Для связи в whatsapp +905441085890

История науки как смена научных картин мира

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Современная постнеклассическая наука (посл. треть XX в.)
  2. Рациональность в доклассической науке
  3. Классическая наука и классическая рациональность
  4. Неклассическая наука. Неклассическая рациональность
  5. История науки как смена типов рациональности
  6. Прогностическая роль научного знания в развитии науки
  7. Философия позитивизма О. Конта
  8. «Венский кружок»: история становления и основные принципы
  9. От принципа верификации Р. Карнапа к принципу фальсификации К. Поппера
  10. Философские предпосылки, значение и смысл фаллибилизма К. Поппера и его трактовки понятия «истины» в науке

Введение

Вопрос о взаимоотношениях науки и религии является классическим в европейской культуре, поскольку проблема их взаимопонимания имеет долгую историю — от возникновения новых европейских наук до наших дней, и еще более долгую предысторию — от зарождения рационального мышления до современности. Однако долгая история напряженности и непонимания между верой и разумом красноречиво говорит против их радикальной разнородности, и большинство ученых, философов и теологов сегодня считают, что они обречены на диалог. В этом диалоге и наука, и религия, сохраняя свою автономию — метод, данные, язык, опыт — пытаются найти ответы на неизменные и постоянно меняющиеся, важнейшие вопросы, которые затрагивают мир и человека.

Тем не менее, следует отметить, что популярные обобщения об этих отношениях, независимо от того, провозглашают ли они состояние войны или мира, иногда оказываются слишком искусственными. Наконец, проблемное взаимодействие между наукой и религией менялось с течением времени, и поэтому нельзя неточно вырывать его из исторического и культурного контекста; это грозит увековечиванием анахронизмов. Следует отметить, что отношения между религией и наукой проецируются не только в работах философов науки и теологов: Она формируется под влиянием культурно-исторических процессов и проявляется в культурных и социальных явлениях. Не изучив историю этих отношений, невозможно правильно понять их природу.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью проанализировать и осветить многообразие отношений между научными и теологическими позициями в многомерном ключе и попытаться концептуализировать этот диалог. Эта задача имеет особое значение в современной диверсифицированной цивилизации.

Соотношение религии и науки от древнейших времен до нашего времени, их влияние на культуру

Религия понимается в современных философских, исторических и культурологических дисциплинах как особая форма общественного сознания, мировоззрения, совокупность духовных идей, основанных на вере в существование Бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и конкретные действия (культ). Считается, что религия возникла в форме тотемизма, фетишизма и анимализма, из первобытной веры и поклонения духам, управляющим природой. Позже эта вера сменилась монотеизмом, то есть верой в единого Бога, Творца. Известный психоаналитик З. Фрейд считал, что религия — это проявление социального невроза, который, однако, не вредит индивиду, а наоборот, создает условия для здорового социального взаимодействия.

Что касается сферы охвата различных групп населения, то можно выделить племенные, местные, национальные и мировые религии, которые имеют идеологическую, адаптивную, социально-критическую, идентификационную и т.д. направленность. функции. При этом необходимо разделять понятие религии как института социального государства — конституционного объединения, в котором конкретная церковь признается частью официальной организации государства с участием государственных органов в ее финансировании и управлении — и церкви в некоторых социальных процессах. Boutrouw E. Наука и религия в современной философии. — М.: Красанд, 2010. — 360 с.

Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленный на получение, уточнение и накопление объективных, систематических и обоснованных знаний о мире: природе, человеке, обществе и Вселенной. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, в результате чего формируется научный взгляд.

Наука, как и религия в строгом смысле слова, может предстать как научная дисциплина — область знания, характеризующаяся общими объектами исследования, фундаментальными научными работами и институтами исследования и обучения.

В ходе истории культуры, то есть развития материальных и духовных ценностей, взглядов на жизнь, образцов поведения, норм, методов и приемов человеческой деятельности, отражающих определенный уровень развития общества, отношения между религией и наукой не оставались неизменными и претерпевали значительные изменения. Религия возникла гораздо раньше науки и была основой формирования человеческой культуры вплоть до XVI века.

