Для связи в whatsapp +905441085890

К. Маркс и его философия — Философские идеи Маркса

Карл Маркс (1818-1883) — создатель диалектической материалистической философии (совместно с Ф. Энгельсом) — основоположник марксизма, философской, экономической и политической доктрины.

К. Маркса волнует традиционная для европейской мысли проблема отчуждения человека в обществе, где доминирует частная собственность на средства производства, и он ищет пути преодоления этого отчуждения. Поскольку основой любого вида отчуждения является экономическое отчуждение или отчужденный труд, К. Маркс занимается концептуальным анализом природы и характеристик капиталистической экономической системы. На смену проблемам личности приходят социальные проблемы. К. Маркс использует диалектический метод, разработанный Г. В. Ф. Гегелем. С ним движущая сила — не разум, а материя.

К. Маркс подчеркивает, что для него идеалом является не демиург всего, а «материал, пересаженный в человеческую голову и преображенный в нее». Движущей силой общества является ориентированное на действия отношение человека к окружающему миру, главным звеном которого является материальное производство. В этой интерпретации материя не является неизменной субстанцией; она является исторической и динамичной.

Это также лежит в основе теоретико-познавательной концепции. К. Маркс переосмысливает традиционную онтологию материализма, в которой активен только познающий субъект, в то время как познающий объект всегда пассивен.

В процессе познания исследователь имеет дело не с самой природой, а с субъективно заданной природой как с чувственной деятельностью, как с практикой. Познание — это сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта.

По словам К. Маркса, философия призвана не только объяснять мир, но и изменять его. В социально-философском аспекте К. Маркс опирался на традиции Просвещения. Маркс опирался на традиции Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс и рассматривал развитие общества как естественный исторический процесс изменения социально-экономических традиций.

K. Материалистическое понимание Марксом истории — это исторический материализм — распространение материализма на общественную жизнь, историю.

К. Маркс абсолютизировал социальные антагонизмы, классовую борьбу и насилие, отрицал возможность прогрессивного развития общества.

K. Маркс рассматривал философию как руководство к действию с целью революционного преобразования общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не знала бы классовых антагонизмов.

Маркс и Энгельс настаивали на единстве революционной теории и практики в международном рабочем движении. Вместе они разработали научную программу, стратегию и тактику пролетариата, обосновали его всемирно-историческую роль как создателя нового общества, необходимость создания его революционной партии, проведения социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Маркс и Энгельс были пропагандистами пролетарского интернационализма и организаторами первых международных ассоциаций рабочего класса — Лиги коммунистов и 1-го Интернационала. Они рассматривали приверженность принципам интернационализма как неотъемлемую черту подлинно пролетарской партии. Маркс и Энгельс постоянно указывали на творческий характер революционной теории.

К. Маркс и его философия - Философские идеи Маркса

Философские идеи Маркса

Идеи марксизма сыграли чрезвычайно важную роль в европейской и мировой истории XIX — XX веков. Их влияние на социально-экономическую и духовную жизнь мира, основательно подорванное к концу XX века, нельзя отрицать и сейчас.

Марксизм не был преимущественно философской доктриной, но в его становлении и историческом развитии философские идеи и концепции имели существенное значение. Как своеобразный сплав общественно-политических, экономических и философских идей, в котором каждая из «составляющих» находила свою поддержку и оправдание в других, она являлась выражением одного из влиятельных направлений мирового социалистического движения, его идеологии и практики.

Карл Маркс родился в Трире в семье адвокатов. Будучи студентом Берлинского университета, он подружился с «Докторским клубом», кружком молодых преподавателей, увлеченных демократическими идеями. Важную роль в ее развитии сыграла гегелевская философия, которая использовалась в критических целях. Окончив университет и защитив диссертацию («Различие между философией природы Демокрита и философией природы Эпикура», 1841), Маркс бросил академическую карьеру и обратился к журналистике. В оппозиционной Рейнской газете он опубликовал серию поразительных статей, которые были нацелены на прусский абсолютизм и его идеологических поклонников. После закрытия газеты он переехал в Париж и вместе с А. Руге приступил к редактированию «Немецко-францисского ярбуха». В это время К. Маркс пересматривал Л. Фейербах критиковал иллюзорное сознание (религию и гегелевский идеализм) в контексте предполагаемой веры в социалистическое будущее человечества и критиковал своих недавних товарищей по оружию — молодых гегелийцев. В то же время он выковал свой творческий альянс и завязал крепкую дружбу с Ф.Энгельсом. В 1848 году К. Маркс и Фридрих Энгельс написали «Манифест Коммунистической партии» от имени II съезда Лиги коммунистов, который проходил в Лондоне. После поражения революции 1848/49 года в Германии К. Маркс постоянно проживал в Лондоне. Первые годы его жизни были посвящены пониманию уроков революции и его политической деятельности, что привело к основанию Первого Интернационала (1864 г.). С 1850 года он возобновил изучение политэкономии. В 1867 году он опубликовал 1-й том «Капитала», главного теоретического труда Маркса. Последующие тома (2 и 3) были подготовлены к изданию Ф. Энгельсом (1885, 1894), а 4-й том был издан в СССР в полном объеме только в 1954 — 1961 годах.

