Для связи в whatsapp +905441085890

Изотерапия как метод психологической коррекции — Правила проведения занятий по изотерапии

Рисуночная терапия (изотерапия) — это терапевтическое воздействие, коррекция с помощью изобразительной деятельности, которая позволяет заключенному почувствовать и понять себя, свободно выражать свои мысли и чувства, избавиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать свои мечты и надежды. Это не только отражение окружающей и социальной действительности в сознании осужденных, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из способов выполнения программы совершенствования тела.

Теоретическая основа терапии с помощью изобразительного искусства исходит из психоаналитических взглядов 3-го Фрейда, аналитической психологии К. Юнга, который подтвердил идею оригинальных и универсальных символов собственным рисунком, и динамической теории Наумбурга о терапевтической помощи с помощью графического самовыражения. Впоследствии на развитие арт-терапии оказали сильное влияние гуманистические психотерапевты.

Рисование развивает сенсорно-моторную координацию. Его преимущество в том, что он требует скоординированного участия многих психических функций.

Рисуя, осужденный дает волю своим чувствам, желаниям и мечтам, реконструирует свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми запутанными, неприятными и травмирующими образами. В результате рисунок выступает как способ осознания своих возможностей и окружающей среды, как способ моделирования отношений и выражения различных эмоций, в том числе и негативных, поэтому рисунок широко используется для устранения психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов и страхов.

Во многих случаях применение изотерапии выполняет психотерапевтическую функцию, помогая заключенному справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушения поведения.

Необходимо учитывать, что визуальные материалы и изображения являются для любого человека средством психологической защиты, к которому он прибегает в сложных ситуациях. Это связано со способностью образа долго удерживать переживания, не давая им иссякнуть, а также со способностью отдалять переживания за счет механизма проекции. Образ может выступать в качестве специального контейнера (памяти) для осужденного, в котором его тяжелые переживания могут храниться до тех пор, пока он не сможет их осмыслить или принять. Защитная функция пространства, материала и изобразительного представления заключается также в том, что они обеспечивают возможность регрессии психики и тем самым необходимую степень «открытости» заключенного для психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в визуальном процессе приводят к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции, так что опыт, запечатленный в визуальной продукции, становится легкодоступным для восприятия и анализа.

Изотерапия как метод психологической коррекции - Правила проведения занятий по изотерапии

Правила проведения занятий по изотерапии

первый этап — это знакомство с заключенным (группой) и оценка того, что он/она (каждый из них) хочет и может делать. Здесь важно получить согласие заключенного на участие в занятиях, так как терапевтический эффект возможен только при соблюдении принципа добровольности.

После того как заключенный дал свое согласие, с ним согласовывается формальная часть: Время, место, частота и количество сеансов. Эксперты считают, что наиболее эффективными являются регулярные и постоянные занятия. Например, занятия проводятся в течение одного часа, раз в неделю, в один и тот же день, примерно в одно и то же время и в одном и том же месте, и ведет их один и тот же человек.

когда заключенный приходит на свою первую сессию, его приветствует психолог, ведущий сессию, и рассказывает три простых правила поведения, которые можно вспоминать в начале каждой сессии:

  • не причиняйте себе вреда;
  • не причинять вреда другим;
  • не портите помещение и материалы.
  1. Ориентация необходима перед постановкой задачи. Можно рассказать историю, (короткий) рассказ, стихотворение.
  2. после настройки устанавливается основная задача: Психолог говорит заключенному, что у него есть один час, чтобы представить то, что он хочет, и выразить этим свое мнение. Обычно заключенные сами выбирают, что рисовать и какие материалы использовать, но в зависимости от ситуации (например, если они долго не могут ничего придумать) или в зависимости от цели, это может быть конкретное задание.
  3. свободные темы должны предлагаться как можно чаще, а специальные упражнения и задания — только если психолог чувствует в них сильную потребность, а не потому, что ему это нравится.
  4. в конце сеанса снова проводится корректировка, психолог прощается и напоминает клиенту о следующем сеансе. Если следующий сеанс будет последним, необходимо об этом сказать.
    В структуре сеанса арт-терапии в изотерапии выделяются две основные части:
  • Невербальный, творческий, неструктурированный. Основным средством самовыражения является изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются различные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% занятий);
  • вербальные, апперцептивные и более формально структурированные. Она включает в себя как вербальное взаимодействие, так и интерпретацию нарисованных объектов и возникающих ассоциаций. Используются механизмы невербальной экспрессии и визуальной коммуникации (30% занятия).

