Для связи в whatsapp +905441085890

История развития экспериментальной психологии — Франц Дондерс: время реакции

На протяжении веков философия считалась «домом» психологии. В начале двадцатого века психология покинула свой «отчий дом» и начала отстаивать свое право на независимость в семье других позитивных наук. Свои «сертификаты» о несамостоятельности она получила, во-первых, в математике, а во-вторых, в экспериментах.

Что касается математики, то в отличие от Канта, который учил, что психология никогда не сможет ее использовать и поэтому не станет настоящей наукой, Гербарт разработал сложный аппарат для описания «статики и динамики» представлений — первичных элементов души. Когда один выдающийся математик решил проверить свой аппарат, он к своему удивлению обнаружил, что в нем нет ни одной ошибки. Но, как вы знаете, математика подобна мукомольной мельнице — выход продукции зависит от сырья. Гербарт «запустил» вымышленный материал, и наука ничего не узнала из его трудоемких расчетов.

Иная картина возникла, когда физиологи, проводившие эксперименты по воздействию органов чувств, начали обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Отныне их больше не волновали воображаемые элементы телесной души, а ее реальные реакции на физические раздражители. Теперь объектами математических обобщений стали факты, поддающиеся экспериментальной проверке.

Первый фундаментальный круг этих фактов был объединен под названием психофизика. Его основателем был немецкий естествоиспытатель Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Он сослался на открытие другого ученого-сенсорика, физиолога Эрнста Вебера (1795-1878).

Эрнст Вебер: рождение психофизики.

Вебер задался вопросом, насколько следует изменить силу раздражения, чтобы испытуемый уловил тонкости ощущений.

Это сместило фокус: предшественники Вебера были озабочены зависимостью ощущений от нейронного субстрата, его же — зависимостью между континуумом ощущений и континуумом физических стимулов, которые их вызывают. Было установлено, что между начальным стимулом и последующими стимулами (разными для разных органов чувств) существует вполне определенное соотношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущения уже стали другими. Для слуховых ощущений, например, это соотношение составляет 1/160, для ощущений веса — 1/30 и так далее.

Немецкий физик, психолог, философ, профессор физики Лейпцигского университета Г.Т.Фехнер из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрительных ощущений при наблюдениях солнца, занимался философией, с особым вниманием к проблеме отношений между материальными и духовными явлениями. С улучшением здоровья он начал изучать эти отношения экспериментально, применяя математические методы. Центральное место в его интересе занимал давно известный факт, что существуют различия между ощущениями в зависимости от начальной величины стимулов, которые их вызывают. Звон одного колокола в дополнение к уже звонящему колоколу производит иное впечатление, чем добавление одного колокола к десяти.

Исследовали, как изменяются ощущения разных модальностей (эксперименты по ощущениям, возникающим при взвешивании предметов разного веса, при восприятии предметов на расстоянии, при изменении их освещенности и т.д.). Фехнер заметил, что подобные эксперименты за четверть века до него были сделаны его соотечественником Э.Вебером, который ввел понятие о «едва заметных различиях между ощущениями». И эта «едва ощутимая разница» не одинакова для всех видов ощущений. Появилось понятие порогов ощущений, то есть величины стимула, который изменяет ощущения. В тех случаях, когда минимальное увеличение размера стимула сопровождается едва ощутимым изменением ощущений, люди стали говорить о дифференциальном пороге. Была установлена следующая закономерность: Для того чтобы интенсивность ощущений возрастала в арифметической прогрессии, необходимо в геометрической прогрессии увеличивать величину вызывающего их стимула. Эта связь получила название закона Вебера-Фехнера. Фехнер обозначил общую формулу, которую он вывел из своих экспериментов, следующим образом: Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму стимула (раздражителя).

История развития экспериментальной психологии - Франц Дондерс: время реакции

Франц Дондерс: время реакции

Старая психофизиология с ее «анатомическим подходом» была подорвана самими физиологами с другой стороны. Голландский физиолог Ф. Дондерс (1818-1889) проводил эксперименты со скоростью психических процессов. Несколько раньше, H. Гельмгольц открыл скорость прохождения импульса по нерву. Это открытие относилось к какому-то процессу в организме. Дондерс, напротив, обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые объекты. Испытуемый выполнял задания, которые требовали от него как можно быстрее реагировать на один из нескольких стимулов, выбирать ответы на разные стимулы и так далее. Эти эксперименты доказали, что психический процесс, как и физиологический, можно измерить. Более того, считалось само собой разумеющимся, что психические процессы происходят именно в нервной системе.

