Истоки народной педагогики

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Тестовый контроль знаний
  2. Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя
  3. Основные механизмы познания педагогом личности обучающегося
  4. Роль народных традиций в воспитании
  5. Проблемы семейного воспитания в истории педагогики
  6. Этнопедагогические аспекты воспитательной работы
  7. Воспитательная система сельской школы
  8. Влияние стратегии семейного воспитания на формирование личности
  9. Воспитание в семье как одно из условий формирования личности школьника
  10. Использование новых технологий воспитания в современных образовательных учреждениях

Введение

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что «образование в русском народе существует столько, сколько существует сам народ». А также предполагает, что народная педагогика зародилась в древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и повлияла на ее ранние формы.

Исследователи народной педагогики К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский показали взаимовлияние и взаимозависимость официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга

Анализ источников показывает, что педагогика в частности тесно связана с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: Пословицы, идиомы, сказки, легенды. Кроме того, некоторые народные сказки напрямую связаны с поступками, жизнью и деятельностью.

Ученые Волков Г.Н., Измайлов А.Е., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и другие высказывали идеи гуманизма, подчеркивали необходимость воспитания молодого поколения в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.

Народная мудрость воспитания — это выражение многовековой педагогической культуры и опыта воспитания народа.

Сущность и духовные истоки народных традиций воспитания

Духовность нации — сложное понятие. В русской философии религии она использовалась, прежде всего, для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб народов. В советской теории оно использовалось в меньшей степени и не нашло места в системе понятий, характеризующих уровни сознания и самопознания нации, а также в сфере ее этнопсихологической сущности.

Судьба нации зависит от ценностных характеристик и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ П.И. Новгородцев, «не политические партии спасут Россию, ее воскресит дух святого народа, поднявшегося к свету вечных истин».

Основными факторами народной педагогики, а значит и народного воспитания, являются природа, игра, слово, хозяйство, общение, традиция, быт, искусство и религия.

Природа — один из важнейших факторов народного воспитания, это не только жизненное пространство, но и дом, родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Естественность в народной педагогике порождается естественностью народного воспитания. Русские говорят о человеческой природе, о природном духе, и это начало смысла, и оно совпадает с демократическими, гуманистическими чертами народной педагогики естественности народного воспитания.

Утверждение народной педагогики как педагогики свободы и любви также соответствует природе как решающему фактору в воспитании.

Человек и природа, люди и естественность неразделимы. Их единство — это высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном искусстве очеловеченные образы родины, родной природы: великий дуб, материнская Волга, белая черемуха в девичьем платье…..

Природа — великий и мощный фактор в воспитании людей. Незаменимый, универсальный фактор. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор влияния на личность.

Все, что находится в гармонии с природой, следует считать добром, то, что противоречит ее развитию — злом и пороком. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне установлен Я.А. Коменским. Такую же позицию занимали Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой.

Воспитательная система В.А. Сухомлинского полностью натуралистична, приближена к жизни, и в этом ее сила. «Высшая мудрость жизни заключается в том, что человек отдается природе, проводит свою жизнь, созерцая ее и руководствуясь ею. Принцип естественности — это высший, основополагающий принцип всего образования и всей человеческой жизни.

В своей «Этике» П.А. Кропоткин доказал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил мораль непосредственно из опыта природы. Правильность этой точки зрения не требует особых доказательств. Этика животных и растений может стать примером, достойным подражания для человека.

По большому счету, человек всегда чувствовал и понимал природу, лелеял ее, боготворил ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этническим группам, так и к «малым» нациям. Например, суть народной философии эвенков заключается в том, что мир един, и человек — это тоже природа.

В российских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой на основе опыта людей существовали давно. Это связано с тем, что Россия была в основном сельскохозяйственной страной, и большая часть населения постоянно находилась в непосредственном контакте с природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы, их постоянно не хватало из-за огромной диспропорции в плотности населения. Почти полная зависимость от природы не оставила населению выбора. Так, в перенаселенных центральных регионах России крестьянская семья могла существовать только при строгом соблюдении принципов природопользования и охраны окружающей среды.

Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью образование выступает в качестве связующего звена. Этим объясняется особое место педагогической культуры в материальной и духовной жизни людей. Педагогическая культура глубоко проникает в материальную и духовную культуру общества и служит мостом между ними.

Коллективная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижения педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность масс образовательный уровень подрастающего поколения, так и индивидуальную педагогическую культуру граждан, отражает определенный уровень общественного прогресса. Поэтому вполне естественно, что демократическая система создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживаемая обществом, относится и к педагогической сфере. Важнейшим импульсом для расцвета педагогической культуры является повышенное внимание к национальным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она старше педагогической науки, всегда обогащала ее и, в свою очередь, обогащалась самой педагогикой. Таким образом, происходило своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс национальной педагогической культуры и общества в целом.

Примитивные педагогические навыки как зачатки педагогического искусства («ремесла») были первичными элементами народной педагогики. Здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, которые впоследствии послужили первой основой педагогической теории, были критериями деятельности отечественных педагогов. Первые просветители из народа, который еще не знал науки, постепенно стали полагаться на народную мудрость, передаваемую из поколения в поколение. Народная педагогика понесла большие потери из-за отсутствия письменности и грамотности, знания рассеивались, многие открытия были сделаны тысячу раз. Отсутствие возможностей для концентрации педагогических знаний было препятствием в программе педагогической культуры людей.

Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами национальной жизни, она носит синтетический характер. В этом ее сила Известный советский философ Г.Н.Волков высказал интересную мысль: «Попробуйте лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернемся ли мы в эпоху первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество испытает большие лишения, его развитие остановится, но лишь на несколько десятилетий, в течение которых общество перестроит всю материальную культуру цивилизации, возведя ее в соответствии с последними научными знаниями. Но что происходит с человеком, когда он лишается духовной культуры и, соответственно, прекращает свою образовательную деятельность?

Каждому человеку важно быть близким к духовной культуре человечества. Чем дальше человек находится от этих духовных сокровищ, тем ниже он стоит как мыслящее и чувствующее существо. Чем крепче духовные нити, связывающие человека со всем человечеством, тем выше он стоит как член человеческого общества. Любое животное, рожденное в зоопарке и воспитанное среди людей, останется животным. Человеческий ребенок вне человеческого общения не может стать человеком, несмотря на все его физические данные, которые сближают его с предками.

Духовное богатство современного человечества охватывает все интеллектуальное, социальное, историческое и этническое разнообразие. Это разнообразие усиливается тем, что каждый человек индивидуален. Все люди, как писал И.Яковлев, разные, хотя и называются одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное разнообразие прошлого и настоящего и будет состоять из всесторонне развитых членов, которые в преобразованном виде будут представлять все это разнообразие.

Духовная культура — это накопленная и сконцентрированная, энергия, накопленная за все века развития человеческой цивилизации, за усилия всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается через образование. Поэтому образовательная культура — это своего рода двигатель, который приводит в движение человеческий дух, используя эту накопленную и сконцентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического процесса.

Традиции как бы организуют связь поколений, они сохраняют духовную и нравственную жизнь народов. Преемственность между старшим и младшим поколениями основана на традициях. Чем разнообразнее традиции, тем богаче нация духовно. Достижение гармонии между традицией и современностью все больше становится актуальной проблемой науки. Традиции способствуют культивированию утраченного сегодня наследия. Такое образование может стать спасением человечества.

Устоявшиеся концепции традиционной педагогики

Научные исследования проблем народной педагогики показывают, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического явления на всех этапах исторического развития находилось в сфере научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко ценил педагогический потенциал народной педагогики. «Образование, созданное самим народом и основанное на народных принципах, — писал он, — обладает той воспитательной силой, которой нет в лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Он глубоко верил в принцип, что «нация без национальности — это тело без души», и на основе этого принципа основал идею национальности. Хорошо зная народные обычаи, ритуалы и традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков — зеркало для потомков», и поэтому выступал за национальное воспитание, поскольку оно является живым примером в процессе развития нации.