В студенческие годы Маркс принадлежал к так называемому «молодому гегелианству», левому крылу последователей Гегеля, целью которого было активизация критического потенциала гегелевской философии и обращение присущего ей духа исторической диалектики против «окаменелых орденов», догм и предрассудков немецкого общества того времени. В развитии молодого гегелевского мировоззрения, а также в формировании философских идей Маркса философия Людвига Фейербаха сыграла значительную роль, например, в его работах «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы о реформе философии» (1843) и др. Влияние идей Фейербаха и их реинтерпретация позволили Марксу пойти своим собственным и независимым путем.

Критика человеческого сознания

Критика молодыми гегельянами религии, политики, права, морали была лишь критикой сознания, основанной на убеждении, что ложное сознание может быть низвергнуто силой критического оружия самой мысли, присвоившего истину. В саркастической и ироничной манере главный конфликт с Фейербахом и молодыми гегелийцами был представлен Марксом и Энгельсом в их книге «Немецкая идеология» (1846 г., первая полная публикация 1932 г.) следующим образом: «До сих пор люди всегда формировали ложные представления о себе, о том, какими они являются или какими должны быть». Потомки их умов захватили власть над ними. Они, создатели, поклонились своим творениям. Давайте освободим их от иллюзий, от идей, от догм, от воображаемых существ, под игом которых они томятся. Давайте восстанем против этого царствования мысли. Научите их, как заменить эти иллюзии с мыслями, которые соответствуют природе человека, говорит один, как критиковать их, говорит другой, как выбросить их из головы, говорит третий, — и существующая реальность рухнет».

Эти невинные и детские фантазии составляют ядро новейшей юношеской гегелевской философии, которую в Германии не только воспринимают с чувством ужаса и трепета, но и сами философские герои преподносят торжественное осознание своей сотрясающей мир опасности и преступной безжалостности».

Таким образом, развитие постгегелевской философии ознаменовалось новой ситуацией, потребовавшей иного отношения к сознанию и переосмысления его целей. Перед Марксом стояло несколько по существу родственных и разнородных задач и линий мысли. Они включали в себя следующее:

  • Критический рассказ о «скрытой» природе превратностей мира человеческой жизни, ответственных за возникновение и эффективность иллюзорного сознания (различного рода идеологии);
  • Позитивное представление о человеке и его деятельности (в том числе о его сознании) в пространстве исторического бытия.
  • Обновление способов теоретического осмысления действительности, разрыв с оспариваемыми приемами и методами идеологического сознания, включая философское сознание, которое изначально рассматривалось как таковое.

Концепция Преобразованного Мира. Критика религии, гражданского общества и государства.

Интерес, который Маркс вызывает к коммунистическому движению в начале 1940-х годов, заставляет его отказаться от своих демократических и либеральных взглядов и выступить с радикальной критикой того общества, чье иллюзорное сознание было естественной заменой. «Ближайшая задача философии на службе истории — после разоблачения священного образа самоотречения человека — разоблачить самоотречение в его не священном образе». Таким образом, критика небес становится критикой земли, критика религии — критикой закона, критика теологии — критикой политики». В отличие от молодых гегелийцев, для Маркса главным объектом его критики было не столько само ложное сознание, сколько те общественные порядки, которые придают этому сознанию действенность и стабильность (в том числе и идеология либерализма и демократического правового сознания как формы буржуазно-классового сознания). Эта критика была вдохновлена идеей широкой эмансипации человека, которую он отличал от политической эмансипации, уже укоренившейся в ряде европейских государств во время буржуазных революций.

Человек — эгоистическая личность

Политическое освобождение является логическим следствием доминирования человека различными формами отчуждения. «Феодальное общество было разложено и сведено к своей основе, человеку, но к тому типу человека, который действительно был его основой, эгоистичному человеку». Поскольку он был главным условием политического государства, он был признан таковым в правах, которые ему соответствовали. Маркс отмечает, что ни одно из так называемых прав человека не выходит за рамки эгоистического человека, человека как члена буржуазного общества, закрытого в своих частных интересах и озабоченного лишь сохранением своей собственности и эгоистической личности.

Было также укреплено место религии в политически эмансипированном обществе. «Это уже не дух государства, в котором человек ведет себя — хотя и ограниченно, в особой форме, в особой сфере — как родовое существо, в общении с другими людьми; он стал духом буржуазного общества, сферой эгоизма, в которой царит беллум против омниумов. Его сущность уже не выражает общность, а различие». Это раздвоение человека на государственного и частного, передача религии от государства гражданскому обществу, является завершением политической эмансипации. Религиозный дух теперь реализуется в светской форме, которая оказалась осуществимой именно в демократическом обществе. «Не христианство, но человеческая основа христианства является фундаментом этого государства». Религия остается идеальным, немирным сознанием ее членов, ибо она является идеальной формой того этапа человеческого развития, который реализуется в этом состоянии». Человеческий суверенитет — это фантастический образ, мечта, постулат христианства, появившийся как воплощенный светский принцип.