Способы работы с готовыми рисунками

  1. показать все рисунки одновременно, посмотреть на них и сравнить, найти общее и различное содержание.
  2. изучение каждого рисунка в отдельности (он переходит из рук в руки, а участники обсуждают его психологическое содержание).
    В проективном рисунке отражается непосредственное восприятие человека в определенной ситуации и различные, часто бессознательные и невербализуемые переживания.

Основные фазы коррекционного процесса при использовании изотерапии

  1. занятия проводятся таким образом, что заключенный делится своими чувствами, возникающими во время рисования, своими чувствами, связанными с подходом к выполнению и решению задачи, с самой работой и с процессом рисования. В результате заключенный лучше осознает себя.
  2. психолог пытается заставить заключенного рассказать о своих впечатлениях от рисунка и по-своему описать картину. Это следующий уровень самосознания.
  3. на более глубоком уровне самосознания осужденный углубляется, обсуждая развитие частей картины, делая их более четкими, добиваясь большей ясности, описывая формы, цвета, изображения, предметы, людей.
  4. психолог просит задержанного описать картину, как если бы она была о нем самом, используя слово «я».
  5. определенные объекты на рисунке выбираются так, чтобы заключенный мог их с чем-то отождествить.
  6. при необходимости задайте заключенному вопросы, чтобы облегчить задачу: «Чем вы занимаетесь?», «Кто вас использует?», «Кто вам ближе всех?». Эти вопросы помогают войти в рисунок с ним и открывают различные возможности для установления отношений и осуществления терапевтического процесса.
  7. на этом этапе достигается дальнейшая концентрация внимания осужденного, восприятие обостряется за счет выделения, а деталь побуждает как можно глубже работать с конкретной частью картинки, особенно если у него достаточно энергии и вдохновения или наблюдается их необычный недостаток.
  8. психолог просит заключенного обратить внимание на цвета, предлагая, как он должен нарисовать картину.
  9. наблюдаются внешние проявления поведения: Заметность в тоне голоса заключенного, позе, мимике, жестах, дыхании, паузах. Молчание может означать контроль, размышления, воспоминания, подавление, тревогу, страх или осознание чего-то.
  10. Психолог работает над идентификацией, помогая заключенному соотнести сказанное с описанием рисунка или его частей.
  11. На этом этапе рисунок откладывается в сторону, и прорабатываются реальные жизненные ситуации или истории, возникшие на основе рисунка.
  12. Психолог отмечает, есть ли в рисунках пропуски или пробелы, и обращает на них внимание.
  13. Психолог фокусируется на вещах, которые наиболее важны для заключенного, или на вещах, которые кажутся наиболее важными самому заключенному.

Арт-терапия как метод коррекции невротических расстройств у детей

Уже в 1930-х годах психоаналитики предложили метод арт-терапии для коррекции эмоциональных и личностных проблем ребенка. Арт-терапия — это особая форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная цель арт-терапии — развитие самовыражения и самопознания ребенка. Арт-терапия включает в себя не только терапию рисунком. Сюда же относятся такие виды продуктивной деятельности ребенка, как лепка, коллаж, изготовление масок, глиняных фигурок, конструкций из подручных материалов (проволоки, ткани, веревок и т.д.). На практике существуют две формы арт-терапии — пассивная и активная. При пассивной форме арт-терапии ребенок рассматривает картинки, поделки, то есть потребляет произведения искусства. При активной арт-терапии ребенок создает продукты деятельности. В исследованиях психологов давно установлено, что рисунки детей не только отражают уровень психического развития и индивидуальные личностные характеристики, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисование действует как средство укрепления чувства идентичности ребенка и помогает ему узнать о себе и своих способностях.

