Для связи в whatsapp +905441085890

Изобразительная деятельность дошкольников как одно из средств подготовки руки ребенка к письму — понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте

Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень готовности не всегда соответствует этим требованиям. В первом классе у детей чаще всего возникают трудности с письмом: рука быстро устает, теряется рабочая линия, нередки случаи «зеркального» письма; ребенок не различает «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не успевает за общим темпом работы. Эти трудности вызваны слабостью мелкой моторики пальцев рук и недостаточностью сформулированных навыков зрительно-моторной координации, волевого внимания, аналитического восприятия зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на обучении детей в первом классе и делает необходимым организацию специальных занятий в дошкольных учреждениях для подготовки руки ребенка к систематическому письму и формирования графических навыков письма.

Итак, проблема исследования заключается в следующем противоречии: с одной стороны, школа предъявляет высокие требования к детям, в том числе и к навыкам письма, а с другой стороны, современные дошкольные учреждения не уделяют достаточного внимания подготовке рук детей к письму.

Одним из способов подготовки руки ребенка к письму является изобразительная деятельность. Задачи всестороннего развития детей, необходимые для успешного обучения в школе, решаются в часы изобразительной деятельности в детском саду. Графическая деятельность формируется в процессе обучения ребенка и поэтому может служить показателем интеллектуального развития.

По мнению специалистов, зрительная активность имеет особое биологическое значение. Детство — это период интенсивного формирования физиологических и психических функций. При этом рисование играет роль одного из механизмов выполнения программы оздоровления организма и психики. Зрительная деятельность требует скоординированного участия многих психических функций. По мнению ряда экспертов, рисование также способствует координации межполушарного взаимодействия. Рисование координирует как конкретно-визуальное мышление, которое в основном связано с работой правого полушария мозга, так и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.

Поскольку рисование напрямую связано с основными психическими функциями — зрительным восприятием, двигательной координацией, речью и мышлением, оно не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку быстро упорядочить полученные знания, сформировать и закрепить модель все более сложного представления о мире.

Художественное воспитание детей должно начинаться с самого раннего возраста. Искусство может быть абсолютно любым — изобразительное искусство, музыка, литература, танец — главное, чтобы ребенок впитывал художественную культуру с раннего возраста. Так, чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее влияние на его личность.

Более того, это самый первый способ обучения маленького ребенка. Ребенок еще не умеет читать и петь, но уже с удовольствием рисует каракули на бумаге. Если направлять и помогать ребенку в этой деятельности, можно многого добиться. Основную идею можно выразить просто: Через рисование дети развивают и тело, и душу, и дух.

Изобразительная деятельность дошкольников как одно из средств подготовки руки ребенка к письму

Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте

«Истоки способностей и талантов детей лежат в их руках. Из пальцев, образно говоря, бегут тончайшие нити — ручейки, питающие источник творческого мышления. Другими словами, чем больше мастерства в руках ребенка, тем умнее ребенок», — говорил В. Сухомлинский. Вот почему в дошкольном возрасте так важно обучение изобразительному искусству. Они служат для улучшения культурного и эстетического воспитания детей. Мы должны научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство домашней обстановки. Во время изобразительной деятельности развиваются навыки работы с руками и зрительно-моторная координация, которые необходимы для подготовки ребенка к письму.

Визуальная деятельность — это специфическое образное восприятие действительности. И как любая познавательная деятельность, она имеет огромное значение для умственного формирования детей. Овладение умением рисовать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, придать форму любому предмету, необходимо сначала познакомиться с ним, запомнить его форму, размер, конструкцию, цвет, расположение частей.

Постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о многообразии форм пространственного расположения объектов окружающего мира, разных размеров, разнообразии оттенков цветов очень важно для умственного развития детей. При организации восприятия предметов и явлений важно обратить внимание детей на изменчивость форм, размеров (ребенок и взрослый), цветов (растения в разное время года), различное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерно, рыба плавает в разных направлениях и т.д.).

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Способность к анализу развивается от довольно общего и грубого различия к более тонкому. Активно приобретенное узнавание объектов и их свойств закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается язык детей: изучение и называние форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словарного запаса; высказывания при рассматривании предметов, обследовании объектов, зданий, а также рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Как отмечают психологи, характеристики, навыки и умения, которые дети приобретают в рисовании, коллаже и конструировании, имеют большое значение для различных видов деятельности и психического развития детей.

