Для связи в whatsapp +905441085890

Исследование невербального общения на сцене — происхождение невербальных форм общения

Невербальной коммуникации личности вытекает также из практических требований к использованию психологических средств оптимизации невербального взаимодействия, для которых пока нет достаточно убедительного психологического обоснования. Изучение системы средств оптимизации также имеет диагностическое значение, поскольку является одним из показателей индивидуального развития, в некотором смысле его продуктом, и в то же время фактором дальнейшего развития личности актера. Научное знание этого процесса и его психологических средств необходимо и для профессионального роста тех, кто по роду своей деятельности вовлечен в общение и осуществляет психологические взаимодействия.

Психологи обнаружили, что при вербальном общении мы передаем или получаем только 20-40% информации. Остальная часть общения осуществляется с помощью невербальных средств. Профессор Рэй Бердвистелл показал, что средний человек произносит слова в течение 10-11 минут в день, а каждое предложение в среднем длится не более 2,5 секунд. Благодаря невербальному общению мы можем считывать информацию непосредственно с собеседника, как с экрана, на котором идет немое кино. Не говоря ни слова, мы понимаем, когда нужно пожимать руку, а когда нет; кому мы доброжелательно улыбаемся, а к кому отворачиваемся; можем определить эмоциональное состояние человека, истинность или ложность его высказываний и т.д.

Есть две проблемы в понимании невербальной коммуникации.

Во-первых, в лингвистической и вербальной коммуникации процесс передачи и получения информации реализуется обеими сторонами, в то время как невербальная коммуникация происходит на бессознательном или подсознательном уровне — это приводит к некоторому усложнению понимания данного феномена и ставит вопрос об обоснованности использования понятия «коммуникация». Поэтому некоторые считают приемлемым использовать другое понятие «невербального поведения», когда речь идет о невербальном общении, и понимать его как поведение человека, несущего некоторую информацию, независимо от того, знает ли он об этом или нет.

Во-вторых, во многих научных работах существует путаница в терминах «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», которые в основном используются как синонимы. Однако важно разделить эти термины и прояснить контекст. Согласно определению, предложенному В.А. Лабунской, «невербальная коммуникация — это вид коммуникации, характеризующийся использованием невербального поведения и невербальной коммуникации как основного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и воображения партнера, оказания влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальная коммуникация» шире понятия «невербальная коммуникация».

Исследование невербального общения на сцене

Происхождение невербальных форм общения

С этой проблемой связаны как общеизвестные истины, так и вопросы без ответов. Установлено, что невербальные формы общения имеют два вида происхождения:

  • Биологическая эволюция;
  • Культура.

Невербальные средства коммуникации необходимы для:

  • Регулировать процесс общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  • Обогащают значения, передаваемые словами, направляют интерпретацию вербального текста;
  • Выражают эмоции и отражают интерпретацию ситуации.

Невербальные средства обычно не могут самостоятельно передать значения слов (исключение — язык глухонемых). Они тонко настроены друг на друга, а также на слова в целом.

Когда мы говорим о невербальном общении, мы прежде всего имеем в виду дополнительную информацию о человеке, которую дает его внешний вид и выразительные движения — жесты, мимика, поза, походка. В целом, эта оптокинетическая система проявляется как более или менее четко воспринимаемые движения различных частей тела (руки — и тогда мы говорим о жестах; тело — и тогда мы говорим о пантомиме; лицо — и тогда мы имеем в виду мимику). Эта общая моторика различных частей тела представляет эмоциональные реакции человека и обычно имеет функцию уточнения или замены высказывания.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были пионерами невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер был оценен как хороший или плохой, исходя из того, как он мог использовать жесты и другие движения тела для общения. По мере того как становились популярными разговорные фильмы и все меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерской игры, многие актеры немого кино ушли со сцены, и на экране стали доминировать актеры с сильными вербальными навыками».

Что касается технической стороны исследования языка тела, то, возможно, самой влиятельной работой начала 20-го века была «Выражение эмоций у людей и животных» Чарльза Дарвина, опубликованная в 1872 году. С тех пор ученые обнаружили и записали более 1 000 невербальных знаков и сигналов.