Рассмотрим подробнее периодизацию истории культуры и место в ней религии и науки. В целом, можно выделить шесть этапов развития человеческой культуры:

Период первобытнообщинного строя (10 тыс. — 4 тыс. лет до н.э.): возникновение и формирование первых культур, появление первобытных верований как прообразов религии, формирование мифологического мировоззрения;

Период античности (4 тысячелетие до н. э. — V век н. э.): зарождение и расцвет первых мировых культур городов-государств Месопотамии, Египта, цивилизации майя, Древней Греции, Индии и Китая. В этот период человеческое общество начинает воспринимать культуру как часть социального развития, образования и технологии, первые научные знания появляются в обществе Древней Греции с провозглашением геометрии как науки для измерения земли. Объектом исследования был мегамир, вселенная во всем ее многообразии, но работа велась с абстрактными моделями, а не с реальными объектами. Главной целью стало приобретение знаний, а методом — наблюдение. Параллельно с мифологическим мировоззрением формировались религиозно-философские образы

Принципиальные различия религии и науки

Отношения между наукой и религией на протяжении всей истории отмечены как острыми, часто трагическими конфликтами, так и попытками примирения между наукой и религией. Конфликты возникали, когда религия пыталась узурпировать монопольное право определять всю интеллектуальную жизнь общества, быть конечным арбитром истины в мировоззрениях. Эти конфликты выражались, например, в создании инквизиции в Средние века или, напротив, в антирелигиозной борьбе, которая велась в СССР. В результате была утрачена культура, замедлилось ее сбалансированное развитие, пострадали система образования и искусство, возникли насилие и вооруженные конфликты, были разрушены многие социокультурные ценности.

В борьбе с теологией наука завоевала право на независимое от религии существование. Произошло разделение сфер религиозной веры и научного знания — наука, познавая окружающий мир, использует собственные методы и объясняет его в соответствии с принципами научного мышления на основе внутренних законов развития. Религия концентрирует свое внимание на так называемых конечных вопросах человеческого существования, в частности, на происхождении человека, смысле и ценности жизни, бессмертии души, ее существовании в загробном мире и т.д. Основным методом решения этих вопросов в теологии является религиозная вера.

Вопрос о том, что находится в центре Вселенной — Земля или Солнце — больше не является предметом спора между наукой и религией. Структура и закономерности Вселенной полностью подвластны науке. Научно полученные знания об окружающем нас мире не считаются абсолютными. В процессе познания они уточняются и углубляются. Но и сегодня религия претендует на абсолютную истину в решении таких вопросов, как происхождение мира, человека, смысл и ценность его жизни. Между наукой и религией по-прежнему существует расхождение во взглядах на истину. Существенными особенностями этой дивергенции являются:

1Наука и религия предлагают человеку определенный набор предложений, каждое из которых выдается за истинное. Однако отправная точка и обоснования истины в науке и религии различны. Научное мировоззрение, предлагающее в качестве истинного, например, предложение о том, что Вселенная бесконечна в пространстве и времени, что причиной грома являются электрические разряды, а гриппа — вирусы и т.д., исходит из реальной действительности и меры проникновения в эту действительность.

Если религия предлагает принять на веру, например, что существует загробная жизнь, что Иисус Христос своей кровью искупил грехи человека перед Богом и обеспечил ему вечную жизнь на небесах, что в конце концов наступит Армагеддон и т.д., то для подтверждения этого она ссылается на тексты священных книг: Библию, Коран, Зенд-Авесту, Веды, Трипитаку и т.д. Брук Д.Х. Наука и религия. — М.: ББИ, 2004 г. — 352 с.

Изучая реальность, наука формирует свои положения в виде гипотез, теорий и законов. Религия, с другой стороны, формирует свои позиции в виде «абсолютных истин». Изменения в догмах приводят к изменениям в религиях: Почитание икон — православие, отказ от икон — протестантизм, наложение креста тремя пальцами — православие, двумя пальцами — старообрядчество, пятью пальцами — католицизм.

Истинность научных утверждений подтверждается чутким восприятием, рациональным анализом, проверкой на практике. Ни одна из религий не выдерживает такой проверки, их основные постулаты принимаются на веру.

Научные утверждения воспринимаются и усваиваются человеком на основе их убедительности, доказательности, изучаемости, проверки на практике. Религиозные убеждения прививаются человеку путем внушения и самовнушения. Родители учат религии в детстве, а сформированные в жизни стереотипы поддерживаются религиозными школьными наставниками, общением с единоверцами. Чтение молитв, активное участие в религиозной жизни общины — это активная форма самоинтернализации религиозной веры. Таким образом, верующий, окруженный мусульманами, становится мусульманином, христианин — христианином, а буддист — буддистом.

