Для связи в whatsapp +905441085890

Исследования воображения — Развитие воображения и его индивидуальные различия

Для более точного определения уровня развития творческих способностей учащихся необходимо проанализировать и оценить каждое творческое задание, выполненное самостоятельно.

С.Ю. Лазарева рекомендует педагогическую оценку результатов творческой деятельности учащихся с помощью шкалы «Воображение», разработанной Г.С. Альтшуллером, которая оценивает наличие фантастических идей, позволяя оценить уровень воображения (шкала адаптирована М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук к проблеме начальной школы).

Шкала «Воображение» включает пять показателей: Новизна (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления); Убедительность (убедительной считается разумная идея, которую ребенок описывает с достаточной убедительностью).

Так, С.А. Гречко рекомендует следующие методы исследования воображения и творческих способностей:

техника «Вербальное воображение» (словесное воображение). Ребенку предлагается придумать историю (рассказ, сказку) о живом существе (человеке, животном) или о чем-то другом по выбору ребенка и устно пересказать ее в течение 5 минут. У ребенка есть до одной минуты, чтобы придумать тему или сюжет рассказа, а затем он начинает рассказ.

Во время рассказа воображение ребенка оценивается по следующим характеристикам:

Скорость процессов воображения;

Уникальность, неповторимость образных представлений.

Богатство воображения;

Глубина и тщательность (богатство деталей) изображений; — Впечатлительность, эмоциональность изображений.

По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов. 0 баллов присуждается, если признак практически отсутствует в рассказе. 1 балл присуждается, если атрибут присутствует, но довольно слабо. 2 балла присуждаются, если в рассказе не только есть этот признак, но он достаточно сильный.

Особенности творчества и воображения младших школьников.


Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст (от 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу.

Ребенок, который начинает ходить в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе межличностных отношений: у него появляются постоянные обязательства, связанные со школьными занятиями. Близкие взрослые, учитель, даже незнакомые люди общаются с ребенком не только как с уникальной личностью, но и как с человеком, который стремится (добровольно или по принуждению) учиться, как все дети его возраста. Новая социальная ситуация развития вводит ребенка в строго стандартизированный мир отношений и требует организованного произвола, отвечающего за дисциплину, за развитие исполнительных действий, связанных с приобретением учебных навыков, а также за интеллектуальное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация, связанная с поступлением в школу, ухудшает условия жизни ребенка и выступает в качестве стрессового фактора для него. Каждый ребенок, поступающий в школу, испытывает рост психологического напряжения. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка [Давыдов 13-й, 1973].

В последнее время появился ряд исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследования можно схематично выразить следующим образом: Ребенок в возрасте 7 лет характеризуется прежде всего потерей детской непосредственности. Следующая причина детской непосредственности — недостаточное разграничение между внутренней и внешней жизнью. Переживания, желания и выражения желаний ребенка, то есть поведение и деятельность, у дошкольников, как правило, еще недостаточно дифференцированы. Важнейшей особенностью кризиса седьмого года жизни является начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка.

Исследования воображения - Развитие воображения и его индивидуальные различия

Развитие воображения и его индивидуальные различия

Индивидуальные различия в работе воображения проявляются в следующих параметрах: воображение, сила, живость и яркость образных представлений, доминирующий тип воображения, область его применения.

С.Л. Рубинштейн отмечает: «Степень легкости или трудности, с которой обычно удается преобразовать реальность, очень показательна для характеристики личности и ее отношения к миру. Некоторые люди настолько скованы ситуацией, настолько подчинены данности, что любая ментальная трансформация представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-либо со своего места, даже представить, что что-то может быть по-другому. У них преобладает инерция. Их взаимодействие с окружающим миром несет на себе печать шаблона и рутины. Для других любая ситуация — это не столько неизменная данность, которую нужно сохранить, сколько отправная точка и материал для преобразующей деятельности, отправная точка для созидания и творчества.

Вопрос о предрасположенности человека к развитию воображения и творчества является неоднозначным. А.Г. Маклаков отмечает, что человек не рождается с развитым воображением. Его развитие тесно связано с общим ходом онтогенеза человека и должно накапливать определенное количество идей, которые впоследствии могут послужить материалом для создания образных представлений. Воображение развивается параллельно с развитием других процессов и характеристик личности и тесно переплетается с общим фоном становления человека как субъекта деятельности.