Позже И.М. Сеченов, говоря об изучении времени реакции как о процессе, предполагающем целостность мозга, подчеркивал: «Психическая деятельность, как и все земные явления, протекает во времени и пространстве.

Герман Людвиг Гельмгольц: основатель психофизиологии.

Гельмгольц (1821-1894) был центральной фигурой, заложившей основы психологии как науки с собственным предметом изучения. Его разносторонний гений преобразовал многие естественные науки, включая науку о природе психики. Гельмгольц открыл закон сохранения энергии. Мы все — дети солнца, сказал он, ибо живой организм, с точки зрения физики, — это система, в которой нет ничего, кроме преобразования энергии. Так из науки было изгнано представление об особых жизненных силах, отличающих поведение органических тел от неорганических.

Гельмгольц в своем исследовании органов чувств принял в качестве объяснительного принципа анатомический, а не энергетический (молекулярный) принцип. Именно на нем он основывал свою концепцию цветового зрения. Гельмгольц предположил, что существует три нервных волокна, возбуждение которых волнами разной длины вызывает ощущение основных цветов — красного, зеленого и фиолетового.

Этот метод объяснения оказался неадекватным, когда Гельмгольц перешел от ощущений к анализу восприятия целостных объектов окружающей среды. Это заставило его ввести два новых фактора: а) движения глазных мышц и б) подчинение этих движений специальным правилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. Поскольку эти правила действуют независимо от сознания, Гельмгольц назвал их «бессознательными умозаключениями». Таким образом, экспериментальная работа поставила Гельмгольца перед необходимостью введения новых причинных факторов. Ранее он называл их либо преобразованиями физической энергии, либо зависимостью ощущений от расположения органов.

Теперь к этим двум причинным «сеткам», с помощью которых наука постигает процессы жизни, добавилась третья. Источником мысленного (зрительного) образа был внешний объект, в котором наиболее четко просматривалась задача, решаемая глазом. Оказалось, что источник психического воздействия скрыт не в структуре организма, а вне ее.

В экспериментах Гельмгольца призмы помещались между глазом и объектом, что искажало восприятие объекта. Однако организм попытался восстановить адекватный образ этого объекта с помощью различных адаптивных мышечных движений. Оказалось, что движения мышц выполняют не чисто механическую, а когнитивную (даже логическую) работу.

В поле научного анализа попали явления, свидетельствующие об особой форме причинности: не физической, не физиологоанатомической, а психологической. Эксперименты, показавшие, что образ возникает в сознании с помощью механизма, не зависящего от сознания, должны были привести к разделению психики и сознания.

Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции

Введение психического фактора как регулятора поведения организма было связано с работами немецкого физиолога Э. Пфлюгера (1829-1910). Он экспериментально раскритиковал схему рефлекса как дугу, в которой центростремительные нервы производят один и тот же стандартный мышечный ответ из-за их связи с центробежными нервами.

Эксперименты Плаумана на лягушке, лишенной переднего мозга, вызвали большие споры. Лягушку помещали в различные условия, но она не вела себя как рефлекторный автомат (что в то время соответствовало понятию рефлекторной души). Если его клали на лабораторный стол, он ползал, если бросали в воду — плавал, т.е. вел себя в соответствии с изменившимися условиями.

Пфлюгер объяснил это тем, что лягушка обладает сенсорной функцией, которая позволяет ей различать условия окружающей среды и менять поведение в зависимости от сигналов, получаемых извне. Старые физиологи насмехались над Пфлюгером, говоря, что он был сторонником доктрины «спинномозговой души». Однако позже выводы Пфлюгера были поддержаны ведущими физиологами (в частности, И. М. Сеченовым), которые подчеркивали, что эксперименты Пфлюгера доказывают различие между примитивной психикой (сенсорной функцией) и сознанием.

Дарвин проанализировал инстинкты как стимулы поведения и, имея на руках факты, подверг критике их версию рациональности. Но без этих слепых инстинктов, уходящих корнями в историю вида, организм не смог бы выжить.

Считая, что инстинкты связаны с эмоциями, Дарвин подошел к изучению последних не с точки зрения их осознания субъектом, а на основе объективных наблюдений за выразительными движениями (о чем говорилось выше). Традиционная психология рассматривала эмоции как элементы сознания. Теперь эмоции индивида возникли как те явления, которые являются психическими, но первичными по отношению к сознанию.