Принцип национального воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родным языком. Н.К. Крупская придавала большое значение развитию языка ребенка в семье, особенно в процессе общения матери и ребенка, она обращала внимание на то, что «язык матери служит ему орудием для выражения себя, своих мыслей, своего настроения».

А.С. Макаренко на основе собственного опыта народного учителя был убежден, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркнул, что «семейное, трудовое обучение является самым важным для будущей квалификации человека».

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и большую практическую значимость народной педагогики, она не изучена должным образом, не проводятся тщательные исследования по этим вопросам.

«О народной педагогике до сих пор никто серьезно не задумывался, и, видимо, это принесло много неприятностей педагогике, — писал он.

— Я убежден, что народная педагогика — это центр духовной жизни народа. Народная педагогика раскрывает национальный характер, лицо народа! Характер народа, его облик, его мысли и стремления, его нравственные идеалы особенно ярко раскрываются в созданных им сказках, легендах, эпосах, пословицах и поговорках.

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав их «русской народной педагогикой». В 1890 году Д. Булгаковский и Г. Пинчук непосредственно обратились к памятникам народной педагогики — пословицам, песням, загадкам, обрядам, впервые выделив их воспитательное значение в народной жизни в более широком аспекте. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского этнографически и педагогически проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь, А. Соболев, рассматривает проблему детских игр в связи с детскими песнями, еще более расширяя границы народной педагогики.

В советский период одним из первых проблемой народной педагогики занялся известный этнограф и педагог Г.С. Виноградов, который описал сущность этого явления как часть педагогической культуры народа и заявил о праве на существование термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний и умений», — утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, используемых людьми для формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда мы говорим о народной педагогике, мы имеем в виду не педагогическую теорию, а педагогическую практику. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народных воззрений, средств воздействия на молодое поколение в целях его образования и воспитания следует назвать народной педагогикой.

Вопросы народной педагогики были предметом исследований ряда ученых: А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.С. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Филонова. Каждый из них, конечно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

Основываясь на исследованиях этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а основным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, собранных людьми сведений о человеке и его воспитании, а также практическая деятельность трудового народа по воспитанию подрастающего поколения.

Народная педагогика получила свое историческое развитие в глубокой древности. Она существует столько же, сколько существует нация. Образцы народного искусства были известны уже в среднеазиатской древности (3 век нашей эры). Искусство слова, зародившееся в глубокой древности, воплотилось прежде всего в художественном народном творчестве — в сказках, легендах, эпосе, пословицах и других памятниках народной педагогики.

Пословицы и поговорки — один из самых активных и распространенных памятников народной поэзии. В них на протяжении веков люди обобщали свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражая мысли и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его эмпирически выработанный взгляд на воспитание подрастающего поколения. В практике семейного воспитания народ на протяжении многих поколений отбирал все педагогически ценное и выражал это в форме дидактических афоризмов.

В.И. Ленин писал: «Есть такие крылатые слова, которые с удивительной ясностью выражают сущность довольно сложных явлений. Многие народные пословицы и поговорки как раз и являются теми словами, которые суммируют сокровенные мысли людей о человеке, о воспитании, о формировании личности.

Не одно поколение людей обучалось и воспитывалось на пословицах, поговорках, поговорках, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.

Таким образом, с иронией в афоризмах люди, соблюдая определенный воспитательный такт, обращая внимание на человеческие слабости, пороки, недостатки, вызывают желание и стремление устранить эти недостатки.

Пословицы и поговорки

В совокупности пословицы и поговорки представляют собой народные педагогические миниатюры, некоторые из которых нашли свое выражение в народных представлениях о дидактических принципах воспитания и образования человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для реализации принципа доступности; обилие элементов ритма и поэтического языка придает афоризмам образность и тем самым формирует основу наглядности; композиционная структура афоризмов, использование повторов, риторических вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа постоянства, системности и последовательности.

