Для связи в whatsapp +905441085890

История развития психологического знания и основные направления в психологии — Развитие психологии в России в девятнадцатом веке

Специфика научной работы подразумевает необходимость иметь информацию о прошлом. Исследование должно быть органично связано с историей изучаемого вопроса, так как в современной науке нет ни одной проблемы, которую можно было бы решить без учета ее предшествующей истории. «История вопроса напрямую перетекает в формулировку проблемы исследования. Последнее должно органично вытекать из первого. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время одним из самых необходимых условий в психологической науке, определяющих научную ценность данной работы», — писал Б.М. Теплов.

Дальнейшая история, охватывающая наш век, органично включена в настоящую: учение о целостности в гештальтпсихологии, бессознательное в глубинной психологии, понимание мысли в Вюрцбургской школе и т.д. составляют основу современных исследований. Материал из более отдаленной и даже совсем далекой истории «не отрицается полностью; понимание его ограниченности не препятствует его частичному включению в более широкую систему знаний».

Овладение историей, конечно, не ограничивается воспроизведением прошлых взглядов. Историческое прошлое может в полной мере служить настоящему только в том случае, если оно используется для решения насущных проблем. Д.Н. Узнадзе разработал свою теорию установок в постоянном споре с мейнстримной психологией. Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и П.Ю. Козлов. Гальперин уделял много внимания истории психологии, хотя ни для кого из них это не было специальной областью исследований. Учитывая важность истории психологии, М.Г. Ярошевский называет такое обращение к истории «творческим диалогом с прошлым».

Как исполнение музыкального произведения может стать выразительным только после овладения его технической стороной, так и использование истории в современных исследованиях становится возможным только на основе знания всего конкретного материала, накопленного наукой. Отсюда возникает необходимость в истории психологии как особой области исследования, которая изучает достижения психологии на пути ее исторического развития.

Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только поместив их в исторический контекст, можно понять их суть, распознать их исходные позиции, оценить их подлинную новизну и признать их историческое значение. Исторический подход необходим для понимания современной ситуации в психологической науке, для формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого. Изучение истории психологии имеет большое воспитательное и нравственное значение. «История полезнее, она полна мудрости», — писал итальянский философ-гуманист Лоренцо Валла в четвертом веке. Она знакомит нас с жизнью людей науки, показывает драматическую борьбу во имя истины и вызывает самые разные чувства — от благоговейного восхищения до разочарования и недоумения.

История развития психологического знания и основные направления в психологии - Развитие психологии в России в девятнадцатом веке

Развитие психологии в России в девятнадцатом веке

Русская психологическая мысль в XIX веке развивалась в связи с общественной мыслью и успехами естествознания, в творческом присвоении мировых достижений в философии и психологии. В России в XIX веке мы наблюдали разложение феодальных формаций, которое завершилось в 50-х годах XIX века глубоким кризисом феодализма. На разложение и кризис феодализма большое влияние оказал рост борьбы угнетенных масс, особенно крестьянства, против рабства, а также возникновение и развитие революционного движения, начатого декабристами. Кризис феодализма в России был разрешен отменой крепостного права в результате крестьянской (1861) и других буржуазных реформ и установлением капитализма. События социально-экономической жизни отражались в борьбе различных сфер общественно-исторической мысли. В идеологической жизни конца 1920-х — начала 1930-х годов консервативное движение (С.С. Уваров, М.П. Погодин, С.П. Шевырев) официально представляло дворянскую линию. Эта линия защищала идеологию помещичьего дворянства «официальной национальности» и обосновывала идею единства царя и народа, а также сохранения идентичности сербской России, которая была скреплена «тремя фундаментальными чувствами» — самодержавием, православием и национальностью.

В ответ на вопрос о путях развития России на рубеже 30-40-х годов возникли два течения — либерально-буржуазное западничество (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, К.П. Боткин, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков и др.) и либерально-дворянское славянофильство (А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин). Споры между западниками и славянофилами были важной частью общественного движения своего времени. Революционно-демократическое течение в эти годы представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, петрашевцы.