В критической и морализаторской риторике Маркса о буржуазном обществе важное место занимает обличение его самых разнообразных проявлений, основанное на правиле эгоизма и практических потребностях. Таким образом, деньги представляются им как бог практической нужды, как своего рода олицетворение глобального зла. В полемике против так называемой политической эмансипации иудаизма Маркс использует свой популярный имидж для критики как самого буржуазного общества, так и секуляризованного в нем христианства. «Деньги — ревнивый Бог Израиля, перед лицом которого не будет другого Бога…..

Бог иудеев стал мирским, стал Богом мира. Законопроект — настоящий бог еврея. Его Бог — всего лишь иллюзорный счет». Отметив, что иудаизм достигает своей высшей точки наряду с уничтожением буржуазного общества, причем последнее является плодом именно христианского мира, он приходит к выводу, что только под властью христианства все национальные, природные, нравственные, теоретические отношения стали чем-то внешним по отношению к человеку, и что мир эгоистичных, атомистичных, враждебных друг другу личностей, пронизанных эгоизмом, занял место племенной общины. «Христианство выросло из иудаизма». Он снова стал евреем. Христианин с самого начала был теоретизирующим евреем; поэтому еврей — практичный христианин, а практичный христианин снова стал евреем….. Только после этого иудаизм смог достичь мирового господства и превратить отчужденного человека, отчужденную природу, в отчужденные объекты, в объекты купли-продажи, в рабовладельческую зависимость от эгоистических нужд, в меркантилизм.

Современный экономический факт

Поскольку буржуазное общество «постоянно производит еврея из своих глубин», то социальное освобождение еврея — это «освобождение общества от иудаизма».

Таким образом, преобразованное мировоззрение, которое вырабатывают это общество и государство, является достоверным свидетельством их собственной преобразованной природы. Борьба с религией косвенно является борьбой с этим обществом, чьим «духовным утешением» является религия.

Религиозные страдания — это одновременно и выражение настоящего страдания, и протест против него. Религия — это дыхание угнетенного существа, сердце бессердечного мира, как и дух бездушного порядка. Религия — это опиад народа.

Что Маркс видит в позитивной возможности эмансипации, преодоления отчуждения и возвращения к самому себе человеческого мира и человеческих отношений? Это связано с образованием класса, «помещенного в радикальные цепи», класса социальной сферы, над которой «нет особого бесправия, а есть вообще бесправие, которое уже не может апеллировать к историческому праву, а может апеллировать только к праву человеческому», словом, сферы, «которая представляет собой тотальную потерю индивида и поэтому может регенерировать себя только через тотальное регенерирование человека». Результатом разложения общества, как особого класса, является пролетариат».

Маркса преследует вопиющее несоответствие между грандиозностью его целей и программ и абстрактной пустотой (компенсируемой, однако, блеском критической риторики) его теоретических концепций. Его критика растет не только по отношению к борцам «за подлинное и чистое сознание» (молодым гегельянам), но и по отношению к качеству самого интеллектуального оружия: философии. Ведь «сама существующая философия принадлежит этому миру и является его дополнением, хотя и идеальным». Оправдано ли его некритичное отношение к самому себе, к собственным предположениям? Вполне возможно, что требования, выдвигаемые в ее названии, «могут быть достигнуты только отрицанием существующей философии, философии как философии….». Маркс все больше склоняется к идее, что преобразование философии в реальность предполагает… отмену самой философии.

В 1844 г. К. Маркс активно занимается изучением экономической и коммунистической литературы и пишет произведение (которое при его жизни оставалось незавершенным и неопубликованным; первое полное издание «Философско-экономических рукописей 1844 г.» — 1932 г.), которое делает значительный шаг вперед по сравнению с публикациями во франко-германском ежегоднике. В ней Маркс разрабатывает контур так называемой гуманистической антропологии, основываясь на критике современных теорий политэкономии и концепции, разработанной им для преодоления отчуждения труда через отказ от частной собственности, и представляет свою первую версию коммунизма и философии истории.

Первые результаты его исследования политэкономии раз и навсегда определили общую оценку Маркса и Энгельса этой науки как слуги капитала, как средства приумножения его богатства. Ориентируясь на экономический успех, она не хочет обращаться к своим собственным помещениям, из которых она производится. Экономико-философские рукописи 1844 г. в значительной степени посвящены анализу этих предпосылок мысли политэкономии, которая стремилась «осмыслить существующую связь между частной собственностью, корыстными интересами, разделением труда, капитала и земельной собственности, между обменом и конкуренцией и т.д., между всем этим отчуждением и денежной системой».

Отправной точкой этого анализа является «современный экономический факт»: «Рабочий становится беднее, чем больше богатства он производит, тем больше возрастает его власть и размер производства». Рабочий становится дешевле, чем больше товаров он создает. В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей, обесценивание человеческого труда возрастает …

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
  2. Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда
  3. Структура сознания. Сознание и бессознательное
  4. Сократ: жизнь, основные философские идеи
  5. Горгий, древнегреческий софист
  6. Мишель де Монтень
  7. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория
  8. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики — Специфика средневековой схоластики
  9. Эллинистическая философия
  10. Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V— XIV вв.)