Очень трудно четко описать, в каком возрасте происходит качественный рост и развитие воображения. Существуют как примеры чрезвычайно раннего развития воображения (например, Моцарт, Репин и др.), так и факты, свидетельствующие о том, что пик творческих успехов человека, расцвет его творческой деятельности приходился на достаточно зрелые годы (Н. Коперник, И.А. Крылов). Вопрос о возможности оптимизации процесса формирования воображения также требует дальнейшего научного исследования. Так, Г.С. Альтшуллер предложил теорию решения изобретательских задач, в которой делается утверждение о возможности обучения «алгоритмам» решения нестандартных ситуаций. Однако представляется, что эту теорию нельзя применить, например, к литературному или изобразительному творчеству, хотя для решения научных и практических задач этот подход очень перспективен.

Сила и живость воображения измеряется продуктами воображения, например, авторы волшебных сказок часто представляют необычных персонажей, наделенных замечательными способностями. Слабость воображения проявляется в незначительной переработке образов и представлений. Что касается живости образов, то этот параметр проявляется больше в особенностях описания и воспроизведения своих представлений теми или иными людьми. Таким образом, есть люди, которые могут «видеть» некоторые образы очень четко перед глазами и описывать их в деталях, а есть те, кто может описать их только схематично. Высокая степень развития воображения обычно наблюдается у людей, занимающихся творческой деятельностью — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Природа доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительного, слухового или моторного воображения. Люди со смешанным типом воображения встречаются крайне редко. Принадлежность к тому или иному типу воображения существенно отражается на индивидуально-психологических характеристиках человека. Например, люди слухового или моторного типа очень часто драматизируют ситуацию в своем воображении, представляя несуществующего противника.

Область применения воображения

Сфера воображения. С.Л. Рубинштейн отмечал, что у разных людей воображение проявляется преимущественно в разных областях. Существенную роль в определении направления, в котором идет развитие воображения, играет направленность личности — интересы, которые создают связанные с ними особые очаги эмоциональной чувствительности. В связи с общим направлением деятельности человека его воображение может быть наиболее активным в одной сфере практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, в другой — в сфере искусства, в третьей — в сфере научного творчества. Каждый человек обладает «маленьким воображением», но у каждого есть своя фантазия и воображение.

Воображение как процесс не имеет четкой связи с конкретным возрастом, более того, его развитие в определенной степени индивидуализировано и зависит от конкретных экологических и социальных условий развития ребенка. И все же можно назвать некоторые общие закономерности формирования этого процесса. Таким образом, первые проявления воображения тесно связаны с процессами восприятия и представления. Например, ребенок начинает преобразовывать предыдущий опыт в новые представления, создает новые образы на основе существующих. Это лежит в основе заместительной функции психики, когда человек заменяет один объект другим на основе сходства. Таким образом, швабра становится лошадью, а простыня — одеждой супергероя. Следует отметить, однако, что первые фантазии ребенка всегда связаны с деятельностью и неотделимы от нее. Ребенок еще не может создать что-то, что принципиально отличается от того, что уже существует в реальности.

Следующий этап в развитии воображения связан с появлением его активных форм. Ребенок может создавать образы по своему усмотрению — начало этого периода проявляется в свободной рисуночной деятельности, когда ребенок берет историю «из головы» и изображает ее на бумаге. На этом этапе процесс воображения становится произвольным и запускается по воле или желаниям человека. Это отражается в природе игр: они становятся целенаправленными и ориентированными на действие. Ребенок придумывает действие, разрабатывает «план» его осуществления, ищет партнеров по игре, договаривается о совместном действии и осуществляет его в реальности. В этом случае воображение тесно взаимодействует с мышлением, волей и эмоциональной регуляцией.

Еще одно важнейшее изменение в воображении происходит в школьном возрасте. А.Г. Маклаков отмечает: «Потребность понять предмет вызывает активизацию процесса реконструктивного воображения. Для усвоения знаний, полученных в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессивное развитие способностей к переработке перцептивных образов в воображаемые образы. Еще одна причина сильного развития воображения в школьные годы заключается в том, что в процессе обучения ребенок активно приобретает новые и разнообразные представления о предметах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую активность ученика.»

