Для связи в whatsapp +905441085890

Историческая судьба марксизма на западе — теоретические предпосылки возникновения марксизма

Марксистская философия

Классическая марксистская философия возникла в Германии в 1940-х годах. Его основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками — французский материализм XVIII века и немецкая классическая философия. В России марксистская теория возникла в 1980-х годах благодаря Плеханову и его соратникам. Эта социальная теория защищала и выражала интересы пролетариата. Конечной целью марксизма было развитие и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества.

Философия марксизма рассматривает фундаментальные классические проблемы взаимоотношений между человеком и миром, между человеком и между человеком и природой человека в целом.

С самого начала своей деятельности Маркс признает своим призванием защиту интересов «бедных, политически и социально обездоленных масс». Затем Маркс, будучи последователем Гегеля, поделился идеей о роли философии в обществе как источника мудрости и разума, который делает возможным прогресс. Но вскоре он пришел к выводу, что государство руководствуется интересами привилегированных классов и не настроено прислушиваться к философскому анализу. Во-вторых, гегелевская диалектика оставила в стороне реальные причины социальных проблем.

С 1842 года Маркс стал участником нового социального движения в Германии, социализма и коммунизма, а также узнал о социалистических традициях Франции и Англии. Маркс видел в пролетариате особый класс, призванный разрушить существующий порядок, ибо именно пролетарии страдают от невыносимой работы, бедности, болезней и роста преступности. Освобождая себя, они уничтожают и угнетение других социальных групп, поэтому Маркс рассматривал пролетариат как силу, с помощью которой философия может реализовать свое призвание.

Историческая судьба марксизма на западе

Теоретические предпосылки возникновения марксизма

С самого начала своей творческой деятельности (вскоре после получения докторской степени) Маркс признавал своим призванием защиту интересов «бедных, политически и социально лишенных гражданских прав масс». Такова цель, которой должна служить философия. Будучи последователем Гегеля, Маркс затем поделился многими учениями немецкой классической философии, особенно идеей о роли философии в обществе. Философия — «интеллектуальная квинтэссенция своего времени» — призвана привнести мудрость и разум в общество и тем самым способствовать социальному и историческому прогрессу. Но традиционные формы философской деятельности — университетское преподавание и написание научных трактатов — не удовлетворили Маркса. Он решил обратиться к философской журналистике. Его краткие работы в «Рейнской Цайтунге» (1842-1843) — статьи о свободе печати и цензуре, классовом представительстве, притеснении сельской бедноты, бедственном положении крестьян, бюрократизме чиновников — спровоцировали правительственные преследования. Маркс был вынужден уйти в отставку с поста редактора и отказаться от своих надежд на работу в неподцензурной прессе Германии.

Маркс считал неудачным свой первый опыт решения практических проблем. Сначала он понял, что государство (по Гегелю, государство «воплощение разума») руководствуется интересами «привилегированных классов» и не имеет желания прислушиваться к голосу философского критического анализа. Во-вторых, Маркс пришел к выводу, что состояние исследований самих проблем является неудовлетворительным. Гегелевская диалектика оставила в стороне коренные причины и корни этих проблем, в то время как Маркс уже видел, что эти корни лежат в материальных экономических отношениях человека. Философский анализ сам по себе не достиг этого уровня. В-третьих, реакция общественности на ее публикации была, естественно, очень ограниченной.

С 1845 года он изучал новое социальное движение в Германии — социализм и коммунизм, знакомился с богатейшими социалистическими и коммунистическими традициями Англии и Франции, анализировал первые выступления немецких социалистов и коммунистов. После переезда в Париж Маркс вступает в контакт с тайной «Лигой праведников» и становится членом коммунистического движения. Гордое «Я никогда не польстил пролетариям» является убедительным доказательством того, что вступление Маркса в пролетарское движение было обусловлено не эмоциями или расчетами, а глубоким пониманием хода истории и его собственной исторической роли.

