Для связи в whatsapp +905441085890

Исторические типы философии — исторические типы мировоззрения

Понятие мировоззрения

Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также на убеждения, идеалы, принципы знания и действия и ценностные ориентиры, формирующиеся на основе этих взглядов. Современное общество характеризуется глобальными кризисами, которые требуют срочных изменений в мировоззрении. Давайте посмотрим на некоторые из глобальных кризисов:


1) Мораль. Деградация человека, разрушение его сознания, распад нравственности — все это моральный кризис, который приведет к разрушению мира.


2) Экологический. Уничтожение озонового слоя на Земле уже оказывает влияние на климат планеты. Будет нарушено естественное экологическое равновесие. Глобальное потепление сначала вызовет глобальную засуху, а когда солнце растопит льды в Антарктике и Арктике, вся цивилизация исчезнет под водой, которая также исчезнет под палящим эффектом солнца, унося с собой последние формы жизни.


3) Демографический. К 2100 году население планеты составит 10-12 миллиардов человек, поэтому перенаселенность планеты приведет к тому, что людям просто негде будет жить, и начнется глобальная мировая война за место под солнцем.


Мы достигли той точки, когда наши собственные достижения убьют нас как цивилизацию. Прогресс ведет к гибели человечества. Современная цивилизация создала мировоззрение, несовместимое с существованием самой цивилизации. Либо мы все пойдем другим, гуманным путем для мира, либо наша цивилизация исчезнет навсегда.


Человек существует только в определенном отношении к другим, к семье, к коллективу, к нации, в определенном отношении к природе, к миру в целом. Эти отношения уходят корнями в самый главный вопрос: «Что такое мир?». Каждая эпоха, каждая социальная группа и, следовательно, каждый человек имеет более или менее ясное и ясное или смутное представление о решении вопросов, которые касаются человечества. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и человека в частности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, его отношении к миру, на основе доступного ему мировоззрения, люди также вырабатывают картину мира, которая дает обобщенные знания о структуре, общем строении, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.


В основе всех философских проблем лежат вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понимать этот мир и действовать в нем рационально.


Мировоззрение является основой человеческого сознания. Полученные знания, сформированные убеждения, мысли, чувства, установки, обобщенные в мировоззрении, составляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это особое видение, взгляд на мир и место в нем. Мировоззрение — это целостная структура, обобщающая слои человеческого опыта.


Таким образом, мировоззрение — это совокупность общих тем о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. Это понятие включает в себя: жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы знания и реальности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентиры. Есть индивидуальное, общественное и групповое мировоззрение. В мировоззрении есть два уровня: сенсорно-эмоциональный и теоретический. Сенсорно-эмоциональное мировоззрение — это целостное восприятие реальности в форме ощущений, эмоций. Теоретический уровень — это интеллектуальный аспект мировоззрения — реальность через призму законов.

Исторические типы философии - исторические типы мировоззрения

Исторические типы мировоззрения

Исторические типы мировоззрения: 1) мифологические, 2) религиозные и 3) философские.
Исторически первым было мифологическое мировоззрение (миф — легенда, сага; логотипы — слово, учение, понятие, закон), продукт воображения, попытка человека объяснить мир, происхождение земли, реки, озера, тайны рождения и смерти и так далее. Человеческой психике нужен миф. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе — мировоззрение.


В мифологическом мировоззрении неразличимо размытое разделение субъекта и объекта, неспособность человека отличить себя от окружающего мира. В процессе познания неведомое осмысляется через известное; то, что человек знает, — это его собственное существование и существование расы, от которой он изначально неотличим.


Главный принцип решения вопросов мировоззрения в мифе — генетический, то есть происхождение мира, природа объяснялась тем, кто кого породил (книга Бытия). Миф сочетает в себе 2 аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронный (объяснение настоящего и будущего). Прошлое связано с будущим, что создает связь между поколениями. Люди верили в реальность мифа; миф определял поведенческие нормы общества, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком.