Ведь все афоризмы, отражая условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, стремления людей, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.

Наиболее действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не нужно было и не нужно заботиться об укреплении связи с жизнью, потому что она и есть сама жизнь; не нужно было навязывать и распространять свои достижения среди масс, это педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом — для народа. Не случайно во многих семьях, где в прошлом не было даже зачатков научной педагогики, люди воспитывали свое подрастающее поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.

Народная педагогика, как и все другие формы духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Сходные условия жизни, сходные обычаи и традиции влияют друг на друга и порождают истории, афоризмы, сходные по форме и содержанию.

Главное в народной педагогике — это процесс воспитания и обучения подрастающего поколения. Большой научный и педагогический интерес представляют вопросы о том, как люди понимают сущность воспитания, какие методы и приемы используются в воспитательном процессе, какие представления имеют люди о труде, нравственном, интеллектуальном, физическом и эстетическом воспитании.

Народ всегда правильно представлял себе суть воспитания молодого поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят: «Образование — бесценное сокровище.

Воспитание человека — трудная задача: Она требует заботливого и внимательного отношения, определенных знаний и навыков. Существует много высказываний об этих трудностях, но все они могут быть выражены одним выводом: «Кто не воспитывает свое сердце, тот не воспитывает ребенка».

Люди с древних времен знали, что образование появляется с появлением человека. Образование — это вечная категория, оно существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания было упущено или воспитание осуществлялось неправильно, необходимо повторное воспитание, а это более сложная задача.

Педагоги, чьи имена известны во всем мире, отмечают огромную важность образования детей младшего возраста. К.Д. Ушинский писал, что «природа человека наиболее формируется в первые годы его жизни, и то, что входит в природу в эти годы, — оседает, становится второй природой человека». Все, что человек узнает в будущем, никогда не имеет той глубины, которая отличает все, что усваивается в детстве. На протяжении веков человек эмпирически накапливал определенные знания, психологические и возрастные особенности детей. Особое внимание было уделено образованию в раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения, как «Прорезывающемуся ребенку не нужна жевательная пища», «Ребенка нужно воспитывать в колыбели, а теленка на поводке».

Давайте теперь рассмотрим воспитательные методы народной педагогики. Многовековой опыт позволил людям выработать определенные дидактические методы и правила воспитания детей.

В повседневной практике также используются такие методы воспитательного воздействия на детей, как объяснение, помощь, поощрение, согласие, заверение, личный пример, демонстрация упражнений, подсказка, упрек, наказание и др.

Объяснение и убеждение использовались с целью формирования у детей положительного отношения к труду и достойного поведения в семье и обществе. Особое значение для народной педагогики имела демонстрация выполнения различных видов сельскохозяйственных, ремесленных и бытовых работ (обращение с инструментами и оборудованием, обработка почвы — орошение, сбор урожая, животноводство, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба, вышивка и так далее). После объяснений и демонстраций, как правило, упражнения, за которыми следуют советы: «Тренируйте руки, вырабатывайте привычку к определенной работе». Прислушиваясь к советам взрослых, юноши и девушки должны были развивать необходимые навыки и приемы.

Как правило, народные воспитатели старательно включали в свои максимы различные педагогические категории: Советы, предупреждения, выговоры, даже определенные педагогические условия, на успех которых можно было рассчитывать в любом случае. Эти условия обычно определяются словом «если». Казахи считают, что «когда шестилетний ребенок вернулся из путешествия, его должен навестить шестидесятилетний». Каракалпаки, основываясь на житейской мудрости и философии, советуют: «Когда сеешь просо, не жди пшеницы».

Широко используемым методом народного воспитания является привыкание. «Вещи моют водой, ребенка воспитывают привычкой», — гласит народная поговорка. Уроки типичны для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения: говорить «спасибо» за услуги взрослых, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливыми со сверстниками и т.д. и т.п. В период освоения взрослые дают детям инструкции, примеры для подражания и модели поведения и действий.

