» он дает его определение:

Коллективное бессознательное — это часть психики, негативно отличающаяся от личного бессознательного тем, что, в отличие от последнего, оно не обязано своим существованием личному опыту и поэтому не является личным приобретением.

Продолжая, он объясняет: «В то время как личное бессознательное состоит в основном из однажды реализованных содержаний, которые исчезли из сознания, потому что были забыты или подавлены, содержания коллективного бессознательного никогда не входили в сознание. Таким образом, согласно Юнгу, коллективное бессознательное существовало задолго до появления сознания и продолжает преследовать свои «собственные цели», несмотря на развитое сознание, а иногда и вопреки ему. Само бессознательное состоит из универсальных прототипов. Шаблоны поведения и мышления, которые он называет архетипами, представляют собой систему установок и реакций, управляющих человеческой жизнью; инстинкты являются их коррелятами; вместе они составляют бессознательное.

Коллективное бессознательное как сумма психического опыта всех поколений.
Основная идея К. Юнга заключалась в том, что бессознательное не сводится к чисто инстинктивным, биологически обусловленным слоям психики, а включает в себя сумму или осадок психического опыта всех прошлых поколений. Этот остаток или сумма проявляется в психике человека в виде определенных форм поведения, эмоциональных реакций, спонтанных фантазий и способов мышления, которые очень плохо контролируются сознанием. Эти архетипические образы были с человеком на протяжении тысячелетий. Они являются источником мифологии, религии и искусства. Эти культурные образования подвергаются постепенной трансформации, перемалыванию ужаса и восторга, жутких образов и фантастических видений. Постоянная полировка превращает их в символы, универсальные по содержанию и восхитительные по форме. Даже первобытный человек, едва оторвавшись от матери-природы, начинает задумываться о последствиях отделения своего сознания от животного бессознательного, и его гармония с природой восстанавливается с помощью мифологии, с помощью магии, ритуала, мифа и сказки. Возникает интуитивное, внутреннее мышление, которое не выражается в суждениях, а проявляется как поток образов. Развитие логического мышления вместе с сознанием не приводит к деградации и упадку интуитивного мышления. Это становится важным источником творчества.

Благодаря существованию архетипов, К. Юнг разделяет бессознательное на личное и коллективное. Можно также говорить о его поверхностном и глубинном слое. Последний имеет не личный, индивидуальный характер, а универсальный. Это означает, что коллективное бессознательное содержит содержания и модели поведения, которые одинаковы везде и у всех людей; оно является универсальной основой психической жизни каждого человека, поскольку по своей природе является сверхличным.

К. К. Юнг пришел к этим выводам в результате всестороннего переосмысления психоанализа Зигмунда Фрейда, особенно концепции либидо как сексуальности, влечения. У К. Юнга это просто психическая энергия, которая проявляется не только в неврозе, но и в нормальной психике в виде символического содержания и фантазий, сновидений и творческих актов, процессов.

О бессознательных и сознательных явлениях в психических процессах

Фрейд особенно внимателен к историческим процессам. Им Фрейд уделяет особое внимание; они дают богатый материал для анализа, особенно когда речь идет о «загадках» и «тайнах» человеческой души. Но его подход к истории амбивалентен: с одной стороны, он использует историзм, чтобы показать преобладающую роль бессознательных явлений в интеллектуальных функциях. Если индивиды образуют единство в массе, то должно быть что-то, что их связывает; если индивиды идентифицируют себя и свою общность с прошлыми поколениями, то, в свою очередь, должно быть что-то, что их связывает. Этим связующим веществом могут быть те бессознательные явления, которые характерны для самого сообщества. И Фрейд отмечает, что самый тонкий анализ, самое острое наблюдение могут обнаружить лишь небольшое число сознательных мотивов жизни души.

Наши сознательные действия исходят из бессознательного субстрата, который возникает, прежде всего, под влиянием наследственности. Этот субстрат содержит бесчисленные следы предков, следы, из которых возникает расовая душа. Помимо мотивов наших поступков, которые мы признали, существуют тайные причины, а помимо них — еще более тайные, о которых мы даже не подозреваем [4, с. 282-283].