Разделение психики и сознания в исследованиях гипногов.

Исследования гипноза способствовали проведению различия между психикой и сознанием. Впервые они приобрели большую популярность в Европе благодаря деятельности австрийского врача Ф. Месмера, который объяснял свои гипнотические сеансы с точки зрения воздействия магнитных эманаций (флюидов). Английский хирург Брэд, отвергнув месмеризм, затем пытался лечить гипноз физиологически (и даже предложил термин «нейрогипноз»), но впоследствии отдал решающую роль психологическому фактору.

Как объект интереса медиков, использовавших его в своей практике, гипноз не только демонстрировал факты психологически регулируемого поведения при отключенном сознании (тем самым поддерживая идею бессознательной психики), но и требовал создания ситуации взаимодействия между врачом и пациентом («раппорт»). Бессознательная психика, обнажаемая гипнозом, является социально бессознательной, поскольку она инициируется и контролируется другим человеком.

Если Дарвин вывел психику за пределы отдельного человека в историю вида, то гипнотизеры вывели психику за пределы отдельного человека в другого человека. За всем этим стоял «Монблан фактов».

На различных направлениях экспериментальной работы (Бобер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер) возникли представления об особых закономерностях в факторах, которые являются не только физиологическими, но и относятся к психологии как отрасли философии (имеющей своим объектом явления сознания, исследуемые внутренним опытом). Помимо лабораторной работы физиологов по изучению органов чувств и движений, новая психология была подготовлена успехами эволюционной биологии и медицинской практики, которая использовала гипноз при лечении неврозов. Открылся целый мир явлений, который существовал независимо от сознания субъекта и поддавался такому же объективному исследованию, как и все остальные природные факты.

С помощью экспериментальных и количественных методов исследователи установили, что психический мир имеет свои собственные законы и причины. Это заложило основу для отделения психологии от физиологии и философии.

Необходимо проводить различие между реальной жизнью науки и ее отражением в теоретических программах. В начале двадцатого века возникла необходимость объединить разрозненные знания о психике в отдельную и самостоятельную дисциплину.

Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии

Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после обучения на медицинском факультете в Тюбингене работал в Берлине у И. Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность ассистента Гельмгольца в качестве преподавателя физиологии. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), которая впоследствии стала Институтом.

Изучая физиологию, Вундт пришел к программе развития психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (частью которых она обычно считалась). В своей первой книге «Материалы для теории чувственного восприятия» (1862) Вундт, опираясь на факты, связанные с деятельностью органов чувств и движений, выдвинул идею экспериментальной психологии, план которой был изложен в его «Лекциях о душе человека и животных». План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания путем экспериментального контролируемого наблюдения за своими ощущениями, чувствами и восприятием и б) изучение «психологии народов», то есть психологических аспектов языковой культуры, мифов и обычаев.

Следуя этой идее, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта и определил психологию как науку о «непосредственном опыте». Он назвал ее физиологической психологией, поскольку состояния, переживаемые субъектом, изучались с помощью специальных экспериментальных процедур, большинство из которых были разработаны физиологией (в основном физиологией органов). Поскольку психические образы, осознаваемые субъектом, являются продуктом деятельности этих органов, они рассматривались, в отличие от телесной организации, как особый объект изучения, принадлежащий уже не физиологии, а психологии. Задача виделась в тщательном анализе этих изображений и выделении оригинальных, простейших элементов, из которых они состояли. Вундт использовал достижения двух других новых отраслей знаний: психофизики, которая на основе экспериментов и с помощью количественных методов исследовала закономерные отношения между физическими стимулами и вызываемыми ими ощущениями, и другой отрасли, которая опытным путем определяла время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

В это время английский ученый Гальтон предпринял попытку экспериментально исследовать, какие ассоциации может вызвать у человека слово как особый стимул. Оказалось, что на одно и то же слово человек реагирует самыми разными реакциями, не только вербально, но и образно. Это побудило Гальтона классифицировать реакции, подсчитывая их количество, время, прошедшее от предъявления слова до реакции на него, и так далее. В данном случае также использовались количественные методы.

Объединив все эти направления, Вундт показал, что психология может развиваться как самостоятельная наука, основанная на экспериментах, объектом которых является человек (тогда как ранее эксперименты проводились только на животных). Полученные результаты были изложены им в книге «Основы физиологической психологии» (1873-1874), которая стала первой крупной работой, которую преподавал не только сам Вундт, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине — экспериментальной психологии.

«Отцом» экспериментальной психологии позже был назван Вундт.