Визуальная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений об объектах требует приобретения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, размере, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают объекты, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Таким образом, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет социальную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для других. Он/она хочет, чтобы его/ее рисунок что-то говорил, чтобы сам натурщик был узнаваем. Социальная направленность детской графики отражается и в том, что в детских работах передаются явления общественной жизни.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для формирования рисунка необходимо приложить усилия, реализовать рабочие действия, овладеть определенными навыками. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала детей интересуют движения карандаша или кисти, следы, которые они оставляют на бумаге; постепенно появляются новые мотивы для творчества — желание добиться результата, создать определенный образ.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые понадобятся в дальнейшем для выполнения различных работ, приобретают ручные навыки, позволяющие им чувствовать себя самостоятельными.

Понятие «графические навыки» и особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста

Развитие письменной речи не может быть успешным без овладения техникой самого письма, без овладения графическими навыками.

Опыт показывает, что обучение письму остается одним из самых трудных и сложных этапов для начинающих школьников. Процесс формирования навыков не представляет интереса, более того, это не хобби для детей. Нет возможности осознанно формировать правильные графические навыки. Знакомство с письмом — это скорее работа над контурами отдельных его элементов, чем над его целостным написанием.

Недостаточная теоретическая разработка проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют нас вновь искать ее дальнейшее теоретическое и практическое решение.

Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графический». С лингвистической точки зрения «графика» определяется как начертание письменных или печатных знаков, букв.

По мнению экспертов и практиков, формирование графомоторных навыков — это длительный и сложный процесс.

Исследования Т.С. Комаровой и Н.П. Сакулиной показывают, что успешное овладение рисованием облегчает обучение письму в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с инструментами оставляет на бумаге следы в виде линий. Она требует определенной осанки тела и рук, умения держать карандаш, шариковую ручку (Карандаш или шариковая ручка лежит на среднем пальце, сверху ее держит указательный палец. Сторона большого пальца, рука лежит на мизинце, пальцы сжаты без напряжения). Развитие мышц у детей происходит неравномерно. Вначале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позже — мышцы кисти. Поэтому к шести годам дети способны работать пальцами, а в 6-7 лет они уже успешно занимаются такой деятельностью. В этом возрасте возможно постепенное обучение письму. Однако упражнения по письму не должны быть слишком длительными, чтобы не утомлять мышцы рук, которые еще не так сильны. При письме необходимо освоить элементы букв с учетом каллиграфии, то есть их правильное расположение на линейках и клетках, пропорциональное соотношение соответствующего нажима, соединение букв. Письмо в большей степени, чем рисование, требует ограничения движения руки в определенном пространстве линейки, точного выполнения задания.

В рисовании дети изображают объект, проводя линии в разных направлениях, разной толщины и длины. Движения их рук контролируются визуально и ограничены плоскостью страницы, но это ограничение не требует особого внимания и силы воли, как при письме. От рисовальщика требуется использовать разнообразные линии для передачи пространственных свойств изображаемых объектов. Это сравнение письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые условия для успешного овладения письмом. Например, когда дети учатся рисовать в подготовительной группе, они овладевают свободным использованием карандаша и кисти, учатся регулировать свои движения по скорости и силе нажима, что приводит к плавности и регулярности движений руки, необходимых для письма. При рисовании объектов различной формы, размеров, пропорций приобретается способность сохранять определенное направление движения и применять это направление по мере необходимости, сохранять нужную длительность движения, учитывая размеры объекта по ширине и длине.

Постепенное формирование способностей

Особенность рисования заключается в том, что для его реализации важно развивать не только руку, но и руку и глаз вместе; зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах формирования изображения. Глаз оценивает полученное изображение и корректирует его, если оно не соответствует сформированному образу объекта. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается — рука осознает движение, чувствуя, как оно идет в руку, и рисовальщик может выполнять движение почти не глядя. Однако визуальный контроль нельзя полностью убрать, так как без него невозможно передать образ объекта, его свойства в нем. Правильные технические навыки и умение формируются не сразу, а постепенно, от класса к классу, при условии, что учитель уделяет внимание и учит детей правильным способам действий. В результате продуманного процесса обучения рисованию, где освоение правильных способов происходит не в результате сухих упражнений, а когда ребенок решает интересные, разнообразные рисуночные задачи (детям предлагается нарисовать и раскрасить любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и многое другое, что их окружает, пробуждает их любопытство, желание рассматривать и изображать).

