Для связи в whatsapp +905441085890

Измененное состояние сознания — Происхождение сознания

Психологическая наука с каждым годом привлекает все большее внимание в обществе, вызывает интерес у людей разного возраста, разного социального статуса и образования. Возможно, в этом проявляется то, что психология играет важную роль в развитии современного общества, в формировании гуманистического менталитета людей. Основы психологических знаний необходимы каждому современному человеку в его повседневной жизни и деятельности.

W. Вундт создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году в Германии в Лейпцигском университете. В личности В. Вундта так же сконцентрировались объективные противоречия науки, породившие кризисную ситуацию в области знаний о человеке. Поиск путей разрешения противоречий собственных знаний в значительной степени способствовал определению психологии как науки о человеческом сознании, которое должно изучаться экспериментально.

Понятие сознания пришло из философии, является одним из ее основных понятий и относится к высшему уровню психической деятельности человека как общественного существа. Сознание — это способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных отношений, в отрыве от непосредственных контактов с людьми и действий, рассматривать эти образы как условия, средства и ориентиры своего поведения. Сознание — это неделимое динамическое целое (поток), оно связано с физическими состояниями. Процессы сознания обеспечивают адаптацию человека к новому; умственные операции и телесная активность обеспечивают связь с внешней средой как средство удовлетворения потребностей; сохранение жизненного опыта и его оценка необходимы для саморегуляции поведения.

По наблюдениям Д. Деннета, человеческое сознание — одна из главных загадок, окутанная мириадами загадок и нерешенных проблем[1].

Вся история развития психологии связана с поиском ответов на этот вопрос: Что такое сознание? Одним из способов изучения сознания является исследование его состояний и их изменений, т.е. измененных состояний сознания (ИСС). С развитием этого направления растет и ожидание получения новых знаний о человеческом сознании. Кроме того, изучение мозговых механизмов ASC позволит приблизиться к разгадке тайн человеческой психики.

Как известно, сознание обладает свойством непрерывности. Одной из наиболее часто используемых метафор непрерывности сознания является выражение «поток сознания». Непрерывность выражается в способности постоянно изменяться, переходить из одного состояния сознания в другое (динамика сознания); Непрерывность задается множественностью взаимосвязанных «потенциальных форм сознания»; Непрерывность определяется множественностью взаимосвязанных «потенциальных форм сознания»; определяет вариативность и полиморфизм феноменологии АСК (широкий спектр внешних проявлений от легкой задумчивости и самоуглубленности с рассеянным вниманием до полной интроверсии с психопатологической продукцией); непрерывность связана с активностью сознания и постоянством направленности актов сознания (интенциональностью); определяет общие функциональные и семантические особенности сознания. В этом списке представлена интересующая нас проблема ASC, которая до сих пор не была достаточно раскрыта.

Измененное состояние сознания - Происхождение сознания

Происхождение сознания

Сознание, таким образом, является высшим уровнем психического отражения объективной реальности, а также высшим уровнем саморегуляции, свойственным только человеку как социальному существу.

С практической точки зрения, сознание функционирует как постоянно меняющийся набор сенсорных и ментальных образов, возникающих непосредственно перед субъектом в его внутреннем мире. Однако можно предположить, что аналогичная или близкая к ней психическая деятельность по формированию мысленных образов имеет место у более высокоразвитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем психическое отражение объективного мира у человека отличается от аналогичных процессов у животных? Человека от животных отличает не наличие процесса формирования психических образов на основе объективного восприятия объектов окружающей действительности, а конкретные механизмы его протекания. Именно механизмы формирования ментальных образов и специфика работы с ними определяют наличие у человека такого феномена, как сознание. Способность к рефлексии определяет способность человека наблюдать за собой, своими ощущениями и состоянием. Кроме того, крайне важно критически наблюдать, то есть человек способен оценивать себя и свое состояние, помещая полученную информацию в определенную систему координат. Одной из таких систем координат для человека являются его ценности и идеалы.

Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо рассмотреть фундаментальные различия между человеком и другими представителями животного мира. Одно из главных различий между человеком и животным — это их отношения с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям среды, то человек не только приспосабливается к природной среде, но в некотором смысле пытается подчинить ее себе и создает для себя средства труда. С созданием орудий труда меняется образ жизни человека. Способность создавать инструменты для изменения окружающей среды указывает на способность работать осознанно. Труд — это особый вид деятельности, присущий человеку, который заключается во вмешательстве в природу с целью обеспечения условий для собственного существования.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возникновение сознания у человека: Работа привела к изменению принципов построения отношений между людьми. Это изменение проявилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального сосуществования, а также способствовало развитию языка как средства общения. Возникновение человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального сосуществования, стало основой для проявления критичности человеческого мышления. Так возникли понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной степени способствовало эволюции мысли. В то же время происходила и эволюция языка. Это способствовало тому, что человек осознал свое «Я» и выделил себя из окружающей среды. В результате язык приобрел свойства, позволяющие рассматривать его как средство регуляции человеческого поведения. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития человеческого сознания.

Следует подчеркнуть, что такая логическая последовательность является лишь гипотезой, выдвинутой с рационалистических позиций. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему происхождения человеческого сознания, в том числе и с иррациональных позиций. Это неудивительно, ведь по многим вопросам психологии нет единого мнения. Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что таких взглядов придерживались классики отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Б.Н. Теплов и др.). Существует ряд фактов, позволяющих установить закономерности, определившие возможность возникновения сознания у человека.

Сознание и бессознательное

До Нового времени сознание отождествлялось с психикой в целом; Р. Декарт трактовал его как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Декарт трактовал его как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Такое понимание определило первые (конец XIX века) психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей. (У. Джеймс, Э.Б. Титченер), а также метод их изучения — систематическое самонаблюдение (интроспекция), направленное на выделение элементов сознания — ощущений, образов и аффектов.

Концепция бессознательного как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, была впервые сформулирована в философии в XVII веке Г.В. Лейбницем. В 19 веке бессознательное становится предметом психологических исследований (И.Ф. Гербарт, Г.Т. Фехнер, В. Вундт). Работы З. Фрейда в области психопатологии в конце XIX века дали новый толчок к ее изучению. Согласно его концепции, бессознательное как психическое содержание, которое не присутствует в сознании, оказывает на него существенное влияние. Таким образом, в начале XX века существовала концепция двух уровней психического, сознательного и бессознательного, и их изучение по-разному развивалось в отдельных отраслях психологии.

Соотношение сознательного и бессознательного впервые было рассмотрено Фрейдом, который ввел понятие уровней психической структуры; в современной терминологии их можно описать следующим образом.

  • Бессознательное — это содержание, в основном недоступное сознательному разуму, которое включает ценностные ориентации, согласования, мотивы и представляет собой энергетическое ядро личности;
  • Бессознательное — это эмоционально заряженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью психоаналитических техник; это все, что когда-то было осознано и может снова стать осознанным. В ходе эволюции бессознательный разум возник как средство защиты сознательного разума от ненужной работы и невыносимых стрессов. Она защищает человека от чрезмерной траты энергии, предохраняет от стресса;
  • Бессознательное — содержание, которое легко может стать сознательным при необходимости, например, подсознательное восприятие и схема выполнения автоматических действий
  • Сознательное — рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.

Современная психологическая наука выделяет различные состояния сознания, которые отличаются как характером феноменальных переживаний, так и набором поведенческих и психофизиологических показателей

  • бессознательное состояние — экстремальное состояние, при котором регистрируются только психовегетативные реакции; проявления когнитивных и эмоциональных процессов отсутствуют;
  • Сон — состояние, включающее переживание сновидений, различающихся по степени связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей; допускает подсознательное восприятие и частичное вспоминание содержания сновидений;
  • Бдительность — это состояние сознания мира и самого себя, поддающееся самоанализу. Он включает в себя весь спектр психических проявлений в модусе сознания — восприятие, память, внимание, мышление и саморегуляцию.