Многим людям трудно осознать, что люди по-прежнему являются биологическими существами. Homo sapiens — это крупная безволосая обезьяна, научившаяся ходить на двух ногах и имеющая хорошо развитый мозг. Как и другие животные, мы подчиняемся биологическим законам, которые регулируют наши действия, реакции, «язык тела» и жесты. Удивительно, но человек-животное редко осознает, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и интуитивен, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать их с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас есть предчувствие или что «шестое чувство» говорит нам, что кто-то сказал что-то неправдивое, на самом деле мы имеем в виду, что заметили несоответствие между языком тела и словами, сказанными этим человеком. Преподаватели называют это чувством слушателя. Например, если слушатель сидит, низко опустив подбородок и сложив руки перед грудью, записывающий почувствует, что его сообщение не пользуется успехом. Он поймет, что должен что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А бесчувственный человек, соответственно, проигнорирует это и превознесет свою ошибку.

Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины, и это объясняет существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью воспринимать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать мельчайшие детали. Поэтому немногие мужья могут обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о которой он даже не подозревает.

Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, которые занимаются воспитанием маленьких детей.

В раннем возрасте мать полагается только на невербальные каналы общения со своим ребенком, и считается, что женщины лучше подходят для ведения переговоров, чем мужчины, благодаря своей интуиции.

Классификация жестов

Немецкий ученый Эйбль — Эйбесфельдт обнаружил, что способность улыбаться проявляется у глухих или слепых детей с рождения без какого-либо обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые предположения Дарвина о врожденных жестах, когда изучали мимику людей из пяти совершенно разных культур. Они обнаружили, что представители разных культур используют схожую мимику при проявлении определенных эмоций, что привело их к выводу, что эти жесты должны быть врожденными.

Когда вы скрещиваете руки на груди, вы скрещиваете правую руку над левой или левую руку над правой? Большинство людей не могут достоверно ответить на этот вопрос, пока не сделают этого. В одном случае они будут чувствовать себя комфортно, в другом — нет. Из этого можно сделать вывод, что это, скорее всего, генетический жест, который невозможно изменить.

Большинство жестов невербального поведения приобретаются, а значение многих движений и жестов определяется культурой. Обратите внимание на эти аспекты «языка тела».

Во всем мире основные жесты общения не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда грустят — хмурятся, когда злятся — у них сердитый взгляд.

Кивок головы почти всегда означает «да» или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, потому что его также используют глухие и слепые люди. Покачивание головой в знак неодобрения или отказа также универсально и, возможно, является одним из жестов, придуманных в детстве. Когда ребенок сцеживает молоко, он делает движение головой из стороны в сторону, отказываясь от груди матери. Когда маленький ребенок наедается, он поворачивает голову из стороны в сторону, чтобы избежать ложки, с которой его кормят родители. Таким образом, он быстро привыкает качать головой, чтобы выразить свое неприятие и негативное отношение.

Происхождение некоторых жестов можно проследить в нашем первобытнообщинном прошлом. Скрежет зубов сохранился от акта нападения на врага и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно скалится или иным образом выражает свою враждебность. Первоначально улыбка была символом угрозы, но сегодня, в сочетании с дружескими жестами, она означает радость или доброжелательность.

Жест «пожатие плечами» является хорошим примером универсального жеста, который указывает на то, что человек не знает или не понимает, что ему говорят. Это сложный жест, состоящий из трех компонентов: ладони наружу, плечи вверх, брови подняты.

Так же как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, невербальный язык одного народа отличается от невербального языка другого народа. В то время как жест может быть общепризнанным и однозначно интерпретируемым в одной стране, он может не иметь никакого значения или иметь прямо противоположное значение в другой. Например, рассмотрим различия в интерпретации трех типичных жестов, таких как кольцо пальцев, большой палец вверх и V-образный жест пальцами.

Ключ «O`Key» или круг, образованный пальцами руки. Этот жест стал популярным в Америке в начале XIX века, во многом благодаря прессе, которая в то время развернула кампанию по сокращению слов и крылатых фраз до их начальных букв. Существуют разные мнения о том, что означают инициалы «OK.». Некоторые считают, что они означали «all correct» — все правильно, но затем, в результате орфографической ошибки, были изменены на «Oll — Correct». Другие говорят, что это антоним к слову «нокаут», которое в английском языке обозначается буквами knockout. Согласно другой теории, эта аббревиатура происходит от названия «олл киндерхур», места рождения американского президента, который использовал эти инициалы (O.K.) в качестве слогана в своей избирательной кампании. Какая из этих теорий верна, мы никогда не узнаем, но, похоже, что сам круг обозначает букву «О» в 0’кеу. Значение «ОК» хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в то время как в некоторых странах этот жест имеет совершенно другое происхождение и значение. Например, во Франции он означает «ноль» или «ничто», в Японии — «деньги», а в некоторых странах Средиземноморья этот жест используется для обозначения мужской гомосексуальности.