Маркс рассматривал пролетариат как особый класс, призванный разрушить существующий мировой порядок. Пролетарии страдают от тяжелого труда, бедности, болезней и роста преступности, что, как отметил позднее Энгельс, неизбежно следует за развитием крупномасштабной промышленности и ростом городов. Борьба с этой ситуацией — это призвание пролетариата; уничтожение частной собственности — это путь к освобождению. Освобождаясь, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Поэтому Маркс понимает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой философия может реализовать свое призвание: «Как только философия найдет свое материальное оружие в пролетариате, так, как только молния мысли ударит по исконной земле народа, эмансипация «немца» в человека будет осуществлена». (Последние слова о «немецком» имеют значение, данное в статье «Zu einer Kritik der Hegelschen Rechtsphilosophie». Введение» (1844 г.), из которого взято это заявление, по-прежнему применяется к условиям в Германии).

В то время как он высоко оценил утопические проекты по преобразованию общества, Маркс, тем не менее, осознавал их теоретические слабости и даже беспомощность. Авторы утопий привнесли в картины будущего много фантазии; они не имели серьезной исторической основы и содержали архаичные религиозные и христианские элементы. Это препятствовало развитию коммунистических идей и их распространению. Поэтому необходимо дать философское обоснование значения коммунизма.

Материалистическое понимание истории и социальной философии марксизма

Марксизм развивал традиции классической философии. Однако, следуя им, веря в науку и социальный прогресс, марксизм не абсолютизировал роль науки как всемогущего инструмента.

Философия К. Маркса отражает переходный характер развития философии в XIX веке. Она является неотъемлемой частью единой социально-политической доктрины, включающей в себя политэкономию и теорию «научного социализма». Это во многом определило специфику философской теории марксизма.

K. На подготовку Маркса как мыслителя сильно повлияла немецкая классическая философия. Диалектический метод Георга Гегеля и антропологический материализм Людвига Фейербаха являются основными источниками синтеза, который породил оригинальную философию — диалектический материализм. Доктрина К. Маркса развивалась в течение его жизни, но его философская и общественно-политическая доктрина сформировалась к 1848 году.

В процессе формирования философии марксизма можно выделить несколько этапов:

1) 1837-1842 — первые поиски мировоззрения и формирование революционного демократизма;

2) 1842-1843 — начало перехода от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму;

3) 1843-1848 — Формирование исходных точек целостного научно-философского и коммунистического мировоззрения;

4) Завершение формирования философии марксизма в 1845-1848 гг.

К. Маркс уже в начале 40-х годов XIX века пытается связать философию с целями революционного освободительного движения. В 1843 г. он занял позицию пролетариата как главной революционной силы эпохи и поставил вопрос о связи философской теории с революционным рабочим движением. «Подобно тому, как философия находит свое материальное оружие в пролетариате, так и пролетариат находит свое духовное оружие в философии» .

В начале 1844 г. К. Маркс пишет одно из своих самых интересных и противоречивых произведений — «Экономическо-философские рукописи 1844 г.», в котором он разрабатывает концепцию отчуждения. В отличие от своих предшественников (Г. Гегель, Л. Фейербах), К. Маркс выделяет отчуждение труда как основной вид отчуждения .

K. Маркс приходит к выводу, что отчуждение, частная собственность как его основа и создание коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений должны быть революционно ликвидированы.

Таким образом, здесь теоретически обоснован гуманизм учения К. Маркса, получившего дальнейшее развитие. Идеи «Манускриптов 1844 года» оказали значительное влияние на философию XX века и послужили поводом для попыток противопоставить учение молодого Маркса его зрелым произведениям.

В «Тезисах о Фейербахе» (1845) К. Маркс критикует созерцательный характер предшествующего материализма и подчеркивает роль праксиса (материально-чувствительной, объективной деятельности) как основы знания. К. Маркс придает понятию «практика» характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы объясняли мир только по-разному, но суть в том, чтобы изменить его.» Категория «праксис» считается важнейшей философской категорией марксизма.