Это возрождение мифа выражается в примитивных формах религии — фетишизме, тотемизме, анимизме, примитивной магии. Развитие представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе природных явлений, принимает классическую форму религии. Наряду с мифологией, существовала и религия.
Религия (от латинского religio — благочестие, святость) — это форма мировоззрения, основой которой является вера в существование неких сверхъестественных сил, играющих ведущую роль в окружающем нас мире и в судьбе каждого из нас.

На ранних стадиях развития общества мифология и религия формировали единое целое. Соответственно, основными элементами религии были Мировоззрение (в виде мифов), религиозные чувства (в виде мистических установок) и культовые ритуалы. Религия — это вера в сверхъестественное, основанное на вере.


Главная функция религии — помочь человеку преодолеть трудности бытия и вознести его к вечности. Религия придает смысл и стабильность человеческому существованию, культивирует вечные ценности (любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость и связывает их со священным, сверхъестественным). Духовное начало мира, его центр, его особая точка отсчета на фоне относительности и текучести разнообразия мира — это Бог. Бог дает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает моральное наказание за человеческие поступки.


Проблема Бога, переведенная на язык философии, — это проблема существования Абсолюта, рационального начала, актуального и бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало не абстрактное и безличное, а личное, выраженное в Боге.


Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовный и практический характер и было связано с низким уровнем овладения реальностью, с зависимостью человека от природы. Позднее, с развитием цивилизации, люди стали приходить к теоретическому пониманию проблем мировоззрения. Это привело к созданию философских систем.

Философия — это высоко обобщенное, теоретическое видение мира.
Термин «философия» происходит от греческих «phileo» (любовь) и «sophia» (мудрость) и означает «любовь к мудрости», теоретической мысли. Термин «философ» был впервые использован древнегреческим ученым и философом Пифагором (580-500 гг. до н.э.) для обозначения людей, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

Само понятие мудрости носило возвышенный смысл; мудрость понималась как научное понимание мира, основанное на бескорыстном служении. 4] Мудрость — это не что-то готовое, что-то, чему можно научиться и что можно применить.
В результате этого появление философии означало оторванность от мифологии и религии, трансцендентность обычного сознания.
Философия и религия, как мировоззрение, часто имеют сходные задачи по объяснению мира и влиянию на человеческое сознание и поведение.

Структура мировоззрения

Их фундаментальное отличие состоит в том, что религия основана на вере в решение идеологических проблем, в то время как философия является отражением мира в теоретической, рационально понятной форме.
Структура мировоззрения включает в себя:

1) Знания — совокупность информации об окружающем нас мире. Они являются начальным звеном, «ячейкой» мировоззрения. Знания могут быть научными, профессиональными (военными) и повседневными. Чем прочнее совокупность знаний человека, тем серьезнее может быть поддержано его мировоззрение. Однако мировоззрение включает в себя не все знания, а только то, что необходимо человеку для того, чтобы сориентироваться в мире.

2) Ценности — это особое отношение людей ко всему в соответствии с их целями, потребностями, интересами и некоторое понимание смысла жизни. Ценности характеризуются такими терминами, как «значение», «полезность» или «вредность».
Вредность — это наше негативное отношение к определенному явлению.

3) Эмоции — это субъективные реакции человека на внутренние и внешние раздражители, выраженные в виде удовольствия или дискомфорта, радости, страха и т.д. Жизнь постоянно генерирует в человеке сложную гамму эмоций. Среди них могут быть «темные» эмоции: Безопасность, беспомощность, печаль, горе и т.д.
В то же время у людей есть ряд «легких» эмоций: Радость, счастье, гармония, удовлетворение жизнью и т.д.

Такие моральные эмоции, как стыд, совесть, долг, милосердие дают мощный импульс мировоззрению. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение являются слова известного философа И. Канта: «Две вещи всегда наполняют душу все большим изумлением и почитанием, чем чаще и дольше мы думаем о них; это звездное небо над мной и нравственный закон внутри меня.

4) Воля — это способность выбирать цель деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее выполнения. Это придает особый характер всей композиции мировоззрения, позволяет человеку реализовывать свое мировоззрение на практике.