После реформы 1861 года, в условиях бурного развития капитализма и обострения классовой борьбы, развивалась философия революционных демократов Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, философия народничества. Сочвенничество и «Богиня» Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского отстаивали идею «народной почвы», самобытности России и искали третий путь решения проблем пореформенной России. Линия идеалистической философии была представлена В. Соловьевым, а также академическими философскими течениями: Неокантианство (А. И. Введенский, И. Лапшин, П. Новгородцев), позитивизм, интуитивизм (Н. Лосский), неогегельянство (Б. Чичерин, Н. Дебольский), спиритуализм (Л. Лопатин), экзистенциализм (Л. Шестов, Н. Бердяев). В рамках этих философских направлений развивалась идеалистическая спекулятивная психология, особенно в университетах Москвы и Санкт-Петербурга.

В девятнадцатом веке отечественное естествознание достигло больших успехов. Упомянем лишь некоторые из них, оказавшие особое влияние на развитие психологии. Одним из важнейших достижений эволюционной мысли до Дарвина был диалектический взгляд на природу, разработанный К.Ф. Рулье (1814-1858). В 1845-1846 гг. цикл его публичных лекций «Об образе жизни животных» был высоко оценен А.И. Герценом, который указал на глубокое методологическое значение данных о психологии животных, этой «дочеловеческой феноменологии разворачивающегося сознания», позволяющей понять возникновение человеческого сознания и его качественные отличия от психологии животных. К.М. Бэр (1792-1876) заложил основы эмбриологии в своем главном труде «История развития животных» (1828-1837). Во второй половине 19 века микробиолог И.И. Мечников (1845-1916), нобелевский лауреат, основатель учения о фагоцитозе. Его работы «Исследования о человеческой природе» и «Эссе о природе оптимизма» были очень популярны. XIX век стал началом пропаганды дарвинизма в нашей стране, для чего особенно много сделали И.М. Сеченов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, К.А. Тимирязев. Российская физиология достигла больших успехов. Во второй половине 19 века развернулось творчество И.М. Сеченова, основоположника отечественной научной физиологии.

Основные направления российской психологии XIX — начала XX вв.

Ткань национального сознания пронизывала различные направления во взглядах на судьбу русского народа, рабство и свободу человека. Их противостояние имело социально-экономическую подоплеку. Некоторые выражали интересы обнищавшего российского крестьянства. Другие представляли интересы правящего режима, идеологи которого пропагандировали выход из кризиса через либеральные реформы. Хотя оба течения сосредоточились на проблеме человека как особой целостности, в которой физическое и духовное неразделимы, они интерпретировали эту неразделимость с радикально разных точек зрения: антропологической и теологической. Каждая из этих точек зрения берет свое начало от выдающихся мыслителей. У первого был Николай Чернышевский, у второго — Владимир Соловьев. Они создали в России традицию гуманитарного знания, основанную на противоположных способах понимания природы человека.

К антропологическому принципу Чернышевского ведет русский путь в науке о поведении, от Сеченова до Павлова и Ухтомского. К богословскому принципу Соловьева восходит апология нового религиозного сознания, в работах Н.А. Бердяева, С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Л. Франка и др. И новая теория поведения, и апология «нового религиозного сознания» были продуктами русской мысли — двух ее мощных течений: естественнонаучного и религиозно-философского.

Прежде всего, отметим естественнонаучное течение, мощную линию в психологии дореволюционной России, имеющую давние традиции, восходящие к Михаилу Васильевичу Ломоносову и воплотившуюся в изучаемый период в работах В.М. Бехтерева, основателя течения под названием рефлексология. Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), невропатолог, психолог и психиатр, основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), который был посвящен комплексному изучению человека. Традиции комплексного подхода позднее были развиты российским психологом Б.Г. Ананьевым. Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко использовала физиологические принципы для объяснения психологических явлений, изучения рефлексов с участием мозга.