Инстинкты, опыт предков, национальные традиции, нормы, ценности, моральные устои и т.д. формируют нашу национальную душу, первичные психологические позывы в виде бессознательного фундамента, который одинаков у всех и объединяет в национальную общность индивидов. В условиях возбуждения, взрыва национальных чувств психологическая надстройка, столь по-разному развитая у отдельных людей, как бы разрушается, и обнажается одна и та же бессознательная основа для всех.

Феномен бессознательного и психоанализ

О том, что духовная жизнь человека разворачивается не только в форме сознания, говорилось еще в «Монадологии» Г. Лейбница. Лейбниц. Однако именно в учении 3. Фрейда (1856-1939) феномен бессознательного стал главным предметом психологических исследований. Фрейд разработал динамическую концепцию человеческой психики, на формирование которой оказала сильное влияние софия.

Философское мировоззрение, преобладавшее на рубеже 19 и 20 веков (учение об энергиях). (Учение об энергиях). Предполагалось, что главную роль в психологической жизни человека играют не восприятия, а мотивы, которые преломляются в аффектах и определяют психологическую структуру индивидуальной жизни.

Первое систематическое изложение теории Фрейда было сделано в его книге «Толкование сновидений» (1900). Материалом для исследований Фрейд выбрал необычные проявления психики: психопатологические расстройства, сновидения, повседневные ошибки. Фрейд считал, что попасть в сферу бессознательного можно только через «провалы» в психике, что и было сферой его интересов. Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Я», «Эго» и «Суперэго». «Я» — это сфера бессознательных влечений человека, которые представляют собой сочетание двух основных психических «энергий»: экспансивной (Эрос) и деструктивной (Танатос). Эти две энергии, которые Фрейд иногда называет «драйв жизни» и «драйв смерти», стремятся актуализировать себя независимо от всех внешних обстоятельств. «Сверх-Я» — это своеобразное отражение социального мира в психике человека. Содержание сферы «сверх-Я» составляют моральные запреты, нормы социального сосуществования и религиозные предписания. Если «Оно» рождается вместе с ребенком, то «сверх-Я» постепенно развивается благодаря воспитанию.

«Оно» — эгоистично, «Сверх-Я» — ориентировано на общество. Ид» и «супер-эго» находятся в состоянии постоянного напряжения, отражая конфликт общества и личности (чтобы жить в обществе, человек должен ограничивать себя во многих желаниях). Однако ни «эго», ни «суперэго» не могут проявляться непосредственно. Они получают свое объективное существование через «эго» (которое примерно соответствует сознанию). Инфантильное «Я» слабо и поначалу пытается жить в соответствии с «этим» (поэтому ребенок эгоистичен, капризен, зол), но со временем, постоянно сталкиваясь с сопротивлением взрослых, «Я» приобретает средства адаптации в социальном мире и начинает существовать в соответствии с «принципом реальности». Основными инструментами этой адаптации являются «механизмы психологической защиты» (активно изучаемые дочерью Фрейда Анной), с помощью которых «ид» подчиняется и его энергия направляется «в мирных целях». «Я» находится под давлением как «ид» (которое проявляется в желаниях, вспышках агрессии, невротических симптомах), так и «сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога). Согласно Фрейду, гармоничная личность — это та, которая овладела максимальной способностью подавлять импульсы «ид», устранив функцию

сознания. Фрейд предложил свою концепцию развития личности (см. гл. 10) и описал проблемы, которые преследуют человека на каждом из этапов его развития.

Структурная модель психики

Адлер, который в целом принял структурную модель психики, разработанную 3. Он заменил очень абстрактные движущие силы личности, эрос и танатос, на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребности в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным в концепции Адлера было понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, свою ущербность по сравнению со старшими детьми (отсюда термин «комплекс неполноценности»). Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. Согласно Адлеру, это стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на выраженный дефект и приводящее к необычайному успеху (например, мальчик, которого дразнили за маленькое телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер считал, что нормальный человек способен уравновесить стремление к превосходству со стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек пытается достичь превосходства, но в тех областях, которые полезны для общества. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Образ жизни — это уникальный способ, с помощью которого человек преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общения с другими людьми.