Один из основных аспектов теории К. Маркса (в его оценке) — материалистическое понимание истории — разрабатывается совместно с Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1846) и «Манифесте Коммунистической партии» (1848). В то же время К. Маркс, который большую часть жизни работал над экономической теорией, не написал специального систематического труда по философии. Однако в своей главной работе — «Капитал» — он находит решение философских проблем. Таким образом, он раскрывает противоречивые отношения между абстрактной мыслью и сенсорной рефлексией реальности, делает вывод о важнейшей роли абстрактной мысли как качественно нового, более высокого уровня знания, указывает на сложность и трудность знания социальных феноменов, применяет диалектику к знанию социальных феноменов

Историческая судьба марксизма

Марксизм оказывается совокупностью философских, экономических и общественно-политических концепций, объясняемых общей идеей коммунизма как конечной цели социально-исторического процесса, которая может быть достигнута только «насильственным свержением существующего общественного строя» и установлением диктатуры пролетариата под руководством его авангарда — революционной партии коммунистов. Для своих создателей марксизм функционировал и как философское мировоззрение, и как фундаментальная основа общественно-политической программы радикальной трансформации общественного строя. Они посвятили всю свою жизнь теоретическому обоснованию и практической подготовке такой трансформации.

В то время как мыслители XIX века диверсифицировали и усложняли философские вопросы, марксисты пытались их упростить и сконцентрироваться только на том, что считали необходимым. Они не признавали средних и компромиссных позиций, не искали полутонов и оттенков, сводили сложнейшие отношения к простым биполярным противопоставлениям: Материализм-идеализм, буржуазия-пролетариат, революционер-опционалист. Эта черно-белая картина социальных отношений была легко понятна пролетариату и породила систему классификаторов, которая позволяла легко определить любую философскую доктрину или политическую программу как близкую или враждебную, как «нашу» или «не нашу». Таким образом, цель создателей доктрины была достигнута, а марксизм стал политической идеологией революционного движения пролетариата, победа которого была предопределена в его теоретических конструкциях как исторически неизбежная .

Однако к концу девятнадцатого века среди авторитетных марксистов Германии наметилось отступление от ортодоксальной доктрины. В своей работе Э.Бернштейн склоняется к нео-кантийскому, Ф.Адлер склоняется к эмпирио-критике, а такой выдающийся социалист, как К.Кауцкий, даже исповедует философский плюрализм, утверждая, что освобождение пролетариата — это главное и не имеет значения, основано ли это освобождение в материалистическом, идеалистическом, кантианском или христианском понимании.

Пока Западная Европа отходила от ортодоксального марксизма, она находила новую социальную основу в России. Возникшая среди русских большевиков (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич) тенденция к слиянию марксизма с эмпириокритикой была решительно противопоставлена Ленину, резко критиковавшему «русских магистов» в своем крупном философском труде «Материализм и эмпириокритика» (1909). Дискуссия о философских основах марксизма (Н. Бухарин и А. Деборин), возникшая после его смерти, была жестоко подавлена Сталиным, который окончательно придал марксизму статус официальной идеологии в СССР, отступление от которой наказывалось как тяжкое государственное преступление. Позднее в Советском Союзе эта идеологическая система появилась под официальным названием «марксизм-ленинизм».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Движение как свойство материи
  2. Содержание эстетических категорий
  3. Философия нового времени: Френсис Бэкон
  4. Скептицизм
  5. Философские аспекты психоаналитической концепции 3. Фрейда
  6. Одна из важнейших категорий китайской философии
  7. Вера в разум. Наука логики в арабо-исламской философии
  8. Аристотель о душе, о человеке, о разуме
  9. Формы и уровни познания в гносеологии
  10. Период философии деятельности и период философии абсолюта в творчестве Фихте — Теория науки Фихте как основа его системы