Особую группу составляют так называемые измененные состояния сознания — гипноз и состояния, возникающие под воздействием психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, психоделики и т.д.).

Сознание и активное бодрствование

Традиционно западная психология признает два состояния сознания, присущих каждому человеку: первое — сон, который считается фазой покоя, и второе — бодрствование или активное состояние. Последнее соответствует активации всего организма, что позволяет ему получать, отбирать и интерпретировать сигналы из внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или отвечать на них адекватным или неадекватным поведением, в зависимости от предыдущего опыта и способностей. Итак, бдительность — это состояние, в котором мы можем адаптироваться к внешней реальности.

То, как мы воспринимаем внешний мир и одновременно наш внутренний мир, меняется в течение дня. Наше восприятие событий во многом зависит от нашего состояния — напряжены мы или нет, возбуждены или полусонны. Следовательно, обработка информации меняется, иногда кардинально, в зависимости от уровня нашей бдительности и готовности к восприятию сигналов. По мере увеличения активации организма степень бдительности возрастает, но адаптация, возможная с определенного момента благодаря бдительности, может быть нарушена, если активация возрастает слишком сильно. Это может быть связано с чрезмерной мотивацией, а может быть результатом серьезной сенсорной дисфункции.

До недавнего времени это экстравертированное (или «поверхностное») сознание считалось в научной психологии единственным нормальным аспектом, который стоит изучать. Согласно этой классической точке зрения, слабая активация приводит к сонливости и дремоте, а слишком сильная активация приводит к дезорганизованному поведению, которое уже считается патологическим явлением, когда человек уже не в состоянии восстановить свое равновесие.

Однако каждый день приносит новые знания о функционировании мозга и его нейротрансмиттеров, а также о том, как постоянно меняется электрическая активность мозга. Кроме того, некоторые ученые — психологи и физики — все больше интересуются восточной культурой, которая рассматривает жизнь во всей ее полноте не как цепь явлений, подлежащих объяснению, а как неотъемлемую часть Вселенной, частью которой она является.

Внимание западных ученых все чаще обращается на то, как это мистическое глобальное единство постигается носителями восточной философии через медитацию и трансовые состояния. В частности, на Западе эксперименты с сенсорной депривацией и анализ переживаний испытуемых в таких условиях позволили подойти к изучению «внутреннего мира» субъекта.

С другой стороны, исследования воздействия лекарств, используемых в терапевтических или иных целях, прогрессируют; они позволяют глубже понять механизмы мозга и то, как эти механизмы можно изменить.

Даже действия, которые обычно классифицируются как ненормальные, как при шизофрении или депрессии, теперь все чаще рассматриваются как способ обретения внутреннего равновесия и ухода от давления внешней реальности. Поэтому их следует понимать как «нормальное» проявление внутреннего мира, а не как аномалию экстравертированного ума, которую следует устранить любой ценой.

Однако даже такое явление, как сон с сопутствующими ему сновидениями, оказывается гораздо более сложным, чем считалось ранее. Сегодня известно, что сон — это состояние, имеющее огромное значение в нашей жизни, как по месту, которое он в ней занимает, так и по мозговой активности, которая лежит в его основе.

Сознание, таким образом, представляет собой мозаику состояний, играющих большую или меньшую роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивида.

В критических ситуациях человек существует как бы на двух взаимоисключающих уровнях. С одной стороны, он должен быть частью объективного мира, в котором его «я» вынуждено соответствовать внешней реальности.

Загадки сознания

Как можно объяснить сознание? Что определяет существование сознания? Многие мыслители древности и мистики современности пытались и до сих пор пытаются вывести личное сознание из другого сознания — божественного, космического и т.д. — derive. Такое предположение не решает проблему, поскольку тогда происхождение внеличностного сознания само по себе остается загадочным. Но главное, что такое предположение в принципе не проверяемо опытом, а современная наука не рассматривает всерьез непроверяемые гипотезы.