Диалог религии и науки в современной культуре

Когда постклассические ученые, люди Нового времени, признали равную значимость религии и науки, они стали стремиться к выравниванию этих отношений, к диалогу между рациональной наукой и иррациональной духовностью в контексте культурного плюрализма.

Роль науки как средства познания, значительно возросшая в двадцатом веке, продолжает возрастать и сегодня. Человечество обязано науке огромным увеличением знаний об окружающем нас мире, проникновением в тайны макрокосмоса и микрокосмоса. Полученные знания значительно расширили горизонты представлений человека о природе и его творческом развитии. Тем не менее, рост знаний об окружающем мире не привел к автоматическому исчезновению религии, как это считали просветители. Взаимодействие между наукой и религией оказалось гораздо более сложным. Развитие науки было связано не только с успехами, но и с потерями. Успешное решение одних проблем породило другие, зачастую драматические проблемы. Сегодня растет спрос не только на научные знания, но и на моральную оценку этих знаний, особенно человеческой деятельности в области экономики, новых технологий и политики. Например, часто поднимаются вопросы об этике контроля рождаемости, генной инженерии, применении стволовых клеток в медицине, медицинской эвтаназии и т.д. Человечество также сталкивается с острыми экологическими проблемами. В такой ситуации религия выступает как критический фактор по отношению к материально-технической базе современной цивилизации, которая развивается достаточно быстро. Между наукой и религией развивается диалог о глобальных проблемах современности. Обсуждается будущее человеческой цивилизации, включая проблемы разрешения вооруженных конфликтов и урегулирования политических, экономических и культурных споров без насилия, ядерного разоружения и т.д. Религия, философия и наука в западной цивилизации (опыт исторического и методологического изучения). — МОСКВА: ИПК СПГУТД, 2006 г. — 192 с.

В современную эпоху в теологии происходит переосмысление взаимоотношений науки и религии, соотношения научного знания и религиозной веры. Богословы придерживаются различных точек зрения на этот счет.

Наиболее распространенными являются теологические взгляды на природу конфликтов между наукой и религией:

Некоторые богословы считают, что конфликт был спровоцирован самой церковью. По их мнению, противостояние науки и религии вызвано непониманием Писания, в котором Бог ясно повелел человеку властвовать над миром и именно этим обязал его заниматься наукой, познавать мир. Без помощи научных знаний невозможно выполнить повеления Творца;

наиболее распространенное мнение среди теологов заключается в том, что виновны и наука, и религия. По мнению немецких католических теологов, причина конфликтов между наукой и религией, например, заключалась в том, что ученые и теологи переступали границы своих исследований и входили в те области, где не могли выражать компетентные мысли. Теологи требовали от ученых согласовать результаты своих исследований с религиозными догмами, а ученые отвергали такие требования и настаивали на том, что их научные достижения подтверждают ложность религиозного мировоззрения и концепции Бога. Невозможно достичь взаимопонимания, не примирив науку и религию

Понятие картины мира личности

Мировоззрение определяется в культурологии как система интуитивных представлений о реальности, возникающих на определенном историческом этапе развития человеческой мысли. Термин «мировоззрение» был введен австрийским философом Л. Витгенштейном в 1921 году. В целом это понятие имеет абстрактное содержание, поскольку в одну и ту же историческую эпоху формируется множество мировоззрений, и каждое из них безгранично. В концепции мировоззрения мир представляется не как место бытия, а как нечто абстрактное, наблюдаемое извне.

Образ мира существует только в сознании конкретного человека, поэтому в разных науках «образ мира» реализуется по-разному. Так, в философии и эстетике это понятие представлено как «текст-реальность», а в изобразительном искусстве — как «образ-реальность». Таким образом, в реальной жизни понятие мировоззрения заменяется на более конкретное и традиционное: Манера, стиль, метод, образ, композиция и так далее [7, 127].

В социологии под мировоззрением обычно понимается «научное мировоззрение».

Наука — это сфера деятельности, функцией которой стало развитие и систематизация объективных знаний о действительности. Связь между наукой и философией очень сложна. Философия связана с наукой стремлением к построению знаний в теоретической форме, к логическому доказательству выводов.