Об основных качествах движения, необходимых для овладения письмом, пишет С.Л. Рубинштейн:

  1. Скорость (быстрота траектории);
  2. Мощность;
  3. Темп (количество движений за определенный период времени, зависит не только от скорости, но и от пауз между движениями);
  4. Ритм (время, пространство, сила);
  5. Координация
  6. Точность и аккуратность;
  7. Масштаб;
  8. Пластичность и ловкость.

Для детей старшего возраста неоднократно подчеркивается, что необходимо развивать смелость движений, быстрый темп и энергичный напор, а также ритмичность движений, воспитывать штриховку, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма.

Таким образом, обучение изобразительной деятельности можно рассматривать не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как способ их духовно-нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, определяющих подготовку детей к овладению письмом.

Рисование имеет большое значение, так как оно тесно связано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма ребенок осваивает графическую позу, учится соразмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки по слову наставника (учителя).

При обучении рисованию и письму происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, регулируются усилия давления руки.

Роль изобразительной деятельности в подготовке ребенка к школе

Учитывая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка-дошкольника, особенно важно определить возможности обучения рисованию при подготовке детей в детском саду к школе. Такая продуктивная деятельность, как рисование, имеет неоценимое значение для всесторонней подготовки к школе. Эта подготовка включает в себя формирование психологической готовности, которая складывается из компонентов учебной деятельности психологической направленности на обучение, осуществление правильной деятельности и способности заниматься, а также специальной (профессиональной) подготовки. Формирование элементов учебной деятельности имеет важное значение для готовности к школе. Способность ребенка анализировать ход действий — важный компонент учебной деятельности, без которого изобразительная деятельность не может быть успешно реализована. Организуя свои действия по созданию картинки, ребенок должен контролировать их, сравнивать с имеющимся у него пониманием того, как их использовать, при необходимости корректировать их и стремиться использовать многочисленные, эффективные способы представления, соответствующие задаче создания картинки. Исследования Е.В. Горбатовой показали, что в процессе выполнения упражнений по рисованию у детей старшего дошкольного возраста могут формироваться контрольные действия 3 типов: Контроль результата, контроль способа действия и предпосылки для опережающего контроля.

Сначала детям показывают, как выполнять управляющие действия, а затем обращают их внимание на необходимость управлять картинками. Это приводит к тому, что дети самостоятельно используют управляющее действие. Обучение этим действиям осуществляется с помощью игровых приемов, в образной и эмоциональной форме, и поэтому оно не противоречит образно-творческому характеру изобразительной деятельности, наоборот, его применение способствует совершенствованию создаваемых образов, их углублению и улучшению качества изображения, в целом это вызывает у детей чувство удовлетворения, повышает их интерес к деятельности, стремление как можно лучше ее выполнить, овладеть и использовать для этого изобразительные средства. В то же время улучшается их подготовка к школе. Дети приобретают навыки, необходимые для обучения в школе; формируется потребность владеть собой в любой работе. Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в визуальной деятельности даны все условия, является оценка результата. Дети учатся использовать оценочные действия как в процессе создания картины, так и при ее завершении, компонуя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. Они формируют способность оценивать результат с точки зрения уровня и качества выполнения поставленной картинной задачи.

Важную роль в осуществлении подготовки к школе играет развитие психологической готовности к обучению. Это воспитание воли к обучению, желания узнавать новое, овладевать навыками, быть целеустремленным и организованным, внимательно слушать и выполнять указания учителя. Существенным в психологической подготовке детей к школе является развитие способности к регуляции своего поведения, которая заключается в умении управлять своими желаниями, расположить их к интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставить себя учиться, готовить домашние задания. Все эти качества формируются в процессе изобразительной деятельности при условии их правильной организации и управления ими со стороны учителя.

Во время занятий в детском саду осуществляется специальная подготовка детей к школе. Приобретая знания, умения и навыки в рисовании, дети способны успешно справляться с материалом на уроках рисования в школе.

Для готовности к школе важно формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания учителя, понимать поставленную задачу. Чтобы нарисовать, создать картину, ребенок должен применить определенные способы, необходимые для решения этой изобразительной задачи. Умение контролировать свою работу, приобретенное на уроках изобразительной деятельности, также поможет ребенку при выполнении заданий в школе.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности реализуются различные аспекты воспитания: сенсорный, духовный, эстетический, нравственный.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе
  2. Анализ урока
  3. Организация педагогического исследования
  4. Система экологического воспитания с примерами
  5. Образ современного классного руководителя
  6. Моделирование в экологическом воспитании
  7. Способы организации педагогического общения
  8. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
  9. Проектирование педагогического объекта
  10. Теория созревания