Убеждение как метод воспитания предполагает объяснение (разъяснение) и доказательство, то есть показ конкретных примеров, чтобы ребенок не колебался и не сомневался в разумности определенных понятий, поступков, поведения, постепенно накапливал нравственный опыт и необходимость руководствоваться им.

Поощрение и признание как метод воспитания широко использовались в практике семейного воспитания. Ребенок всегда чувствует потребность в благодарности за свое поведение, игру и работу. Устная похвала и одобрение родителей — это первое поощрение в семье. Роль похвалы как средства поощрения хорошо знакома людям: «Дети и боги любят быть там, где их хвалят». Родители обычно хвалят поведение детей, их успехи в учебе и работе словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». В то же время, в воспитательных целях было очень мудро установлено, что эти слова признания и похвалы должны произноситься с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители говорят: «Ничего страшного», «Ладно, сойдет», но без улыбки. Детям несложно понять, как оценивается их труд.

Личный пример (особенно родителей) — самый радикальный, самый эффективный метод народного образования. Нравственный облик родителей, их работа, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству — все это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость гласит, что в воспитании нужно следовать положительному примеру: «Если у тебя зрелый сын, дружи со скромным человеком; если у тебя зрелая дочь, дружи с мастерицей».

Самой поэтичной формой воспитательного воздействия на детей было родительское благословение. «Пусть твой дом будет благословен, живи, пока твои дети не женятся», — говорили люди человеку, создающему молодую семью. Народная педагогика уделяла внимание таким методам воспитания, как принуждение, наказание, обличение, запрет, упрек. Чаще использовалось словесное осуждение плохих поступков и необдуманных действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребенок осознал свои ошибки и устранил их. Упреки в адрес родителей, как правило, редко использовались в качестве одной из профилактических мер.

Таким образом, народная мудрость рассматривает образование как бесценное достояние человека. У людей есть определенное представление о целях, задачах, методах и навыках обучения детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. Особое внимание уделяется воспитанию детей в раннем детстве; указывается на важность игровой деятельности детей.

Общие ценности, установленные народом

Эстетическое воспитание детей начинается с ранних лет. Первое, что сознательно воспринимает ребенок, — это голос матери. Колыбельные песни — это первые шаги в общении ребенка с музыкальной культурой и художественным словом. Колыбельные песни имели глубокий смысл и защитную функцию, поскольку слово над колыбелью приобретало значение заклинания.

Когда ребенок растет, он чередуется со взрослыми и постоянно слышит слова любви. В русской семье — это были либо ласковые имена, либо нежные прилагательные, либо существительные.

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является ее ядром. С древних времен трудовое воспитание детей и молодежи было главной задачей родителей, а позднее школ и других общественных учреждений.

Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан в основном с животноводством, садоводством, разведением шелкопряда и народными ремеслами. Бытовая культура, духовная структура народа формировалась тысячелетиями сельскохозяйственной цивилизации. Все нравственные каноны, мораль и даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к своей матери — сырой земле. Тяжелый труд земледельцев и животноводов, отношение к хлебу как к святыне, к хлопку — все это воспитывало любовь к труду и людям труда. Народ не только прославлял труд как бесценный дар природы человеку, но и в некотором смысле идеализировал его вдохновенный характер: «Труд — отец всего».

Люди всегда заботились о том, чтобы молодое поколение овладевало несколькими профессиями, каждый становился «мастером на все руки». Среди народов бытует мнение: «Лишнее мастерство не делает головы», «семьдесят профессий — это мало для молодого человека». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми навыками и умениями. Люди четко понимали, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, потому что «есть вещи, которые вы не можете делать, пока не научитесь им, а есть вещи, которые вы должны делать, чтобы научиться им».

Люди смеются над человеком, который ищет легкую работу. Есть такая поговорка: «В дождливый день много желающих покормить цыплят». Особенно негативным является отношение тех, у кого «белые руки», кто любит чужую работу. Люди смеются над человеком, который не думает о результатах своего труда или занимается неразумной, бесполезной работой. В таких случаях люди говорят: «Отрубив топором корни дерева, поливай верхушку водой».