Научный взгляд на мир создает целостную картину объекта исследования и формирует ее с помощью фундаментальных принципов и концепций науки. Научное знание характеризуется рядом существенных особенностей. Важнейшей особенностью научного знания является его систематизация. Научное знание существует не изолированно, а в обобщенной, систематизированной форме, в виде теорий. Второй особенностью научного знания является его самоконтроль, который выражается в наличии методологии — обосновании применяемых методов познания [5, 187].

Третья особенность — стремление к формализации. Это выражается, прежде всего, в строгости научного языка. Научное знание фиксируется в виде точных терминов; суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов. Стремление к точности языка науки приводит к его математизации, поскольку вербальные термины заменяются математическими символами и формулами. Процесс научного познания также происходит в определенных организационных условиях и следует предписанным формам и принципам. Наука также существует как социальный институт.

Научное познание происходит на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне научного познания происходит сбор экспериментальных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, формирование понятий. Фактом (от лат. factum — сделанное, совершенное) называют объективно существующее событие или явление. Научный факт — это описание факта на языке науки. Научный факт — это знание об отдельном событии или явлении. Исследователи собирают отдельные факты, проводят их первичную систематизацию (записывают в списки, таблицы, диаграммы и т.д.) и подводят их под концепцию, т.е. группируют частные факты вокруг единого правила, сформулированного в виде концепции. Научное понятие — это утверждение о существенных характеристиках объектов

Заключение

После написания этого эссе можно сделать вывод, что религия и наука являются равноправными, но разными компонентами культуры как совокупности материальных и духовных достижений человечества.

Религия объединяет духовные практики, включая веру в Бога и сверхъестественные силы, чудеса и сотворение мира из хаоса, а наука функционирует как познавательная деятельность человека, как способ сбора, анализа и накопления объективных знаний об окружающем мире.

Со времен первобытной общности с 10 тыс. лет до н.э. до XVI века религия существовала самостоятельно или господствовала над наукой, формируя у живых людей мифологический и религиозный образ мира. Частичным исключением из правила стало раннее зарождение науки в Древней Греции и возникновение философского мировоззрения. Это развитие оставило неизгладимые следы в культуре: формировались духовные ценности веры, развивались первые ремесла и искусства как примитивные технологии. Человек воспринимал себя как маленькую частицу Вселенной, в которой над ним доминировали чуждые силы. Он общался с этими силами через культы, он познавал свой «маленький» мир через непосредственное наблюдение, мега-мир — через абстрактные модели воображения.

В средние века начались первые научно-практические исследования, например, в области механики, и постепенно формировались частно-научные мировоззрения, подчиненные теологии. В шестнадцатом веке наука стала преобладающей, вытеснив религию и провозгласив превосходство рациональной научной истины над чувственным, иррациональным знанием духовной жизни.

Развитие культуры и соотношение в ней науки и религии было не всегда равномерным, а непостоянным, что приводило к спорам и конфликтам, которые иногда замедляли культурное развитие общества.

Казалось, что после научной революции двадцатого века наука навсегда вытеснила религию, доказав ее архаичность и бесполезность в современном мире. Однако на самом деле наука не могла решить многие вопросы, а ее стремительное развитие и новые открытия требовали морально-этической оценки, которую может дать только религия. Поэтому актуальным стало примирение религии и науки и открытие диалога между ними, формирование смешанной картины мира.

Список литературы

  1. Бессонов Б.Н. История и философия науки. — М.: Юрайт, 2010. — 400 с.
  2. Брук Д.Х. Наука и религия. — МОСКВА: ББИ, 2004. — 352 с.
  3. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. — М.: Красанд, 2010. — 360 с.
  4. Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю.. Наука и религия: новый симбиоз? — М.: Алетейя, 2007. — 368 с.
  5. Маркова Л.А. Наука и религия. Проблемы границ. — М.: Алетейя, 2000. — 256 с.
  6. Рушенбах Б.В. На пути к целостной рациональности и образу мира//О человеке. — М., 1991. С. 26.
  7. Философия. — М.: Норма, 2009 г. — 928 с.
  8. Религия, философия и наука в западной цивилизации (Опыт историко-методологического исследования). — МОСКВА: ИПК СПГУТД, 2006 г. — 192 с.
  9. Швырев В.С. Рациональность // Общественные науки и современность. — 1997. №6. — С. 105-116.
  10. Юлдашбаева З.Б. Культурология. — М.: Высшая школа, 2008. — 296 с.