Для связи в whatsapp +905441085890

Историцизм в немецкой философии XVIII — XIX веков — Исторические особенности появления и становления

С конца XVIII века. столетие, стало очевидным, что существующая философия (философия Нового времени) уже исчерпала себя. Она не может ни обобщать достигнутый уровень человеческих знаний, ни служить основой для дальнейшего развития научных знаний. Наука того времени уже преодолела механистическое мировоззрение Декарта, Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала диалектическую, противоречивую реальность, ее постоянную изменчивость.

На плечи немецких философов была возложена задача философского обобщения достигнутого наукой состояния и уровня понимания мира, открывающего путь к новым научным открытиям во всех областях знаний, невиданных в истории человечества.

Немецкая философия конца 18 — середины 19 века занимает чрезвычайно важное место в истории философской мысли.

Немецкая классическая философия изменила стиль мышления в европейской культуре. Новизна утвержденного им стиля заключалась в чрезвычайной широте мышления, его универсальности.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей немецкой философии.

Историцизм в немецкой философии XVIII - XIX веков

Исторические особенности появления и становления

Важнейшим этапом развития европейской философии стала немецкая классическая философия. Термин «немецкая классическая философия» был введен Ф. Энгельсом в «Людвиге Фейербахе и конце немецкой классической философии», чтобы обозначить эту линию в развитии новой европейской мысли, которая была представлена учениями И. Канта, ИХ. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Х.В.Ф. Гегель и Л. Фейербах.

Немецкая классическая философия охватывает период с 70Х годов 18 века. Немецкая классическая философия охватывает период с 70-х годов XVIII века. Век (с начала критического периода в творчестве Канта) до примерно середины XIX века — периода смерти Шеллинга и окончания активной философской деятельности Фейербаха.

Несмотря на все различия в понятиях вышеперечисленных мыслителей, их произведения объединяют общие черты и особенности:

  • В содержании классической немецкой философии преобладали гносеологические проблемы, рассматривались возможности и ограничения человеческого познания; структура процесса познания и история зарождения деятельности познания; специфика познающего субъекта и природа его деятельности; понятие истины и его критерии. Наряду с гносеологией важное место занимала методология, реализованная в теоретическом обосновании диалектического метода. Эти традиционные для Новой европейской философии проблемы были дополнены новыми подходами в области философской антропологии. В частности, отдавая примат человеческому разуму, философы стремились открыть те области человеческого бытия, которые не всегда можно было бы объяснить рационально, но которые могли бы играть существенную роль в структуре человеческого опыта; иными словами, те аспекты человеческой жизни, которые подтверждали тезис о том, что сумма нашего бытия, разделенная разумом, никогда не будет разделена без остатка. Особое место было уделено этическим вопросам — поведению человека в культуре, обществе и личной жизни;
  • По форме философские системы этого направления являются классическими, образцовыми философскими произведениями, написанными для очень ограниченного круга читателей, профессионалов, компетентных специалистов и студентов философии. Они усложняются терминами, понятиями, абстракциями, которые плохо понимаются непосвященными; их язык сухой и тяжелый. В отличие от философов Просвещения, с которыми классическая немецкая философия была тесно связана преемственностью проблем, мыслители этой школы никогда не пытались популяризировать свои идеи и доктрины, сделать их доступными для общественности.
  • По своему влиянию на дальнейшее развитие философской рефлексии классическая немецкая философия занимает уникальное место. С одной стороны, она накопила, синтезировала и углубила те проблемы, которые были обозначены в философии Нового времени, и обеспечила преемственность философской традиции. С другой стороны, от немецкой классической философии так или иначе зарождаются почти все современные школы философской мысли [1, pp. 189-190].

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших проявлений эпохального подъема интеллектуальной культуры, начавшегося в немецких государствах с середины XVIII века. Век начался. Этот подъем был включен в европейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения. Несмотря на то, что немецкие земли являются экономически дезинтегрированным и политически фрагментированным конгломератом (около 400! ), в то время не было объективных условий для антифеодальной и антимонархической революции (немецкая буржуазия из-за своей слабости не могла играть необходимую роль класса, ведущего борьбу крестьянских масс), лидеры немецкой высокой культуры, большинство из которых были выходцами из буржуазной среды, смогли с большой силой выразить свойственный Просвещению протест против феодального гнета, произвола коронованных правителей, клерикального правления. Немецкая классическая философия и литература, оказавшие сильное влияние на события в других европейских странах (особенно в Англии и Франции), предвосхитили в своих социальных идеалах перспективы прогрессивного развития Германии.