Ученые пытались объяснить природу сознания, изучая процессы в мозге. Взаимосвязь физиологических и психических явлений известна давно. Еще в древности люди знали, что травмы мозга и органов чувств нарушают сознание человека, что существуют химические вещества и яды, употребление которых приводит к сну, безумию или другим изменениям в состоянии сознания.

Но вот в чем проблема: в сознании отражается не состояние мозга, а внешний мир. Перевод физиологического в содержание сознания не может быть осуществлен только на основе физиологических наблюдений. Парадоксальная трансформация физиологического в сознание требует дальнейшего разъяснения. И само это логическое объяснение не может быть сделано на физиологическом языке.

R. Вирхов (всемирная слава которого связана с открытием клеточного строения организмов) выразил эту проблему так: «Я анатомировал тысячу мозгов, но так и не нашел ни одной души». Действительно, когда мы изучаем физиологический процесс, мы имеем дело только с физиологическим процессом. Мы можем анализировать структуру мозга или электрически анализировать импульсы в нервной системе. Но обнаружить сознание таким образом невозможно.

Интервью с пациентами, пережившими клиническую смерть и реанимацию, показали, что даже в состоянии клинической смерти они воспринимают, как-то переживают, а затем, выйдя из этого состояния, способны словесно воспроизвести что-то из происходящего рядом с ними (например, разговоры медицинского персонала). И это в то время, когда организм не проявляет почти никаких заметных физиологических реакций! Кроме допроса, то есть кроме апелляции к сознанию, что можно использовать для определения того, что пациент что-то осознает во время таких переживаний? Не существует физиологических критериев для наличия сознательного опыта. Вот почему это предмет психологии, а не физиологии.

Почему же в ходе эволюции возникла необходимость в создании такой сущности, как сознание? Современные компьютеры решают сложнейшие задачи, пишут стихи, доказывают теоремы, играют в шахматы, управляют космическими кораблями и заводами — и не имеют сознания. И все же эволюция компьютеров только началась. И трудно представить, что они смогут делать завтра без всякого сознания.

Сознание не только не нужно для непосредственного решения задачи жизнеобеспечения, оно может мешать спасительным автоматизмам организма. Опасные ошибки и сбои в поведении возникают, когда сознание пытается регулировать действия, которые обычно выполняются автоматически. Хорошо известно, что люди, попавшие в катастрофу, чаще всего умирают не от физических последствий, а от ужаса, охватившего их сознание. Перебраться через пропасть по бревну гораздо труднее, чем по такому же бревну, лежащему на земле. Однако лунатики без сознания могут без страха совершать акробатические подвиги, например, ходить по крышам, взбираться на башни и т.д., чего они не смогли бы сделать, находясь в полном сознании.

Тысячи лет медитаций над тайнами сознания не увенчались успехом. Сознание остается самым очевидным фактом личного опыта каждого человека и в то же время самой загадочной вещью в мире. Психологи не хотели смириться с этой тайной, они попытались вырвать сознание из-под покрова мистики («мистика» по-гречески означает «таинственный») и стали изучать сознание в специальных экспериментах, как подобает науке.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Кризис 1 года у ребенка
  2. Психологические идеи леонардо да винчи
  3. Курт Левин, немецкий психолог
  4. В чем заключается суть трудовой мотивации — Сущность понятия мотивации сотрудников
  5. Проблемы и задачи педагогической психологии
  6. Особенности ценностных ориентаций девиантных подростков — Зарубежные и отечественные психологи о проблеме ценностных ориентаций у подростков
  7. Вербальные и невербальные признаки тревожности у детей дошкольного возраста
  8. Личностно-адаптационный потенциал и его сущность
  9. Архетипы женщины — Основные архетипы и их характеристика по Юнгу
  10. Функциональное состояние организма