Деятельность воображения у взрослого человека обычно заменяется работой мышления, но, как уже говорилось, в творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, технике и других — развитие воображения естественным образом происходит в самой деятельности. С помощью специальных упражнений и техник можно развить воображение.

Воображение и творчество

Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда возникает необходимость создать что-то новое. Творческое воображение происходит как анализ (разложение на составляющие) и синтез (соединение) накопленных человеческих знаний. Таким образом, элементы, из которых строится образ воображения, всегда выступают в комбинациях и связях. В большинстве случаев результаты творческого воображения могут быть материализованы или в виде предметного продукта — новой машины, прибора, нового сорта растений, или идеального содержания в виде научной монографии, романа, поэмы и т.д.

Творческое воображение тесно связано с мышлением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Существует несколько способов трансформации представлений в воображении: агглютинация, аналогия, преувеличение-неувеличение, акцентирование, типизация.

Агглютинация — это техника соединения («склеивания») частей двух или более объектов в единое целое. Агглютинация широко используется в сказочных сюжетах в виде образов избушки «на курьих ножках», русалки, царевны-лебеди (рис. 14). Агглютинация используется и в реальных образах, например, танк-амфибия, аккордеон, сочетающий элементы фортепиано и аккордеона, летающий ковер, где вещь наделяется свойством летать.

Аналогия — это метод построения образа по принципу сходства, например, локатор строится по принципу сходства с органом ориентации летучей мыши.
Преувеличение, преуменьшение — этот прием используется для того, чтобы показать преобладающие качества человека, например, доброту могучего великана или ум и мягкое сердце мальчика с пальчик. Этот метод близок к преувеличению, которое выявляет сильную положительную или отрицательную черту в изображении. Особенно часто он используется в карикатурах и шаржах. Акцентирование — это заострение, выделение какого-либо признака. Это часто достигается путем смещения, изменения пропорций. Этот метод используется как карикатура. Он воспроизводит черты оригинала и преувеличивает их. Выделение, чтобы быть значимым, должно подчеркивать то, что является характерным и значимым в визуальном образе. Типизация — это обобщение и эмоциональное насыщение образа. Например, Отелло — это обобщенный образ ревнивца.

Значение воображения особенно велико в художественном творчестве. Суть художественного воображения заключается в создании новых образов, способных быть пластическим носителем идейного содержания; новой ситуации не путем нарушения, а с сохранением основных требований жизненной реальности. Уважение к реальности жизни не означает фотографического воспроизведения или копирования того, что непосредственно воспринимается. Задача произведения искусства — показать то, что видит художник, другим с той же достоверностью, чтобы другие тоже смогли это увидеть.

Творческое воображение художника позволяет ему визуально создавать образы прошлого, исторических событий и фантастического будущего. Примерами могут служить картины В.М. Васнецова «После битвы Игоря Святославовича с половцами» (рис. 15), А.А. Леонова «В космосе», А. Ретеля «Богиня возмездия» и др.

Методы исследования воображения

В области исследования воображения еще недостаточно целенаправленной и проверенной экспериментальной работы.

Качественные особенности воображения изучаются с помощью метода Роршаха (Rorschach, 1920), одного из самых объективных и сложных методов психодиагностики.

Тест Роршаха состоит из 10 таблиц стандартного размера, на которых на белом фоне нанесены симметричные точки. Пять столов содержат пятна черного цвета и различных оттенков серого, два стола содержат пятна красного и серого цвета, и три стола содержат разноцветные пятна.

Участника теста просят сообщить о том, что он видит в сомнительных местах на таблице, причем воображение не ограничено.

Оценка ответов по методу Роршаха в психодиагностике личности стандартизирована и очень сложна. Однако для экспериментального исследования образных способностей можно использовать только следующую форму протокола и качественно оценить полученные ответы: 1. Порядковый номер таблицы. 2. вербальные ответы испытуемого, сопровождающие экзамен. 3. количество ответов.

  1. время ответов. 5. тип ответов (a — геометрические фигуры, b — животные, c — растения, d — неодушевленные предметы, e — действия, f — другие, g — без фантазий). 6. примечания. Записывая тип ответов, подробно фиксируйте все детали.