Р. Alshuler (1947) и E. Крамер (1975) выделяет четыре типа картинок, которые отражают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуальные особенности личности ребенка. Это бесформенные и хаотичные каракули, условные стереотипные схемы, пиктограммы и собственно художественные произведения. Например, каракули, представляющие раннюю стадию

Детский рисунок и может выражать чувство беспомощности и одиночества в пожилом возрасте. Стереотипные схематические изображения и пиктограммы в пожилом возрасте могут отражать сублимацию подавленных желаний или потребность в защите. Символические образы отражают подавленные аффекты в форме сублимации. Цвет играет особую роль. Например, преобладание серых тонов, а также темных цветов отражает отсутствие жизнерадостности, а яркие насыщенные цвета отражают активный жизненный тонус, оптимизм.

В отечественной психологии методы арт-терапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (М.Е. Бурно, 1989) и неврозов у детей (А.И. Захаров). Арт-терапия наиболее эффективна для коррекции тревожности у детей и подростков. А.И. Захаров выделяет несколько этапов в коррекции тревожности у детей посредством рисования:

1) За месяц до коррекции дети приносят свои рисунки психологу и показывают их другим детям в группе. Это активизирует ребенка, вызывает интерес к рисованию.

2) На втором этапе занятий по рисованию темы для рисунков выбирают сами дети. Психолог анализирует тему ребенка, которая имеет диагностическое значение.

3) На третьем этапе занятия детям предлагаются тематические рисунки: «В детском саду», «На улице», «Я дома», «Моя семья», «Какие страшные сны мне снятся», «Кого я боюсь», «Мой самый страшный день».

4) Четвертый этап деятельности направлен на устранение страхов. Психолог составляет с ребенком список страхов, а затем предлагает ему нарисовать их.

Анализируя рисунок ребенка, психолог должен каждый раз выражать одобрение, вызывая у ребенка чувство гордости за выполненное задание. В некоторые дни психолог проводит индивидуальный просмотр рисунков. Ребенку снова и снова показывают его рисунки и спрашивают, боится ли он сейчас. Отказ ребенка обязательно должен быть подкреплен похвалой. Остальные страхи рисуются снова. Психолог предлагает ребенку нарисовать то, чего он больше не боится. Такая ориентация является дополнительным стимулом для преодоления страха.

Сеансы рисуночной терапии могут быть структурированными и неструктурированными. На структурированных занятиях психолог предлагает тему для рисования. В конце занятия рисунки обсуждаются вместе с детьми. Во время неструктурированных занятий дети самостоятельно выбирают тему.

Обязательное одо­брение

Важным принципом арт-терапии является обязательное согласие и принятие всех продуктов изобразительной деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы и качества.

Например: Сурен К., 9 лет 7 месяцев, во время землетрясения в Спитаке оказался под завалами, где он пробыл четыре дня вместе со своим учителем и одноклассниками. Трое детей из класса скончались от тяжелых травм, а у мальчика была травма правой руки, по поводу которой он наблюдался в хирургическом отделении. Жалобы родителей и персонала на постоянный плач по ночам, беспокойство, склонность к эмоциональной замкнутости, тики на лице. Мальчика осмотрел невролог и посоветовал обратиться к психологу.

Мальчик легко общается и проявляет интерес к занятиям. Он обращает внимание на некоторую настороженность и проявление тревоги при упоминании землетрясения. С мальчиком была проведена рисуночная терапия. На начальных этапах психолог организовывал неструктурированные сессии. Ребенку предложили фломастеры и блокнот для зарисовок и попросили нарисовать то, что он хочет. Мальчик охотно участвовал в этом занятии. На первом рисунке он изобразил красные «языки», означающие дождь. Изображения людей на рисунке не было. Сильный принт привлекает внимание, указывая на высокий эмоциональный стресс у мальчика. Во время следующих сеансов на рисунках мальчика также наблюдалось эмоциональное напряжение, но цветовой фон стал более спокойным. На вопрос психолога: «Как бы вы назвали свою картину?» мальчик ответил: «Несчастье. Психолог обратил внимание на качество рисунка мальчика и предложил приколоть его к доске, где висели другие рисунки. Мальчик охотно согласился. Во время последующих неструктурированных занятий на рисунках мальчика стали появляться человеческие фигуры и дома. Мальчик представлял себя на фоне рушащегося дома. На вопрос психолога: «Как мы назовем этот рисунок?» мальчик ответил: «Это землетрясение, я видел его, я был там, я сидел в обломках, было холодно и страшно. На этапе структурированного рисования психолог предложил мальчику нарисовать «пещеру», в которой он находится. Мальчик