Агрегированные жесты

Одна из самых серьезных ошибок, которую могут допустить новички в изучении языка тела, — это попытка выделить один жест и рассматривать его в отрыве от других жестов и обстоятельств. Почесывание затылка, например, может означать тысячу вещей — перхоть, блох, пот, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды — в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны рассмотреть весь комплекс сопутствующих жестов.

Как и любой язык, язык тела состоит из слов, фраз и знаков препинания. Каждый жест — это как одно слово, а одно слово может иметь несколько разных значений. Вы сможете полностью понять значение этого слова, только если поместите его в предложение вместе с другими словами. Жесты имеют форму «предложений» и точно показывают текущее состояние, настроение и отношение человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их с вербальными предложениями говорящего.

Если бы вы были собеседником человека и попросили его высказать свое мнение о том, что вы только что сказали, на что он ответил бы, что не согласен с вами, его невербальные сигналы были бы конгруэнтными, то есть соответствовали бы его вербальным высказываниям. С другой стороны, если бы он сказал, что ему действительно нравится все, что вы говорите, он бы солгал, потому что его слова и жесты не были бы согласованы. Исследования показывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и когда сигналы не совпадают, люди чаще полагаются на невербальную информацию, чем на вербальную.

Вы часто видите политика, стоящего на трибуне с плотно сцепленными перед грудью руками (оборонительная поза) и наклоненным подбородком (критическая или враждебная поза) и рассказывающего аудитории о том, как он открыт и дружелюбен к идеям молодых людей. Он может попытаться убедить аудиторию в своем теплом, человеческом отношении быстрыми, резкими ударами по трибуне.

Ключом к правильной интерпретации жестов является рассмотрение всей совокупности жестов и согласованности вербальных и невербальных сигналов.

Помимо рассмотрения совокупности жестов и соответствия между словами и движениями тела, для правильной интерпретации жестов необходимо также учитывать контекст, в котором находятся жесты. Например, если вы видите человека, сидящего на автобусной остановке в холодный зимний день со скрещенными ногами, плотно сложенными на груди руками и опущенной головой, это, скорее всего, говорит о том, что ему холодно, а вовсе не о том, что он критически ко всему относится. Однако если человек сидит через стол от вас в точно такой же позе и ведет переговоры о сделке, его жесты определенно следует интерпретировать как негативное или оборонительное отношение к ситуации.

Самый типичный вопрос: «Можно ли подделать o body на языке собственного тела?». Обычный ответ на этот вопрос — нет, потому что вас выдает отсутствие согласованности между жестами, микросигналами тела и произносимыми словами. Например, открытые ладони ассоциируются с честностью, но если обманщик раскрывает руки и улыбается вам, говоря неправду, микросигналы его тела выдадут его тайные мысли. Может наблюдаться сужение зрачков, поднятие бровей или сжатие уголков рта — сигналы, противоречащие открытым объятиям и широкой улыбке. В результате получатель, как правило, не верит тому, что слышит. Кажется, будто в человеческом мозгу есть предохранительное устройство, которое «срабатывает» каждый раз, когда он регистрирует несоответствующие невербальные сигналы. Однако есть случаи, когда язык тела специально тренируется для создания благоприятного впечатления. Возьмем, к примеру, конкурсы красоты «Мисс Америка» или «Мисс Вселенная», где каждую участницу учат движениям тела, излучающим тепло и искренность. Чем искуснее участница сможет передать эти сигналы, тем больше баллов она получит от судей. Но даже опытные профессионалы могут имитировать нужные движения лишь на короткое время, поскольку тело вскоре непроизвольно подает сигналы, противоречащие его сознательным действиям. Многие политики умело имитируют язык тела и используют его, чтобы завоевать расположение своих избирателей и заставить их поверить своим речам. Лицо используется чаще, чем любая другая часть человеческого тела.