С помощью теста Роршаха можно визуально различить воображение здоровых и больных людей; для последних характерно наличие нескольких необычных образов, отражающих особенности нарушенной эмоциональности — призраки, демоны, образы смерти и т.д.

При определенных условиях для изучения особенностей воображения можно использовать Тест тематической апперцепции (ТАТ), методику заполнения недостающих частей в тексте (в зависимости от возраста и уровня образования испытуемого), методику точечных картинок с недостающими частями и др.

Метод естественного эксперимента — игры, рисование, литературное и другое творчество и т.д. — занимает важное место в изучении воображения (особенно творческого).

Изучение воображения в зарубежной психологии

Экспериментальное изучение воображения стало объектом интереса западных психологов с 1950-х годов. Функция воображения — конструирование и создание образов — была признана важнейшей человеческой способностью (Р.Ассаджиоли, 1965). Его роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения (S.Arieti, 1976; S.Parnes, 1977).

В 1950-х годах Дж. Гилфордоми и его последователи разработали теорию творческого (креативного) интеллекта. Его суть заключается в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности), которые признаны общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности:

Интеллектуальная творческая инициатива — готовность выйти за рамки заданных задач и требований повседневной реальности.

Широта категоризации — удаленность ассоциаций, неожиданное использование объектов, придание им нового функционального значения, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей.

Беглость мышления — богатство и разнообразие ассоциаций, количество образованных связей.

Оригинальность мышления — независимость, необычность, остроумность решения по отношению к традиционным способам.

Развитие воображения абсолютно необходимо для формирования нормальной психики. Но вопрос об условиях проявления зачатков воображения остается спорным. За точку отсчета обычно принимается возраст 3 года. Югославский психолог И.Д.Ивич, изучая развитие символической функции (одним из проявлений которой является воображение), относит ее возникновение ко второму году жизни.

Сравнение воображения взрослого и ребенка.
В.Т. Кудрявцев: «Воображение — это свободный, раскованный, неконтролируемый полет фантазии, которая представляет себе то, чего нет в реальности, которая пренебрегает реальностью. Эта позиция может оказаться еще более спорной, когда речь идет о ребенке — существе, живущем в мире дневных грез, смутных впечатлений и символов.

Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Все воображаемые образы, какими бы причудливыми они ни были, основаны на представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Другими словами, чем больше и разнообразнее наш опыт, тем больше потенциал нашего воображения. Поэтому воображение ребенка далеко не всегда богаче, оно во многом беднее, чем у взрослого. У него более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Комбинации образов, которые он создает, менее разнообразны. Иногда ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и порой эти объяснения кажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. В то же время в жизни ребенка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и его гораздо легче оторвать от реальности. С его помощью дети познают окружающий мир и самих себя.

Развивать детское воображение необходимо с детства, и самым чувствительным, «сенситивным» периодом для такого развития является дошкольный возраст. «Воображение, — писал психолог О.М. Дьяченко, подробно изучавший эту функцию, — подобно чуткому музыкальному инструменту, владение которым открывает перед ребенком возможности самовыражения, поиска и реализации собственных планов и желаний.

Воображение способно творчески перестраивать реальность, его образы гибки и подвижны, а их комбинации позволяют получать новые и неожиданные результаты. В этом контексте развитие этой психической функции также является основой для совершенствования творческих способностей детей. В отличие от творческого воображения взрослого, воображение ребенка не участвует в создании продуктов общественного труда. Он участвует в творчестве «для себя», он не подчиняется требованиям целесообразности и продуктивности. В то же время это имеет большое значение для развития действий воображения как такового, подготовки к предстоящему творчеству в будущем.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Фридрих Вильгельм Август Фребель, немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания
  2. Межличностное взаимодействие
  3. Воображение как психический процесс — Понятие воображения, его типы, функции, механизмы, физиологическая основа
  4. Дейл Карнеги — биография, библиография, авторский подход
  5. Психологическая характеристика деятельности
  6. Последствия расизма и национализма для психики
  7. Я-концепция женщин с избыточным весом
  8. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей — Понятие леворукости и ее причины
  9. Самосознание личности. Проблема «Я» в психологии
  10. Психологические особенности отношений в семье