сопровождали процесс рисования комментариями: «Было холодно, учительница обняла меня, я плакала, Карина (одноклассница) сначала кричала, потом плакала, а потом спала. На следующих занятиях психолог предлагал ребенку следующие темы: «Тебя спасли спасатели», «Ты в больнице», «Ты встретил маму и папу», «Ты приехал в Ленинград»,….. «Твои друзья в палате», «Мой врач», «Скоро каникулы». Анализ результатов коррекции показал высокую эффективность — нормализовался сон, уменьшились тики, ребенок стал более общительным. Его мать обратила внимание психолога на то, что он больше не боится темных комнат. После индивидуальных занятий мальчик был зачислен в психокоррекционную группу для закрепления достигнутых результатов.

Коррекция детей

Музыкальная терапия часто используется в психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями. В психологической литературе выделяют четыре основных направления коррекционного воздействия музыкотерапии:

  1. эмоциональная активация во время вербальной психотерапии.
  2. регуляторное влияние на психовегетативные процессы.
  3. развитие навыков межличностного общения.
  4. Повышение эстетических требований.

В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают:

  • Катарсис — эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния;
  • обучение новым способам эмоционального выражения;
  • повысить социальную активность и т.д. (Завьялов, 1995).

Традиционно выделяют следующие варианты музыкальной терапии: рецептивная музыкальная терапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционным намерением, и активная, которая предполагает коррекционно направленную, активную музыкальную деятельность.

Выделяют три формы рецептивной психотерапии:

  1. коммуникативная — совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимного контакта, взаимопонимания и доверия.
  2. Реактивный, помогает при катарсисе.
  3. в результате чего он способен снизить нервное и психическое напряжение.

В работе с детьми полезно использовать оба варианта музыкально-психологической коррекции. Актив часто используется в групповой деятельности с целью объединения группы и эффективности группового взаимодействия. Например, хоровое пение, исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах или с помощью ложек, расчесок и т.д.

Целесообразно использовать рецептивную музыкотерапию для решения конкретных психокоррекционных задач: Оптимизация общения членов группы, создание доверительной эмпатической атмосферы в группе, снижение эмоционального дискомфорта и т.д.

Опыт нашей работы показал, что дети с внутрипсихическими конфликтами предпочитают тихую, спокойную, нежную и мелодичную музыку. Способствует снижению тревоги, страха, улучшению настроения, особенно на начальном этапе общения с ребенком. Положительное влияние музыкальной терапии выражается также в повышении активности и эмоциональности ребенка. Ритмичная музыка, которую можно использовать в группе для упражнений с мячом, кеглями и т.д., оказывает активизирующее воздействие на ребенка с эмоциональными проблемами, особенно проблемами в межличностном общении.

Следует подчеркнуть, что помимо положительного отношения детей к музыкальным произведениям, может быть и отрицательное отношение, вызванное негативными ассоциациями, которые вызывает у ребенка музыка, неподготовленностью ребенка к восприятию музыки, а также индивидуальными психологическими особенностями.

Соответственно, в психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями целесообразно применять разнообразные психокоррекционные методики с обязательным учетом выраженности эмоциональной проблемы, направленности конфликта, особенностей социального окружения ребенка, его индивидуально-психологических особенностей.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие памяти у младших школьников
  2. Структура общения в психологии
  3. Влияние уровня развития внимания на учебную успеваемость подростков — Внимание как психологический феномен
  4. Психотерапия сексуальных расстройств
  5. Особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста
  6. Мотивационная сфера спортсменов-инвалидов разных нозологических групп
  7. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий эмоций
  8. Воображение и внимание
  9. Взаимосвязь тревоги и депрессии
  10. Социально-педагогическая поддержка подвергшихся насилию детей