В российской науке этот подход связан с именем Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905). В России он предложил (одновременно с Вундтом) программу развития психологии. В ситуации бурных дискуссий в России по основным идеологическим вопросам, касающимся природы человека, души, свободы воли, детерминации поведения, Сеченов проводит серию работ, направленных на решение сложнейших психологических проблем. Он пишет: «Моя задача состоит в следующем: внешняя активность человека … с идеально сильной волей, действующей во имя какого-то высокого морального принципа, объяснить деятельностью уже известную читателю анатомическую схему (то есть простой рефлекс), дать ясное объяснение каждого его шага, словом, деятельность, представляющую собой высший тип добровольности.» Результатом работы Сеченова стала новая концепция сверхчувственного и целей психологии как науки.

Сеченова по праву можно считать основателем отечественной научной психологии. Его главные работы по психологии: «Рефлексы головного мозга» (1863), где он формулирует теорию рефлексов в связи с проблемой волевых и неволевых движений; «Кому и как развивать психологию» (1873), здесь он полемизирует с К.Д. Бахтиным. Кавелин, излагающий общую программу психологии; «Элементы мысли» (1878), где естественнонаучное развитие мысли происходит в результате изучения познавательных процессов; статьи 1890-х годов: «Впечатление и действительность», «Предметная мысль и действительность», «О предметной мысли с физиологической точки зрения» и др. В работе «Рефлексы головного мозга» Сеченов поставил задачу «доказать возможность применения физиологических знаний к явлениям психической жизни». Решение этой проблемы привело к теории отражения пси-шика.

Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России

По словам одного из современников, «социальная революция, произошедшая в России (Октябрьская революция 1917 года), должна была повлечь за собой соответствующую революцию в области научной мысли». В новых социально-экономических условиях и в ответ на трудности, с которыми отечественная психологическая наука вступала в ХХ век, формировалась советская психология. Его отличительной чертой была методологическая ориентация на марксизм. Была провозглашена задача создания «системы марксистской психологии», то есть науки, основанной на марксистской философии и применяющей диалектический метод в решении психологических проблем. Партия встала на этот путь в начале 1920-х годов и не смогла отклониться от него в течение нескольких десятилетий. В первые годы после Октябрьской революции ведущую роль в психологической науке играло естественнонаучное течение, которое провозглашало объединение с естествознанием и продвигало идеи развития психологии как объективной науки. Борьбу за марксистскую психологию возглавил Московский психологический институт, директором которого в конце 1923 года был назначен К.Н. Корнилов.

Его доклад «Психология и марксизм» на Первом Всероссийском съезде психоневрологов (январь 1923 года) положил начало официально поддерживаемому процессу перестройки психологии на основе марксизма. Представление об этом процессе «марксизации и коммунизации» науки и об изменениях в психологии дают публикации начала 1920-х годов. В условиях нарастающей идеологизации общественной жизни и науки, с захватом власти Сталиным, марксизм стал единственной официальной обязательной методологической предпосылкой для психологии. В то же время необходимо отличать искренние усилия ученых, увлеченных учением Маркса и пытающихся творчески его использовать, от подобного внедрения догматизированной марксистской доктрины в ткань научных исследований, навязанной административными методами войны против инакомыслящих. Более того, ссылки на труды Маркса и Ленина во многих случаях были чисто внешними и лишь заслоняли результаты объективных научных исследований.

История психологии в советский период свидетельствует о том, что она не была однородной. Были исследования, более прямо ориентированные на материализм естественнонаучного толка. Хорошо известны критические выступления Павлова против монополизации марксизма в науке. Концентрация ученых на специальных вопросах и темах психологической науки позволила преодолеть конъюнктурность, политизированность, идеологизированность и добиться больших успехов в теории и практических прикладных исследованиях. В послеоктябрьский период в отечественной психологии были разработаны важные концепции, обогатившие мировую психологическую мысль: культурно-историческая теория Л.С.

