Для связи в whatsapp +905441085890

История восточной философии — Становление древневосточной философии

Становление древневосточной философии

Возникновение философии относится к тому времени, когда на смену первобытнообщинному строю пришел более развитый — рабовладельческий. В это время в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения Электронный ресурс http://www.kursburo.ru/component/djcatalog/item/6-ref-work/31-ref27. Этому способствовало накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей (появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

Восточная философия зародилась практически одновременно с философией Древней Греции и представляет собой масштабный и своеобразный пласт мировой философии. Становление восточного философствования происходит в двух традициях — китайской и индийской. Электронный ресурс http://an-site.ru/dk/of08.htm Философия как самостоятельная дисциплина возникает в середине I тысячелетия до н. э.. Рождение её сопровождалось переходом от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретённое в интеллектуальном поиске. В 6—5 веках до н. э. в Индии появляется множество течений, критических в отношении предписаний ведийской религии, развиваются школы, основными из которых стали адживика, джайнизм и буддизм. В Китае становлению философии также способствовали аскетствовавшие бродячие мудрецы. Многие учения формируются на анализе или критике таких древних памятников культуры, как «Ши цзин» («Канон стихов») и «И цзин» («Книга перемен»). В связи с вышеизложенным целесообразно рассмотреть более подробно древнекитайскую и древнеиндийскую философию.

История восточной философии

Древняя китайская философия

Философия Древнего Китая охватывает период с 6 по 2 век до н.э. Распад древнего унитарного государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между великими империями — все это нашло свое отражение в ожесточенной идеологической борьбе различных философских, политических и этических школ. Философия возникла в глубине мифологических идей и использовала их материал. Китайские мифы представлены в основном как исторические повествования о предках, о прошлых династиях, о «золотом веке» и так далее. Мифы содержат сравнительно мало материала, отражающего китайский взгляд на формирование мира и его законы, отношения с человеком. Период Чжанго — это «золотой век китайской философии», в это время рождаются концепции и категории. Основными категориями, с помощью которых древние китайские философы пытались понять мир, были такие понятия, как У Син — «пять первичных элементов» (металл, дерево, вода, огонь, земля), Ци (воздух, эфир), Инь и Ян (пассивное и активное начало в природе), Дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового опыта работы и наблюдения за природными явлениями.

Существовало шесть основных философских школ древней китайской философии. Сборник текстов в двух томах. Ид: «Мысли», 1972 год, 17 стр:

  • Даосизм;
  • Конфуцианство;
  • Моизм;
  • школа легализма (фа-цзя, в европейских терминах — легализм);
  • школа имён;
  • школа инь-янь (инь-янь цзя) (естественные философы).

Философия древней Индии

Индийская философия занималась преимущественно религиозными проблемами, также она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками.

В это время созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии.

Эпический период

В этот период проявляется интерес к этическим проблемам. Против брахманов и реформистов выступают материалисты, агностики, фаталисты. Идёт развитие философских школ, которые называются- даршаны. Затем их разделили на ортодоксальные (основанные на учении вед) и неортодоксальные.

Неортодоксальные даршаны:

Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/ Индийская_философия.

Джайнизм — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников Электронный ресурс http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2184 ДЖАЙНИЗМ .

Ортодоксальные даршаны:

Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам. Цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Принципы школы — обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмана. Брахман — причина всего сущего. Тождественной с Брахманом считается душа, которая вечна, безначальна и неучтожима. Душа — это сознание, рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей внутренней природе она чужда какой бы то ни было деятельности. На уровне эмпирического мира существует множество душ. До тех пор, пока душа находится в системе тело-разум-чувство, она остается лишь подобием, образом Брахмана, поэтому она множественна, не единослитна с Брахманом.

Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление»). Санкхья — дуалистическая философия, которая пытается объяснить все мироздание и найти спасение от страдания, исходя из двух изначальных реальностей — пракрити (материя, природа) и пуруши (абсолютная душа). Правда, диалистична лишь классическая санкхья, а возникшие на ее основе варианты носят либо материалистический, либо теистический характер.

Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. Цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире. Учение разрабатывало способы «обуздания мысли», способы отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек сознает, по мнению представителей этой школы, отличие своего «я» от мира, освобождается от него.

Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Это теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эстетика марксизма
  2. Эстетика структурализма
  3. Ценности и их особая роль в жизни общества
  4. Античное мировосприятие
  5. Антропология и социальная философия Н.А. Радищева — Концепция философской антропологии
  6. Антропологический кризис: разрушение образа человека и угроза его существованию
  7. Фома Аквинский, философ и теолог, систематизатор схоластики
  8. Критика доказательства бытия божьего И. Кантом
  9. Неопрагматистская версия постмодернизма Р. Рорти
  10. Религиозно-философские воззрения Максима Грека