Невербальная коммуникация как театральный язык

Как известно, актер выражает создаваемый им образ через свое поведение, свои действия на сцене. Воспроизведение актером человеческого поведения (человеческих действий) с целью создания целостного сценического образа и составляет суть сценической игры. Поведение человека имеет две стороны: физическую и психическую. И одно нельзя отделить от другого, и одно нельзя свести к другому. Каждый акт человеческого поведения — это единый целостный психофизический акт.

На протяжении по меньшей мере двух столетий два противоположных взгляда на природу действия боролись друг с другом. В один период побеждает один взгляд, в другой — уступающий, но он никогда не сдается, и то, что вчера отвергалось большинством актеров на сцене, сегодня снова становится доминирующим взглядом. Борьба между этими двумя течениями всегда вращается вокруг вопроса о том, требует ли суть сценического актерского мастерства проживания актером реальных чувств роли на сцене, или же она основывается только на способности актера воспроизвести внешнюю форму человеческого опыта, видимость человеческого поведения с помощью простых технических средств. К.С. Станиславский называл «искусство переживания» и «искусство представления» борющимися течениями. Актер в «искусстве переживания», по словам К.С. Станиславского, стремится к переживанию роли, то есть к переживанию чувств играемого лица каждый раз и в каждом акте творчества; актер в «искусстве исполнения» стремится пережить роль только один раз, дома или на репетиции, сначала усвоить внешнюю форму естественного выражения чувств, а затем научиться механически воспроизводить их.

«Школа опыта», конечно, совершенно права, требуя от актера воспроизведения на сцене не только внешней формы человеческого чувства, но и соответствующего внутреннего переживания. Механически воспроизводя внешнюю форму человеческого поведения, актер вырывает из всего акта этого поведения очень важное звено — переживания актера, его мысли и чувства — и пытается обойтись без него. В этом случае его выступление неизбежно механизируется. В результате актер не может передать свое внешнее выражение, цель своего искусства, с полным и абсолютным совершенством. Ведь может ли человек, который не сталкивался, например, с гневом, точно и убедительно передать внешнюю форму этой эмоции? Предположим, он видел и знает из собственного опыта, что в состоянии гнева человек сжимает кулаки и сдвигает брови. А что в это время делают его глаза, рот, плечи, ноги и туловище? В конце концов, каждая мышца задействована в каждой эмоции. Актер может правдиво и правильно (как того требует природа) ударить кулаком по столу и выразить этим действием чувство гнева, только если в этот момент его ноги живут верно. Если ноги актера лгут, зритель также перестает верить его руке. Но возможно ли запомнить всю бесконечно сложную систему больших и малых движений всех органов, выражающих ту или иную эмоцию, и механически воспроизвести ее на сцене? Конечно, нет. Чтобы точно воспроизвести эту систему движений, необходимо схватить данную реакцию во всей ее психофизической целостности, то есть в единстве и полноте внутреннего и внешнего, психического и физического, субъективного и объективного, необходимо воспроизвести ее органически, а не механически. Неправильно, когда процесс переживания становится самоцелью театра и актер видит весь смысл и цель искусства в переживании чувств своей роли. И такая опасность всегда угрожает актеру психологического театра, когда он недооценивает важность объективной стороны человеческого поведения, идеологических и социальных задач искусства. И по сей день среди актеров, особенно среди дилетантов, есть немало любителей страдать на сцене: умирать от любви или ревности, краснеть от гнева, бледнеть от отчаяния, дрожать от страсти, плакать настоящими слезами горя; сколько актеров и актрис видят в этом не только мощное средство, но и цель своего искусства! Прожить чувства своих ролей перед тысячами людей, для этого они выходят на сцену, в этом они видят высшее творческое наслаждение. Для них эта роль — возможность проявить эмоции.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности познавательной деятельности при депрессиях
  2. Сновидения: причины, виды, научное толкование сновидений
  3. Методы психологии стресса
  4. Психологическая коррекция аутизма
  5. Депрессия и тревога
  6. Восприятие цвета детьми
  7. Психолого-педагогическое сопровождение школьников с низким уровнем учебной мотивации
  8. Психологические картинки
  9. Социальные установки в психологии
  10. Исследование психологических особенностей детей