Согласно Вундту, задача психологии, как и всех других наук, состоит в том, чтобы: а) выяснить путем анализа исходные элементы; б) определить характер связи между ними; в) найти законы этой связи. Анализ означал препарирование непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем самоанализа, который не следует путать с обычным самоанализом. Интроспекция — это особая процедура, требующая специальной подготовки. В обычной интроспекции человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого объекта, который не является психическим, а дан во внешнем опыте.

Метод бессмысленных слогов

H. Эббингауз (1850-1909) учился в университетах Галле и Берлина, сначала истории и филологии, затем философии. Доцент, затем профессор университетов Берлина, Бреслау, Галле, где он организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии, он основал первую профессиональную организацию немецких психологов «Немецкое общество экспериментальной психологии» и (совместно с А. Кёнигом) «Журнал психологии и физиологии органов чувств» (1890), который поддерживали как физиологи, так и психологи.

Эббингауз сыграл выдающуюся роль в развитии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда объектом этой науки стали считать процессы и действия сознания субъекта, а методом — интроспекцию, контролируемую приборами. Эббингауз использовал объективный метод вместо субъективного и объединил его с количественным анализом данных. В то время считалось, что экспериментально можно изучать только деятельность органов чувств — ведь только на них можно воздействовать с помощью различных приборов. Сложные психические процессы, такие как память и мышление, еще не были изучены с помощью экспериментальных лабораторных методов. Самая большая заслуга Эббингауза в том, что он осмелился экспериментировать с памятью.

Случайно Эббингауз нашел в Париже в антикварном книжном магазине книгу Т. Фехнера «Принципы психофизики». В этой книге были сформулированы математические законы для отношений между физическими стимулами и ощущениями, которые они вызывают. Воодушевленный идеей открытия точных законов памяти, Эббингауз решил провести эксперименты. Он выполнил их на себе.

В то время учение об ассоциации (связи) идей было очень популярно в психологии. С древних времен считалось, что идеи (восприятия, образы) связаны между собой по определенным правилам. Основными причинами возникновения ассоциаций считались пространственная и временная близость между фактами сознания (например, предмет помнит его владелец), а также сходство и контраст между репрезентациями.

Эббингауз также руководствовался идеей, что люди запоминают, сохраняют в памяти и вспоминают факты, между которыми существуют ассоциации. Но эти факты обычно умозаключаются самим человеком, поэтому трудно определить, является ли ассоциация следствием памяти или интеллекта. Эббингауз задался целью установить законы памяти «в их чистом виде», и для этого изобрел специальный материал.

Единицей этого материала были не слова (они всегда связаны с понятиями), а отдельные бессмысленные слоги. Каждый слог состоял из двух согласных и гласного между ними (например: bov, gis, loch). По мнению американца Э. Титченера, это было самое выдающееся изобретение психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка исходила из открывшейся возможности изучения процессов памяти независимо от семантического содержания, с которым неизбежно связаны нормальные речевые реакции человека.

Подготовив список бессмысленных слогов (около 2300), Эббингауз экспериментировал с ними в течение пяти лет.

Эббингауз обобщил основные результаты этого исследования в своей классической книге «О памяти». Во-первых, он обнаружил зависимость количества повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины, и выяснил, что при чтении обычно запоминается семь слогов. При расширении списка требовалось гораздо большее количество повторений, чем количество слогов, добавленных к первоначальному списку. Количество повторений принималось за скорость запоминания.

Особенно популярной была «кривая забывания», нарисованная Эббингаузом. Эта кривая быстро спадает и становится пологой. Оказалось, что большая часть материала забывается в первые несколько минут после заучивания. Гораздо меньше забывается в ближайшие несколько минут и еще меньше — в ближайшие несколько дней. Также сравнивалось запоминание осмысленного текста и списка бессмысленных слогов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие аффекта и его отличительные признаки
  2. Конфликт как категория психологии: общее понятие, причины возникновения и стадии конфликта
  3. Типы шкал и методы измерения ощущений
  4. Алгоритмическое мышление — Мышление с точки зрения психологии и педагогики
  5. Валлон Анри, французский психолог, нейропсихиатр, педагог
  6. Активный метод исследования — Разновидности методов исследований в психологии
  7. Представления о любви у подростков и юношей
  8. Изменение психологии и поведения людей под влиянием условий их жизни
  9. Эйджизм: возрастная дискриминация в современных социумах
  10. Вторичные психические процессы