5) Убеждения — это активно воспринимаемые людьми взгляды, которые соответствуют их жизненным интересам. Во имя убеждений люди иногда рискуют своей жизнью и даже идут на смерть, настолько велика их мотивационная сила. Вера — это знание в сочетании с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действий отдельных людей, социальных групп, наций, народов.

6) Вера — это степень уверенности человека в содержании своих знаний. Диапазон человеческих убеждений очень широк.

7) Сомнение — это критическое отношение к любым знаниям или ценностям. Сомнение — необходимый элемент независимого мировоззрения. Фанатичное и бесспорное принятие любых взглядов без критического самоанализа называется догматизмом.

Но здесь нельзя выходить за определенные рамки, потому что можно впасть в другую крайность — скептицизм или нигилизм, т.е. неверие в ничто, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры и сомнений, которое позволяет человеку ориентироваться в окружающем его мире.

Знание — это ядро, основа мировоззрения. В зависимости от этого мировоззрение делится на повседневное, профессиональное и научное.

Предмет философии. Исторические изменения предмета философии

Развитие идей о предмете философии тесно связано с изменениями в концепции философии. В истории философии существовало три основных подхода к определению предмета философии: древний, традиционный, современный. Объектом «древней философии», понимаемой как «протопознание» (оно включало в себя философские и научные знания), была вся реальность, мир в целом. В рамках этого «прото-знания» Аристотель подчеркнул «первую философию», объектом которой считалась реальность или первые основы.

Традиционное понимание объекта философии тесно связано с развитием метафизики в немецкой классической философии. Ее родоначальник И. Кант считал, что «метафизика — это истинная, истинная философия, предмет которой универсален». Для Гегеля также характерно понимание субъекта философии как универсального, то есть чистого мышления. Позднее отношение к универсалу было разным в разных философских системах как материалистического, так и идеалистического направлений.

В современной философии предмет философии трактуется по-разному. Для субъективно-антропологических доктрин, широко распространенных в западной философии, характерной особенностью является акцентирование внимания на проблеме отдельного человека, его сознания, на универсальности в существовании человека. Объект философии здесь — «целый человек». Для онтологических философских доктрин объектом философии является мир в целом. Философию интересует не только отдельная личность, но и весь мир. Философский подход характеризуется выделением и рассмотрением всеобщего в целом. В то же время не все универсальное в бытии является объектом философии, а только то, что связано с отношением к нему человека. Поэтому определение объекта философии универсальным в системе «мир — человек» представляется вполне законным.

Философия функционирует как система представлений о мире в целом и об отношении человека как целостного существа к этому целостному миру. И отношения между сторонами этой системы разделены на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.
Объект философии — это то, с чем она имеет дело, что она изучает.

Философия в первую очередь занимается тем, что находится за ее пределами, с тем, что существует за ее пределами. Конечно, на определенном этапе развития сама философия может стать объектом особого внимания, относящегося к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования. Уточнение объекта философии подкрепляется определением основных проблем философии, составляющих ее содержание. В чем проблема?

Проблема в философии понимается как логическая форма познания, которая действует в форме вопроса и способствует организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии — это те организационные вопросы, которые философия решает как специфическую область знаний. Отличие объекта философии от проблем философии состоит, главным образом, в том, что проблемы философии отражают объект философии, но не полностью и не напрямую, а постепенно в виде вопросов.

Можно выделить две группы проблем философии, которые тесно связаны, но не сводятся друг к другу. К первому относятся вопросы, связанные с пониманием его объекта: мира, человека, отношений между ними, а также вопросы, уточняющие их на других уровнях исследования. Второй включает вопросы о происхождении философии и формах ее бытия, о природе философских знаний и методах исследования, об особенностях ее исторического развития.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Идея первичности потребностей и интересов перед отражающим их сознанием
  2. Сущность цивилизационного подхода к истории
  3. Повышение социального статуса архитектора и инженера
  4. Алгоритмы исследовательской деятельности
  5. Этика древнерусского человека — Диалогические элементы древнерусской культуры
  6. Источники философии. Соотношение философии и мифа, искусства, науки
  7. Античная философия
  8. Неоплатонизм
  9. Познание как творчество
  10. Концепция истории Гегеля