Выготского, субъектно-деятельностная психология С.Л. Рубинштейна, психология деятельности А.Н. Леонтьева, установка Д.Н. Узнадзе. Психологи активно участвовали в социалистическом строительстве и, прежде всего, в рационализации производства. В статье «Первоочередные задачи Советской власти» Ленин призывал «применять все научные методы труда, предлагаемые системой Тейлора», потому что «без них мы не можем повысить производительность труда, без них мы не введем социализма». В то же время Ленин указывал, что тэйлоризм за границей «представляет собой последнее слово самой беспощадной капиталистической эксплуатации». Внедрение тейлористской системы в России должно «сочетать эту систему с сокращением рабочего дня и применением новых методов производства и организации труда, не нанося ущерба трудовой силе рабочего населения». Здесь же Ленин указывал, что «переход к такой системе потребует большого количества новых навыков и новых организационных учреждений».

Принцип единства сознания и деятельности

Одним из выдающихся теоретиков советской психологии был Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960). Он разработал философские проблемы психологии и сформулировал основные методологические принципы психологии. Один из них — принцип единства сознания и деятельности — лег в основу деятельностного подхода в психологии. Философская направленность творчества С.Л. Рубинштейна и его пристальный интерес к зарубежной психологии, очевидно, в немалой степени обусловлены его личной биографией: Философское образование он получил в Германии, учился в Марбургском университете и в 1913 году защитил там диссертацию, посвященную критическому анализу гегелевской философии. С.Л. Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект не только обнаруживается и проявляется, но и создается, определяется. Важной вехой как в творчестве Рубинштейна, так и для советской психологии в целом стала его статья «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934). (1934).

Эта работа, а также книга «Основы психологии» (1935) и «Основы общей психологии» (1940), ее расширенная версия, стали практическим воплощением идеи построения психологии на новых научных основаниях. В своей статье 1934 года Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис чужой психологии, призвал к радикальной перестройке понимания сознания и деятельности, сознания и личности, сформулировал принцип единства сознания и деятельности. «Психика не субъективна, не просто опосредована познанием; она может быть познана опосредованно человеческой деятельностью и продуктами этой деятельности, поскольку по своей сути она объективно опосредована ими….. Психика, сознание могут стать объектом психологии — содержательным и реальным. Объективность в психологии достигается не включением психики, а фундаментальным изменением концепции человеческого сознания и концепции человеческой деятельности. В то же время Рубинштейн обращается к Марксу, подходя к нему как к «самому современному из наших современников», чтобы выяснить, «какие ответы на важнейшие вопросы психологии содержатся в высказываниях Маркса».

В статье представлена трактовка Марксом концепции человеческой деятельности и его взгляды на формирование психики человека в процессе деятельности, а также анализ основных формул Маркса, касающихся сознания в его отношении к бытию, исторической природы сознания и его трактовки проблемы личности, человеческих потребностей и способностей. Статья завершается выводом о богатстве идей, которые психология может почерпнуть из работ Маркса. Они «показывают путь, по которому психология может стать действительно значимой и настоящей наукой». Эта и другая статья, «О философских основах психологии. (Ранние рукописи К. Маркса и проблемы психологии)» является хорошим введением в изучение работ Маркса, значение которых для психологии является не только фактом в мировой и особенно в отечественной истории науки, но признается и сегодня.

В книге «Основы психологии» (1935) Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности. «Психология изучает психику через опосредование деятельности и, следовательно, психологические свойства деятельности». Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время отметил, что это «не означает, что поведение, человеческая деятельность в целом является предметом психологии». Человеческая деятельность — это сложное явление. Разные его стороны изучаются разными науками…. Психология изучает психическую сторону деятельности». Рубинштейн выделил следующие виды деятельности как наиболее важные: Работа, игра и обучение. Он дал их психологический анализ: описал мотивацию, характерную для каждого из этих типов, раскрыл их природу и связь с развитием личности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Симптомы и последствия послеродовой депрессии
  2. Экспериментально-психологическое исследование наркологических больных
  3. Виды памяти. Виды нарушений памяти — Общее представление о памяти
  4. Уровни психологических проблем
  5. Психология масс
  6. Виды нейропсихологии
  7. Саморегуляция эмоциональных состояний
  8. Взаимосвязь креативности и стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности
  9. Взаимосвязь психологии и биологии
  10. Синтетические методы в психологии