Характерные черты

Немецкая классическая философия является важным этапом в развитии философской мысли и культуры. Она представлена философскими трудами Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готтлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872).

Каждый из вышеперечисленных философов создал свою собственную философскую систему, которая отличается богатством идей и концепций. Однако немецкая классическая философия — это единое формирование разума, которое характеризуется следующими общими чертами:

Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы считали, что философия призвана быть критическим сознанием культуры, «конфронтационным сознанием», «насмешкой над реальностью», «душой» культуры.

Изучалась не только человеческая история, но и человеческая сущность. В Канте человека считают нравственным существом. Фихте подчеркивает активность, эффективность человеческого сознания и самосознания, рассматривает формирование человеческой жизни в соответствии с требованиями разума. В схеме показана взаимосвязь между объективным и субъективным. Гегель расширяет границы деятельности самосознания и индивидуального сознания: с ним самосознание индивида относится не только к внешним объектам, но и к другим самосознаниям, и из этого возникают различные социальные формы. Он глубоко разбирается в различных формах общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма, антропологический материализм, который фокусируется на реально существующем человеке, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственное истинное — это природа и человек как часть природы.

Все представители классической немецкой философии рассматривали философию как особую систему философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделил гносеологию и этику как философские дисциплины в первую очередь. Шеллинг различал естественную философию и онтологию. Фихте, считавший философию «Wissenschaftslehre», видел в ней также такие разделы, как онтологический, гносеологический, общественно-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, включающую естественную философию, логику, философию истории, историю философии, философию права, философию нравственности, философию религии, философию государства, философию развития индивидуального сознания и др. Фейербах занимался онтологическими, эпистемологическими и этическими проблемами, а также вопросами истории и философии религии.

Классическая немецкая философия развивает целостную концепцию диалектики.

Диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческих знаний: чувств, интеллекта и человеческого разума.

Диалектика Фихте сводится к изучению творческой деятельности эго, взаимодействия эго и неэго как противоположностей, на основе которых происходит развитие человеческого самосознания. Шеллинг применяет к природе принципы диалектического развития, разработанные Фихте. Он видит в природе растущий, развивающийся дух.

Наиболее яркие представители

Основатель классической немецкой философии Иммануил Кант (1724-1804) в ранний творческий период занимался научными вопросами и выдвинул свою гипотезу о зарождении и развитии Солнечной системы.

Сначала Кант задался вопросом о пределах человеческих знаний. По его мнению, все объекты и явления («вещи») делятся на два класса. Первый класс он называет «вещи в себе». Вещи сами по себе являются объектами и явлениями, которые существуют независимо от нашего сознания и вызывают наши ощущения. Мы не можем сказать ничего определенного о том, что находится за пределами нашего сознания. Поэтому, по словам Канта, было бы правильнее вообще воздержаться от осуждения. Второй класс объектов, который Кант называет «вещи для нас». Это продукт деятельности априорных форм нашего сознания. Примером такого противостояния является антиномия понятий «гравитация» и «масса». Первое нельзя понять и измерить, а можно только испытать. Второе совершенно понятно и наглядно.

Согласно Канту, пространство и время — это не объективные формы существования материи, а только формы человеческого сознания, априорные формы чувственного восприятия. Кант поставил вопрос о природе основных понятий, о категориях, по которым человек воспринимает природу, но он также решил этот вопрос с априорной позиции. Например, он рассматривал причинную связь не как объективное отношение, закономерность природы, а как априорную форму человеческой мысли. Все категории мысли, как упоминалось выше, Кант объяснял как априорные формы сознания.