Юнг расширил фрейдовскую модель психики как таковой. Он постулировал существование коллективного бессознательного в дополнение к индивидуальному бессознательному. В коллективном бессознательном в виде архетипов (от греч. archetipos — архетип) зафиксирован весь опыт человечества». Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческой расы. Архетипы проявляются в снах, мифах, ритуалах и индивидуальном творчестве. Юнг выделил два типа психологической направленности личности: интровертный (на внутренний мир) и экстравертный (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах. Психологические типы были определены Юнгом на основе сочетания психологической ориентации человека и его преобладающей психической функции, например, интровертный мыслительный тип или экстравертный интуитивный тип.

Психоаналитический подход в целом оказал огромное влияние на мировоззрение двадцатого века.

Психоанализ стал современным мировоззрением и проник во все сферы жизни. Переориентация исследований на проблемы мотивации, эмоций и личности оказалась ценной для психологической науки, несмотря на мифологический характер психоаналитических конструктов.

Проявление коллективного бессознательного в архетипах

Концепция коллективного или сверхличностного бессознательного является одной из самых оригинальных и противоречивых особенностей теории личности Юнга. Это самая мощная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает самость и личное бессознательное.

Коллективное бессознательное — это хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это унаследованное прошлое включает в себя не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Коллективное бессознательное наследие эволюционного развития человека, наследие, полученное в результате повторяющегося опыта многих поколений. Она почти полностью отделена от личного в индивидуальной жизни и кажется универсальной. Юнг объясняет универсальность коллективного бессознательного сходством строения мозга у всех рас, что, в свою очередь, объясняется общностью эволюции.

Расовые воспоминания или представления не наследуются как таковые: скорее, человек наследует способность переживать предыдущие поколения. Они действуют как предрасположенность, которая заставляет людей реагировать на мир определенным образом. Эти предрасположенности проецируются на мир. Пример: Поскольку у людей всегда была мать, каждый младенец рождается с предрасположенностью воспринимать и реагировать на свою мать. Необходимое приобретенное индивидуумом знание матери — это реализация врожденной способности, которая была «встроена» в мозг человека благодаря прошлому расовому опыту. Как люди рождаются со способностью видеть мир в трех измерениях и развивают эту способность через опыт и обучение, так и люди рождаются со многими предрасположенностями думать, чувствовать, воспринимать в соответствии с определенными схемами и содержаниями, которые анализируются в индивидуальном опыте. Люди предрасположены бояться темноты и змей, потому что, как мы можем предположить, для первобытных людей темнота была чревата многими опасностями, и они становились жертвами змей. Эти скрытые страхи могут не развиться в современном человеке, если они не усилены специальным опытом, но тенденция все же существует, и делает человека более восприимчивым к такого рода явлениям. Некоторые идеи формируются легко — например, идея о высшем существе — потому что предрасположенность к ним прочно закрепилась в мозгу, и для ее развития и влияния на поведение требуется небольшое подкрепление. Латентные или потенциальные воспоминания зависят от унаследованных структур, которые закрепились в мозге в результате накопленного человеческого опыта. Отрицать врожденную природу этих первобытных воспоминаний, утверждает Юнг, означало бы отрицать эволюцию мозга и наследственность.

Коллективное бессознательное — это врожденная, расовая основа всей структуры личности. Самость, личное бессознательное и другие индивидуальные достижения вырастают из него. То, что человек считает результатом своего опыта, в основном определяется коллективным бессознательным, которое с самого начала оказывает контролирующее или избирательное влияние на поведение. «Форма мира, в который он рождается, уже врождена как виртуальный образ. Этот виртуальный образ становится конкретным восприятием или концепцией через идентификацию с соответствующими объектами мира. Опыт мира в значительной степени формируется коллективным бессознательным, но не полностью — иначе ни вариации, ни развитие были бы невозможны.

Эти два царства бессознательного, личное и коллективное, имеют огромное значение для человека. «Оно (бессознательное) содержит возможности, скрытые от сознательного разума, ибо оно отложило в своих архетипических органах бессознательное содержание, все, что было забыто или незамечено, а также мудрость и опыт бесчисленных веков.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Новые направления в психологии личности — Теории личности в психологии
  2. Роль периода младенчества в развитии личности
  3. Межличностные отношения в группе
  4. Красный цвет в психологии
  5. Синдромы в нейропсихологии
  6. Типы привязанности
  7. Вторичные психические процессы
  8. Развитие психологических подходов к личности
  9. Развитие памяти
  10. Зависимость стиля общения от свойств темперамента