Если мы хотим сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, мы можем сказать, что народ выступал за всеобщее трудовое воспитание, за честный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в сказках; праздные, ленивые, нерадивые высмеиваются с нескрываемой иронией и сарказмом. Сказки идеализируют силу и возможности героев, но они основаны на вере народа в человека, в его дух, в готовность преодолеть все трудности для достижения цели.

Во-вторых, прилагать все усилия для нужд семьи, но особенно для работы в общине.

Во-вторых, стремиться к тому, чтобы труд ребенка не был принудительным, то есть носил творческий характер, чтобы он работал с интересом, любовью, не боясь «трудового пота».

А.С. Макаренко уделял большое внимание трудовому воспитанию детей в семье. Опираясь на традиции народной педагогики, рассматривая семью как ядро нового общества, где происходит первоначальное заложение и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребенка, педагог утверждает, что правильное воспитание не может быть представлено как нетрудовое. Объясняя смысл и важность трудового воспитания, он советует родителям учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, следует помнить, что семья должна готовить ребенка к труду, а во-вторых, необходимо воспитывать в ребенке определенные моральные качества в процессе труда: Любовь и уважение к рабочему человеку, нетерпимость к паразитизму, лени, попыткам убежать от работы.

В-четвертых, трудовое воспитание должно быть инструментом не только для «физического развития через труд», но и для психологического и духовного развития.

В-пятых, важно учитывать, что трудовое воспитание в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Заключение

Исследования народной педагогики свидетельствуют о возникновении понятия «народная педагогика». Определяется предмет народной педагогики, выявляются ее источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические взгляды народа как выражение практической народной философии, как накопление многовекового коллективного опыта народных масс в воспитании и образовании подрастающего поколения, воплощенного в различных памятниках устного народного творчества.

Народная педагогика была создана народом; педагогическая теория лишь изучала ее, взаимодействовала с ней и синтезировала ее. Народная педагогика еще не заняла должного места в общей системе педагогических исследований. Между тем, в каждой семье воспитание происходит, прежде всего, на основе накопленного жизненного опыта семьи. Памятники народной педагогики воплощают в себе характер народа, идею будущего, красоту. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и точного изучения и творческого использования.

На протяжении всей истории человечества человек был и остается объектом и субъектом образования. Накопленный веками опыт воспитания является ядром национальной педагогики. Многие пословицы, поговорки и народные сказки по сути стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи.

Народное образование — это общественное образование.

Список литературы

  • На исторической сцене как полудикое и варварское существование. В.П. Аникин. Фольклор как коллективное творчество народа, Москва, 1969.
  • Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для высших учебных заведений. «Питер», 2000 год.
  • Бердяев Н.А. Судьба России. -M.: 1990.
  • Волков Г.Н. Этнопедагогика. -М.: «Академия», 1999.
  • Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
  • Гершунский В.С. Менталитет и образование.
  • Гумелев, Л.Н. История людей и история природы. -М.:1993г Dacian H,
  • Измайлов. Ред. «Народная педагогика. Москва. «Педагогика», 1991.
  • Кон И.С. О проблеме национального характера. -Москва: 1971.
  • Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии // Русская литература, 1956 № 3.
  • Лыков С.В., Волобуева Л.М. История дошкольной педагогики в России. -М .: «Академия», 1999.
  • Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва, 1955 г. стр. 124
  • Образцов С.В. «Золотое дерево» / Эстетическое воспитание в семье. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Владос, 1999.
  • Толстой А.Н. Полное собрание сочинений. VOL.41 М. 1928, с. 179
  • Сикевич, З. Национальное самосознание россиян. -Москва: 1996.
  • Сенигов И. Народные взгляды на обучение и воспитание.
  • Москва, 1966, с. 18.
  • Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: -М., 1997г.
  • Фейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы. -M.: 1979.