Согласно кантийской доктрине, объект познания построен человеческим сознанием из чувственного материала посредством априорных форм мышления. Кант называет этот объект построенной природой сознания. Природа, по Канту, предстает как мир тотальной необходимости. Здесь все дается, все предопределено. Свобода человека реализуется в другом мире, мире морали. Кант назвал свою жизнь главным произведением искусства. Жить жизнью нравственно — это высшая и самая трудная задача человека и философии. Трудность заключается в том, что, по словам Канта, каждый моральный поступок в жизни наказывается, приводит к страданиям. Жить нравственно, зная последствия своей жизни, — вот смысл этического учения великого немецкого философа.

Заслуга Канта в эпистемологии состоит в том, что он отметил неадекватность аналитического метода для науки и поставил вопрос о когнитивной роли синтеза в научном исследовании. Кант отверг распространенное в метафизике мнение о том, что научный метод ограничивается только анализом. Выдающийся немецкий философ, выдвинувший плодотворную идею фундаментального значения синтеза как метода научного познания.

Критика Канта в отношении рационального мышления носила диалектический характер. Кант проводил различие между разумом и пониманием; он считал, что рациональное знание превосходит и диалектично по своей природе. Особый интерес в этом отношении представляет его доктрина противоречий («антиномий») разума. По Канту, разум сталкивается с противоречиями, когда речь заходит о конечной или бесконечной природе мира, его простоте или сложности и т.п.

Согласно Канту, диалектика имеет отрицательный смысл: можно с одинаковой уверенностью доказать, что мир конечен во времени и пространстве (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве (антитезис). Кант, как агностик, считал, что такие антиномии неразрешимы. Тем не менее, его доктрина антиномий разума была направлена против метафизики и способствовала развитию диалектического мировоззрения, сформулировав сам вопрос о противоречиях.

Диалектика в идеалистической форме достигла наивысшей ступени развития в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма.

Заключение

Немецкая философия — это обобщенный термин для философии в немецком языке, а также для философии немецких мыслителей.

Немецкая философия чрезвычайно разнообразна во взглядах, занимая центральное место в аналитических и континентальных философских школах на протяжении веков, от Готфрида Лейбница, Иммануила Канта, Георга Гегеля, Карла Маркса, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, Людвига Витгенштейна до современных философов, таких как Юрген Хабермас.

Немецкая классическая философия конца XVIII — середины XIX веков — вершина мировой философской мысли, потому что именно здесь философия проявила себя в высшей, «чистейшей» форме: она показала нам, по словам Гегеля, «мир и наше место в нем только движением категорий мировоззрения».

Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познание, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности.

Подводя итог, можно сказать, что немецкая классическая философия — это не только высшая ступень, но и завершение развития европейской философской мысли. Это не означает, что развитие философской мысли завершается немецкой классической философией. Точно так же, как развитие содержания нашего мировоззрения и нашего места в этом мире не может остановиться, так и развитие философской мысли не может быть остановлено народами все еще существующей европейской культуры. Тем не менее, следует признать, что после немецкой классической философии философия европейских народов выходит за рамки самих европейских народов и начинает развиваться в мире.

Следующие достижения можно проследить в общих чертах и достоинствах философии этого периода:

  • Она показала людям роль, место и значение философии в сознании их эпохи, ее достижения и аберрации. Она показала важность философии в осмыслении будущего и опасность игнорирования целостного восприятия своей цивилизации.
  • Будучи по существу социоцентричной, она направляла теоретическую мысль на проблемы свободы и ценностей и их роли в жизни человека.
  • Она разработала методы развития и знания, соответствующие современной науке — диалектические и исторические методы, которые, в силу своей уникальности, кардинально продвинули познание мира.

Она способствовала формированию новой концепции модели мира; появлению оригинальных подходов к его знаниям.

Немецкая классическая философия является свидетельством идеологического пробуждения народа Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии оставили свой след. В то же время немецкая философия воспользовалась результатами развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии.

Немецкая классическая философия является одним из важнейших выражений интеллектуальной культуры XIX века.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек в своей жизнедеятельности
  2. Бытие как центральная категория онтологии
  3. Интерпретация Ницше в философии xx века
  4. Вероятностные подходы к объяснению мира
  5. Специфика управления социальными системам
  6. Структура и функции сознания — Концепции сознания
  7. Китайская философия
  8. Движение как свойство материи
  9. Содержание эстетических категорий
  10. Философия нового времени: Френсис Бэкон